История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
Скачать 5.21 Mb.
|
130 Именно в XI-XV вв. западное христианство активно разрабатывает и догматизирует учение о спасении на основе концепции сверхдолжных заслуг. Важными составляющими его являются также понятия чистилища и индульгенции. Эти идеи, издавна имевшие хождение в христианской литературе, восточное христианство отвергло. Внутри же католической церкви они продолжали развиваться. Наконец, в рассматриваемую эпоху они были решительно поставлены на службу церковному господству. Утверждение этих идей в обществе на некоторое время существенно повысило авторитет церкви и одновременно укрепило ее материально. Однако, в дальнейшем оказалось, что учение церкви о спасении чрезвычайно уязвимо для критики со стороны протестантизма. Что некоторые души не могут непосредственно попасть в рай, а должны предварительно пройти огненное очищение в специальном месте; что при этом церковь своею властью может сократить время очищения или даже вовсе избавить от него за счет избытка заслуг праведников перед богом; что помочь она может и помимо воли нуждающегося в ее заступничестве (даже давно умершему), при условии внесения определенной суммы в церковную кассу родственниками или друзьями — все это были весьма полезные для церкви идеи. Но в них уже виден упадок христианства, как виден он и в учреждении инквизиции. Подмена покаяния простым штрафом в пользу церкви вполне отвечала общему состоянию этого учреждения к концу XIII в. Оно приближалось к тому, какое было до Григория VII. В церкви происходила бескомпромиссная борьба партий за власть и за доходы. Римские и итальянские аристократические семейства, короли и императоры — все стремились создать свою партию внутри церкви и через нее добиться контроля над ее безмерно возросшими политическими возможностями и богатствами. В самой церкви также возникали группировки, стремившиеся к господству. Рядовые священнослужители, епископат, монашество имели различные, часто непримиримые между собой, интересы. Папы вынуждены были лавировать между всеми этими течениями, постоянно рискуя утратить самостоятельность, власть, саму жизнь. В борьбе со светскими государями и епископатом, зависимым от последних, они все более, по примеру Льва IX, опирались на монашество, организованное в ордена, которые часто подчинялись непосредственно папам. Но эти ордена, пользуясь различными привилегиями и преимуществами, полученными от 131 пап, нередко превращались в обособленные замкнутые корпорации и вступали на путь Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 82 самостоятельной политики стремясь подчинить само папство. Наиболее известными из таких орденов являются — цистерцианский, основанный в 1098 г., орден тамплиеров (1118 г.), орден кармелитов (1156 г.), картезианский орден (1176 г.), орден тринитариев (1198 г.), тевтонский орден (1198 г.), августинцы, госпитальеры, францисканцы (1223 г.), орден доминиканцев (1216 г.). К началу XIV века церковь окончательно утрачивает даже видимость независимости от светской власти. Французский король Филипп IV (1285 -1314 гг.) занимает Рим войсками, низлагает неугодного ему папу и сажает на папский трон своего ставленника, определяя местом его пребывания Авиньон. Это автоматически влечет за собой решение германских князей об отказе от признания юридической необходимости коронации главы Священной Римской империи папой. С 1309 г. по 1377 г. длится «авиньонское пленение» пап. Затем — тридцатилетний раскол, когда в Риме и Авиньоне одновременно суще- ствуют двое пап и при этом разные европейские государства поддерживают «своего» папу. В 1409 г. было даже три папы. После сложных маневров европейским государствам при поддержке наиболее зравомыслящих церковных деятелей удалось все же договориться и предотвратить окончательный распад церкви, остававшейся в то время все еще необходимым в поли- тической системе запада институтом. Но в 1433 году вновь произошел раскол. Окончательное единство было достигнуто только на Лозанском соборе 1449 г. Неудивительно, что в эти тяжелые для церкви времена всеми овладевает мысль о необходимости решительной церковной реформы. Утрата папами авторитета приводит к активизации соборного движения, стремящегося к утверждению главенства соборов в сравнении с папами и к обновлению на этой основе христианства. Вместе с тем постепенно нарастает сепаратизм формирующихся национальных церквей, зависящих не столько уже от Рима, сколько от местных властей. Заметно увеличивается влияние университетов при решении не только теологических, но и организационных вопросов. Развиваются как внутри церкви, так и вне ее различные реформистские и прямо антицерковные идеи. Из массовых еретических движений эпохи крестовых походов прежде всего заслуживают упоминания катары. Их проповедь была разновидностью манихейства и они под разными 132 названиями были представлены повсеместно. Учение лионского купца Пьера Вальдо о необходимости возвращения к евангельской простоте и неприхотливости, братству и смирению, также широко распространилось с конца XII века практически по всей Западной Европе. Аналогичные течения во Фландрии и Италии приобрели там массу сторонников. Против так называемых «апостольских братьев» в Италии даже был предпринят крестовый поход в 1306 -1307 гг., подобно тому как ранее, в 1198 - 1218 гг. - против альбигойцев (катаров). Другой разновидностью оппозиции официальному христианству были непрерывно возникавшие самочинные монашеские ордена, которые часто вовсе не стремились установить организационную связь с церковью, отказывая ей в святости. Против таких орденов, собор 1215 г. даже принял специальное постановление, но оно не оказалось достаточно действенным. Собору 1274 г. пришлось восстанавливать запрет. Самодеятель- ным монахам было предложено присоединиться к уже существовавшим орденам. Многие из них не последовали, однако, рекомендации собора и прямо слились с сектантским движением. Принципиальный характер приняло противостояние в области теологии. Профессор Парижского университета Уильям Оккам (1285 -1349 гг.) при полной поддержке ректора и светских властей пропагандировал явно направленное против церкви учение об абсолютности божественной воли, которой одной, по его мнению, должно быть достаточно для спасения. Церковь он рассматривал как собрание верующих, которым и принадлежит в ней суверенная власть. При этом государство Оккам ставил выше церкви, которой он решительно отказывал в праве на светскую власть и на владение имуществом. Еще более радикальный характер носила оппозиция профессора Оксфорда Джона Виклифа (1320 -1384). Начав с отрицания прав пап (находившихся фактически под Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 83 контролем французской короны) на власть в пределах Английского королевства и на получение из него доходов, он очень скоро перешел к более смелым утверждениям. Теолог настаивал на том, что авторитет Писания выше авторитета предания 1 (а следовательно — и соборов, и пап), он отрицал реальность пресуществления хлеба и вина в таинстве причастия, рассуждал о видимой — мнимой церкви 1 Для популяризации Библии Виклиф сделал ее перевод на английский язык. 133 и церкви невидимой — истиной. Он развивал учение об изначальном предизбрании богом к спасению отдельных индивидов и отвергал на этом основании как таинства, почитание святых, отпущение грехов, так и необходимость принадлежности к видимой церкви вообще. Естественно, что Виклиф считал вполне возможной и даже желательной секуляризацию церковных имуществ. И он не был одинок в своих убеждениях. Подобные идеи широко пропагандировались в Англии демократическим движением лоллардов. Политико-правовые взгляды Виклифа находили сторонников и среди влиятельнейших деятелей страны. Покровительство высокопоставленных особ и общее состояние церкви избавили Виклифа от необходимости держать при жизни 1 серьезный ответ за столь радикальные взгляды. Иначе сложилась судьба его самого знаменитого последователя — Яна Гуса, профессора Пражского университета. Будучи весьма умеренным в своих теоретических взглядах, в сравнении с английским теологом, он, тем не менее, был сожжен по приговору собора в Констанце в 1415 году. Та же участь постигла и соратника Яна Гуса — Иеронима Пражского годом позднее. Результатом было то, что сторонники Гуса (а это почти все население королевства Чехии) восстали с оружием в руках и фактически отложились от церкви. Понадобились 5 крестовых походов и немалое дипломатическое мастерство, чтобы на соборе в Базеле в 1433 году договориться с умеренными гуситами, ослабить тем самым все движение и, наконец, насильственно его уничтожить. Это, однако, не могло уже остановить событий. Ослабленная политикой королей и императора, внутренними смутами, борьбой с ересями, распространением гуманизма, церковь столкнулась с еще более мощным, в сравнении с гуситским, движением — Реформацией. Начавшись в Германии, она стремительно распространилась затем в скандинавских странах, Голландии, Англии, Швейцарии, где образовались независимые национальные церкви. Затронула она и такие традиционно католические страны как Франция, Венгрия и Польша, где однако не смогла прочно закрепиться. 1 По приговору церкви в 1428 г. его могила была осквернена, а останки уничтожены 134 Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 84 Реформация Титульный лист первого издания Библии на немецком языке деформация проходила под лозунгами исправления церкви, которое преимущественно понималось как избавление от всего излишнего и вредного, что привнесено было стараниями римского руководства и что не только не соответствовало первоначальному христианству, но и прямо противоречило ему. Однако действительные причины носили гораздо более сложный и многообразный характер. Не только «порча» христианства папством заставляла участников движения искать новые формы для христианства, но и ряд иных обстоятельств. Общая тенденция к формированию национальных государств встречала сильное противодействие со стороны наднациональной католической церкви. Развитие промышленности и торговли, становление новых социальных и экономических отношений так же сталкивались с препятствиями, порождаемыми традиционной иде- ологией. Немаловажным было и то, что новые тенденции сами по себе спровоцировали кризис роста. Многие участники социально-экономических процессов того времени были не против того, чтобы разрешить встававшие проблемы за счет церкви. Далеко не случайно Реформация началась в Германии. Германия формально входила в Священную Римскую империю, но фактически политические связи между Италией и Германией к тому 135 времени существенно ослабли. Император, олицетворявший идею единства государства, давно превратился в чисто номинального правителя, избираемого наиболее могущественными князьями. Сама империя уже не была прочно организованным целым и являлась простым конгломератом княжеств, городов и еще более мелких имперских ленов. Эти образования в большинстве своем не могли противостоять притязаниям церкви и население их более чем где-либо, ощущало ее гнет. Конфликт между растущими городами и феодальными структурами зашел в тупик. Доминируя в политическом отношении, князья и рыцари были в полной экономической зависимости от бюргерства. Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 85 Развитие денежного обращения влекло не только относительное обнищание старых господствующих слоев населения, но и заставляло их, в свою очередь, усиливать давление на крестьян и горожан, многие из которых в результате оказывались в совершенно невозможном положении. Естественно» что всеобщее недовольство должно было обратиться на Римскую церковь. Бюргерство видело в ней опору феодальных властей и вообще консервативный институт, препятствующий свободному решению экономических задач, регламенти- рующий не только быт, но и сами методы хозяйствования. Князья и дворянство видели в ней мощного конкурента, имущество и права которого не прочь были присвоить. Крестьяне и городские пролетарии были недовольны ею как и всем вообще. Немецкое общество все более и более проникалось идеями, сходными с идеями Виклифа и Гуса. Их охотно поддерживали и немецкие гуманисты, неустанно критиковавшие церковь. Когда раздался открытый призыв M Лютера (1483 -1546 гг.) к борьбе с католицизмом, многие были уже давно готовы откликнуться на него. Знаменитый реформатор родился в Тюрингии в семье со скромным достатком. Тем не менее он получил хорошее образование в Мансфельде, Магдебурге, Эйзенахе и в Эрфуртском университете. В те времена он был искренним католиком, поклонником бл.Августина и любителем чтения Библии. В 1505 году он даже ушел в августинский монастырь, хотя это и вызвало разрыв с родителями. В монастыре он зарекомендовал себя с наилучшей стороны строгостью жизни и ученостью. Впоследствии, по предложению руководства, он перебрался в Витгенберг для преподавания в университете и проповеднической деятельности. Его положение в ордене августинцев, к которому он принадлежал, непрерывно упрочивалось. В 1510 г. он был направлен по делам ордена в Рим. Го- 136 род на него произвел смешанное впечатление. Великолепие и упадок католицизма ощущались там в равной степени. Кроме того, его захватило всеобщее увлечение идеями гуманизма и стремление овладеть древними «библейскими языками» - еврейским и гре- ческим - для более точного постижения Писания. . В 1517 г. в окрестностях Виттенберга появился доминиканец Тецель, торговавший индульгенциями в пользу Альбрехта Бранденбургского, откупившего право такой торговли у папы Льва X. Но и покровитель Лютера — правитель Саксонии Фридрих Мудрый, имел такое же право. Кроме того, прихожане Лютера стали пренебрегать посещением церковных служб, уверовав в отпущение грехов гарантированное папскими индульгенциями, чрезмерно расхваленными Тецелем. Все эти обстоятельства заставили Лютера задуматься о существе индульгенции, отпущения грехов церковью и христианской веры в целом. Результаты этих размышлений в виде 95 тезисов, направленных против индульгенций, он обнародовал 31 октября 1517 г. Они были чрезвычайно полемически заострены. Смысл их можно свести к утверждению того, что исключительно через глубочайшее покаяние и действие божьей благодати обретается истинная вера, которая одна только и может оправдать человека в глазах бога. Что же касается «добрых дел» (внешних выражений благочестия), к которым относится и приобретение индульгенций, то они лишены всякой ценности, если не более того — вредны. Значение всей внешней стороны культа и самой организации, призванной его поддерживать, ставились тем самым под вопрос. Между человеком и богом устраня- лись всякие посредствующие инстанции. Тецель предложил свои тезисы в защиту практики торговли индульгенциями, но студенты Лютера публично бросили их в огонь. Тецель пожаловался в Рим. Дело дошло до папы Льва X, который, будучи весьма просвещенным гуманистом, увидел в этом инциденте прежде всего проявление традиционной конкуренции между монашескими орденами, но все же из-за явной опасности воззрений Лютера для церкви вызвал того в Рим для объяснений. Вмешательство Фридриха Мудрого избавило Лютера от необходимости совершить это опасное путешествие. Рим удовлетворился обязательством теолога не выступать публично со своими идеями до окончательного разрешения вопроса на ближайшем соборе. 137 Лютер ждал собора до 1520 года. Тем временем его воззрения все более и более Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 86 приобретали популярность среди различных слоев населения и становились знаменем общенемецкого движения. В этих условиях Лютер решился на открытый конфликт с церковью. Выступая на одном из диспутов, он заявил, что поддерживает некоторые из идей Гуса и считает» что власть пап и соборов не может распространяться на души христиан. Ответом на это выступление стало отлучение от церкви и предание проклятию. Властям предлагалось схватить и покарать еретика, не только нарушившего обещание хранить молчание, но и открыто вставшего на сторону осужденного и сожженого врага церкви и Бога. Покровительствуемый Фридрихом, Лютер публично сжег папский документ о своем отлучении 10 декабря 1520 г. Кроме того, он ответил целой серией резких статей, направленных против церкви, в которых предлагал немецкому дворянству, владетельным князьям и императору создать чисто светское государство, где господствовал бы принцип свободы совести. На новое папское проклятие последовал резкий сатирический ком- ментарий Лютера. Примирение становилось невозможным. В 1521 году Лютеру пришлось предстать перед собранием чинов империи в Вормсе. Присутствовал и сам император. Но и в этом высоком собрании Лютер на предложение отречься от высказанных ранее взглядов ответил, что это для него невозможно, если только его не убедят свидетельствами из Писания или же очевидными доводами разума. После этого он был отпущен, а обсуждение прекращено. Но в последний день заседаний, когда Лютер и большинство его сторонников уже покинули Вормс, не ожидая ничего нового, папские агенты сумели добиться принятия резолюции, осуждавшей учение Люте- ра как еретическое, а его самого объявлявшей вне закона. Лютер вынужден был прятаться под чужим именем. Фридрих укрыл его в замке Вартбург, где он и оставался до весны 1522 г. и где приступил к переводу Библии на немецкий язык, желая дать возможность всем немцам без посредничества церкви ознакомиться со Словом Божьим. Идеи Лютера и во время его вынужденного заточения продолжали успешно распространяться. Некоторые противники католицизма пошли даже дальше Лютера в деле исправления веры. Сам Лютер полагал, что следует отказаться в религиозной жизни только от того, что прямо отвергается Писанием. Они же считали, что |