Главная страница
Навигация по странице:

  • Католицизм после Реформации Символика папской власти

  • ПРАВОСЛАВИЕ

  • Троица ветхозаветная Феномен ортодоксии в христианстве. Понятие православия Христианский «греческий» крест

  • История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт


    Скачать 5.21 Mb.
    НазваниеЛекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
    АнкорИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете.pdf
    Дата15.01.2018
    Размер5.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе.pdf
    ТипЛекции
    #14073
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница18 из 32
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   32
    146

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    91
    Католицизм после Реформации
    Символика папской власти
    Натиск реформаторов заставил католицизм искать средства борьбы за свое существование. Средства эти были разнообразны. Часть их носила чисто средневековый характер. Другие были позаимствованы у самих протестантов. Усилилось политическое и военное сопротивление распространению Реформации. Происходило создание новых и переориентация деятельности старых монашеских орденов. Упрочилась внутрицерковная дисциплина. Началось создание системы массового католического образования и католической пропагандистской литературы. Таков далеко не полный перечень действий церкви. Без преувеличения можно сказать, что Реформация косвенно оказалась и реформацией католицизма, хотя внешне он выступал как исключительно консервативная сила.
    Решительная реакция началась при Павле III(1534 -1550 гг.), когда руководство церкви осознало всю серьезность ситуации. В 1542 г. в Италии вновь была введена инквизиция, которая уже за первые несколько лет своего существоваия выявила около
    3000 только духовных лиц, склонявшихся к идеям Реформации. Затем был введен индекс запрещенных книг (в котором «почетное» место с 1616 г. заняла книга Коперника «Об обращениях небесных сфер», вышедшая в 1543 г.).
    147
    Ордену театинцев, созданному в 1527 г., было поручено вести работу в пользу католицизма среди итальянской знати. Орден капуцинов (нищенствующих монахов), возникший в 1526 г., был призван активнее пропагандировать новый, очищенный облик церкви. В 1530 г. начали действовать благотворительный орден барбанитов и орден св.Урсулы, взявший на себя заботу о воспитании девушек в католическом духе. Наконец,
    Павел III в 1540 г. утвердил устав ордена Воинства Христа — иезуитов, которые уже к концу столетия проникли практически во все европейские государства и создали целую сеть подконтрольных им учебных заведений, готовивших кадры для полемики с протестантизмом и для активной миссионерской деятельности во всем мире.
    Тридентский собор (1545-1563 гг.), на котором одно время присутствовали и представители протестантов, очень быстро занял явно выраженную консервативную позицию. Собор ясно сформулировал принципиальные расхождения с протестантизмом и решительно осудил реформаторов. Вновь было подчеркнуто единство церкви с папой во главе и значение традиционных таинств. Собор окончательно закрепил положение, со- гласно которому церковное предание объявлялось равным по авторитетности Писанию.
    Было вынесено специальное постановление о богодуновенности только латинского перевода Библии, принятого католической церковью. Само чтение ее обставлялось для мирянина рядом условий. Только латинский язык объявлялся допустимым языком церковной службы. Кроме того, собор окончательно догматизировал учение церкви о

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    92
    спасении, включающее концепцию сверхдолжных заслуг и положение о чистилище.
    В духе этих решений и по поручению собора управление Римской католической церкви составило в 1566 г. катехизис, а в 1570 г. — литургические правила. Таким образом, под воздействием протестантизма католицизм, наконец, получил законченную форму, которой ему так не доставало а течение всего средневековья. Все неясные вопросы были разрешены, вероучение и культ были, наконец, унифицированы.
    Фактически собор объявил протестантизму войну, которая вскоре и началась. Серия религиозных войн во Франции, поддержка католической партии в Англии, война в
    Нидерландах и, наконец, война 1618 - 1648 гг. в Германии — все эти собы-
    148
    тия во многом были вызваны непримиримостью католической церкви. Тем не менее, искоренить протестантизм церковь была уже не в состоянии. Итоги всего периода католической реакции подвел Вестфальский мир, узаконивший существование протестантизма и положивший конец как целостности среневековой Священной Римской империи, так и вселенским притязаниям Рима. Ведущая роль в европейских делах окончательно перешла к крупным национальным государствам, строившим свои отношения с католической церковью на основе двусторонних соглашений.
    Когда же во Франции произошла революция, положение церкви оказалось и вовсе незавидным. Ничто не помешало Наполеону лишить пап светской власти и переселить папу Пия VII в Париж. Священников император подчинил префектам полиции.
    Крушение империи Наполеона и временное торжество в Европе монархической реакции позволило папам вновь утвердиться в роли суверенных государей в папской области и до 1870 г. сохранять на этом клочке земли средневековые порядки.
    Объединение Италии, как ни противились ему папы, опять положило конец существованию папского государства. Вновь светская власть пап была восстановлена только в 1929 г. в результате соглашения с правительством Муссолини. Новое го- сударство - Ватикан - расположилось на территории площадью 44 гектара и еще в двух десятках дворцов с правом экстерриториальности, разбросанных по Риму. Имеет папа и загородную резиденцию.
    История католицизма в последние века не сводится только к длинному ряду политических неудач. Именно в этот период церкви удалось расширить свое влияние как никогда прежде. Даже в условиях острой конкурентной борьбы с протестантизмом миссионерская деятельность, активизированная Тридентским собором, принесла богатые плоды практически на всех континентах. Церковь пополнилась сотнями миллионов членов. Кроме того, несмотря на все трудности, ей не только удалось сохранить единство, но и упрочить его под лозунгом приверженности традициям католицизма. Продолжалось догматическое развитие. В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатии девы Марии.
    В 1870 г, Первый Ватиканский собор принял знаменитый догмат о непогрешимости папы в делах
    149
    веры. Это, правда, не решило вопроса о единстве клира перед лицом патриотического объединительного движения в Италии и, более того — вызвало раскол в европейском католицизме, образование старокатолической церкви.
    Несколько в ином духе действовал Второй Ватиканский собор 1962 -1965 гг. После непростой борьбы верх на нем взяли сторонники обновления католицизма. Они сумели провести ряд решений, способствовавших изменению облика церкви. Было декларировано превращение ее из «повелевающей и торжествующей» в церковь, находящуюся на службе у человечества. Получил, наконец, признание принцип свободы вероисповедания. Была занята более конструктивная позиция по отношению к отделению церкви от государства и школы от церкви. Собор высказался за коллегиальные методы в управлении церковью и узаконил национальные конференции и синоды. Было одобрено даже некоторое упрощение литургии и признана возможность использования при богослужении национальных языков. Получил одобрение функциональный стиль в церковной архитектуре. Снял собор и вину с иудеев за распятие Христа. Была сделана решительная попытка примирения с восточной церковью и протестантизмом, установления конструктивных связей с нехристианскими конфессиями. В развитие соборных решений в 1966 г. был отменен индекс запрещенных книг, а с Италией, в конце

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    93
    концов, был заключен конкордат. В 1987 г. был введен в действие новый Кодекс канонического права, базирующийся во многом на решениях собора.
    Правда, в 1975 г. была восстановлена внутрицерковная цензура. Сохраняется практика принятия санкций к инакомыслящим священнослужителям. Безбрачие клириков, недопустимость развода и применения средств контроля рождаемости не ставятся церковью под сомнение. В неприкосновенности сохраняется понимание церкви как иерархической централизованной организации. Сотрудничество с христианами других направлений продолжает интерпретироваться как работа по возврату их во вселенскую церковь.
    Неизменность позиции церкви по ключевым вопросам подчеркнул и папа Иоанн
    Павел II. При избрании его в 1978 г. он выступил с обращением к избравшим его кардиналам. В этом обращении он подчеркнул непреходящую важность ре-
    150
    шений последнего собора. Вместе с тем, он заявил о своем намерении сохранить в целостности оставленное прошлыми поколениями здание веры и указал на то, что незыблемым остается постулат Христа, превратившего Петра в камень и основавшего на нем церковь, которой принадлежат ключи от Царствия Небесного и право наставления в вере.
    Таким образом,как показывает прошлое и настоящее западного христианства, оно
    обладает замечательной способностью к адаптации и модификации, сохраняя при этом
    в неизменности существеннейшие свои черты. Более того, несмотря на очевидную
    сегодня для всех тенденцию к секуляризации, оно может быть охарактеризованно как
    конфессия, -заинтересованно и активно участвующая в формировании социально-
    политических институтов общества и создании его культурных стереотипов.
    Может быть наиболее очевидным образом деятельный и властный характер
    западного христианства проявляется в активнейшей миссионерской деятельности. Как
    католики, так и протестанты (практически всех направлений) стремятся к
    повсеместному распространению своего влияния и своих представлений о христианстве.
    Претензия на универсальность свойственна практически всякой западной
    христианской организации, в независимости от числа ее членов или оке от ее реальных
    достоинств и возможностей. Тот пафос превосходства, с которым Римская церковь
    некогда обратилась к варварским племенам Западной Европы в качестве наследницы
    великой империи, продолжает, как кажется, присутствовать и в современной практике
    общения западного христианства со всеми иными конфессиями.
    152
    ЛИТЕРАТУРА
    1.
    Арну А.
    История инквизиции. СПб., 1995.
    2.
    Боргош Ю.
    Фома Аквинский. М., 1975.
    3.
    Гараджа В.И.
    Протестантизм. М., 1971.
    4.
    Сергей Е.
    История папства. М., 1996.
    5.
    Заборов MA.
    Крестоносцы на Востоке. М., 1980.
    6.
    Казанова А.
    Второй Ватиканский собор. М., 1973.
    7.
    Ковальский Я.В.
    Папы и папство. М. 1986.
    8.
    Колесницкий Н.Ф.
    «Священная Римская империя»: притязания и дей- ствительность. М., 1977.
    9.
    Карсавин Л.П.
    Монашество в средние века. М. 1992.
    10.
    Маграт А.
    Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994.
    11.
    Лозинский
    С. История папства. М., 1986.
    12.
    Майоров ГГ
    Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.
    13.
    Мчедлов М.Л.
    Католицизм. М., 1974.
    14. От Лютера до Вайцзеккера: Великие протестантские мыслители
    Германии. (Очерки). М., 1994.
    15.
    Пупар П.
    Вера католической церкви. М., 1992.
    16.
    Ревуненкова Н.В.
    Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации.
    М. 1988.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    94 17.
    Печников Б.А.
    «Рыцари церкви». Кто они?: очерки об истории и совре- менной деятельности католических орденов. М., 1992.
    18.
    Порозовская Б.Д.
    Мартин Лютер, его жизнь и реформаторская дея- тельность. СПб., 1994.
    19.
    Смирин М.М.
    Эразм Роттердамский и реформационное движение в
    Германии. М., 1978.
    20.
    Чанышев А.
    Протестантизм. М., 1969.
    153

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    95
    ПРАВОСЛАВИЕ
    Среди конфессий, исторически сложившихся в пределах восточного направления
    христианства, самое видное место занимает православие. По приблизительным
    оценкам оно охватывает ныне около 100 млн. приверженцев. Наибольшее
    распространение православие получило в России, странах Восточной Европы, в Греции и
    на Кипре, ряде государств Африки и Ближнего Востока. Своих последователей оно
    имеет также в Америке, Японии, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других
    регионах мира.
    Как и любая религиозная традиция, православие может рассматриваться в двух,
    неотделимых одно от другого, но по-разному раскрывающихся измерениях.
    Первое из них

    мистическое, являющее собой некую сакральную "вертикаль",
    связывающую все сообщество православных христиан с объектом их вероисповедания.
    Сомнительно, что какой-либо научный подход способен адекватно реконструировать
    состояния, вызываемые богообщением и переживанием актов веры Поэтому
    содержание лекции свободно от претензии поверить «алгеброй» научного анализа
    гармонию религиозного опыта православных верующих.
    Но есть и другое измерение

    "горизонтальное", где православие обнаруживает себя
    видимым образом и потому доступно описанию, в том числе языком светского
    религиоведения. Основным вехам

    идейным и событийным

    в истории этой
    христианской конфессии и посвящен текст данной лекции.
    Судьба православия непосредственно связана с превратностями, выпавшими на долю
    его церковных институтов. Становление православной церковности и ее путь в истории

    это процесс, наполненный великими прозрениями и прискорбными ошибками,
    подвигами веры и уступками мирским слабостям, впечатляющими достижениями
    религиозной мысли и явным обскурантизмом, образцами подлинного благочестия и
    нередким расхождением слов с делами.
    В общем, православие выступает как явление сложное и многогранное, не
    укладывающееся в рамки какой-то унифицированной шкалы оценок. Потому и
    субъективизм, неизбежный при изложении материала на такую тему, должен
    восприниматься как следствие того строя представлений, который может сложиться
    под действием самого предмета изучения.
    155

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    96
    Троица ветхозаветная
    Феномен ортодоксии в христианстве. Понятие православия
    Христианский «греческий» крест
    Происхождение термина
    православие
    обычно связывается с понятием
    ортодоксия,
    в этимологии которого содержатся греческие слова, переводимые как «правильное мнение».
    1
    В широком смысле это понятие означает неуклонное следование основам и традициям какого-либо учения, избегающее даже малейших различий с исходными установками.
    Чаще всего оно употребляется в отношении ряда религиозных доктрин, а именно, таких, которые в качестве особого долга верующих предписывают соблюдение чистоты и неизменности вероучения. Можно говорить, например, об ортодоксальном иудаизме, исламской ортодоксии и т.п.
    В истории христианства ортодоксия всегда занимала заметное положение, вплоть до самоназвания через этот термин одной из конфессий. Вошедшее в обиход славянского мира слово «православие» — калька греческого понятия.
    2

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    97
    Доктринальный статус ортодоксия обретает с середины II века в трудах христианских писателей-апологетов (защитников
    1
    См.: Древнегреческо-русский словарь. В 2т. / Сост. И.X.Дворецкий - М.: 1958, Т.1, С.421;Т.2,
    С.1190.
    2
    См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. М.: 1971, Т.З, С.352.
    157
    утверждавшейся религии от критики сторонниками иных культов и учений). Несмотря на ряд внутренних расхождений, среди всех разновидностей раннехристианской апологетики общим и безусловным было представление об абсолютной достоверности событий и изречений, приведенных в Священном Писании. Поэтому содержание ортодоксии периода II - начала IV веков преимущественно состояло в максимально близком к «первоисточнику» изложении богодухновенных истин и выработке способов их адекватного объяснения.
    Сакральность и неповрежденность основоположений новой веры выступали свидетельствами ее непогрешимости, из чего выводился приоритет христианства для общественных порядков и нравственности, по сравнению с гетеродоксией (разно- мыслием) и политеизмом.
    С принятием Никео-Константинопольского Символа Веры (TV век), выразившего сущность христианского мировоззрения аксиоматичными и обязательными формулами, ортодоксия превращается в важнейший атрибут идеологии и практики «единой, святой, кафолической и апостольской церкви».
    1
    При этом ее характер несколько меняется.
    Поскольку истины веры объявлялись уже выясненными и раскрытыми в поставлениях
    Вселенских соборов, любые новации встречали достаточно жесткое неприятие.
    Отклонения от официальной доктрины — ереси — воспринимались как враждебные христианству и подлежали решительному осуждению.
    Актуальным для церкви становится распознание еретических явлений и подбор канонически выверенных контраргументов. В решении этой задачи допускались некоторая свобода истолкования догматической терминологии общепризнанными цер- ковными авторитетами (тн теологумен) и даже частные богословские мнения, если они не противоречили догматике. Но какую бы то ни было возможность пересмотра, дополнения или развития самих догматов ортодоксальное мышление исключало. Суть ортодоксии выразилась в строгом охранении «изначальной веры церкви».
    1 0пределение церкви как "кафолической" содержится в принятом православием греческом тексте указанного Символа веры. Чаще всего оно передается понятием "вселенская". Однако в поздних церковнославянском и русском переводах стало принято употреблять взамен слово "соборная".
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   32


    написать администратору сайта