Главная страница
Навигация по странице:

  • РАЗДЕЛ IV. Аксиология

  • О МЕТАФИЗИЧЕСКОМ СТАТУСЕ

  • Лекции по метафизике москва 2004 Современные тетради


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеЛекции по метафизике москва 2004 Современные тетради
    Дата20.10.2019
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла[Ivanov_A.V.,_Mironov_V.V.]_Universitetskie_lekcii(z-lib.org).docx
    ТипЛекции
    #91042
    страница2 из 39
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
























    Смирение и самоуничижение.................................................................................518

    Вместимость и всеядность......................................................................................519

    Свободное самоопределение и иерархическое служение...................................519

    Дерзание и терпение...............................................................................................520

    Подвижность и равновесие....................................................................................520

    Мужество и сострадание........................................................................................520

    ЛЕКЦИЯ 27. ИСТИНА в ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ......................................................................................522

    1. Аспекты категории «истина»..........................................................................................522

    1.1. Онтологический аспект.........................................................................................522

    1.2. Логико-семантический аспект..............................................................................523

    1.3. Ценностно-экзистенциальный аспект............................................;......................524

    2. Гносеологическое понимание истины и ее концепции в истории философии...........525

    2.1. Классическая (или корреспондентская) концепция..........................................525

    2.2. Априористская концепция.....................................................................................527

    2.3. Когерентная теория истины..................................................................................528

    2.4. Прагматистская концепция...................................................................................528

    2.5. Конвенционалистская концепция..........................................................................529

    2.6. Экзистенциалистские концепции.........................................................................529

    3. Истина и формы ее инобытия........................................................................................531

    Истина и мнение......................................................................................................532

    Истина и ложь, истина и заблуждение..................................................................533

    3.1. Процессуальность истины....................................................................................535

    Исторический план.................................................................................................535

    Логический план.....................................................................................................535

    Экзистенциальный план.........................................................................................535

    4. Критерии истины............................................................................................................536

    4.1. Практика как критерий истины.............................................................................536

    4.2. Эмпирические критерии истины..........................................................................536

    4.3. Логические критерии.............................................................................................537

    4.4. Специфицированные теоретические критерии.................................................538

    4.5. Красота как критерий истины...............................................................................539

    5. Проблема универсальных критериев истины..............................................................540

    Синтетичность.........................................................................................................540

    Этичность.................................................................................................................541

    Экологичность.........................................................................................................541

    Открытость..............................................................................................................541

    Личностность..........................................................................................................542

    РАЗДЕЛ IV. Аксиология

    ЛЕКЦИЯ 28. ПРЕДМЕТ АКСИОЛОГИИ и ЕЕ МЕСТО в РАМКАХ МЕТАФИЗИКИ...........................................545

    1. Специфика ценностного отношения к миру................................................................545

    2. Ценность и бытие. Ценность и истина.........................................................................547

    3. Функции ценностей.......................................................................................................551

    4. Ценностная рефлексия и истоки рождения аксиологии.............................................554

    ЛЕКЦИЯ 29. СТАНОВЛЕНИЕ АКСИОЛОГИИ и ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ.............................................556

    1. Кризис традиционных религий и «просвещенческих» идеалов

    на рубеже XIX—XX веков.................................................................................................556













































    2. Основные аксиологические парадигмы до эпохи ценностного кризиса....................560

    2.1. Софистическо-скептическая и платоническая альтернативы.

    Специфика восточной аксиологии..............................................................................561

    2.2. Синтетическая аксиологическая концепция Рерихов.........................................563

    2.3. Развитие платонической парадигмы в аксиологии.............................................564

    2.4. Развитие софистически-скептической линии в аксиологии..............................567

    3. Ницшеанский опыт «переоценки» всех ценностей.....................................................570

    4. Основные теории ценностей после Ницше..................................................................572

    ГРиккерт.................................................................................................................574

    Н. Гартман................................................................................................................575

    Аксиологический натурализм Э. Геккеля.............................................................575

    Социобиологическая аксиология К. Лоренца........................................................576

    Психоаналитическая аксиология К.Г. Юнга.........................................................577

    Социоцентрические аксиологии............................................................................577

    Трансцендентально-феноменологические аксиологии.........................................580

    Синтетическая аксиология М. Шелера.................................................................581

    ЛЕКЦИЯ 30. МНОГОМЕРНОСТЬ ЦЕННОСТНОГО БЫТИЯ. ИДЕАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЦЕННОСТИ.....................584

    1. Парадоксальность ценностного бытия: четыре вывода............................................584

    2. Ценностный акт: попытка интегрального подхода....................................................590

    3. Идеальность ценности...................................................................................................595

    ЛЕКЦИЯ 31. Виды и СВОЙСТВА ЦЕННОСТЕЙ....................................................................................598

    1. Метафизические основания аксиологии......................................................................598

    1.1. Иерархичность.......................................................................................................599

    1.2. Бинарность ценностных модальностей...............................................................600

    1.3. Запрет на инверсию ценностных полюсов..........................................................601

    1.4. Соподчинение позитивных и соответственно

    негативных ценностей..................................................................................................602

    1.5. Практическая направленность царства ценностей.............................................603

    1.6. Наличие идеала......................................................................................................604

    2. Основные подходы к классификации ценностей. Виды ценностей..........................604

    2.1. Витальные ценности..............................................................................................606

    2.2. Социальные ценности...........................................................................................608

    2.3. Духовные ценности...............................................................................................611

    3. Синтетические ценностные идеи в русской культуре.

    Основные аксиологические постулаты.............................................................................613

    ЛЕКЦИЯ 32. ДИАЛЕКТИКА ЦЕННОСТНЫХ МАКСИМ.............................................................................618

    1. Методологические проблемы и принципы исследования ценностей......................618

    2. Объективное и субъективное в ценностном бытии.....................................................620

    3. Абсолютное и относительное в ценностях..................................................................624

    4. Общечеловеческое и национальное в бытии ценностных максим............................628

    ЛЕКЦИЯ 33. ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ и их НОСИТЕЛИ...........................................................................632

    1. Псевдоидеалы и антиидеалы.........................................................................................632

    2. Идеал и его функции в сфере ценностей......................................................................636

    3. Святыня, ее метафизические лики и значение в культуре...........................................640













































    ЮБИЛЕЙНОЕ СЛОВО

    К 250-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
    ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА
















    О МЕТАФИЗИЧЕСКОМ СТАТУСЕ
    МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

    Название нашего предисловия может показаться претенциозным. В самом деле, разве не очевидным является образовательный и научный статус МГУ как флагмана отечественного высшего образования и центральной кузницы научных кадров высшей квалификации, не говоря уже о его общекультурном значении? Зачем нужны какие-то дополнительные философские спекуляции? При чем здесь вообще метафизика? Все и так предельно понятно: без Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова невозможно помыслить существование не только русской и европейской, но и мировой цивилизации. Он — храм науки, колыбель ее высочайших достижений; он — гордость нации, сумевшей за три столетия превратиться из робкой ученицы, благоговевшей перед заморскими учителями, в законодательницу научной моды! Все вроде бы так, однако феномен Московского университета заслуживает того, чтобы в него пристально вгляделось философское око, жаждущее проникнуть в глубинное измерение бытия центрального вуза России.

    Начнем хотя бы со следующего вопроса: а почему, собственно, подавляющему большинству людей так импонирует Главное здание МГУ на Воробьевых горах? В чем секрет такого обаяния и какого-то всеобщего согласия представителей самых разных культурных традиций трактовать его в качестве безусловного символа творческого научного духа? Другой весьма интересный вопрос: а почему Главное здание, будучи вроде бы столь тяжеловесным и стоящим вдалеке от центра Москвы, так гармонично вписалось в столичный культурный ландшафт, превратившись в один из неотъемлемых и наиболее значимых его элементов? Чем объяснить, что гуманитарии и политики, даже отмеченные явной склонностью к эпатажу и постмодернистской рисовке, каким-то удивительным образом смиряют свою гордыню и проникаются в стенах Московского университета вполне рациональным духом и академическим смирением? Почему вся научно-педагогическая общественность России так ждет слова преподавателей Московского университета, так верит ему, сверяя с ним пульс своей собственной университетской, факультетской и кафедральной жизни? Видимо, дело здесь не в одной только научной квалификации и не в статусной принадлежности к коллективу МГУ. Почему, наконец, существуют несомненные параллели между университетской и церковной кафедрами, между пастырским и профессорским служением, между значением Троице-Сергиевой лавры и значением Московского университета в культуре России?













































    Объясняется это тем, что в университетском бытии присутствует невидимое, а точнее — неявное, потаенное, но от этого и гораздо более значимое, собственно метафизическое его измерение, которое менее заметно, пока ты находишься в стенах университета, но становится сразу отчетливо видимым, когда человек оказывается вне университетских стен. Это чувство могут, наверное, подтвердить все, кто хоть когда-нибудь имел отношение к университету. Это измерение, говоря языком М. Хайдеггера и П.А. Флоренского, несокрыто, но его надо суметь уловить с нужного ракурса и обязательно любящим сердцем, ибо только любящему сердцу открывается духовный свет, исходящий из университета, и его подлинный несущий каркас — как бы эйдос университетского бытия, обеспечивающий его историческую устойчивость. Именно они образуют прочные субстанциальные основания многообразного университетского существования и одновременно определяют особое положение МГУ в культурном пространстве России.

    Существуют по крайней мере два фундаментальных критерия по-настоящему прочного и здорового бытия, способного, с одной стороны, сохранять свое единство, а с другой — развиваться и совершенствоваться. Это — наличие у него онтологического центра и иерархической организации.

    Центр и равномерное круговое движение всегда противостояли в культуре децентрированной конвульсии, ломаной линии и бесхребетной текучести существования. Недаром древние китайцы, индийцы и греки так почитали круг (сферу) и равномерное круговое (спиральное) движение вокруг неподвижного центра. Без этого, по их совершенно справедливому мнению, невозможен был ни космический, ни социальный, ни экзистенциальный порядок. В самом деле, онтологический центр есть во Вселенной, а также в любой ее галактике и планетной системе; он присутствует в атомах и минералах; в любом устойчивом естественном и культурном ландшафте; в каждом живом организме и биогеоценозе. В каждом творческом коллективе есть лидер; в городе — центральная площадь; в стране — ее столица. Наличие «осевого» текста типа индийской «Бхагавадгиты», китайской «И-цзин», еврейской Торы или русского «Слова о законе и благодати» митрополита Иларио-на придает культурно-национальной общности историческую устойчивость и ценностную монолитность. Онтологический центр наличествует в любом храме в виде его алтарной части, а также в любой художественной картине (точка пересечения двух диагоналей)1. Центр во всех культурных традициях испокон веков ассоциировался с жизнедательным началом, с порядком и гармонией. Его символом часто служило сердце, поскольку именно последнее воплощает онтологическое единство и устойчивость краеугольного вида бытия, определяющего существование всех остальных бытийственных форм на Земле — разумного бытия человека. Мудрец с умудренным и сострадательным сердцем «подобен неподвижному центру бушующего урагана» — гласит дзэнская восточная мудрость. «Любящее сердце святого питает все живые существа» — вторит ей христианская мудрость.

    И наоборот: личность «без нравственного центра» — это или надломленный человек, без конца готовый менять личины и склонный к предательству, или человек жестокий и бессердечный, готовый принести на алтарь своей гордыни жизнь и
















    1 Более подробно о роли онтологического центра в искусстве народов Евразии см. в кн.: Иванов А.В., Фо-
    тисва И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул, 2000.

    ю





















    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


    написать администратору сайта