Главная страница
Навигация по странице:

  • Появление чужаков и рабов в соседской общине

  • Возникновение социального неравенства - социальной дифференциации

  • Появление социальной стратификации (формирование социальных слоёв / групп)

  • Лекции по истории древневосточного государственного права. Лекции по истории древневосточного государственного права Насибуллин Рафиль Ахнафович Древневосточное государственное право


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеЛекции по истории древневосточного государственного права Насибуллин Рафиль Ахнафович Древневосточное государственное право
    АнкорЛекции по истории древневосточного государственного права.doc
    Дата01.07.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по истории древневосточного государственного права.doc
    ТипЛекции
    #20933
    страница4 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Общинники, видя, что должностные лица общины много времени тратят на управление, освобождают вождяи других должностных лиц от физического труда. Это абсолютно это не означает, что семья должностного лица перестаёт работать. Члены семьи продолжают обрабатывать свой надел. Каждое должностное лицо теперь занималось только управлением. Должностные лица не работали.

    Чтобы они могли нормально выполнять функции управления, им выдавалось часть доходов коллективного фонда - на прокорм, для содержания. В коллективном фондеопределяли земельные участки, с тем, чтобы урожай с этих земель шёл на содержание определённых должностных лиц. Эти участки не переходили в собственность должностных лиц, а оставались в прямой коллективнойсобственности общины.
    Появление чужаков и рабов в соседской общине
    Коллективный фондсоздавался с расчётом на удовлетворение общих потребностей определённого количества общинников. Однако на протяжении существования соседской общинычисленность общинников увеличивалась. Кроме того, увеличивались и усложнялись потребности общинников. Это означало, что требовалось осваивать больше земель, строить более сложную и большую по размерам ирригационнуюсистему, нужно больше выменивать медной руды, олова, свинца и т.д., больше производить ремесленных изделий, больше приносить жертв. Следовательно, с ростом потребностей общинного коллектива возникла необходимость расширять коллективный фонди увеличивать производство избыточного продукта.

    Чтобы расчистить новые земли, запахать и засеять их - требуется не очень большой промежуток времени. Но чтобы родились и выросли новые работники должно пройти много времени. Это приводит к тому, что на определённом этапе рост коллективного фонданачинает опережать прирост населения в общине. Это приводит к нехватке рабочей силы в коллективном фонде. Чем быстрее он рос, - тем больше там требовалось рабочих рук. Однако индивидуальное хозяйство ограничено естественным приростом численности людей в семье. Землю предоставляли по количеству едоков. Без ущерба для индивидуального хозяйства, то естьне отрывая общинников от работы на своём наделе - в общине стало негде взять людей.

    Проблема нехватки дополнительных рабочих рук разрешалась одинаково. В коллективном хозяйствестали использовать лиц, не связанных с общинным коллективом:

    1. Захват пленников и обращение их в рабов. Пока потребности в работниках коллективного фондане существовало, обычно пленников убивали, приносили в жертву, хоронили вместе с умершим вождём, иногда - съедали. Как только появилась потребность в дополнительных работниках, так пленников перестают убивать и начинают обращать в рабов.

    Именно коллективное хозяйство нуждалось в рабах. Поэтому самым первым видом рабства стало коллективное рабство. Индивидуальному хозяйству не требовались дополнительные рабочие руки. Ведь наделяли землёй по количеству едоков. Если же семья не могла обработать какую-то часть земель - то соседская община, как верховныйколлективный собственник, изымала пустующие земли и передавала другой семье, которая в ней нуждалась и могла её обработать.

    2. Использование так называемых чужаков (латинское клиентов; от латинского cliens «послушный» - clientes «те, кто послушен [своему хозяину]»). В первобытном обществе, в силу действия ряда факторов, появились люди, по каким-либо причинам лишившиеся земли. Это могли быть изгои - лица, которые не соблюдали установленные обычаями правила поведения, и их за это изгоняли из общины и лишали земли. В других случаях, в ходе военных действий, враги захватывали земли общины, и если кому из общинников удавалось бежать, то спасшиеся люди оказывались без земли, то есть также становились изгоями. Эти люди оставались без средств существования, без земли, а силой захватить землю не имели возможности. Поэтому они, в происках пропитания, просились в общину, чтобы работать в коллективном фондеза долю урожая для прокорма. В отличие от рабов они пришли работать добровольно.

    Таким образом, новые работники коллективного фонда - чужаки и рабы не являлись общинниками. Следовательно, прав на землю не имели. Они работали на чужой собственности - собственности общины. Рабов только кормили. Чужаки получали долю урожая коллективного фонда. Часть произведённого ими продукта тем самым изымалась собственником земли - общиной. Чужаки и рабы работали в коллективном фондена всю общину целиком. Результатами их труда пользовался весь общинный коллектив.

    В общине зарождается эксплуатация не общинников - чужаков и рабов. Эксплуатация (латинское использование) - это присвоение результатов чужого труда. Чужаки и рабы становятся удобным объектом для эксплуатации. Ведь они не входили в общинный коллектив. Поэтому в тот период их никто защитить не мог. В то время единственной организацией, которая могла защитить людей и их интересы, являлась община. Вне общинного коллектива человек оказывался беззащитным. Его любой, кто сможет, мог убить, отобрать у него имущество, обратить в рабство.
    Возникновение социального неравенства -

    социальной дифференциации
    В соседской общине происходила социальная дифференциация - социальное неравенство. Социальное неравенство как форма социальной дифференциации подразумевает разное положение людей в обществе, при котором отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными возможностями удовлетворения потребностей. При социальном неравенстве лица, находящиеся на разных ступенях социальной лестницы, могут иметь одинаковое имущественное положение. Например, обедневший знатный человек и разбогатевший простолюдин могут иметь одинаковое количество богатств, выраженное в натуральной или денежной форме.

    У разных народов этот этап проходил в разное время: В древнем Египте - в средине IV тыс. до н.э. В древней Месопотамии - в 3000 - 2750 годы до н.э. В древнем Китае - в XXI-XVII веках до н.э. В античной Греции, Италии, северной Корее и южной Маньчжурии - в начале I тыс. до н.э. У кельтов, германцев, славян, кочевников северного Китая, южных корейцев и японцев - в конце I тыс. до н.э. - первой половине I тыс. н.э.

    Должностные лица общины занимались только управлением и избирались общинниками на основе принципа меритократии - «власти по заслугам», то есть трудового авторитета - самые умелые, самые знающие становились руководителями коллектива. Они кормились, получая долю продукта с определённого земельного участка в коллективном фонде, который оставался в прямой коллективнойсобственности общины.

    Чтобы занять должность, следовало выиграть выборы. Во все времена у всех народов главная идея выборов являлась одинаковой. Кандидаты на должность высказывают одну и ту же мысль: «если выберете меня, то при мне жить станет лучше».

    Но любой человек может сказать это. Как выяснить, кого нужно действительно выбрать, при ком станет действительно жить лучше? И здесь в действие вступал имущественный признак. Так как все общинники в соседской общине находились в равных условиях - землёй наделяли по количеству едоков, то тот, кто больше знает, больше умеет, больше старается - получит больший урожай. Тот, кто меньше знает, меньше умеет, меньше старается - получит меньший урожай. Естественно, возникал вопрос: если общинник не может нормально вести своё индивидуальное хозяйство при равных возможностях, можно ли ему доверить общинное хозяйство? Ответ прост: ему нельзя доверить управление общиной и общинное хозяйство, так как он его развалит и разорит. Фактически на успех на выборах могли рассчитывать только кандидаты от богатых, экономически крепких хозяйств. Но как выбрать из них самого лучшего?

    Использование унаследованного от предшествующих периодов принципа выдвижения должностных лиц общины на основе трудового авторитета, то есть принципа меритократии, приводит к тому, что в соседской общине этот трудовой авторитет стал создаваться и поддерживаться путём широких раздач продукта общинникам, именуемые в науке пóтлач (из языка североамериканских индейцев). Пòтлач проводился в трёх формах, которые часто использовались одновременно: 1) раздача подарков; 2) проведение пиров; и даже 3) соревнование кандидатов на должность в том, кто больше уничтожит продукта, произведённого в своём хозяйстве. Кандидаты на должность тем самым пытались показать, что, несмотря на то, что они постоянно дарят подарки, устраивают пиры, уничтожают часть продукта своего хозяйства - их хозяйство настолько богатое, настолько экономически сильное, что эти раздачи и подарки не наносят никакого ущерба их хозяйству. А, значит, глава хозяйства - самый опытный, умелый и способный руководитель. Следовательно, его и нужно выбирать.

    В условиях существования отдельных индивидуальных хозяйств такая практика неизбежно приводила к тому, что должностные лица общины выдвигались и выбирались из экономически наиболее сильных хозяйств. Ведь именно они имели наибольшие возможности для осуществления систематических раздач.

    Таким образом, доверить управление общиной и общинным хозяйством можно только тому человеку, который сможет справиться с возложенными на него тяжёлыми обязанностями. Если человек может справиться с управлением и ведением своего индивидуального хозяйства, и результаты у него самые наилучшие среди других хозяйств, то есть его хозяйство самое богатое и процветающее, то ему можно доверить и общинное хозяйство, и управление самой общиной. Видно это из того, сколько избыточного продукта имеет хозяйство. Как это проверить? На раздачах подарков и пирах. Насколько они обильны, часты и продолжительны. Кто больше раздаёт, тот больше производит - тот и имеет наиболее сильное экономически хозяйство.

    В результате, имущественная дифференциация послужила основой социальной дифференциации, которая, в свою очередь, закрепляла и расширяла имущественную дифференциацию. Как это происходило?

    Выборность должностных лиц предполагала сменяемость лидеров. Если, например, вождь не справлялся со своими функциями, то его переизбирали. И наоборот - если претендент на должность, будучи избран, справлялся со своими функциями, то он мог быть переизбран опять, и, если снова справлялся - ещё раз и ещё. Постоянное исполнение функций управления должностным лицом вело к накоплению опыта управления. Сложным хозяйством и коллективом управлять достаточно трудно, и не каждый может справиться с этим. Общинники видели, что должностные лица обладали особыми качествами и умением, помогающим им в управлении. У первобытных людей это приняло форму представления о магической силе, которыми обладали лица, эффективно осуществлявшие управление. В реальности, под магической силой понимался опыт управления.

    Опыт управления стал накапливаться и у родственников должностного лица - братьев, сыновей, племянников, дядей и т.п. Ведь они чаще других сталкивались с практикой выполнения обязанностей управления. Нужным опытом и навыками стали обладать другие члены семьи. Поэтому представление о необыкновенных качествах и силе вождя переносится и на его родственников.

    По мере накопления опыта и традиций управления в экономически сильных хозяйствах, начинается выдвижение и избрание должностных лиц из одних и тех же домов. Ведь общинники видели, что члены данной семьи знают и умеют больше, чем остальные претенденты на должность.

    Такая ситуация для данной семьи, когда выбирают их человека, очень выгодна: 1) Занимать должность - почётно; кроме того, это давало возможность и далее набираться опыта управления; 2) Для прокорма должностные лица получали часть урожая с земли коллективного фонда, то есть семья получала дополнительный постоянный источник доходов, кроме урожая со своего надела, ещё долю урожая из общих доходов общины.

    В результате, если кандидатов выбирали из одной семьи, то они ещё больше накапливали опыт управления. Получая дополнительный источник доходов, чего у других кандидатов могло и не быть, ещё больше богатели. В этой ситуации люди данной семьи имели больше шансов быть избранными. Они больше других кандидатов знают, а также они становятся богаче других кандидатов и имеют больше шансов победить в соперничестве пòтлача. И если люди данной семьи, в действительности, эффективно справятся с функциями управления, то общинники всё более и более предпочитают выбирать именно их.

    И ситуация идёт по кругу. Раз кандидаты от этой семьи знают больше и богаче - у них больше шансов в следующий раз победить на выборах. Победив на выборах, члены данной семьи ещё больше накапливают знаний и умений, и ещё больше богатеют. Значит, у них ещё больше шансов победить на следующих выборах - и снова, и снова, и ещё больше, и ещё богаче…

    В результате, с одной стороны, в общине начал формироваться слой, аккумулировавший опыт и знания, выступавший хранителем сложившейся традиции. С другой стороны, исполнение должностных функций способствовало экономическому укреплению хозяйств этих домов. Ведь возможность выполнения организационных обязанностей обеспечивалась правом использовать часть богатств коллективного фонда.

    Таким образом, имущественное расслоение вызвало выделение слоя должностных лиц, то есть способствовала появлению социальной дифференциации. Это открывало доступ к общественным богатствам. В результате чего имущественное неравенство не только закрепляется, но и растёт дальше. Разрыв между богатыми и небогатыми всё более увеличивался.
    Лекция № 3. Причины и исторические условия возникновения государства: появление социальной стратификации (формирование социальных слоёв / групп) – общинной знати и рядовых общинников, возникновение частной и государственной собственности, социальная структура и правовое положение населения (сословие, статус свободы и статус гражданства, субъект права, правоспособность и дееспособность, общинники, чужаки, рабы)
    Появление социальной стратификации (формирование

    социальных слоёв / групп)
    Семья (или род) должностного лица стремилась закрепить за собой должность и связанные с ней функции управления. В условиях первобытного общества, при отсутствии политической власти, единственным способом закрепить за семьёй определённую должность являлось превращение исполнения связанных с этой должностью функций управления в наследственную привилегию данной семьи.

    Как объяснялось, почему эта должность должна стать наследственной привилегией данной семьи? Объяснение опиралось на многолетнюю традицию избрания на эту должность членов данной семьи: «потому что мой прапрадед был вождём, мой прадед был вождём, мой дед был вождём, мой отец был вождём, мой дядя был вождём, мой старший брат был вождём - значит и я, и мой родичи - должны быть вождями». Управление коллективнымпроизводством и распределение коллективныхбогатств становится наследственной привилегией - наследственно закрепляется управление общинным коллективным фондом. С того момента, когда функции управления и должность становятся наследственной привилегией данных семейных групп - нового слоя управленцев, с этого момента в общине появляется слой общинной знати. Остальные общинники сформируют слой рядовых общинников.

    Наследственное исполнение должностных обязанностей не означает, что должность начинает передаваться по наследству от отца к старшему сыну и т.д. Должность остается выборной. Однако теперь претендовать на неё все общинники не могут. На данную должность может быть выбран только член данной семейной группы, данного рода. Если, например, умер вождь, то любой его родственник (братья вождя, дяди вождя, сыновья вождя, племянники вождя и даже внуки вождя) может претендовать на должность, то есть может быть избран вождём. И нет никакого порядка престолонаследия. Старший сын вождяне имеет перед другими родичами никаких преимуществ. Любой из членов данной семьи мог претендовать на пост вождя.

    И даже когда появятся первые государства - достаточно долго правителей первых государств будут выбирать: выбирать энсив Месопотамии, вановв Корее, кимив Японии, басилеевв Греции, рэксовв Италии, конунгову германцев, князейу славян и т.д. Более того, в средние века, во Франции, королей из династии Капетúнговдо Людовика VIII с 987 по 1223 гг. также выбирали. Некоторые авторы думают, что при монархии выборности не было. Но это не так. Монархов тоже выбирали. Но выбирали не из всех, и даже не из любого знатного рода, а только из рода правителей. Выборность это лишь один из способов формирования органов государственной власти.

    Слой общинной знати изначально складывается как слой, занимающийся управлением, как слой, сосредоточивший в своих руках управление производством и коллективом общины. Этим была заложена тенденция развития аристократического политического режимаво всех первых государствах. У разных народов этот слой стал обозначаться сходными терминами: «знатные», то есть всем известные, знаменитые, «благородные», «лучшие», «великие», «большие».

    Одновременно со знатью появляется слой рядовых общинников. Онизначально складывается как слой людей, не исполняющих функции управления. Они принимают участие только в народном собрании). За ними закрепились производственные функции. У разных народов этот слой стал обозначаться сходными терминами: «простые», «низкие», «меньшие», «малые».

    Вне зависимости от роли в управлении общинным коллективом, оба слоя общины - общинная знать и рядовые общинники обладали равными и неотъемлемыми правами на землю, гарантией защиты личных и имущественных прав. И связано это с тем, что в то время только община, общинный коллектив при помощи кровной мести защищала эти права.

    Таким образом, общинная знать и рядовые общинникиразличаются не правами на жизнь, землю и имущество и т.д., а тем, какое место в системе управления и производства они занимают. Слой общинной знати складывается как слой занимающейся управлением. Если бы эти люди не занимались управлением, то они и не назывались бы знатью. Эта привилегия основывалась на общинных традициях. Ели бы они этим не занимались, то не считались общинной знатью. Одни управляют, а другие не управляют, а продолжают работать на земле. В этом разница.

    От экономического и социального положения членов общины резко отличалось положение лиц, не входивших в общинный коллектив и не имевших прав на землю - это чужакии рабы, работавшие в коллективном фонде общины. У разных народов они именовались чернью, подлым людоми т.д.

    Таким образом, в соседской общине появились четыре социальных слоя или социальных группы: общинная знать, рядовые общинники, чужаки и рабы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта