История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
Скачать 5.21 Mb.
|
12 лософская школа, основавшая свою философию непосредственно на учении упанишад. Первоначально упанишады предназначались для саньяси, то есть отшельников (последний этап жизненного пути брахмана). В упанишадах впервые излагается учение об атмане (истинном Я), Брахмане (абсолюте) и об их единстве; там также содержатся доктрины кармы и сансары и формулируется принцип освобождения, достигаемого через единение атмана и Брахмана. Упанишад очень много (наиболее авторитетны для традиции 108 упанишад). Они создавались в течение очень длительного времени: если ранние упанишады датируются 8-7 вв. до н.э., то поздние появлялись и на рубеже нашей эры и даже еще позднее. Наибольшее число упанишад создано, видимо, в середине 1-го тыс. до н.э. Все брахманы, араньяки и упанишады группируются по четырем самхитам и соотносятся с ними, образуя полный текст четырех Вед. В индуистской традиции Веды рассматриваются в качестве абсолютного религиозного авторитета, что не мешает существованию различных, порой взаимоисключающих комментариев к этим текстам. Тексты предания обладают меньшей сакральностью, чем Веды. В отличие от Вед, они доступны представителям всех сословий, что способствовало огромному влиянию этих текстов на формирование не только элитарных, но и низовых форм индуизма. Слово Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 13 «смрити», передающее идею предания, дословно означает «запомненное». К смрити в первую очередь относятся тексты индийских эпосов — Махабхараты и Рамаяны. Следует отметить, что они (особенно Махабхарата) содержат в себе специфические тексты исключительно религиозно-философского характера. Важнейшим из них является Бхагавадгита (Песнь Господня), оказавшая огромное влияние на формирование индуизма и всей духовной культуры Индии. В состав текстов смрити также входят пураны, тексты эпохи поздней древности и раннего средневековья. Пураны представляет собой сочинения богословского характера, в которых теологические и религиозно-философские идеи переплетаются с пересказом древних мифов, сюжетов из эпосов и наставлений культового уровня индуизма. Пураны (например, Вишну пурана, Бхагавата пурана) оказывали огромное влияние на формирова- ние средневекового и современного индуизма, который может 13 быть назван «пураническим» в том же смысле, в каком древнейший индуизм (или протоиндуизм) называется «ведическим». Кроме эпосов и пуран в состав текстов предания входят также итихасы (сочинения исторического характера), дхармасутры и шастры (тексты, формулирующие нормы поведения и религиозной практики для разных социальных слоев) и другие произведения. Формально статус смрити значительно ниже статуса шрути, но реальная роль священного предания в системе индуизма была постине огромной. Очерк истории индуизма. Основы и истоки индуистской традиции лежат в религиозных представлениях и верованиях кочевников-ариев, индоевропейского народа, вторгшегося в населенную чернокожими дравидами Индию в середине II-го тыс. до н.э. Именно в среде ариев и возникли Веды, хотя порой в них просматривается и дравидийское влияние, проявлявшееся на протяжении всей истории индуизма. Религия ариев (ведическая религия) была политеистической, хотя иерархия богов и не была отчетливо выражена. Обычно верховным богом считалось то божество, которому предназначалось данное жертвоприношение. Важнейшими божествами ведического периода являются Индра — громовержец и победитель сил хаоса, Сурья — бог солнца, Агни — бог огня, Варуна — устроитель вселенной и поддерживатель должного миропорядка. Особое место в ведической религии занимает культ Сомы — божества особого опьяняющего напитка, употреблявшегося во время ритуалов и который описан в Ведах как волшебный эликсир жизни и могущества. Ведическая религия была религией жертвоприношений и ритуалов, многие из которых были чрезвычайно сложны и совершались в течение недель и даже месяцев. Целью жертвоприношения было не умилостивить божество, а его подчинить воле жреца для исполнения желания жертвователя. Поэтому и возникает поговорка: «Все в мире повинуется богам, а боги повинуются жрецам-брахманам.» В Ведах, вместе с тем, присутствуют и зачатки религиозно-философских идей. Прежде всего, это представление о принципе универсального порядка (рита), который господствует и над людьми, и над богами. К этим же идеям следует отнести и учение о творении всего сущего из тела космического первочеловека-пуруши, приносимого в жертву богами. В ведическом гимне 14 «Насадия» содержится мысль о существовании некоего безличного и непостижимого первоначала, которое существовало еще до появления богов. В эпоху упанишад центр тяжести формирующегося индуизма постепенно смещается от политеизма к признанию фундаментального единства всего сущего на основе разработки доктрины единства атмана и Брахмана. В это же время начинают разрабатываться базовые для позднейшего индуизма доктрины кармы, сансары и мокши. Тогда же в религиозных представлениях брахманов появляются и элементы монотеизма, поскольку в ряде упанишад абсолют-Брахман описывается как всесовершенная божественная личность, творец и повелитель (ишвара) всех миров. В это же время в религиозной практике ведической традиции (индуизм данного периода обычно называют брахманизмом) все большее внимание уделяется созерцанию и углубленному сосредоточению; начинают разрабатываться методы йоги. В середине 1-го тыс. до н.э. ведическая религия переживает острый кризис. В это Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 14 время зреет протест как против дорогостоящей ритуальной практики, так и против всесилия жрецов-брахманов. Носителями этого протеста становятся представители правящего воинского сословия - варны кшатриев. В рамках кшатрийского протеста формируются так называемые неортодоксальные религиозные и религиозно- философские учения (джайнизм, адживика, буддизм и др.), одно из которых — буддизм — со временем превращается в мировую религию. Все эти учения отвергают брахманский ритуализм, призывают к нравственному совершенствованию и уединенной монашеской жизни в поисках истины. Они фактически отрицают священный авторитет Вед и сакральность сословного деления общества, обращая свою проповедь ко всем людям без исключения. Брахманизм не мог не реагировать на сложившуюся ситуацию, в результате чего в нем также начинается брожение, приведшее к его постепенной трансформации. Под влиянием буддизма брахманизм отказывается от практики кровавых жертвоприношений и провозглашает принцип ахимсы — ненасилия. Брахманизм усваивает этические нормы новых религий, в нем усиливаются элементы монашеского аскетизма и созерцательности. Все большую роль в брахманской традиции начинают играть идеи преданности и любви к Богу (бхакти) и йогическому познанию высшей 15 истины, недоступной ни чувствам, ни рассудку (джняна). В это же время активно формируются религиозно-философские школы брахманизма (шесть даршан или систем). В результате, в течение 1-го тыс. н.э. брахманизм постепенно превращается в средневековый индуизм, с незначительными изменениями господствующий в Индии и в настоящее время. Индуизм не представляет собой единой организованной религии с единой иерархией и церковными институтами. Он существует в виде отдельных направлений, школ и сект, учение которых может весьма значительно варьировать. Главными общими признаками всех направлений индуизма является признание безусловного религиозного авторитета священных Вед и вера в божественный характер сословно-кастовой системы. Двумя ведущими направлениями индуизма являются вишнуизм (вайшнавизм) и шиваизм (шайвизм). В первом из них высшим и единственным Богом признается Вишну, а все остальные боги считаются его проявлениями или аспектами. Для вишнуизма характерна вера в аватары (буквально: нисхождения), то есть периодические воплощения Бога на земле для спасения праведных и наказания грешников. Наиболее почитаемыми воплощениями Бога являются персонажи индийского эпоса — Рама (Рамаяна) и Кришна (Махабхарата). Одним из аватаров Вишну считается и Будда. Главным средством обретения освобождения в вишнуизме считается бхакти, то есть всеобъемлющая любовь к Богу и безграничная преданность ему. В шиваизме единым и абсолютным Богом считается Шива, образ которого восходит к ведическому богу Рудре. Шива описывается как бесконечный, всеблаженный и совершенно пассивный дух. Ему, однако, присуща особая творческая сила или энергия (шакти), олицетворяемая в религиозном культе в виде богини Кали (другие имена — Дурга, Ума, Парвати), супруги Шивы и Великой Матери мира. Благочестивый йогин благодаря практике аскезы и сложных психофизических упражнений может достичь освобождения и слияния своего конечного «я» с божественным духом Шивы. На рубеже XIX-XX вв. в индуизме имело место широкое ре-формационное движение. Его представители (Вивекананда, Ауробиндо Гхош и др.) стремились модернизировать индуизм и смягчить его социальную доктрину. Однако, в настоящее время в связи с экономическими и политическими трудностями, пе- 16 реживаемыми Индией, для индуизма характерно скорее нарастание фундаменталистских тенденций. Религиозно-философские школы индуистской традиции. Религиозно-философские школы индуистской традиции. Важнейшими особенностями индийской философии являются ее тесная связь с религиозными учениями Индии, что позволяет определить ее как религиозную философию, и ее психологизм, то есть ориентация не столько на познание внешнего мира, сколько природы и характера Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 15 внутреннего мира человека, его сознания, психики. Носителями философского знания в традиционной Индии всегда были или члены монашеских сообществ или отшельники- йогины. Это обстоятельство обусловило тесную связь индийской философии с психотехникой (йогой), то есть набором психофизических упражнений для достижения высших, согласно традиции, состояний сознания. Психотехника с одной стороны снабжала философию материалом для анализа психики, а с другой являлась средством практической реализации результатов философствования, их прочувствования и внутреннего переживания. Согласно традиции, все религиозно-философские школы Индии делятся на две группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Первые признают абсолютный духовный авторитет Вед и представляют собой философскую традицию брахманизма (индуизма), вторые — это материализм-локаята, джайнизм и буддизм — авторитета Вед не признают и считаются индуистами еретическими. К ортодоксальным школам относятся так называемые «шесть систем»: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, пурва-миманса и веданта. Философия ортодоксальных школ была доступна только представителям высших сословий-варн, прежде всего, варне брахманов. Философская школа ньяя по существу развивала разработку логической проблематики, создав систему формальной логики, типологически сопоставимой с логикой Аристотеля. Создателем этой системы считается Гаутама. Школа вайшешика разрабатывала более широкий круг вопросов, связанных с философской психологией, онтологией и натурфилософией. Наиболее известна теория атомов (ану), созданная мыслителями этого направления. В средние века школы ньяя и вайшешика объединились в единую синкретическую школу. Создателем вайшешики считается, Канада. Санкхья (от снова «счет», «счисление») — весьма влиятельная школа индийской философии, разрабатывавшая категории пуруша (дух, сознание) и пракрита (материя). Обычно выделяют так называемую эпическую санкхью изложенную в философских разделах Махабхараты и классическую санкхью. Согласно эпической санкхье, дух и материя равным образом оказываются проявлениями Бога, высшего атмана. По классической санкхье, эти два начала абсолютно самостоятельны и несотворенны. Таким образом, санкхья по своему учению дуали-стична. Цель человека — положить конец ложному отождествлению духа с материей и достичь полного освобождения духа от связи с ней (кайвалья). Создателями санкхьи считаются Капила и Ишваракришна. Йога (не путать с йогой как общими для всех индийских учений принципами и методами психотехники!) разделяет все основные философские положения классической санкхья, но дополняет их учением о Боге (ишвара) как совершеннейшем духе (пуруша). Йога предлгает восемь ступеней совершенствования: яма нравственные нормы, важнейшая из которых — ахимса, непричинение зла ни одному живому существу; нияма — соблюдение норм религиозного поклонения; асана — позы для созерцания; пранаяма — дыхательные упражнения; пратьяхара — отвлечение чувств от их предметов; дхарана — концентрация сознания на едином объекте; дхьяна — созерцание, медитация и самадхи т.е. предельное сосредоточение, в котором реализуется освобождение. Создатель этой системы — Патан-джали. Пурва-миманса — школа, связанная с философским обоснованием ведического религиозного ритуала и практики жертвоприношений. Для достижения этой цели мыслители-мимансаки решали сложные философские вопросы, имевшие непосредствен- ное отношение к лингвофилософии (философии языка) и теории информации. Создатель этой системы — Джаймини. Веданта (завершение Вед) — философская система, связанная с комментированием упанишад. Основные идеи веданты изложены в Веданта (или Брахма) сутре Бадараяны. Однако позднее на основе разных комментариев к этому тексту возникли три направления веданты: 1. Адвайта-веданта (недвойственная веданта). Ее основной принцип - учение о полной тождественности атмана и Брахма- 18 Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 16 на, индивидуального «я» и абсолюта: «Брахман реален, мир не реален, душа ничем не отличается от Брахмана». Адвайта-веданта также называется «майявада» (теория иллюзии), поскольку весь эмпирический мир множественности считается в ней иллюзорным (майя). На адвайта-веданту сильно повлиял буддизм. Ее создатели — Гаудапада и Шанкара. 2. Вишиштадвайта-веданта (ограниченно недвойственная веданта) утверждает, что атман и Брахман частично тождественны и частично отличны друг от друга. Мир рассматривается как своего рода результат эволюции или развертывания личного Бога (или как форма трансформации божественной сущности). Ее создатель — Рамануджа. 3. Двайта-веданта (двойственная веданта) утверждает полное сущностное различие между абсолютом (Богом) и душой. Душа может достичь лишь ограниченного единения с Богом, но не полного слияния с ним. Основатель этого учения — Мадхва. Индийская философия является живой традицией. В новое и новейшее время ее продолжали развивать такие мыслители и всемирно известные деятели культуры, как Раммохан Рой, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош, Джидцу Кришнамурти, Сарвепалли Радхакришнан, Махатма Ганди, Рабиндранат Тагор и другие. К индийской философии проявляли глубокий интерес такие мыслители и писатели, как А.Шопенгауэр, М.Хайдеггер, Ромен Роллан, Г.Гессе, Л.Н.Толстой и другие. Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 17 Буддизм Будда в позе поучения закону Буддизм представляет собой первую по времени возникновения мировую религию, начавшую формироваться в Индии в середине II-го тыс. до н.э. и позднее распространившуюся далеко за пределы своей родины по всей южной, юго-восточной, восточной и центральной Азии вплоть до Бурятии и Тувы на севере. В отличие от индуизма, буддизм обращает свою проповедь ко всем людям, независимо от их национальной, сословной или профессиональной принадлежности. Поэтому буддизм считает религиозное освобождение доступным для человека любого социального статуса и любой национальности при условии его следования этическим, доктринальным и психотехническим принципам этой религии. Основателем буддизма считается царевич из кшатрийского рода Шакьев по имени Сиддхартха Гаутама, сомневаться в историчности которого нет серьезных оснований. Согласно преданию, новорожденный Сиддхартха имел на теле признаки будущего великого просветленного мудреца или вселенского правителя. Его отец, желая, чтобы царевич стал именно великим монархом, поместил его в роскошном дворце, полностью изолировав сына от столкновений со страданиями мира, которые могли бы настроить его на поиски смысла жизни и религиозные раз- 20 мышления. Тем не менее, однажды во время охоты царевич встречает похоронную процессию и понимает, что все люди смертны; встречает больного и понимает, что никто не может избежать болезней; встречает нищего и осознает, что бедность может быть уделом каждого; встречает мудреца, погруженного в созерцание и понимает, что единственный путь к постижению сути страданий и избавления от них — путь самоуглубления и размышления. Тогда Сиддхартха тайно покидает царский дворец и Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 18 становится отшельником аскетом. Но аскетические подвиги не приближают его к пониманию, и тогда царевич отказывается от крайностей умерщвления плоти и садится для углубленного созерцания под дерево. Выдержав угрозы и искушения демона Мары, он достиг просветления, стал совершенным мудрецом, пробудившимся к истине, то есть Буддой. После своего духовного пробуждения Будда отправился в религиозный центр Индии, город Бенарес, близ которого и произнес свою первую проповедь, положившую начало буддийскому учению. Там же у Будды появились и первые последователи, образовавшие буддийскую монашескую общину — сангху. Тридцать пять лет проповедовал Будда свое учение (Дхарму), а потом умер, или, как говорят буддисты, отошел в окончательную нирвану, навсегда выйдя из круговорота смертей-рождений сансары. Буддизм возник первоначально как проявление религиозного свободомыслия в борьбе с окостеневшей брахманской ортодоксией и внешним ритуализмом. Буддизм отверг как брахманское учение о сакральности сословно-варновой системы, так и авторитет священных Вед, утверждая, что любой человек может стать святым-архатом или буддой. В течение тысячи лет буддизм процветал в Индии, определяя ее духовный облик, но постепенно был вытеснен из нее окрепшим и возродившимся индуизмом и после XIII в.н.э. практически полностью исчезает на своей исторической родине. Однако буддизм становится мировой религией и с начала нашей эры начинает распространяться в Китае, откуда позднее проникает в Корею и Японию, неся с собой достижения индийской и китайской культур и китайскую иероглифическую письменность, способствуя процессу формирования дальневосточного цивилизационного ареала. Позднее, с VII в. буддизм начинает проникать в Тибет, откуда он приходит в Монголию и к некоторым народам Сибири. Еще ранее эта религия |