Главная страница
Навигация по странице:

  • Книга пророка Наума (VIII-VII вв. до н.э.)

  • Книга пророка Аввакума.

  • История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт


    Скачать 5.21 Mb.
    НазваниеЛекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
    АнкорИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете.pdf
    Дата15.01.2018
    Размер5.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе.pdf
    ТипЛекции
    #14073
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница12 из 32
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   32
    93
    Книга пророка Иезекииля
    Книга пророка Иезекииля
    занимает особое место среди произведений пророков периода вавилонского плена, стремившихся осмыслить трагические события истории иудеев VI в. до н.э.
    Иезекииль происходил из жреческой семьи садокидов; жил в Иерусалиме, пока в числе первых переселенцев не был уведен в Вавилон, где и начал пророчествовать в 593 г. до н.э. Многие места в речениях Иезекииля повторяют Второзаконие, Амоса, Осию,
    Исайю, а чаще других — Иеремию. Как и прочие пророки, он обличает отказ от поклонения Яхве и почитание чужих богов, уподобляя Израиль блуднице. Книга
    Иезекииля (42 главы) отличается насыщенной символикой картин явления Бога, драматизированными личными переживаниями, видения в ней переплетены с жизнью и учением. Бог открывает пророку планы на будущее Израиля, предписывая, как правило, совершать знамения и через них являть народу волю Господа. В пророчествах Иезекииля, аналогично книге Иеремии, надежда на личное благополучие связывается с индивидуальным раскаянием. В то же время, разрушение Иерусалимского храма определило в условиях плена усиление роли обрядности. Поэтому Иезекииль настаивает не только на моральных, но и культовых предписаниях.
    Призвание Иезекииля было дано видением: в сверкающем облаке явилось подобие четырех живых существ; их облик — как у человека, но у каждого четыре лица и четыре крыла; ступни ног, как у тельца, и сверкали подобно меди; и руки человеческие выходили из-под крыльев их; и лица подобны лицу человека, и лицу льва, и лицу тельца, и лицу орла. И как бы пламя ходило между сими существами, и они двигались быстро, как сверкает молния; и по одному колесу у сих существ по направлению четырех лиц их, ободья колес высоки и страшны, и полны глаз кругом. Над головами существ было подобие свода с блеском изумительного кристалла; над сводом же было подобие престола из камня сапфира; а над престолом было видение подобия человека, сидящего на нем. Пророк видел как бы пылающий металл, и огонь внутри его и вокруг. Таково было видение подобия славы Господней (Иез.1).
    Когда Бог говорил с Иезекиилем, дух вошел в пророка: Посылаю тебя к сынам
    Израилевым; будут ли слушать тебя или нет, но пусть знают, что был пророк среди них.
    К пророку простерлась рука, державшая свиток, который исписан был с обо-
    94
    их сторон и начертано на нем: «плач, стон и горе». Господь велел Иезекиилю
    «накормить чрево» свое и «наполнить внутренность» свою этим свитком. Пророк сделал это и было в устах его сладко, как мед; но последовало слово Бога: если не станешь вразумлять, то кровь нечестивца, умершего в беззаконии своем, взыщу от руки твоей
    (Иез.2-3).
    Затем произошел ряд знамений и пророчеств. Одно из них — с начертанием
    Иерусалима на кирпичине и изображением осады города: Ляг на левый бок и триста девяносто дней будешь нести нечестие Израиля; вторично ложись на правый бок и бу-

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    60
    дешь нести нечестие дома Иудина сорок дней; и не повернись с одного бока на другой, пока не окончишь дней осады твоей. Образ осады стал предвестием падения Иерусалима.
    Другое знамение — с обритыми волосами: третью часть сожги, третью часть изруби ножом, третью часть развей по ветру. По разъяснению Господа, большая часть судимого народа — хуже язычников, за что треть умрет от язвы и голодом истреблена будет, третья часть падет от меча, а треть последняя будет развеяна «на все ветры» (Иез.5).
    Опустошены будут жертвенники и трупы сынов Израилевых повергнутся пред их идолами. Знамение содержит обещание Бога излить на землю Израилиеву Свое негодование, сложить на нее все мерзости ее, и будут стонать «каждый за свое беззаконие» (Иез.7).
    Иезекииль повествует и о нескольких данных ему многозначительных видениях судьбы Иерусалима. Дух Божий открыл ему «великие мерзости» идолопоклонства, совершавшегося в храме. Затем явилось видение казни над городом: и вот, пришли шесть человек и у каждого в руке орудие разрушения, и среди них один, одетый в полотно; и слава Бога поднялась от херувима и позвал Он облеченного в полотно, которому поручил пройти по Иерусалиму и начертать букву «тав» на челах скорбящих о мерзостях; прочим исполнителям казни велено было идти следом и поражать стариков, юношей, девиц, малых детей и жен, но не касаться отмеченных буквой «тав». На своде, который над головами херувимов, показалось как бы явление, подобное престолу; и Господь сказал облеченному в полотняную одежду мужу: войди между колесами под херувимами и наполни пригоршни твои угольем, горящим между херувимами, и брось их на город.
    Видны стали четыре колеса подле херувимов, и все тело, спина, руки и крылья их, равно как и колеса,
    95
    кругом были полны очей. Колеса сии называемы были вихрем. У каждого из явленных существ четыре лица: одно — лик херувима, другое — лик человека, третье было львиным и четвертое — орлиное. И поднялись херувимы; и отошла слава Господня от порога дома и стала над херувимами (Иез.9-10).
    И вот, наконец, было явлено слово Бога: «хотя Я рассеял их по разным странам, Я буду для них святилищем; Я соберу вас и дам вам землю Израилеву; дам единое сердце и дух новый вложу в вас; и возьму из тела сердце каменное, и дам сердце плотяное, чтобы поступали по заповедям Моим» (Иез.11).
    Господь наставляет Иезекииля для разговора со старейшинами Израилевыми:
    «выкажи только мерзости отцов их». Тем самым дается напоминание о неблагодарности избранного народа, предавшего забвению Божии предписания, «чрез которые человек был бы жив, исполняя их». Бог велит пророку передать земле Израилевой, что скоро будет «извлечен меч» Его для истребления праведных и нечестивых, ибо в этой земле все виновны перед Господом. «Низложение свершу над нею, и ее не будет более, пока не придет Тот, Который имеет право на нее, и Ему Я отдам ее» (Иез.21:27).
    В главе 23 приводится поучительная притча о блудодействе «дочерей одной матери», т.е. Аголе-Самари и Аголиве-Иерусалиме. Она содержит пророчество о будущем
    Аголивы: ты будешь пить чашу сестры твоей, глубокую и широкую; чаша ужаса и разрушения — чаша сестры твоей, Самарии; ты осушишь ее до дна, оближешь черепки ее и растерзаешь груди свои, «ибо Я сказал это».
    Среди завершающих видений Иезекиилю была явлена равнина полная костей. Во время пророчества, по слову Бога, «произошел шум», сделалось движение и стали сближаться кость с костью, на них возникли жилы и наросло мясо, сверху их покрыла кожа; от четырех ветров вошел в них дух, и они ожили и встали на ноги («весьма великое полчище»). По разъяснению Господа: «кости означают дом Израилев; выведу вас из гробов ваших и введу в землю Израилеву, и вложу дух Мой в вас, и успокою вас на земле вашей, и узнаете, что Я вечносущий. Через пророка открылась воля Бога: дерево в руке
    Ефрема и дерево Иуды в руке Моей будут одно и не будут более разделены на два царства, и не будут более осквернять себя погаными идолами и мерзостями своими; и будут Моим народом, и Я буду у
    96
    них Богом; и раб Мой Давид будет царем над ними; и заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними; и поставлю среди них святилище Мое навеки; и узнают

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    61
    народы, что Я Господь, освящающий Израиля (Иез.37). Право служения в храме Господь предоставит священникам из колена Левиина, рода Садокова, которые «не блуждали за погаными идолами» и соблюдали установленные чиноположения» (Иез.44).
    Книга пророка Осии
    Книга пророка Осии.
    Деятельность этого пророка разворачивалась, вероятно, в последние годы правления царя Иеровоама (до 734 г. до н.э.). По велению Бога Осия женился на блуднице и дал родившимся детям символические имена, раскрывающие судьбу Израиля (Ос.1). По велению Бога он полюбил замужнюю прелюбодейку; подобно тому, как Господь любит сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам (Ос.3).
    Горестно пророчествует Осия слово Господне: нет истины, любви, богопознания на земле сей; проклятия и обман, убийства, грабеж, прелюбодеяния крайне распространились; блудодействуя, люди отступили от Бога своего; поглощается Израиль, он стал среди народов, как сосуд негодный; пришли дни воздаяния, исчезнет Самария с царем своим, как пена на поверхности воды (Ос.4-10).
    Через пророка звучит укор и наставление Бога своему народу: Когда Израиль был еще юн, Я возлюбил его и из Египта воззвал Я сына Моего. Народ Мой закоснел в измене против Меня. Встревожено сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя. Не дам действовать пламенному гневу Моему; ибо Я Бог, а не человек (Ос. 11). Погубил ты себя,
    Израиль, так как опора твоя только во Мне. Где царь твой теперь? Пусть он спасает тебя во всех городах твоих. От власти ада Я искуплю их; где твое жало, смерть? Где твоя победа, ад? Но утешение еще сокрыто от очей Моих. Израиль, ты упал за нечестие твое.
    Запаситесь добрыми делами и обратитесь к Господу. Исцелю их от вероломства, ибо прошел гнев Мой на них. Я как вечно зеленеющий кипарис; от Меня будут тебе плоды
    (Ос.12-14).
    У Осии Яхве — не родич, помогающий своим, а уже национальный Бог, отношения с которым основаны на завете (как брачный договор). Этот Бог вправе карать и миловать; он всегда остается прав и справедлив.
    Книга пророка Иоиля
    относится, вероятно, к послепленному периоду. Она начинается картиной опустошения земли посланной
    97
    Богом саранчой; стенаниями, плачем, призывом к посту и молитве. Лейтмотив книги звучит в пророчестве о близости «дня Господня», дня тьмы и мрака: Терзайте сердца ваши, а не одежды, и обратитесь к Богу, ибо Он долготерпелив и милосерд, и сожалеет о несчастии; Он пощадит народ Свой и Израиль признает Его своим Богом (Иоил.1-2). И будет: Бог изольет Свой дух и всякий будет пророчествовать и видеть вещие сны; и будут знамения на небе и земле, солнце превратится в тьму и луна в кровь перед тем как наступит день Господень, великий и страшный; и всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоил.3). В дни восстановления Иудеи все народы будут собраны на суд от- мщения за Израиль; приготовьтесь к войне, перекуйте сошники ваши на мечи и серпы на копья; солнце и луна померкнут, содрогнется небо и земля, но Господь будет защитой для народа Своего (Иоил.4).
    Книга пророка Амоса
    Книга пророка Амоса
    — самая ранняя пророческая книга в Библии (VIII в. до н.э.).
    Она начинается проклятиями Дамаску, Газе, Тиру и другим, «согрешившим» против
    Израиля. Проклятия обрушены и на Иудею (за идолопоклонство), и на Израиль (за беззаконие).
    Бог обвиняет сынов Израиля в преступлениях: только вас Я отличил пред всеми племенами земли, потому и взыщу с вас за беззакония ваши (Ам.3). Посланные Богом испытания засухой, язвой, мором не привели к покаянию; поэтому «приготовься к сретенью Господа Бога твоего, Израиль» (Ам.4:12).
    Видение корзины со спелыми плодами означает, что приспел конец Израилю; наступают дни, когда народ станет искать слова Господа, и не найдет (Ам.8). Израиль будет рассыпан как зерна в решете. Но Бог дал слово надежды — не совсем истребить дом Иакова и восстановить династию Давида, возвратить ей царство (Ам.9).

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    62
    У Амоса Яхве — не только национальный Бог, обитающий на Сионе, но Он также творец и устроитель мира. Он — Бог правосудия и поэтому карает зло во всем мире.
    Амос первым возвестил, что судьба народа определяется его моральными достоинствами и социальной справедливостью; избранность народа не означает попустительства к его беззакониям, которые нельзя искупить жертвами и обрядами.
    Картины эсхатологических катастроф, когда в «те дни» Бог выступает карающей силой (в противоположность народным
    98
    представлениям о дне Господнем как дне спасения), оказали влияние на более поздних пророков — Осию, Исайю, Михея, Иеремию.
    Книга пророка Авдия
    Книга пророка Авдия
    создана, вероятно, в послепленный период. Она состоит из одной главы, содержащей пророческое видение об истреблении Едома, наказанного за притеснение брата своего Иакова. Эти беды знаменуют приближение дня Господня, грозного для всех народов.
    Книга пророка Ионы
    Книга пророка Ионы
    составлена после плена, возможно, в период реформ Ездры и
    Неемии.
    Иона послан Богом в Ниневию, но он убегает от лица Господня и уплывает на корабле. Буря, наведенная Богом, едва не погубила корабль. Иона определен корабельщиками как виновник бедствия и, по его же просьба, выброшен в море, после чего буря утихает. Предуготовленная Господом большая рыба проглотила Иону. Три дня и три ночи он молился Богу и обещал исполнить поручение; по велению Господа рыба извергла Иону на сушу.
    Пророк вновь послан в Ниневию, где провозглашает на улицах, что через сорок дней город будет разрушен. Царь и жители поверили, объявили пост и «отстали от нечестивого пути своего». Бог пожалел город и не навел бедствия.
    В книге отразилась тенденция к прозелитизму, усилившаяся в послепленный период.
    Свет истинной веры приходит к язычникам Ниневии через угрозу наказания и последующее прощение Богом обратившихся к нему. Бог в этом тексте предстает благим, милосердным и долготерпеливым (в отличие от Ионы, сожалевшего, что пророчество о каре так и не сбылось).
    Книга пророка Михея
    Книга пророка Михея,
    современника Исайи, написана в VIII в. до н.э. (Мих.4:1-5 дословно совпадает с Ис.2:1-4). В книге имеются и поздние — эллинистического времени
    — вставки.
    Подобно Исайе, Осии, Амосу, пророк обличает Иудею и Израиль в грехах и призывает к исправлению, угрожает и утешает; Его удручают моральное падение народа и идолопоклонство. Пророк свидетельствует, что Бог в своем суде требует от народа не жертвоприношений, а жизни в справедливости и милосердии. В книге (главы 4 и 5) содержатся пророчества о будущем: «Господь будет вершить суд между многочисленными народами и они перекуют мечи свои на сошники и копья свои на серпы; пусть все народы ходят каждый во имя своего бога, а мы
    99
    будем поступать во имя Господа, Бога нашего во веки веков». Дано и многозначащее предсказание: «в Вифлееме должен родиться Тот, который станет Владыкою в Израиле, и встанет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа, Бога Своего»
    (Мих.5:2-5).
    Книга пророка Наума
    (VIII-VII вв. до н.э.)
    Книга пророка Наума
    (VIII-VII вв. до н.э.) изображает картину Божьего суда. Бог — ревнитель и мститель, Он долготерпелив и велик могуществом. Господь в буре и шествие
    Его в вихре: горы трясутся перед Ним, поднимается земля и вся вселенная и все живущее.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    63
    Бог благ, но пред гневом Его кто устоит? Божий суд над Ниневией окончателен: пророчествуется страшная битва с участием огненных колесниц и попранными трупами защитников; повергаемая твердыня язычников позорно обнажается перед угнетенными ею народами; жители, как саранча и мошка, еще роятся в городе, но будут рассеяны.
    Книга пророка Аввакума.
    Книга пророка Аввакума.
    Первая и вторая главы — это диалог Аввакума (возможно, современника Иеремии) с Богом: зло царит в Иудее, везде несправедливость и насилие,
    Закон в забвении; почему Бог не слышит молитв? Бог обещает поднять лютых Халдеев, чтобы наказать Иудею; но разве самые виновные из народа божьего все-таки не лучше идолопоклонников и справедливо ли, чтобы Халдеи вершили суд? Бог велит записать видение о времени, когда «праведный своею верой жив будет», а притеснителей постигнет кара. Третья глава представляет собой молитву-псалом Аввакума в честь
    Господа.
    Книга пророка Софонии.
    Книга пророка Софонии.
    Большинство библеистов датируют ее временем царя Иосии.
    Содержание книги обычно для пророчеств VIII-VII вв. до н.э. Это — наказание Иудеи за идолопоклонство, обман и насилие: «И будет в то время: Я со светильником осмотрю
    Иерусалим и накажу тех, которые прокисли на закваске своей и говорят: не делает
    Господь ни добра, ни зла» (Соф. 1:12). Близок день ужаса и опустошения. В тексте дано масштабное изображение судов над народами, и особенно страшного — над
    Иерусалимом. Но в утешительной части третьей главы приводится пророчество, что будет день, когда Израиль насладится обилием благословений.
    Книга пророка Аггея
    Книга пророка Аггея
    была создана после возвращения из плена, когда началось восстановление Иерусалимского храма. Работы продвигались медленно и одна из целей
    Аггея заключалась в ускорении строительства. Обращаясь к Зоровавелю (пра-
    100
    вителю Иудеи, наследнику царской линии Давидидов) и к первосвященнику Иисусу, пророк обвиняет их от имени Господа, что Его дом в запустении. Работы возобновились и Бог благословил их, обещая новому храму величественную славу. Книга заканчивается словом к Зоровавелю: в день, когда Бог поколеблет небо и землю и низвергнет престолы царств, Он возьмет к себе Зоровавеля и будет хранить «как печать», ибо избрал его.
    Книга пророка Захарии
    Книга пророка Захарии
    состоит из 14 глав, но только первые 8 глав приписываются самому пророку и относятся к периоду восстановления храма.
    После открывающего книгу призыва к покаянию, следуют восемь видений. Муж на рыжем коне в скинии небесной и четыре всадника, вернувшихся с обхода земли; ответ
    Господа, что Сион утешится восстановлением храма (Зах.1); четыре пильщика идут отпилить роги у народов, поднявшихся против Иудеи; муж с землемерной вервью, чтобы размерять Иерусалим, который будет богат и населен (Иудея же снова станет наследием
    Господним); Иисус, «великий иерей», в запятнанных одеждах пред Ангелом; Господь запрещает сатане противодействовать Иисусу; Иисус облачен в чистые одежды («Я снял с тебя грех твой»); обетование будущего заключено в рабе Бога, названном ОТРАСЛЬ
    (Зах.3).
    Пророк совершает символический акт: делает венцы из золота и серебра и возлагает их на голову первосвященника Иисуса — вот муж, коего имя ОТРАСЛЬ, который из своей почвы произрастет и создаст храм Господень. Служение грядущего вождя — служение царя и священника. Иерусалим постигнет наказание, затем последует прощение и Господь будет жить на Сионе.
    Анонимный автор 9-14 глав условно назван библеистами Второзахарией. Текст отличается стилем и языком, трудно поддается датировке, так как включает пророчества разных эпох — допленные и послепленные, вплоть до III-II вв. до н.э.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    64
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   32


    написать администратору сайта