Главная страница
Навигация по странице:

  • Вторая книга Царей

  • Южное царство

  • Книга пророка Исайи

  • История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт


    Скачать 5.21 Mb.
    НазваниеЛекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
    АнкорИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете.pdf
    Дата15.01.2018
    Размер5.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе.pdf
    ТипЛекции
    #14073
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница10 из 32
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   32
    77
    как Елисей увидел вознесение Илии к Господу: «явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих; и понесся Илия в вихре на небо» (2 Цар.2:11). Переходя
    Иордан Елисей раздвинул воды и видевшие это признали его пророком.
    В тесной связи с деятельностью Елисея описан период царствования Иорама, последнего в династии сына Ахава. Среди деяний Иорама упомянута война с моавитским царем, победа над которым была обещана Богом через Елисея (2 Цар.3), а также противостояние сирийцам, в котором большое значение имели пророчества и советы
    Елисея (2 Цар.6-7). В числе совершенных пророком чудес - умножение масла для бедной вдовы, предсказание рождения сына бездетной богатой женщине в награду за гостеприимство, воскрешение этого ребенка после внезапной его смерти (2 Цар.4). Во время голода Елисей накормил сто человек двадцатью ячменными хлебцами и сырыми зернами (2 Цар.4:42-44). Пророк излечил от проказы сирийского военачальника Неемана, заставив того семь раз окунуться в воды Иордана; исцелившийся вынужден был признать, что «на всей земле нет Бога, а только у Израиля» (2 Цар.5:15).
    Правление Иорама закончилось трагически. Враждебную ему Сирию возглавил Азаил, царствование которого с огорчением пришлось предсказать Елисею. Глядя на будущего сирийского царя пророк плакал: «я знаю, какое наделаешь ты сынам Израилевым зло; крепости их предашь огню, и юношей их мечом умертвишь, и грудных детей размозжишь, и беременных у них рассечешь» (2 Цар.8:12). Во время войны с Азаилом
    Елисей послал ученика помазать на царство Ииуя, которому Бог предначертал истребить дом Ахава. Ииуй восстал против Иорама, по воле Господа убил его и приказал бросить труп царя на виноградник Навуфея. Истребляя царскую семью, Ииуй жестоко расправился с Иезавелью - она была выброшена из окна и сожрана псами, как предсказал еще пророк Илия. Затем последовало истребление 70 сыновей Ахава, а также 42 братьев иудейского царя Охозии, посланных узнать о судьбе царственных родственников в
    Израиле. «И сказал Господь Иную: за то, что ты хорошо сделал угодное в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым соответственно всему, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израильском» (2 Цар. 10:30).

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    51
    Под страхом смерти Ииуй велел всем жрецам Ваала собраться на большое жертвоприношение своему богу и во время «праз-
    78
    дничного собрания» учинил им кровавую казнь, а затем уничтожил всех идолов и храм Ваала. Но истребив поклонение Ваалу, Ииуй сохранил золотых тельцов в Дане и
    Вефиле, то есть не отступил от идолопоклонства. За это Господь начал «отрезать части от
    Израильтян», отдавая их на поражение сирийскому царю Азаилу (2 Цар. 10:32).
    При Иоахазе, сыне Ииуя, уже весь Израиль «предан в руки» Азаила за идолопоклонство. Раскаяние и молитва спасли государство от полного разорения, но сыны Израиля так и не отступили окончательно от греха (2 Цар.13:1-9).
    В царствование Иоаса, сына Иохаза, войны с сирийцами продолжались. По предсказанию пророка Елисея трижды одерживались победы. Сам же Елисей заболел и умер в дни Иоаса, после смерти совершив последнее чудо: «... когда погребали одного человека, то увидев толпу людей, бросили того человека в гроб Елисея; и при движении своем коснулся тот человек до костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (2
    Цар.13:21). Вторая книга Паралипоменон из раздела Писаний дополняет историю царя
    Иоаса рассказом о временном его союзе с Иудеей, о последовавшем разрыве из-за идолопоклонства иудейского царя, о разграблении израильтянами Иерусалимского храма
    (2 Пар. 25).
    Неугодными Богу деяниями было отмечено правление сына Иоаса — царя Иеровоама.
    Но все же «не решился Господь изгладить имя израильтян из-под неба» (2 Цар. 14:27) и этому царю удалось за долгое царствование (41 год) даже расширить пределы государства (2 Цар. 14:23-29).
    Последним в израильской династии Ииуя был Захария, сын Иеровоама, продолжавший «творить неугодное» в очах Господа. Через полгода он был убит в результате заговора Селлума. Вообще последние израильские цари умирали, как правило, насильственной смертью. Селлум царствовал в Самарии месяц, затем на троне утвердился на десятилетие его убийца Менаим. И он не отступил от греха идолопоклонства. Его сын Факия правил два года, «не отставал от грехов», и пал жертвой заговора, приведшего к власти на двадцать лет бывшего сановника Факея. В дни Факея ассирийский царь захватил ряд израильских городов и переселил в Ассирию многих израильтян (2 Цар. 16:25-31). Факей так же был свергнут и убит в результате заговора. На престол вступил Осия, в правление которого (731-722 гг. до н.э.)
    79
    завершилась история самостоятельного существования Северного царства. Агрессия
    Ассирии привела к падению Самарии, переселению израильтян в Ассирию и заселению освободившихся земель иноземцами.
    Вторая книга Царей
    Вторая книга Царей
    в главе семнадцатой подводит итог трагической судьбе
    Израильского государства, представляя его падение как прямое следствие забвения установленного Богом Закона.
    Дальнейшее содержание этой книги (главы 18-25) целиком посвящено Южному царству, вплоть до истории падения Иерусалима в 586 г. до н.э. Данное описание дополняется рядом глав второй книги Паралипоменон и заканчивается упоминанием об освобождении из вавилонского плена при персидском царе Кире (538 г. до н.э.).
    Южное царство
    Наследник трона Давида в Иерусалиме, сын Соломона царь Ровоам собрался было воевать, чтобы восстановить единое государство, но внял Господу, указавшему через пророка Самея: «Не ходите и не воюйте с братьями вашими, сынами Израилевыми;... потому что Мною сделано это дело» (1 Цар.12:24). Этот царь дал прибежище в
    Иерусалиме священникам и левитам, вытесненным израильским правителем Иеровоамом
    (2 Пар. 11:5-18). Но укрепив свое могущество, Ровоам «оставил закон Господа» и был наказан вторжением египтян. Узнав через пророка Самея, что нашествие это кара за богоотступничество, Ровоам раскаялся и смирился. Такое поведение отвело от царя и его

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    52
    страны гнев Господа (2 Пар. 12:12).
    Непродолжительное царствование Авия, сына Ровоама, предстает нечестивым перед лицом Бога, который хранил Иерусалим только «ради Давида» (1 Цар.15:4). Господь даже помог Авии победить израильского царя Иеровоама, и «были сильны сыны Иудины, потому что опирались на Господа, Бога отцов их»(2 Пар.13:18).
    Правление царя Асы, наследника Авия, началось укреплением города и борьбой с истуканами и жертвенниками; он изрубил даже статую Астарты, которой поклонялась его мать (1 Цар.15:9-14). Пророк Азария побудил царя обновить завет с Богом, и «со всем усердием взыскали Его, и Он дал им найти Себя» (2 Пар. 15:14-15). Однако, оказавшись перед опасностью нападения израильтян, Аса
    80
    заключил союз с сирийским царем Ванедадом, за что пророк Анания обличил его: «не оперся на Господа» (2 Пар. 16:7). Раздраженный Аса посадил прозорливца в темницу. На пороге смерти царь «и в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16:10-12).
    После смерти Асы воцарился его сын Иосафат (1 Цар. 15:24), чье благочестивое правление продолжалось 25 лет. Он укрепил города и войско, отменил поклонение на высотах и в дубравах, послал священников учить народ Закону. Когда на Иудею напали моавитяне и аммонитяне, то богобоязненный Иосафат постился и молился в храме об избавлении и получил пророчество, что увидит победу даже без сражения: «потому что не у вас война, а у Бога» (2 Пар.20:15).
    Его сын Иорам был женат на дочери израильского царя Ахава и потому «ходил путями царей израильских» (2 Цар.8:12). Он убил своих братьев, восстановил прежние жертвоприношения. Пророк Илия обличил его, грозя наказанием и всему народу. Бог же поразил Иорама болезнью внутренностей, от которой царь в мучениях умер (2 Пар.21:10-
    20).
    Охозия, сын Иорама и Гофолии, дочери израильского царя, стал следующим правителем в Иерусалиме и «делал неугодное в очах Господних» (2 Цар.9:27). В союзе с дядей, царем Израиля, он воевал против сирийцев и сохранял эту поддержку изра- ильтянам вплоть до расправы заговорщика Ииуя (по наущению Господа) над израильской династией дома Ахавова, когда сам был смертельно ранен.
    После сына престол в Иерусалиме на шесть лет захватила Гофолия, истребившая остальных членов царской семьи (2 Цар. 11:1). Сестре Охозии удалось спасти только младшего сына скончавшегося царя — Иоаса; ее муж, священник Иодай скрывал мальчика в храме (2 Цар. 11:2-3).
    Сорок лет правил Иоас и «делал угодное в очах Господних во все дни свои, пока наставлял его священник Иоадай» (2 Цар. 12:3). Он восстановил правильное богослужение, отремонтировал храм. Иоас трагически погиб от рук заговорщиков: после смерти Иодая царь вновь допустил идолопоклонство, не внял увещеваниям посланного от
    Господа пророка Захарии, был наказан поражением от небольшого сирийского войска и убит в отместку придворными слугами (2 Пар.24:24-25).
    Воцарившийся затем Амасия также «во всем поступал как отец его Иоас» (2 Цар.
    14:3). Он казнил убийц отца, но не умертвил их
    81
    детей, соблюдая закон Моисея (2 Цар. 14:5-6). Хроники упоминают, что после победы над идумеянами Амасия начал поклоняться принесенным из похода идолам. Посланный разгневанным Господом пророк обличил его, но царь насмехался, «и перестал пророк, сказав: знаю, что решил Бог погубить тебя» (2 Пар.25:16). И Амасия пал вскоре жертвой заговора (2 Цар. 14:19).
    Следующим царем стал шестнадцатилетний Озия, правивший в Иерусалиме целых 52 года. Долгое время, следуя пророку Захарии, он «прибегал к Богу» и неизменно получал от этого поддержку во всех своих делах - войнах, укреплении Иерусалима, создании хитроумных метательных орудий и прочих начинаниях. Но добившись успехов, царь возгордился и совершил преступление перед Богом: «вошел в храм Господень, чтобы ку- рить на алтаре кадильном», тогда как был предупрежден, что кадить могут только посвященные. За такой грех Бог поразил царя проказой и он до самой смерти жил в
    «больничном доме», а страной управлял его сын Иоафам (2 Цар.15:1-7).
    После смерти отца Иоафам стал царем Иудейским и во всем поступал как Озия (2 Цар.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    53 15:34), только не входил в храм Господень. Самостоятельное царствование Иоафама - это время строительства крепостей и городов, победоносной войны с аммонитянами. Он был силен, «потому что устроял пути свои перед лицом Господа» (2 Пар.27:6).
    Когда на престол вступил Ахаз, сын Иоафама, он вернулся к идолопоклонству. За это
    Господь отдал владения Ахаза на опустошение сирийскому и израильскому царям. В борьбе с их агрессией Ахаз вступил в союз с Ассирией, заплатив сокровищами храма и дворца. После победы над Сирией, в Дамаске царь увидел жертвенник, рисунок и чертеж устройства которого он послал в Иерусалим священнику Урии. Вернувшись из Дамаска,
    Ахаз вознес жертву на новом жертвеннике, а медный жертвенник Господа передвинул и поставил сбоку, велев Урии использовать только новый (2 Цар.16:10-15). Ахаз приносил жертвы сирийским богам, сокрушил сосуды в храме, понаставил новых жертвенников
    «на всяком углу в Иерусалиме», по всем городам устроил высоты для каждения «богам иным», и тем самым раздражал Господа (2 Пар.28:23-25).
    После смерти Ахаза воцарился благочестивый Езекия (2 Цар. 18:1). Он последовательно искоренял идолопоклонство, уничтожив даже Медного змия, некогда воздвигнутого Моисеем. Через несколько
    82
    лет после взятия Самарии ассирийцы начали завоевание Иудеи. Езекия пытался откупиться, но войска противника подошли к Иерусалиму, а военачальники стали склонять царя и народ к сдаче города. Однако пророк Исайя передал Езекии слова Гос- пода о скором избавлении от врагов. Царь пошел в храм и там с молитвой перед лицом
    Бога положил дерзкое письмо, предлагавшее сдать город. Господь ответил царю через
    Исайю о грядущем конце Ассирии и возрождении дома Иудина (2 Цар. 19:30).
    Смертельно больной Езекия вновь молился Богу и тот через пророка Исайю дал двойное обетование - продление жизни царя еще на пятнадцать лет и избавление от ассирийской угрозы (2 Цар.20:1-6). От Исайи же Езекия получил пророчество о грядущем нашествии
    Вавилона (2 Цар.20:17).
    Следующий иудейский царь - Манасия, вновь построил высоты и жертвенники, противные Богу. За это Господь обещал навести на Иерусалим такое зло, «о котором, кто ни услышит, зазвенит в обоих ушах у него», и поступать с Иерусалимом так, «как вытирают чашу: вытрут и опрокинут ее» (2 Цар.21:12-13). Манасия был уведен ассирийцами в Вавилон, там он смирился перед Богом, молился Богу и был возвращен в
    Иерусалим на царство. «И узнал Манассия, что Господь истинный Бог» (2 Пар.33:13).
    Аммон, сменивший на троне Манасию, служил идолам, как и отец. Через два года он был убит слугами (2 Цар.22:19-24).
    С именем следующего царя - Иосии, связана крупная религиозная реформа. Во время ремонта Иерусалимского храма первосвященник Хелкия нашел «книгу закона» и Иосия, прочитав ее, «разодрал на себе одежды», так как осознал надвигающееся наказание от
    Бога за уклонение от слов закона. Смирение и молитва обеспечили царю заверение от
    Господа, что его глаза не увидят бедствий, которые будут наведены на Иерусалим.
    Немедля Иосия созвал старейшин и пророков; обретенная книга была прочитана народу в храме; сам царь перед лицом Господним заключил завет последовать Господу и соблюдать заповеди Его, и весь народ «вступил в завет» (2 Цар.23:1-3). Повсеместно были уничтожены жертвенники Ваала, Астарты и других божеств. Точно выполняя
    Моисеев закон, Иосия отпраздновал пасху - «из всех царей Израилевых ни один не совершал такой пасхи, какую совершил Иосия» (2 Пар.35:18). Но как бы ни был верен
    Иосия закону Моисееву, Господь не желал забыть
    83
    грехи его предшественника, царя Манасии и в гневе обещал «отринуть» Иудею от лица Своего (2 Цар.23:27). Вскоре Иосия погиб в бою с египетским фараоном.
    Правление сыновей Иосии было неудачным. Сначала первый из них, царь Иоахаз, был уведен в плен египетским фараоном. А во времена второго, царя Иоакима, Господь наказывал Иудею нашествиями полчищ халдеев, сириян, моавитян, аммонитян«чтобы отдалить ее от лица Его за грехи Манасии» (2 Цар.24:3).
    Царь Иехония, сын Иокима, также «делал неугодное Богу». Во время осады
    Иерусалима Навуходоносором иудейский царь, его двор, а также сокровища храма и дворца были взяты в Вавилон (2 Цар.24:8-16).

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    54
    Уведя множество иудеев в вавилонский плен, Навуходоносор оставил в Иерусалиме правителем Матфанию, дядю Иехонии, переменив имя нового царя на Седекию. Как и многие предшественники, Седекия «делал неугодное» Богу. Впоследствии он
    «отложился» от вавилонского царя, но не смог избежать осады Иерусалима халдеями.
    Царь бежал, был пойман, ослеплен и отведен в Вавилон. Иерусалим подвергся разрушению, храм и дворец были сожжены, первосвященник убит (2 Цар.25).
    Гибель государства, разрушение храма, вавилонское пленение обусловили необходимость пересмотреть картину исторической судьбы древнееврейского народа.
    Этому посвящены созданные в период образования послепленной общины 1 и 2 книги
    Паралипоменон. В целом, совпадая с содержанием книг Самуила - Царей, эти хроники упоминают дополнительные подробности и многим событиям дают новое освещение.
    Идея истории народа как воплощение воли Яхве проводится здесь еще настойчивее.
    История Израиля и Иудеи, изложенная в комплексе книг Судей, Соломона и Царей, представляет собой описание взаимоотношений Бога и его народа. Главным в деятельности царей эпохи от построения Соломоном храма до реформы Иосии является утверждение монотеизма. Библия характеризует деятельность царей именно с точки зрения «угодного» или «неугодного» в очах Господа: попустительствовал идолопоклонству или боролся с ним, исполнял волю Бога или нет. Процветание или же бедствия созданного Давидом и Соломоном государства впрямую объясняются степенью соответствия воле Яхве - вначале племенного бога колена Иуды, а затем единого и единственного бога евреев.
    84
    Решающую роль в борьбе за установление монотеизма сыграло пророческое движение. Хотя некоторые пророки и участвовали в политике, их трудно назвать собственно социальными реформаторами. Классические библейские пророки - рели- гиозно-политические проповедники - в основном провозглашали деятельность Яхве в жизни народа, внушали соплеменникам идею божественной предопределенности и напоминали, что Яхве не допустит осквернения своей воли безнаказанностью.
    Книга пророка Исайи
    Книга пророка Исайи
    включает 66 глав, созданных в течение нескольких веков.
    Библеисты условно разделяют ее на три части: Исайя (1-37 главы), Второисайя (40-55 главы), Третьеисайя (56-66 главы). Приблизительно четверть вошедших в книгу Исайи сочинений принадлежит самому пророку, жившему на рубеже VIII-VII веков до н.э. и бывшему свидетелем разрушения Северного царства; наряду с более поздними добавлениями они входят в первый раздел. Автором второго раздела полагают анонимного пророка (ов), жившего среди пленников в Вавилоне в VI в. до н.э. В третьем
    — пророчества послепленного периода.
    Уже в первых главах обозначены основные темы, получившие развитие в дальнейшем: обреченность грешных перед Богом, тщетность упования на идолов, обетование спасения для верных. Книга полна видений Исайи и пророчеств, данных ему от Бога.
    Исайя горестно свидетельствует: народ, возвышенный Богом, отпал от своего Господа.
    Израиль — виноградник Божий на вершине плодоносной горы, но он дал негодный ви- ноград и потому будет опустошен. Тогда слово Господне выйдет из Иерусалима и Бог будет судить народы. Он «восстанет», чтобы навести страх на землю. В тот день человек выбросит идолов, а Господь очистит скверну дочерей Сиона и смоет кровь в Иерусалиме.
    Видение в Иерусалимском храме явило Исайе Бога, сидящего на высоком престоле;
    Его одежды наполняли храм; шестикрылые серафимы стояли наверху Его. Увидев Бога
    Исайя ужаснулся, но серафим прикоснулся к его устам горящим углем, взятым с жертвенника, сказав: беззаконие твое удалено и грех твой прощен. После этого Господь послал пророка к народу возвестить будущее опустошение Иудеи; лишь десятая часть останется и будет в очищении.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   32


    написать администратору сайта