Главная страница

История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт


Скачать 5.21 Mb.
НазваниеЛекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
АнкорИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете.pdf
Дата15.01.2018
Размер5.21 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе.pdf
ТипЛекции
#14073
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница17 из 32
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   32
138
упразднить нужно все, что не может быть прямо обосновано текстом Библии.
Умеренность позиции Лютера вытекала, как кажется, из его тогдашней рационалистической ориентации. Он склонялся не только к свободе совести, но и к полному безразличию в вопросах, связанных с внешней стороной религии. Он считал людские измышления вполне допустимыми в делах религиозных именно потому, что они не имеют никакой связи собственно с верой, которую одну он ставил во главу угла.
Совсем не так были настроены наиболее радикальные сторонники реформ. В 1522 г. они явились инициаторами насильственного «свержения католицизма». Суконщик
Николай Шторх, студент Макс Штубнер, магистр искусств и бакалавр теологии Томас
Мюнцер и группа их сторонников явились в Виттенберг из Цвиккау, где уже ранее не без успеха пропагандировали свое учение о том, что внутреннее Откровение выше внешнего, что искусство и знание, не говоря уже о развлечениях любого рода -грех и т.п. Народ толпами ходил за ними. Студенты отказывались учиться. Начались церковные погромы, преследования инакомыслящих в университете и вне его. Даже некоторые ближайшие единомышленники Лютера подпали под влияние «пророков из Цвиккау». Сам Фридрих
Мудрый сомневался. Он понимал, что обретение истины связано со спорами и тревогами, но никак не мог согласиться с тем, что свобода от заблуждений должна и может быть навязана насильно. Видимо, он и вызвал Лютера из Вартбурга для установления спокойствия.
Лютер, невзирая на опасность, которой он подвергался как осужденный церковью и государством еретик, немедленно прибыл в Виттенберг и целую неделю проповедовал против «пророков» прежде чем ему удалось прекратить бесчинства и добиться удаления зачинщиков беспорядков. Последние, разойдясь с Лютером, понесли свои идеи, получившие название анабаптизма
1
, в широкие массы. Успех их проповеди, дополнявшийся довольно радикальными социальными идеями уравнительного характера,

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
87
призывом к вооруженной борьбе с безбожными угнетателями и немедленному установлению Царства Божия, явно обнаружился в ходе Великой Крестьянской войны и других выступлений самых низов немецкого общества.
1
Считая, что креститься следует по вере, последователи "пророков" принимали крещение вторично, взрослыми перекрещивались.
139
Хотел того Лютер или нет, но радикалы перевели вопрос о реформе в практическую плоскость. И хотя реформатор до 1524 г. не покидал монастыря, он вынужден был заняться устройством новой церковной жизни, в которой уже не было места ни покло- нению иконам и мощам, ни, естественно, исповеди и отпущению грехов в какой-либо форме, ни безбрачию духовенства, ни монашеству. Богослужение переводилось на немецкий язык. Самих таинств оставалось только два: крещение и причащение. Из мно- гочисленных католических праздников было оставлено только семь
1
. Церковное имущество секуляризировалось.
Возможно, что выступление «пророков» и еще более, размышления об устройстве религиозной жизни заставили Лютера отказаться от некоторых из раннее высказанных идей. Наблюдая эксцессы, связанные с реализацией принципа свободы совести и проповеди, пытаясь увязать теологические концепции с практической организацией культа, он постепенно перешел на позиции крайней нетерпимости к инакомыслию.
Немало этому содействовали и другие обстоятельства. Прежде всего — поход 6000 рыцарей под предводительством Франца фон Зиккенгена против архиепископа трирского
(1522 -1523 гг.) и Крестьянская война 1524-1525 гг. В обоих случаях зачинщики гражданских смут широко использовали мотивы борьбы с католической церковью и апеллировали к Писанию, обосновывая свои радикальные политические, социальные и экономические притязания. Естественно, что восставшие, ссылаясь часто на Лютера, были далеки от него в своих намерениях и убеждениях.
Среди этих смут и разногласий Лютер все более сближался с князьями — главной политической и военной силой того времени в Германии. С ними он связывал надежды на устойчивый порядок и на усвоение всеми правильного (его собственного) взгляда на сущность христианства. Он опасался, что правдоподобная мысль о связи волнений с реформой церкви навсегда скомпрометирует его дело в глазах властьимущих. В принятии на имперском съезде 1524 года решений о подавлении лютеранства реформатор видел ясное свидетельство отхода князей, городов и большей части дворянства от его идей под влиянием крестьянских волнений.
1
Позднее был установлен праздник в честь самой Реформации -День Реформации (31 октября).
140
Уже шпеерский рейхстаг 1526 г. передал духовную власть в руки отдельных чинов империи — фактически, прежде всего, князей. Правда, католики смогли добиться отмены этого решения в 1529 г., когда в связи с нападением турок на Вену остро встал вопрос о единстве христиан. Однако даже при таких критических обстоятельствах некоторые князья и рыцари открыто опротестовали отмену постановления 1526г. и были готовы защищать реформу оружием. (Этот протест и дал название всему движению - протестантизм). Окончательно союз Лютера с князьями был закреплен в так называемом
«Аугсбургском вероисповедании», представленном сотрудником Лютера Филиппом
Меланхтоном рейхстагу в Аугсбурге в 1530 г. В этом систематическом изложении лютеранского вероучения утверждалось помимо всего прочего, что главой церкви по праву должен являться светский владетель. Это решило дело. Составился сильный союз князей-протестантов для совместного отстаивания дела реформы. После двух войн с католиками, предводительствуемыми императором, князья-протестанты добились признания права имперских чинов устраивать религиозную жизнь в своих владениях по их собственному усмотрению. По Аугсбургскому мирному договору (1555 г.) католицизм и лютеранство объявлялись одинаково допустимыми. Другие же конфессии исключались.
Тридцатилетняя война (1618 - 1648 гг.), спровоцированная католической реакцией, в сущности, ничего не изменила. Германия осталась разделенной в вероисповедном отношении на католическую и лютеранскую части.
Менее драматично происходила лютеранская реформация в других государствах.
Секуляризация владений тевтонского ордена, реформация в Швеции и Дании в 20-е - 30-е

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
88
гг. XVI в. прошли по инициативе сверху и не встретили столь мощного сопротивления католицизма как в Германии.
Напротив, реформация в Швейцарии носила достаточно сложный характер.
Федеративное устройство республики, разнообразие экономического, социального и политического устройства кантонов предопределили внутриусобные войны и су- ществование впоследствии разделения кантонов по вероисповедному признаку.
Во главе реформации в Швейцарии встал Ульрих Цвингли (1484 -1531 гг.) — выходец из зажиточной семьи сельского старосты. Он получил хорошее образование. Учился в
Берне, в университетах
141
Вены и Базеля. В 1506 г. получил степень магистра словесных наук. По своему основному настроению он. изначально склонялся к гуманизму, идеям Виклифа и Гуса, и никогда, как он утверждал, не был правоверным католиком. Тем не менее, он занял пост католического приходского священника для того, чтобы практически содействовать исправлению христианства.
Уже в 1516 г. в качестве приходского священника он вступил в конфликт с местным монастырем, осуждая его бойкую торговлю отпущениями грехов и само монашество как институт. Когда же его в 1519 г. пригласили в Цюрих на должность священника городского собора, его реформаторские наклонности обнаружились вполне отчетливо.
Подобно Лютеру, он препятствовал торговле индульгенциями, а его проповеди привели к тому, что с 1522 г. начались массовые нарушения поста. Обеспокоенные церковные власти столкнулись с нежеланием городского магистрата воздействовать на своего проповедника. Более того — магистрат предложил себя в качестве арбитра в публичном диспуте представителей церкви с Цвингли. С большой неохотой церковь согласилась и диспут состоялся. Победителем был признан Цвингли. Ему было предложено провести церковную реформу в Цюрихе. Впоследствии цвинглианскую реформу приняли еще 4 кантона. Остальные остались католическими. Войны между католиками и реформаторами 1529 г. и 1531 г. привели к решению вопроса по немецкому образцу — кантональные власти получили право по своему усмотрению обустраивать религиозную жизнь на подведомственных территориях. Сам Цвингли погиб во второй из этих войн.
Учение Цвингли очень близко лютеранскому, но оно носит более рационалистический и последовательный характер. Кроме того, в вопросе об устройстве церкви Цвингли занял не прокняжескую, а демократическую позицию. В представленных им на упомянутый диспут 67 тезисах утверждалось, что то, чему нет основания в Откровении, не имеет права на существование и что Евангелие не нуждается в подтверждении его авторитетом церкви. Он считал, что единственно Христос является вечным первосвященником, а папы незаконно присвоили себе его права. Христос же, с точки зрения Цвингли, является единственной искупительной жертвой. Из этого следует, что причастие не содержит жертвы, а только символически напоминает о ней. (Лютер стоял в этом вопросе на традиционной католической
142
точке зрения, согласно которой священник реально совершает жертвоприношение).
Христос есть и единственный заступник за людей перед богом. Святые и священнослужители — излишние посредники. Монашество, внешние признаки духовного сана, безбрачие духовенства, чистилище, индульгенции, иконы и алтари, свечи, музыка отвергались им полностью. Церковь Цвингли понимал как общину святых, во главе которой стоит непосредственно Христос. Только ей, как целому, и принадлежит право осуждения и отлучения отдельных членов. Государство не может диктовать церкви свою волю. Напротив, оно само подлежит оценке церковью на предмет соответствия христианским идеалам. Церковное имущество подлежит секуляризации.
В более поздних работах Цвингли отрицает догмат о первородном грехе, ограничивает догмат об оправдании верой только теми случаями, когда человек знает Евангелие, дока- зывает, что незнание Евангелия не является препятствием к спасению. Нет пределов божественному милосердию и могуществу. Будут спасены достойные люди всех времен и народов, полагал Цвингли.
Распространение реформы на ряд кантонов и даже на приграничные немецкие земли привело к созданию Цвингли концепции республиканского устройства церкви как

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
89
свободной ассоциации отдельных общин, управляемой представительным органом — синодом. Что же касается внутриобщинных отношений, то тут Цвингли занимает несколько иные позиции. Он отказывает индивиду в свободе совести и признает за общиной право жесткой регламентации взглядов и поведения отдельных верующих. В целом эта система копирует современную Цвингли - структуру Швейцарского союза, в котором отношения между кантонами строились по республиканскому принципу, а внут- ри кантонов — на основе обычного и феодального права.
Несколько позднее, чем Лютер и Цвингли, включился в дело реформы Жан Кальвин
(1509 - 1564 гг.). Ему удалось создать наиболее последовательную доктрину и встать после смерти Лютера во главе всей Реформации, которая приобрела в то время уже характер широкого международного движения.
Кальвин родился во Франции в состоятельной семье, имевшей связи в церковных и аристократических кругах. Первоначальное образование получил домашним образом.
Затем учился философии в Париже и праву в Орлеане и Бурже. В 1531 г.
143
получил степень лиценциата права. Как и многие в его время, Кальвин увлекался гуманистическими идеалами, но в 1532 г., усвоив основной догмат Лютера, он быстро превратился в весьма популярного среди парижских протестантов проповедника и погрузился в теологическую проблематику. Поскольку французское правительство стремилось воспрепятствовать распространению в стране протестантизма и преследовало инакомыслящих, Кальвин вынужден был оставить Париж, а затем и Францию. Он некоторое время преподавал и проповедовал в Страсбурге и Базеле. Наконец, обосновался в Женеве, где встал не только во главе церкви, но фактически и во главе управления городом, превратив его в центр протестантского образования и в убежище для гонимых единоверцев.
Основным теоретическим сочинением Кальвина является «Наставление в христианской вере». Он работал над ним всю жизнь, публикуя все новые и новые редакции, весьма отличные от первоначальной 1536 г. Последняя авторская редакция вышла в 1559 г.
Кальвин, разделяя мысль Лютера об оправдании верой, с особой резкостью подчеркнул традиционную, свойственную и Лютеру (как всякому последователю бл.
Августина) мысль, что сама вера — есть свободный дар божий, несоизмеримый по своей значимости с человеческим ничтожеством и, естественно, не зависящий от усилий человека. Дарует веру и спасение только бог и только по собственной воле. Причем
Кальвин стоял на той точке зрения, что бог, своею собственною волей, изначально и непреложно предопределил одних к спасению, а других — к гибели. Истинная и невидимая церковь и есть союз избранных. Но поскольку пути господни неисповедимы и никто не может знать своей судьбы, то всем следует поддерживать готовность к высокому избранию. Церковь видимая и есть союз для взаимного поддержания такой готовности. Отсюда вытекает право и обязанность церкви добиваться от своих членов правильных взглядов и поведения, используя отлучение, покаяние и прочие виды наказаний.
Что касается церковного устройства, то Кальвин пошел в этом вопросе по стопам
Цвингли, но с важными отличиями. Дисциплинарная власть присваивалась не общине, а пастору и совету пасторов — консистории. Выборы пасторов производились общиной, но по представлению консистории же. Это делало служителей зависимыми от консистории и всю церковь более централизованной в сравнении с цвинглианской моделью.
144
В вопросе о таинствах Кальвин, в основном следовал мнению Лютера. Однако он полагал, что реальное пресуществление происходит только в том случае, если причащается человек, избранный Богом, являющийся членом истинной невидимой церкви. Общий характер церковного помещения и самой службы в кальвинизме напоминают цвинглианские. Единственным праздником считается воскресный день.
Влияние Кальвина распространилось в той или иной степени на Англию, Шотландию,
Голландию, Польшу, Данию, Францию. В Германии же кальвинизм был легализован только в 1648 г. и никогда не мог составить существенной конкуренции лютерантству и католицизму.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
90
Своеобразный характер приобрела реформация в Англии. Она началась по инициативе короля и парламента с 1530 г. и имела первоначальной целью только выход английской церкви из-под юрисдикции Рима. 3 ноября 1534 г. парламент провозгласил короля единственным главой английской церкви. С 1535 г. началась конфискация монастырской собственности, завершившаяся к 1539 г. С 1536 г. начинается богословская работа, при- званная обосновать действия властей. Первоначально предлагается весьма умеренный вариант, сохраняющий многие черты католицизма, но сокращающий число таинств до трех и сводящий все церковное предание только к решениям первых четырех Вселенских соборов. Позднее английская церковь существенно приблизилась к Аугсбургскому исповеданию. В 1552 г. уже признавалось, что одного усвоения Писания достаточно для спасения; что таинств только два: крещение и причащение; что учение о сверхдолжных заслугах ложно; что священнослужители всех рангов не обязаны быть безбрачны и т.п. С другой стороны — сохранялась епископальная система и церковная собственность
(исключая монастырскую).
События, связанные с английской революцией, с распространением кальвинистских и сектантских идей, в конечном счете мало повлияли на англиканскую церковь, которая была столь же нетерпима к протестантам других направлений, как и к католицизму.
Правда, в XVII в. в ее составе выделились три основных направления: высокая, низкая и широкая церкви. Высокая — суть наиболее ортодоксальное течение, подчеркивающее связь с государством и католическими традициями. Низкая, признавая англиканизм как таковой, не заняла тем не менее позиции исключительности по
145
отношению к другим протестантским течениям. Широкая церковь выступила примирителем между указанными двумя разновидностями англиканизма.
Лютеранство, цвинглианство, кальвинизм и англиканство далеко не исчерпывают всего разнообразия протестантизма. К нему относится огромное множество более мелких направлений, частично носящих оригинальный характер, а частично основывающихся на идеях указанных течений и анабаптизма. Нет возможности даже перечислить их все.
Достаточно будет указать на ряд общих черт, присущих большинству из них.
Как правило, сектантские течения носят более радикальный характер, чем организованные формы протестантизма. Это связано отчасти с социальным составом их приверженцев, отчасти с большей последовательностью в отрицании церковности как таковой, в стремлении провести принцип свободы вероисповедания в полном объеме.
Поэтому же обычная для реформаторов апелляция к Писанию часто дополняется утверждением о возможности получения каждым верующим личного внутреннего откровения.
Понятно, что при такой постановке вопроса все люди объявляются равными в религиозных делах, провозглашается принцип всеобщего священства и всем предоставляется право проповеди.
1
Каждая община, в свою очередь, получает полную самостоятельность. Число таинств (если их еще интерпретируют как таинства, а не как символические действия) сводится к минимуму — к крещению и причащению.
Практически все внешние атрибуты культа отвергаются. Тем не менее молитвенные собрания проходят в обстановке глубокой сосредоточнности и эмоционального подъема.
Многие сектанты верят в близость конца мира и последнего суда. Часто это сочетается со стремлением группы верующих к самоизоляции и к социальному экспериментированию.
Наконец, поскольку речь идет о сознательной вере, то обряд крещения совершается по убеждению в более или менее зрелом возрасте.
1
На практике в большинстве общин выделяются признанные лидеры, которые практически монополизируют организационную и священническую функцию.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   32


написать администратору сайта