История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
Скачать 5.21 Mb.
|
Книга пророка Малахии Книга пророка Малахии завершает канон пророческих книг Танаха. В оригинальном тексте «Малахия» — имя нарицательное и означает «мой вестник». Книга построена как дискуссия Бога и Израиля о доказательствах Божьей любви к народу, который Его не чтит. Обличаются священники, отклонившиеся от заключенного Богом с коленом Левия завета. Предвестником суда Господня будет Ангел, который очистит народ от 101 греха; праведники будут записаны в памятную книгу для спасения в «день гнева»; нечестивцы погибнут, а для богобоязненных взойдет Солнце правды. В заключение звучит призыв помнить закон Моисея и жить в сердечном согласии отцам и детям, для поддержки чего вновь будет послан пророк Илия. Иудейская традиция рассматривает Аггея, Захарию и Малахию как последних пророков, после которых (в период второго храма) носителей божественного вдохновения не было. Восстановление храма не оправдало мессианских ожиданий и пророческое движение прекратилось. Оставленный им след отразился в идеях, жестко отвергающих многобожие и идолопоклонство, утверждающих последовательный монотеизм. «Малые» пророки особо взывают к нравственному совершенствованию, угрожая грядущими муками и несчастьями в случае неисполнения воли Бога. В этот период иудаизм стал наполняться этическим содержанием: следование нравственным установлениям или их нарушение рассматривались как угодное или неугодное Яхве. Именно в пророческой литературе оформились эсхатологические и мессианские представления иудаизма. Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 65 Писания (Кетубим) Амулет с текстами псалмов и именем Божиим Этот раздел Танаха отличается особенным разнообразием формы и содержания текстов. Его составляют книга Псалмов, Притчи Соломона, книга Иова, Песнь Песней, книга Руфь, Плач Иеремии, Екклезиаст, книга Есфирь, книга пророка Даниила, книга Ездры, книга Неемии, 1 и 2 книги Паралипоменон. Книга Псалмов (евр. — «техиллим» — хвалебные песни, восхваления) Книга Псалмов (евр. — «техиллим» — хвалебные песни, восхваления) в масоретской редакции включает 150 псалмов, разделенных на пять частей (1-40, 41-71, 72-88, 89-105, 106- 150), возможно первоначально бывших самостоятельными сборниками, объединенными позднее. Каждая часть заканчивается славословием Богу. Нумерация некоторых псалмов по Танаху и Септуагинте не совпадает. Псалмы — поэтические произведения, преимущественно предназначавшиеся для исполнения в храме. Однако наличие акростихов (стиль, не переводимый на другие языки) предполагает, что их не только декламировали или пели, но и читали. В основном Псалмы — авторские (большинство из них приписано Давиду), но есть и анонимные. Значительная их часть — произведения религиозной лирики. В некоторых содержатся магические формулы, индивидуальные и коллективные жалобы, покаяние, благодарение и восхваление Яхве. Как и в пророческих 103 книгах, здесь есть обличение социального зла и неправды, определения нравственного идеала, связанного с почитанием Яхве и исполнением Учения. Притчи Соломона Притчи Соломона состоят из нескольких, механически соединенных, сборников. Три из них — изречения Соломона. Точная датировка текста затруднена. Поэтическая форма мудрых изречений, вошедших в эту антологию, различна: это и краткие двустишия, и пространные речи. Разнообразны и темы изречений: обличения насилия, присвоения чужого, корыстолюбия, взяточничества, лжи, убийства, гордости, тщеславия, высоко- мерия; предостережения против распутства и пьянства; прославления мудрости и правды, милосердия и трудолюбия. Начало мудрости — в страхе перед Богом (Пр. 1:7); Бог дает успех мудрым, защищает и благословляет их (Пр.3:1-35); настойчив призыв слушать Бога Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 66 (Пр.16:1-33). Книга Иова Книга Иова — великое произведение неизвестного автора, созданное в послепленный период. В прологе Господь спрашивает сатану о богатом, знатном и богобоязненном человеке Иове; но «разве даром богобоязнен Иов», — отвечает сатана, Заявленная тема о возможности бескорыстного благочестия перерастает в дальнейших событиях и размышлениях-диалогах в проблему отношения Бога и человека. Сатана, по разрешению Бога, лишает Иова детей, богатства и здоровья. Под ударами судьбы тот проклинает день своего рождения на свет (Иов.3:2-10). В трех циклах диалогов с пришедшими утешить его друзьями (Иов.4-14; 15-21; 22-31) Иов обсуждает проблемы справедливости Бога в отношении людей: Бог судит правильно и нет совершенных праведников, а страдания - это воздаяния за грехи. Иов не знает вины за со- бою, но видит благоденствие пренебрегавших Господом. Однако один из его собеседников (Елигу) обличает Иова, утверждающего о своей чистоте, в греховной высокомерности. Бог превышает человеческое разумение и Ему нужна только по- корность (Иов,33-37). Явившийся «в вихре» Господь разрешает проблему, утверждая свое величие и ничтожество перед Ним человека (Иов.38-41). Признавший правоту Бога Иов получает вознаграждение — все потерянное возвращается к нему вдвойне, Песнь Песней Песнь Песней по традиции приписывается царю Соломону, что и определило, вероятно, включение этого сборника любов- 104 ной лирики в канон Танаха. Время создания трудно определить точнее второй половины I-го тыс. до н.э. Главный персонаж — взятая во дворец Соломона пастушка Суламита. Она отвергает ухаживания царя; великолепие дворца и хор придворных не производят на нее впечатления. Она тоскует по прежней любви. Отпущенная царем, она возвращается к своему возлюбленному пастуху. Книгу читали во время свадебного обряда, а также в напоминание о Божьей любви, выведшей народ из египетского рабства. Представления о любви Бога к Израилю как брачной любви раскрывается и в книгах Исайи, Иеремии, Иезекииля, Осии. Книга Руфь Книга Руфь — это маленькая новелла повествующая о жизни израильской семьи в «эпоху судей». Особенности языка и идеи, которые в ней проводятся, позволили библейской критике отнести время создания этой книги к периоду реформ Ездры и Неемии, либо даже более позднему. Семья Блимелеха переселилась в голодный год из Вифлеема в моавитянскую страну. Глава семьи умер, два его сына женились на моавитянках; одну из них звали Руфь. Вскоре сыновья умерли, а вдова Елимелеха собралась вернуться на родину к дальнему родственнику Воозу. Руфь решила последовать за своей старой свекровью. В Вифлееме, спасая ее от голода, Руфь подбирала колосья на поле, которое принадлежало, как оказа- лось, Воозу. Исполняя желание свекрови, Руфь вскоре вышла за него замуж и родила сына, который «родил Иессея; Иессей родил Давида». Моавитянское происхождение прабабки Давида показывало, что иноземная жена не обязательно была проклятием для израильской семьи. Благочестие, признание Израиля своим народом, а Яхве — своим Богом, делает человека богоугодным. Возможно, в книге Руфь был скрыт протест против мер по очищению Израиля от иноплеменников, жестко осуществлявшихся Ездрой и Неемией. Плач Иеремии Плач Иеремии долгое время приписывался пророку с этим именем, свидетелю падения Иерусалима в 586 г. до н.э. Книгу принято читать в память о разрушении Иерусалимского храма, Главы 1-4 представляют собой алфавитные акростихи, по три или четыре стиха к Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 67 каждой из 22 букв алфавита. Основное содержание книги подводит к выводу: Бог, наказавший Иудею за непослушание, праведен. 105 Екклезиаст («кохелет» — проповедник) Екклезиаст («кохелет» — проповедник) приписывается Соломону, что обеспечило этой книге авторитет глубокой мудрости. Однако, арамейский язык, вкрапленный в текст, распространился в иудейской среде не ранее середины I тыс. до н.э., что представляет указанное авторство легендарным. Библеисты склоняются к датировке книги приблизительно концом Ш — началом II вв. до н.э. Одна из важнейших мыслей книги: «суета сует — все суета», — повторена в тексте 25 раз. Все на земле — бесцельный круговорот одних и тех же явлений; все суета: наслаждения и удовольствия, богатство и бедность, мудрость и глупость, труд и безделье. Мир полон зла и несправедливости. Мудрость практична и полезна, но ограничена пределами этой жизни. Внутренняя закономерность бытия не зависит от воли людей. Судьба человека и скота одна — все возвращается в прах. Нет, поэтому, лучшего для человека под солнцем, чем есть, пить и веселиться. Тем самым обретается спокойствие в непостижимом земном порядке, установленном Богом. «Выслушаем конец всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл.12:13). Книга Есфирь — единственная в Танахе повествует о евреях, Книга Есфирь — единственная в Танахе повествует о евреях, не вернувшихся в послепленный период домой. Написана в V-IV вв до н.э. Это «исторический роман» об избавлении иудеев от гибели из-за козней сановника Амана при дворе Артаксеркса. Их спасают иудейка Есфирь, жена царя, и ее родственник Мардохей. Аман назначил день истребления, бросая жребий — пур. В честь избавления установлен ежегодный праздник Пурим, предполагающий буйное веселье (Талмуд разрешает пить до тех пор, пока различают фразы «Да здравствует Мардохей» и «Будь проклят Аман») и исполнение религиозных обязанностей (прослушать историю Есфири, раздавать милостыню, устроить веселую трапезу и сделать подарки соседям и друзьям). Книга пророка Даниила Книга пророка Даниила запечатлела образ мудреца и чудотворца, существовавший в устных преданиях задолго до составления текста. Она почти целиком написана на арамейском языке. Указание на владычество Селевкидов позволяет отнести ее к 60-м гг. П в. до н.э. Книга распадается на две части: подвиги Даниила и совершаемые Яхве чудеса; видения и пророчества Даниила. Даниил и его товарищи Анания, Мисаил и Азария, уведенные в плен, живут в царском дворце Навуходоносора. Даниил, 106 мудрость которого отмечена царем, призвав на помощь Яхве, истолковывает сон Навуходоносора о разрушении стоящего на глиняных ногах истукана с золотой головой, предвещает гибель (Селевкидского) государства и создание царства Бога (Дан.2). Анания, Мисаил и Азария отказались поклониться золотому истукану, воздвигнутому Навуходоносором, и были брошены в раскаленную печь, но спасены из огня посланцем Бога. (Дан.3). Книга приводит и другие поучительные сюжеты. Сон Навуходоносора о дереве истолкован Даниилом как смещение царя до тех пор, пока тот не осознает, что владыка над всем не он, а Бог (Дан.4). Далее повествуется о пире Валтасара, где использовались священные сосуды из Иерусалимского храма; Даниил истолковывает появившуюся на стене надпись как предвестие смерти Валтасара (Дан.5). Желая погубить пророка, царедворцы другого правителя — Дария — уговорили того издать указ, по которому просители, миновавшие в своих обращениях царя, бросались бы в яму со львами. Даниил же взывал не к царю, а к своему Богу, за что и был наказан. Но, по молитве к Богу, ос- тался невредим (Дан.5). Каждое из приведенных в книге чудес и пророчеств завершается признанием и прославлением Яхве как Владыки владык и Бога богов. Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 68 Обращает внимание рассказанное в книге видение о четырех вышедших из моря зверях, и восседающем на престоле Предвечном (одежда на нем бела как снег и волосы главы Его как чистая волна). Оно разъясняется как гибель земных царств и установление царства святого народа Всевышнего (Дан.7). Завершает книгу пророчество о времени, когда восстанет Михаил, «стоящий за сыновей народа твоего; и наступит время тяжкое ... но спасутся ... из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:12). Фактически впервые в иудаизме этим пророчеством высказывается мысль о воскресении мертвых (хотя и не всех) и посмертном воздаянии. Книги Ездры и Неемии Книги Ездры и Неемии представляют историю возвращения иудеев из Вавилонского плена и восстановления Иерусалимского храма. Ездра, выходец из жреческой семьи садокидов, был приближен к персидскому царю Артаксерксу (464-423 гг. до н.э.). Ему был вручен царский указ, текст которого приводится а книге, 107 предписывающий «обозреть Иудею и Иерусалим», доставить золото и серебро для храма, поставить правителей и судей. Иудея к тому времени после длительной засухи бедствовала, Иерусалим был в запустении. Через несколько лет (в 446 г. до н.э.) в Иерусалим как наместник прибыл Неемия, занимавший высокий пост при персидском дворе. Быстро были восстановлены стены Иерусалима, город стал заселяться, были возвращены разбежавшиеся храмовые служители. Ездра и Неемия добились вновь признания закона Моисея. В борьбе за очищение культа Яхве были запрещены браки с иноплеменниками (Езд.10:8-10), хотя едва ли это удалось осуществить полностью (Неем. 13:23-25). Библейская критика считает, что в книгах Ездры и Неемии содержатся их подлинные мемуары, несколько отредактированные позднее. Сюда также входит ряд документов и государственных актов, в том числе эдикты персидских царей Кира (разрешение вернуться на родину и восстановить храм) и Артаксеркса (о полномочиях Ездры). Публичное чтение Закона Ездрой положило начало регулярному зачитыванию Торы в синагогах на протяжении года. На восьмой день после продолжающегося неделю праздника Сук-кот (Кущей), завершение годового чтения Торы последней главой Второзакония знаменуется веселым праздником Симхат Тора (Радость Торы). На следующей неделе чтение возобновляется с первой главы книги Бытия. Раздел «Кетубим» наиболее противоречив с точки зрения датировки вошедших в него книг, большая часть которых приписывается анонимным или древним (Соломон, Давид, Иов, Даниил) авторам. Однако, несмотря на присутствие в текстах весьма древних фрагментов, библейская критика относит весь цикл к довольно поздним временам — персидскому (VI-IV вв. до н.э.) и эллинистическому (IV-II вв. до н.э.) В этот период появляются несвойственные культуре древности элементы философской рефлексии и религиозных представлений. Для книг Писания характерно обращение к индивиду как объекту этического поведения, вступившему в личные отношения с Богом и лично отвечающему за это. В различных мифологических моделях мира, в том числе включающих политеистические представления, обычно содержится образ нерасчленимой естественно-сверхъестественной реальности, где значение человека и божества, как любой другой вещи или явления, определяется их местом и функцией в механизме кос- мического миропорядка. Ни человек, ни бог не обладают в этом контексте самоценностью. Библия, в отличие от этого, вводит иной — религиозный — взгляд на место человека и Бога, их взаимные отношения. Такой поворот обусловлен центральной идеей иудаизма — последовательным единобожием. В изначальном представлении племенной бог огня и грозы Яхве — бесплотен и безлик; он более стихия, чем личность; его всеведение и всемогущество ограничены; у него нет Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 69 парного женского божества, у него нет и биографии. Бог кочевников, он неукоренен и потому экстерриториален. В эпоху судей и царей он еще остается племенным богом Израиля, превосходство которого над другими богами осознается по мере роста политической силы государства. Но он уже - единое начало этого мира; как подлинный бог он один и единственен, а в дальнейшем - всемирен. Взлеты и падения соседних великих держав, трагически запечатлевшихся на судьбах Израиля и Иудеи, подтолкнули пророческую мысль к усложнению представлении о Боге: Яхве воспринимается уже как творец неба и земли, вершитель судеб всего мира; завоеватели сильны, потому что избраны Богом Израиля как орудие отмщения грешным и беззаконным; сила Израиля не в военном или политическом могуществе, а в верности и выполнении условий договора с Богом; за грехи Израиль будет уничтожен, но не весь — ради славы Божией в конце времен воссияет и слава Израиля. Пророки впервые осознают действительность исторической, видят проявление в истории человечества целеполагающей 109 воли Бога и ответственность людей за ход этой истории. Переживание утраты политической самостоятельности, в контексте все той же идеи договора, способствовало развитию концепции богоизбранности как назначения служить высшим целям. Главная из них — святостью народа, верного установлениям договора с Богом, явить силу и славу Яхве. Эллинистическая эпоха, с одной стороны, способствовала усилению идеи богоизбранности и укреплению единообразной обрядовости, предполагающих коллективно-религиозное сознание и поведение. Но с другой — социальная этика, освящавшая избранный народ, дополняется и вытесняется индивидуальной, развиваются идеи личного греха и ответственности. Абсолютность Бога, его сверхъестественность, его разделенность с конечным и сотворенным, лишают мир вещей и явлений мистической связанности, присущей мифологической картине мира. Творец и тварь, Бог и человек в монотеистической системе несоизмеримы и поэтому парадоксально оказываются равносильными. Единство и противоположность договаривающихся сторон в том, что слава Бога может быть явлена только через человека, жестко воспитываемого в процессе направляемой Богом истории. Пройдя сложную эволюцию, непосредственно связанную с историей еврейского народа, монотеистическая идея становится стержнем религиозного сознания и утверждается как универсальное объяснение истоков, содержания и смысла жизни. Прямым следствием такой универсальности становится возможность рецепции сложившегося в иудаизме единобожия последующими вероисповедными и теологическими учениями. |