Лекции по истории древневосточного государственного права. Лекции по истории древневосточного государственного права Насибуллин Рафиль Ахнафович Древневосточное государственное право
Скачать 0.63 Mb.
|
Лекции по истории древневосточного государственного права © Насибуллин Рафиль Ахнафович Древневосточное государственное право 1. Причины и исторические условия возникновения государства: причины существования общины в догосударственный период, родовая община охотников, собирателей, рыболовов (охотничья группа), переход от присваивающего к производящему хозяйству, родовая община земледельцев и скотоводов, управление родовой общиной земледельцев и скотоводов, экзогамия. 2. Причины и исторические условия возникновения государства: соседская община земледельцев и скотоводов, появление имущественного неравенства - социальной дифференциации в соседской общине, создание коллективного фонда соседской общины, отделение функций управления от физического труда, появление чужаков и рабов в соседской общине, возникновение социального неравенства - социальной дифференциации. 3. Причины и исторические условия возникновения государства: появление социальной стратификации (формирование социальных слоёв / групп) – общинной знати и рядовых общинников, возникновение частной и государственной собственности, социальная структура и правовое положение населения. 4. Возникновение и государственный строй ранней монархии: роль природно-климатического (географического) фактора в возникновении первых древневосточных государств, объединение соседских общин (синойкизм), вóждество (чифдом) простое и сложное, возникновение раннего государства – общины-государства, государственный строй общины-государства в древнем Египте, усиление власти правителя и совета знати, создание административного аппарата управления. 5. Возникновение территориальных государств и деспотической монархии в Египте и Месопотамии: возникновение территориального государства в Египте и Месопотамии (конфедерация и федерация), возникновение деспотической монархии в Месопотамии. 6. Государственный строй древневосточной деспотической монархии. 7. Создание мировых империй на Древнем Востоке. Древневосточное государственное право 1. Причины и исторические условия возникновения государства: причины существования общины в догосударственный период, родовая община охотников, собирателей, рыболовов (охотничья группа), эгалитарное общество, принцип меритократии, переход от присваивающего к производящему хозяйству, родовая община земледельцев и скотоводов, управление родовой общиной земледельцев и скотоводов (вождь, совет общины, народное собрание), плужное земледелие и появление избыточного продукта, экзогамия. 2. Причины и исторические условия возникновения государства: соседская община земледельцев и скотоводов, общинное землевладение и переделы земли между семьями, появление имущественного неравенства - социальной дифференциации в соседской общине, создание коллективного фонда соседской общины (священное хозяйство при хозяйстве вождя и священное поле бога), отделение функций управления от физического труда, появление чужаков и рабов в соседской общине, возникновение социального неравенства - социальной дифференциации, выделение слоя должностных лиц в общине, потлач. 3. Причины и исторические условия возникновения государства: появление социальной стратификации (формирование социальных слоёв / групп) в соседской общине земледельцев и скотоводов – общинной знати и рядовых общинников, возникновение частной и государственной собственности (потеря рядовыми общинниками права на коллективный фонд, передача земли коллективного фонда в собственность нескольких должностных лиц общины, появление крупных частных хозяйств, частная собственность рядовых общинников, дворцовое и храмовое хозяйство – государственный сектор экономики, общинно-частный сектор экономики – земли знати и рядовых общинников, поддержка рядовых общинников общиной и государством), социальная структура и правовое положение населения в соседской общине земледельцев и скотоводов (сословие, статус свободы и статус гражданства, субъект права, правоспособность и дееспособность, общинники, чужаки, рабы – право собственности на землю, недвижимые и движимые вещи, рабский пекулий, право заключать сделки, право защищать свои интересы в суде, право вступать в брак, защита жизни, здоровья, имущества, чести и достоинства). 4. Возникновение и государственный строй ранней монархии: роль природно-климатического (географического) фактора в возникновении первых древневосточных государств, объединение соседских общин (синойкизм), территориальная община, вóждество (чифдом) простое и сложное, возникновение раннего государства – общины-государства, маленькое децентрализованное унитарное государство, государственный строй общины-государства в древнем Египте (правитель, совет знати, народное собрание, аристократический политический режим, территориальные общины), усиление власти правителя и совета знати, создание административного аппарата управления, органы управления общиной и административный аппарат управления, три формы налогообложения граждан – натуральная повинность, трудовая обязанность, военная обязанность, прямые и косвенные налоги, территориальные общины и общины-поселения. 5. Возникновение территориальных государств и деспотической монархии в Египте и Месопотамии: возникновение территориального государства в Египте и Месопотамии (конфедерация и федерация, Верхний и Нижний Египет, возникновение единого Египта, создание надобщинного, центрального аппарата управления), возникновение деспотической монархии в Месопотамии, борьба правителя против общинной знати в территориальном государстве, союз правителя с рядовыми общинниками, Шаррумкен в Аккаде (2316-2261 годы до н.э.), создание центрального аппарата управления. 6. Государственный строй древневосточной деспотической монархии: юридическая природа деспотической монархии, преимущества наследственной передачи власти, легальность и легитимность государственной власти, идеологическая основа деспотической монархии, теократическая монархия, правящий класс, причины существования правящего класса, бюрократический аппарат управления - политическая основа деспотической монархии, особенности бюрократического аппарата управления в Китайской монархии, система государственного управления в деспотической монархии, экономическая основа деспотической монархии. 7. Создание мировых империй на Древнем Востоке: понятие и признаки империи (полиэтничность империй, этнос, государственно-образующий этнос, обеспечении единства империи), возникновение и смена мировых империй на Древнем Востоке, управление Ассирийской империей, управление Персидской империей (сатрапии), обособленность Китайской империи, империя Маурьев в Индии. Лекция № 1. Причины и исторические условия возникновения государства: причины существования общины в догосударственный период, родовая община охотников, собирателей, рыболовов (охотничья группа), переход от присваивающего к производящему хозяйству, родовая община земледельцев и скотоводов, управление родовой общиной земледельцев и скотоводов (вождь, совет общины, народное собрание), экзогамия - родовая община земледельцев и скотоводов и род Возникновение государства являлось длительным историческим процессом. Современный человек появился около 40 тысяч лет до н.э. Первые же государства возникли в IV - III тысячелетиях до н.э почти одновременно в двух местах - в долине реки Нил (Египет около XXXIII в. до н.э.) и в Междуречье Тигра и Евфрата (Шумер в середине XXVIII в. до н.э.). Период постепенного формирования государства охватывает время с VIII - по конец IV тысячелетий до н.э. Государству предшествовали такие объединения людей как семья, род, община, этнос. Они сохраняются и с появлением государства. Община в догосударственный период Образованию государства предшествовал догосударственный период, когда государства не существовало, первобытнообщинный строй, структурообразующим элементом которого являлась община. Община представляет собой исторически сложившуюся определённую группу лиц, которые обычно живут в одном месте и находятся в непосредственном общении друг с другом. Община выступала в качестве условия и способа выживания людей. Причинами существования общины в догосударственный период являлись: 1. Общинная организация давала хозяйственные преимущества через кооперацию в добывании продуктов питания, страховала общинников от временной нетрудоспособности или от всякого рода несчастий через взаимопомощь и дарообмен. Первоначальное освоение земли - расчистка участков от леса, осушение болот или наоборот строительство каналов, дамб, плотин для ирригации - системы искусственного водоснабжения и орошения - требовало коллективных усилий. В рамках общинной организации происходило совершенствование специализации и разделения труда. 2. Коллективных усилий требовала и защита земли и людей от посягательств иных общин. Кроме общины, защитить людей тогда было некому. Вне общинного коллектива человек оказывался беззащитным. Его любой, кто сможет, мог убить, отобрать у него имущество, обратить в рабство. 3. Община служила средством социального контроля за поведением своих членов. Угроза изгнания из общины рассматривалась как самая серьезная санкция, направленная на соблюдение социальных норм. 4. Община обеспечивала сохранение и развитие культурного наследия предков. Культура есть опыт деятельности людей, имеющий жизненное значение для данной общности людей2. Этот общезначимый опыт жизнедеятельности людей находит внешнее проявление в таких явлениях как язык, произведения словесности (пословицы, сказки, мифы, легенды, повести, романы и т. п.), музыка, живопись, наука, социальные нормы, в различного вида созданных человеком материальных вещах (орудия, сооружения и т. п.). Культурным является человек, который в достаточной степени усвоил накопленный предшествующими поколениями и его собственным общественно значимый опыт, некультурным - тот, который к нему не приобщился. Овладение культурой означает приобретение не только и не столько знаний, сколько умений. Например, мало знать, как нужно вести себя, нужно уметь вести себя соответствующим образом. Культура не только передается от одного поколения к другому, но обогащается и развивается. Однако никакое обогащение, никакое развитие культуры невозможно без передачи опыта от поколения к поколению. Всякое новое открытие слагается из элементов уже существующих культурных ценностей, согласно принципу «из ничего ничто не происходит». Культура всегда включает в себя как опыт, полученный от предшествующих поколений, то есть традиции, так и собственный опыт нового поколения, то есть инновации. Культурное наследие предков (знания, трудовые навыки, обычаи, обряды, мифы, предания, легенды) необходимо было сохранить, передавать его от поколения к поколению в процессе непосредственного общения друг с другом, и главным образом между людьми разных поколений. Люди старшего поколения могут передавать потомкам не сами предметы материальной культуры (хижины, топоры, горшки, которые недолговечны и быстро изнашиваются от употребления), а только знание и умение их изготовлять и пользоваться ими. В ещё большей мере это относится к духовной культуре: мифам, преданиям, легендам, музыке, обрядам, обычаям. Поэтому люди старшего поколения, пожилые члены общины, знатоки и умельцы передавали молодым ценное наследие предков, обучали их всему, что понадобится в жизни. Виды общин в догосударственный период Общины существовали в непрерывном развитии. В литературе принято выделять два типа общин: 1) Общины родовые или кровнородственные; 2) Общины соседские или территориальные. Оба вида общин всегда существовали во времени. Община имела различные формы у народов с разными типами хозяйства. По типу хозяйства принято различать три вида общин: 1. Родовая община охотников, собирателей и рыболовов, в которой хозяйство основывалось на собирательстве, охоте или рыболовстве, что обычно требовало сезонного перемещения с места на место. 2. Родовая община земледельцев и скотоводов, в которой земледелие требовало более постоянного обитания в едином поселении, что привело к образованию оседлой родовой общины земледельцев и скотоводов. 3. Соседская (территориальная) община земледельцев и скотоводов. В догосударственный период происходил переход от родовой общины охотников, собирателей и рыболовов к родовой общине земледельцев и скотоводов, а затем к соседской (территориальной) общине земледельцев и скотоводов. Изначально любая первобытная община начиналась как родовая, кровнородственная. Одни из общин, проживая в условиях относительной природной защищённости, изолированности (остров в море, оазис в пустыне, ущелье в горах, поляна в непроходимых лесах или болотах), сохраняли свой кровнородственный характер, а другие, оказавшись на открытых пространствах, вынуждены были изменить характер общины с кровнородственного на территориальный. Община может принять форму деревни, либо объединения двух-трех небольших селений. Община состояла из семей. Семья - это союз супругов между собой и союз родителей с детьми. Минимальная численность общины составляла две-три семьи. Верхняя граница общины определялась практической невозможностью установления устойчивых тесных связей с очень большим числом людей. Средний размер общины охотников - до 50 человек, а осéдлой родовой общины земледельцев - 200-300 человек. Разрастаясь численно, общины распадались. |