Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Больше всех получила верховная жрица - 122 гектара (урожай 330 тыс. литров зерна, или около 1800 центнеров).

  • 3. Главный торговый посредник - около 103 гектаров. 4. Главный судья получил около 95 гектаров. 5. Военачальник или глава чужаков получил около 100 гектаров.

  • Социальная структура и правовое положение населения

  • Лекции по истории древневосточного государственного права. Лекции по истории древневосточного государственного права Насибуллин Рафиль Ахнафович Древневосточное государственное право


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеЛекции по истории древневосточного государственного права Насибуллин Рафиль Ахнафович Древневосточное государственное право
    АнкорЛекции по истории древневосточного государственного права.doc
    Дата01.07.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по истории древневосточного государственного права.doc
    ТипЛекции
    #20933
    страница5 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Возникновение частной и государственной

    собственности
    В соседской общине появляется собственность: частная и государственная собственность.

    В XIX веке полагали, что частная собственность появилась путём насилия. Знатные люди отобрали у общины и общинников имущество. Оно и стало частной собственностью знати. Некоторые учебники до сих пор так и объясняют появление частной собственности: «знать отобрала у общинников имущество», «знать захватила земли общины» и т.д. Однако исследования конца XX века не подтвердили такие представления. Общинное ополчение в тот период являлось единственной многочисленной военной силой. Дружины знати не могли ему противостоять. Многие учёные выдвигали разные гипотезы, но не знали точно, как это произошло. Однако во второй половине XX века было сделано значимое открытие. В Месопотамии учёные нашли глиняные таблички, относящиеся к самому концу первобытного общества. Содержание этих табличек и позволило исследователям понять - как в действительности появились частная и государственная собственность. Этот вывод базируется на письменных источниках того времени.

    В истории Месопотамии самый последний этап первобытного общества получил название Протописьменного (3000-2750 годы до н.э.), то есть период появления первой письменности. Исследователи разделили Протописьменный период на два этапа: [1] 3000-2850 годы до н.э.; [2] 2850-2750 годы до н.э. Письменность зародилась из-за хозяйственной необходимости. Коллективный фонд стал настолько большим, что числа, определяющие количество имущества (количество скота, орудий труда и т.д.) стало невозможно удержать в голове. Следовало их как-то фиксировать. И шумеры - жители древней Месопотамии стали писать на глинных табличках. Из-за особенностей письма на глине, вместо рисунков стали выдавливать срезом тростниковой палочки знаки в виде сочетания клинышков. Поэтому письменность и получила название клинописи. После того, как сделали запись на глиняной табличке, её обжигали. В результате чего глина становилась твердой как камень. Поэтому глиняные таблички смогли сохраниться за прошедшие пять тысяч лет. Их и нашли при раскопках.

    Учёные выяснили, что эти записи касаются коллективного фонда времён Протописьменного периода.

    Первый этап Протописьменного периода (3000-2850 годы до н.э.). Когда прочитали таблички, относящиеся к этим полутора столетиям, то выяснили, что в хозяйстве коллективного фонда среди работников всё больше и больше становилась доля чужаков и рабов. Связанно это с тем, что коллективный фонд увеличивался, а естественный прирост населения в общине не успевал за этим увеличением. Поэтому всё больше и больше требовалось дополнительной рабочей силы. Эта нехватка компенсировалась за счёт привлечения на работы чужаков и рабов.

    Среди рабов преобладали женщины (шумер. нгèме) и дети. Мужчин-рабов (`эрад или ýрду) имелось мало. Причина заключалась в следующем. В то время не существовало защитного вооружения, за исключением шлема. Оружие было только наступательное - меч, кинжал, копьё, тяпка. Лук знали, но из-за отсутствия необходимых для изготовления лука пород дерева [в Месопотамии тогда росла лишь финиковая пальма] - не использовали. Передача одному рабу для работы тяпки означала, что фактически он получал в руки холодное оружие. Поэтому к нему приходилось бы для охраны приставлять двух-трёх надсмотрщиков. А сами надсмотрщики производительным трудом не занимались. Их следовало кормить и содержать. Поэтому использование труда мужчин-рабов являлось экономически невыгодным. Следствием этого стало то, что мужчин обычно в плен не брали, а убивали. Обычно проламывали им черепа дубинкой, как мы видим это на изображениях того времени. В плен брали женщин и детей. Они физически слабые. Поэтому контролировать их проще. Исследователи предполагают, что когда мальчики подрастали, то их переводили в разряд чужаков, то есть свободных, но не общинников. И они, уже как чужаки, продолжали работать в коллективном фонде.

    Развитие эксплуатации труда чужаков и рабов в коллективном фонде упрочило экономические позиции общинной знати. Ведь чем больше в коллективном хозяйстве общины труд рядовых общинников заменялся трудом не входивших в общину чужаков и рабов, тем бóльшая часть производимого продукта переходила в распоряжение управлявшей этим хозяйством знати. Это определялось принципом трудовой собственности. Условием присвоения продукта производства являлась непосредственная причастность к его производству. Право на произведённый продукт и землю человек имел, пока он работал на этой земле и сам производил продукт.

    К концу первого этапа Протописьменного периода, то есть к средине XXIX века до н.э., труд чужаков и рабов в коллективном фонде - так называемом «священном хозяйстве», судя по всему, полностью вытесняет и заменяет труд общинников. Рядовые общинники вообще перестают работать в коллективном фонде. Как следствие, они могли теперь больше времени тратить на обработку своего надела. Чем больше времени они уделяли своей земле, тем больший результат могли получить. Растёт доходность хозяйств рядовых общинников. Их хозяйства укрепляются. Поэтому рядовые общинники не возражали. Это их устраивало. И для общиной знати эта ситуация представлялась очень удобной. Ведь раньше, когда в коллективном фонде работали рядовые общинники, приходилось ждать пока общинники вспашут или соберут урожай на своих наделах. Они только потом могли приступить к работам в коллективном фонде. Теперь, когда в коллективном фонде в качестве работников остались одни чужаки и рабы, которые своей земли не имели, ждать не приходилось Общинная знать могла в любой нужный момент организовать работы в коллективном фонде, не дожидаясь рядовых общинников - отправив на поля отряды работников, сформированные из чужаков и рабов.

    Это имело далеко идущие последствия. Принцип трудовой собственности гласит: пока сам работаешь и сам производишь, то ты имеешь право на эту землю и производимый продукт. Раз рядовые общинники перестали работать в коллективном фонде, то они теряют право на землю коллективного фонда и на производимый там продукт. Когда общинники престали работать, а теперь там работали только чужаки и рабы - происходит экономическое обособление коллективного фонда. Коллективный фонд стал в хозяйственном отношении самостоятельным и не зависел больше от рабочей силы общинников.

    Таким образом, возникновение частной и государственной собственности происходило на основе традиций и обычаев того времени, а не путём насилия. Когда рядовые общинники потеряли право на коллективный фонд, то, в этой ситуации, становилось возможным перераспределение имущества коллективного фонда. Это перераспределение произошло уже на втором этапе Протописьменного периода.

    Второй этап Протописьменного периода (2850-2750 годы до н.э.). Это последние сто лет накануне появления первых государств. От этого этапа сохранился ещё более важный документ, который показал, как появились частная и государственная собственность. Исследователи нашли глиняную табличку, на которой нанесён текст, связанный с передачей земли коллективного фонда в собственность нескольких должностных лиц общины. Содержание текста этой таблички опровергло старые представления о возникновении частной и государственной собственности, когда долгое время считали, что знать начала захватывать общинную землю. Содержание древнешумерского документа показывает, что сама община, для того чтобы экономически обеспечить исполнение функций управления, чтобы предоставить должностным лицам средства для их содержания и кормления - и снять с себя ответственность за их содержание, передаёт нескольким знатным людям землю из коллективного фонда. Причём община передает меньшую часть земель коллективного фонда - 233 бур земли - 1,5 тысячи гектаров:

    Около 1000 гектаров получил глава общины. Должность называлась эвéн - «верховный жрец - правитель». Доход с этой земли составлял 2 миллиона литров зерна или 12 тыс.центнеров. Остальные 500 гектаров разделялись между пятью должностными лицами:

    1. Больше всех получила верховная жрица - 122 гектара (урожай 330 тыс. литров зерна, или около 1800 центнеров).

    2. Меньше всех получил жрец - прорицатель - 64 гектара (урожай 130 тыс. литров зерна, или около 980 центнеров).

    Остальные, в среднем, получили около 100 гектаров.

    3. Главный торговый посредник - около 103 гектаров.

    4. Главный судья получил около 95 гектаров.

    5. Военачальник или глава чужаков получил около 100 гектаров.

    Таким образом, когда на основе использования труда чужаков и рабов производство в коллективном фонде перестало зависеть от труда рядовых общинников - в качестве экономического обеспечения выполняемых общинной знатью организационных функций к ней переходит в частную собственность основное средство производства - земля.

    В собственность должностным лицам передавали земли, которые в коллективном фонде ранее определялись, как земли, с которых должностные лица получили урожай на прокорм, на содержание. Однако если раньше должностным лицам с этих земель передавался только урожай, а земля оставалась в прямой коллективной собственности общины, то теперь им передаётся ещё и земля, на которой этот урожай выращивался. Тем самым происходила смена собственников. Собственность получили те, кто ранее только управлял этой землёй. Каждый из этих знатных лиц присоединил полученные земли к своему наделу в индивидуальном фонде.

    В собственность передавались десятки, сотни и даже тысяча гектаров. В руках общинной знати оказались огромные массивы земли, чьи размеры были таковы, что обработать их личным трудом членов знатных домов не представлялось возможным. Поэтому земля передавалась не сама по себе, а вместе с работниками. Если на этой земле работали рабы - они передавались в собственность этого лица. Если там работали чужаки - теперь они работали не на всю общину целиком, а конкретно - на данного знатного человека - на вождя, жрицу, предсказателя, судью и военачальника.

    Эту собственность назвать трудовой нельзя, так как знать не обрабатывает эту землю своим трудом. А земля у них всё равно остаётся и общиной не изымается, не смотря на то, что другие люди - чужаки и рабы работают на этой земле. Сами собственники землю не обрабатывают. Это означает, что появилась новая форма собственности, а именно - частная собственность.

    В производимом продукте доля собственника называется прибавочным продуктом, а оставшаяся доля работника называется необходимым продуктом. Собственник имеет право получать плоды и доходы от своей вещи. Это правомочие собственника называется jus fruendi[юс фру`энди]. Причём прибавочный продуктсобственник получает, как часть произведённого на его средствах производства продукта - или в натуральнойформе (например, зерно, овощи, фрукты и т.д.), или в денежнойформе - тогда работник должен продать часть произведённого продукта и отдать собственнику вырученные от продажи деньги.

    Таким образом, появились крупные частные хозяйства, основанные на эксплуатируемом труде чужаков и рабов. Теперь появилась крупная частная собственность - собственность знати, основанная на эксплуатируемом труде. Таким образом, в общине, наряду с трудовой собственностью, базирующейся на личном труде, возникла частная собственность, базирующаяся на эксплуатируемом труде, то есть являющаяся результатом присвоения прибавочного продукта производителя.

    Земельные наделы рядовых общинников теперь стали рассматриваться как мелкая частная собственность. Появилась мелкая частная собственность - собственность рядовых общинников, основанная на их личном труде.

    Но остался ещё один вопрос. Тысячу гектаров земли получил глава общины. Почему он получил в десять раз больше остальных? Почему эвéну дали тысячу гектаров? А причина в том, что собственность правителя изначально стала рассматриваться не как частная, а как государственная собственность - «госудáрева собственность», «собственность госудáря». И доходы с этой земли правитель обязывался использовать не только на личные потребности, но, прежде всего - на общественные и государственные нужды возникающего государства. Поэтому он получил в десять раз больше земель.

    Имущество правителя сформировало так называемое дворцовое хозяйство, в источниках: «достояние дворца». Дворцовое хозяйство стало самой ранней формой государственного хозяйства. Большая часть земель и иного имущества, оставшаяся от коллективного фонда после перераспределения, сформировали так называемое храмовое хозяйство, в источниках: «достояние бога».

    Частные хозяйства, включая земли общинной знати и рядовых общинников, образовали общинный или как его ещё называют - общинно-частный сектор экономики. Он основывался на частной собственности. Доходы с этого сектора шли на личные нужды.

    Сначала дворцовое хозяйство, а позднее и храмовое хозяйство, находившееся под управлением жрецов, вместе составили государственный сектор экономики. Он основывался на государственной собственности. Доходы с этого сектора шли на государственные и общественные нужды. Раз государственный сектор экономики удовлетворял общественные и государственные потребности, то в государственном секторе экономики не могло быть частной собственности. Там могло быть только владение землёй за службу. Пока служилый человек нёс службу, то есть работал в интересах общества и государства, он обладал землёй. Если его выгоняли со службы за плохое исполнение своих обязанностей, или он сам уходил со службы, землю государство забирало и передавало другому чиновнику, чтобы он мог с неё кормиться, выполняя свои функции.

    Таким образом, процесс имущественной и социальной дифференциации внутри соседской общины завершился концентрацией в руках сложившегося привилегированного верхнего слоя - общинной знати недвижимых и движимых вещей, созданных ранее в коллективном фонде трудом рядовых общинников. В результате возникли частные хозяйства, основанные на частной собственности и эксплуатируемом труде.

    Рядовые общинники, будучи членами общины, сохранили право собственности определённой долей общинной земли - наделом. Сохранение ими прежней трудовой собственности теперь в виде мелкой частной собственности связывалось с тем, что общинная организация являлась тогда единственной формой защиты экономических интересов не только рядовых общинников, но и общинной знати. Рядовые общинники на протяжении всей истории древнего мира выполняли очень важную функцию - военную. Основной военной силой древнего мира служило общинное ополчение, самое многочисленное войско того времени. Поэтому в рядовых общинниках нуждалась знать. Слой рядовых общинников сохранялся и поддерживался общиной и государством, чтобы общинное ополчение не уменьшалось.

    По этой причине в древнем мире возникает традиция помощи рядовым общинниками, а также прощения их долгов и недоимков. Древнеегипетские номархи, месопотамские, древнеиндийские, древнекитайские, древнекорейские, древнеяпонские правители помогали обедневшим членам общины. На определённом этапе происходит отмена долгового рабства для граждан, замена его отработкой долга и имущественной ответственностью должника. В странах Восточной Азии государь обязывался заботиться о простых гражданах. Древнерусские князья хвастались своей помощью «бедным людям», то есть рядовым общинникам. Традиция помощи обедневшим общинникам выразилась в пословице: «с миру по нитке - голому рубаха». «Миром русские люди называли территориальную общину. Это гарантировало сохранение общины как коллектива собственников: крупных собственников - общинной знати и мелких собственников - рядовых общинников. С появлением государства община не исчезает. Тип общины меняется. Вместо первобытной соседской общины, являвшейся верховным коллективным собственником земли, появляется гражданская община, выступавшая уже только как верховный собственник земли [без термина коллективный]. В общине уже появилась частная собственность общинников: общинной знати - крупных собственников; и рядовых общинников - мелких собственников.
    Социальная структура и

    правовое положение населения
    Современные исследователи установили, что социальная структура древнего общества являлась достаточно сложной. В нём выделяется сословия. Сословие - социально-правовая группа людей, обладающая закреплёнными обычаем и/или законом правами и обязанностями, которые передаются по наследству. Таким образом, сословия - это правовые категории населения, которые отличаются правовым статусом, и принадлежность по сословию передается по наследству. Раз сословный статус закрепляется правом, то сословия находят отражения в законодательстве.

    Сословия отличаются по двум признакам:

    1. Наличие и отсутствие статуса (состояния) свободы.

    Человек, обладающий статусом свободы, с точки зрения права - субъект права, то есть свободный. Человек, не имеющий статуса свободы - несвободный, то есть раб. Раб, с точки зрения права - это объект права, то есть имущество, вещь. Субъект права - лицо, обладающее способностью иметь и осуществлять права и юридические обязанности.

    Чтобы быть субъектом права, нужно иметь правосубъектность. Правосубъектность - способность лица иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности. Правосубъектность состоит из двух элементов - правоспособности и дееспособности.

    Правоспособность - это способность лица иметь права и нести обязанности. Обычно говорят, что правоспособность возникает с момента рождения. Однако это формулировка современного права. До отмены рабства (например, во Франции его отменили в 1794 г., в США - только 1 января 1863 г.) правоспособность от рождения могла появиться только у свободнорождённых, получивших статус свободы от рождения. Несвободный раб от рождения правоспособность не получал и, пока оставался рабом - вообще не имел правоспособности. Такой человек мог получить правоспособность, только когда он становился вольноотпущенником, то есть когда получал статус свободы.

    Дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Дееспособность предполагает осознанность лицом своих действий. Человек должен соображать, что он делает. Поэтому дееспособность не может возникнуть от рождения, по причине того, что новорожденный не может осознавать, что он делает. До определённого возраста (например, в римском праве - пока не наступило 7 лет) - ребёнок считается полностью недееспособным (в римском праве - infantes [инфáнтес]). С достижением определённого возраста (в римском праве - с 7 лет - impuberes [импубéрес] - мальчики до 14 лет, девочки до 12 лет) возникает частичная дееспособность - неполная дееспособность малолетних, а также несовершеннолетних до достижения ими возраста совершеннолетия.

    С достижением возраста совершеннолетия лицо становится полностью дееспособным. У разных народов возраст совершеннолетия - это разный возраст. Так, в римском праве - puberes [пубéрес]; мальчики с 14 лет, девочки с 12 лет. Он может совпадать с брачным возрастом (как, например, в римском праве), а может и не совпадать. Например, в XIX веке в Европе возраст совершеннолетия начинался с 21 года, что превышало брачный возраст на несколько лет.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта