История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
Скачать 5.21 Mb.
|
47 на Вольтера и его теорию «просвещенного абсолютизма», а китайская экзаменационная система повлияла на формирование практики экзаменования в Европе. Вместе с даосизмом и буддизмом конфуцианство сформировало все существенные особенности и важнейшие характеристики китайской культуры - одной из древнейших культур человечества. В целом процесс формирования религиозных традиций в рассматриваемых регионах Востока может быть описан как распространение индобуддийской и китайской культур за пределы ареалов их начального образования. Эти культуры выступали как своеобразный эталон для стран и народов, которые перерабатывали воспринятое в соответствии с местными условиями. Речь, однако, не идет о пассивной рецепции, поскольку вскоре после первого периода усвоения основного объема заимствованной культуры начинался период ее творческого переосмысления и создания собственной культурной традиции. Материалы, представленные в разделе "Религиозные учения Востока", свидетельствуют о коренных отличиях восточных религий от привычного для европейца иудео-христианского типа мировоззрения. Наряду с этим они раскрывают и многообразие собственно восточных религиозных традиций, демонстрируя их дифференцированность и неодномерность. Достаточно сопоставить, к примеру, рационалистическое и государственническое конфуцианство с буддизмом, как религией освобождения от уз наполненного страстями и страданиями профанического бытия. Вместе с тем, во всех рассмотренных учениях мы находим также и общечеловеческое Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 34 содержание, говорящее об их принадлежности к единой сокровищнице мировой духовной культуры. Индуизм, буддизм, даосизм и конфуцианство богатством своих традиций и мировоззрения умножают культурный опыт человечества, вносят свой достойный вклад в диалог культур и взаимопонимание народов. 49 ЛИТЕРАТУРА Индуизм 1. Анамбхатта. Тарка-санграха (свод умозрений). Тарка-дипика (разъяснение к своду умозрений). — М., 1989. 2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия — 2-е изд. — М., 1993. 3. Гусева Н.Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика — М., 1977. 4. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. — М., 1991. 5. Костюченко B.C. Классическая веданта и неоведантизм. — М., 1983. 6. Лысенко ВТ. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. — М., 1986. 7. Рудой В.И., Островская ЕЛ. Классическая йога. — М., 1992. 8. Семвнцов B.C. Проблемы интерпретации брахманической прозы. Риту- альный символизм.— М., 1981. 9. Семенное B.C. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике.— М., 1985. 10. Шохин В.К. Брахманистская философия. — М., 1994. Буддизм 1. Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. - Спб., 1993. 2. Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990. 3. Ашвагхоша. Жизнь Будды. - СПб., 1990. 4. Берзин А. Тибетский буддизм: история и перспективы развития. - М., 1992. 5. Буддизм: Словарь. / Под общ.ред. Жуковский Н.Л. - М., 1992. 6. Буддийский взгляд на мир - СПб., 1994. 7. Дхаммапада. Пер. с пали. - М., 1960 (СПб., 1993). 8. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. По материалам коротких рассказов IV-VI вв. - СПб., 1994. 9. Дылыкова B.C. Тибетская литература. Краткий очерк. - М., 1986. 10. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. - М., 1987. 11. Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. - М., 1983. 50 12. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя буддийская философия. - М., 1994. 13. Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М., 1991. 14. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - м., 1988. 15. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. В 2 т. - СПб., 1995. Даосизм 1. Дао и даосизм в Китае / Отв.ред. Л.С.Васильев и Е.Б.Поршнева. - М., 1982. 2. Кривцов В.А. Эстетика даосизма. - М., 1993. 3. Лу Куань Юй. Даосская йога. Пер. Е.А.Торчинова. - СПб., 1993. 4. Лукьянов А.Е. Лаоцзы (Философия раннего даосизма). - М., 1991. 5. Малявин В.В. Чжуан-цзы. - М., 1985. Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 35 6. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе, искусстве («Ху- айнань-цзы» - II в. до н.э.). - М., 1979. 7. Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. - СПб., 1993. 8. Торчинов Е.А. Даосизм: поиск бессмертия и свободы. Из антологии даосских текстов. // Реверс. Альманах. Вып.1. СПб., 1992. 9. Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины. - СПб., 1994. 10. Чжуан-цзы. Ле-цзы. (Тексты). Пер. В.В.Малявина. - М., 1995. Конфуцианство 1. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 1970. 2. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Переводы. - М., 1972-1973. 3. Конфуцианство в Китае: Проблемы теории и практики. / Отв.ред. Л П.Де - люсин - М., 1982. 4. Малявин В.В. Конфуций. - М., 1992. 5. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. - М., 1993. 6. Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. - М., 1993. 7. Этика и ритуал в традиционном Китае / Под ред. Л.С.Васильева, А.А.Бок- щанина. -М., 1988. Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 36 ИСТОРИЯ ИУДЕЙСКОГО МОНОТЕИЗМА Иудейский монотеизм не появился сразу в завершенном виде. Древнейшие верования кочевых еврейских племен включали в себя культ стихийных природных сил, культ животных, магию, фетишизм и т.п. Оказавшись рядом с ближневосточными цивили- зациями, имевшими многовековую политеистическую традицию, древние евреи не избежали их влияния, особенно в том, что было созвучно их собственным домонотеистическим представлениям. Все это можно обнаружить в Библии, содержащей разновременный и разнохарактерный материал. Законодательные и культовые установления, любовная лирика, поучительные истории, видения, пророчества, фольклор и т.д. в течение столетий были отобраны, систематизированы и объединены в своде, являющемся священным. Слово «библия», употреблявшееся эллинизированными евреями, есть калька с еврейского «хасфарим» (книги) — наиболее раннего и распространенного термина. Впоследствии иудейскую Библию стали обозначать словом-аббревиатурой Танах, по первым буквам названий трех основных разделов: Тора (Учение), Небиим (Пророки), Кетубим (Писания). Авторство и датировка большинства книг пока не имеют бесспорного определения. Установлено, что древнейшие теIII-II вв. до н.э. Язык большинства книг — древнееврейский, бывший разговорным в Палестине до времен вавилонского плена (VI в. до н.э.). Позднее в обиход вошел арамейский язык, несколько фрагментов текста на нем включены в книги Ездры, Иеремии, Даниила. Канонизация Торы произошла в сороковых годах V в. до н.э. Отбор и упорядочение других разделов продолжались еще на 53 протяжении нескольких веков. В конце I в., после гибели Иерусалимского храма, Синедрион (собрание судей) определил состав так называемой масоретской (от древнеевр. масора — традиция) иудейской Библии и утвердил редакцию вошедших в нее книг. Но из-за искажений, появившихся при переписке рукописей и продолжавшегося употребления неканонических книг, в VII-IX вв. хранители традиции — масореты — вновь устанавливали точный библейский текст, расположение книг, количество глав и стихов в каждой книге и во всей Библии. Древнееврейская система письма не фиксировала гласных звуков, поэтому необходимость единообразного чтения Танаха потребовала ввода специальных значков для огласовки. В III-II вв. до н.э. в Египте был осуществлен перевод Библии на греческий язык. Предание приписывает его семидесяти двум (по шести от каждого колена) старцам, отчего позднее этот перевод получил название Септуагинта (лат. семьдесят). Древнейшие дошедшие до нас манускрипты Септуагинты датируются IV в. В ней содержатся некоторые книги и фрагменты, не вошедшие в иудейский канон; в христианской традиции они публикуются католическими (как второканонические) и православными (как душеполезные) изданиями Библии. На основе Септуагинты был сделан ранний латинский перевод II-III вв., из которого к настоящему времени сохранились отдельные выдержки. Новый перевод на латынь, учитывавший и особенности масоретского списка, был осуществлен в конце IV — начале V вв. бл.Иеронимом. С XII в. этот перевод известен под названием Вульгата (лат. народная). В середине XVI в. на Тридентском соборе католической церкви он был признан богооткровенным. Ветхий Завет христианской Библии основан на Танахе, но отличается от него наименованием и порядком расположения ряда книг, заменой имени Бога (Яхве) именем нарицательным 54 (Господь), а также особым «христианским прочтением» еврейских текстов. Иудаизм — религия Слова, а Библия — его вероисповедная основа. Она же оказывается важнейшим источником, раскрывающим становление иудейского монотеизма. Священная история, разворачивающаяся в Библии, представляет события из жизни отдельных людей и народа в целом как знаки активного присутствия Бога в человеческой истории. И то, какой Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 37 хранится в сознании народа его история, значит не менее самой истории. Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 38 Учение (Тора) Скрижали Завета Менора Тора — наиболее авторитетная часть Танаха, запись которой иудейское предание связывает с именем Моисея. В синодальных изданиях Русской Библии пять книг, входящих в эту часть, обозначаются согласно христианской традиции — по сюжету или важнейшим особенностям (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). Иудейская Библия сохраняет названия книг Торы по первому значимому слову текста на иврите: Берешит («В начале...»), Веэлле Шемот («И вот имена...»), Вайикра («И воззвал...»), Бамид-бар («В пустыне...»), Элле Хадебарим («Вот слова...»). * Главное в Торе — договор бога Яхве с народом, заключение которого является основным элементом развития космического миропорядка. * Обращаем внимание, что приведенные в данной лекции цитаты, написание имен и названий из Торы и других текстов Танаха даются не по синодальному изданию,а по русскому переводу принятой в иудаизме редакции Библии (см.: Священные книги Ветхого Завета, переведенные с еврейского языка для употребления евреям. Т.1-2.— Вена, 1877). Это позволяет точнее передать смысл и содержание иудаистической трактовки библейских сюжетов. 57 Тора начинается с рассказов о сотворении мира и человека. При этом важнейшим для библейской космологии становится предание об Эдемском саде блаженства, где среди прочих деревьев Бог насадил дерево жизни и дерево познания добра и зла, и где Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 39 произошло грехопадение первых людей, нарушивших запрет Бога вкушать плоды познания и тем самым преступивших первый договор с Господом. К рассказу об изгнанных из рая Адаме и Еве примыкает история их ближайших потомков. Центральное место здесь занимает сюжет о «пастыре овец» Авеле и земледельце Каине (Быт.4:1 -8). В этом же цикле рассказывается о Ламехе, одном из потомков Каина, и его сыновьях — основателе скотоводства Иавале, создателе первых музыкальных инструментов Ювале и первом кузнеце Тувалкаине. Завершается повествование о ближайших потомках первых людей упоминанием об их сыне Сифе, от которого, согласно библейской традиции, происходят все народы. Далее (Быт. 5) перечисляется родословие человечества от Адама, через Сифа, к праведнику Ною, спасаемому Богом от гибели при всемирном потопе. Тема потопа и истребления рода человеческого известна в мифологиях многих народов мира. Библейская ее версия подчеркивает, что подобное наказание дано от единого Бога, а причиной является зло в помышлениях и делах, которыми люди сопровождают весь свой путь на земле. Кульминацией событий становится установление договора (завета) Бога с Ноем и его потомством (Быт.9:9-17). Главы о Ное завершаются рассказом о непочтительном отношении к уснувшему пьяному родителю одного из сыновей — Хама («отца Ханаана»), и проклятии за этот поступок жителей Ханаанской земли, с которыми позднее будут бороться сыны Израиля. Родословие потомства от сыновей Ноя (Быт. 10) показывает распространение народов по земле после потопа. Приведенный затем сюжет о «вавилонской башне» и рассеянии народов заканчивает «всемирно-историческую» линию повествования Торы. Последующее описание более подробного родословия потомков сына Ноя — Сима, направлено к Аврааму, с которого начинается собственно история евреев (и арабов — через Измаила, рожденного Аврааму наложницей Агарью). Предания о родоначальниках Аврааме, Исааке, Иакове раскрывают раннюю историю Израиля через рассказы об их союзе с Богом. 58 Аврам — уроженец Ура Халдейского в Южной Месопотамии; то есть его предки были язычниками, жившими за Евфратом. Бог побуждает его покинуть дом отца, сородичей, страну (Быт. 12) и идти в землю, которую он укажет, обещая произвести от Аврама великий народ. Повинуясь воле Бога, 75-летний Аврам с женой Сарой и племянником Лотом отправился в Ханаан, где и жил в пустыне главой рода кочевников-скотоводов. Лишь однажды он укрылся на некоторое время от голода в Египте (Быт. 12:10-20). По воз- вращении, после разделения с перешедшим в плодородную Иорданскую окрестность и поселившимся в Содоме Лотом (Быт. 13:1-13), Аврам жил в Ханаане у дубравы Мамре и в среде язычников установил жертвенник Богу. Затем он выступает как герой-воитель, освободивший в походе против четырех восточных царей плененного ими Лота (Быт. 14). Все это время он неоднократно получает благословения и подтверждения милости Бога, договор с которым дополняется новыми подробностями: обещанием многочисленного потомства и земли обетованной во владение. Бог нарекает ему новое имя - Авраам, потому что он будет «отцом множества народов» (Быт. 17:5), заключает с Авраамом «завет вечный» (Быт. 17:7), наследниками которого будут его потомки от Сары (также получившей от Бога новое имя — Сарра). Свидетельством завета установлено обрезание младенцев мужского пола (Быт.17:10-14). Кроме того, Богом предречено рождение наследника завета Исаака. В повествовании об Исааке также содержится обетование Бога — исполнить данное Аврааму обещание, в награду за готовность принести в жертву любимого сына (Быт.22). После смерти и погребения Сарры Авраам женил 40-летнего Исаака на своей внучатой племяннице Ревекке. Рассказ об Исааке переходит в повествование о непосредственном предке израильтян Иакове. Уже в утробе матери началось его соперничество с братом-близнецом Исавом. Продолжившись в дальнейшем, оно вылилось во вражду народов, потомков братьев (идумеев и израильтян). Хитростью и прямым обманом Иаков лишает Исава прав первородства (Быт.25:29-34) и, опасаясь мести, спасается бегством. На пути в Харран, в Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 40 дом своего дяди, Иаков видит вещий сон: по лестнице от земли до неба сходили и восходили ангелы, а Бог, стоящий на этой лестнице, обещал ему и его потомкам страну, 59 в которой он находился, умножение рода и возвращение обратно в эту землю. (Быт.28:11-22). В результате брака с дочерьми Лавана — Рахилью и Лией — и от двух их служанок Иаков становится отцом 12 сыновей и дочери Дины. После рождения Рахилью первого сына — Иосифа, Иаков решил покинуть Месопотамию и вернуться домой. По пути, в одну из ночей, с Иаковом борется Некто, кто так и не смог одолеть его и просил отпустить (Быт.32:24-29). Иаков получил благословение Бога и новое имя — Израиль; «потому что ты боролся с Богом» (Быт.32:29). Еще одно благословение Иаков получил в Вефиле, при утверждении там единобожия и основании жертвенника Богу (Быт.35:1-15). Особое место в преданиях о патриархах занимает рассказ об Иосифе, любимом «сыне Израиля» (Быт.37; 39-50). Здесь раскрывается избранничество Иосифа среди братьев, Божье благоволение и покровительство ему. История Иосифа, полная драматических сюжетов (зависть и месть братьев, продажа в рабство, домогательства жены фараона, наказание в темнице, толкование снов, возвышение при дворе, примирение с братьями), объясняет, почему предки израильтян оказались в Египте. Смертью Иосифа заканчивается книга Бытия. Изложенные в ней предания о патриархах имеют, по всей видимости, фольклорный характер: политическая история сиро-палестинского региона, насколько об этом можно судить по месопотамским и египетским источникам, не нашла отражения на библейских страницах. Авраам, Исаак, Иаков действуют в вымышленной стране и сами являются персонажами мифологизированной легенды. Вопрос о реальном существовании этих лиц в настоящее время не может быть разрешен удовлетворительно. В повествовании о 12 сыновьях Иакова объединены легендарно-мифологические и исторические элементы, отразившие процесс формирования племенных групп израильского народа. Сыновья Иакова — Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон (от Лии); Иосиф и Вениамин (от Рахили); Дан, Неффалим, Гад и Асир (от наложниц) — эпонимы-родоначальники 12 колен израилевых, вошедших затем в племенной союз. Само число 12 носит сакрально-мифологический характер. Важнейшая и большая часть Торы — повествование об исходе евреев из Египта, их странствии по пустыне, обретении Закона и заключении договора с Богом. Менее чем 50- летнему пе- |