Главная страница
Навигация по странице:

  • Римско-католическая церковь до Реформации Крестоносцы

  • История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт


    Скачать 5.21 Mb.
    НазваниеЛекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
    АнкорИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете.pdf
    Дата15.01.2018
    Размер5.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе.pdf
    ТипЛекции
    #14073
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница15 из 32
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   32
    121
    раторов, но последние имели все возможности влиять на замещение церковных должностей, включая папскую.
    С другой стороны, государство всячески опекало церковь. Именно новая империя дала римским папам светскую власть в Италии (755 г.) и способствовала окончательному выходу их из подчинения византийским императорам. Содействие государства помогло и распространению духовной власти римского епископа на всей территории огромной империи, созданной франками, и даже за ее пределами. Таким образом, претензия на административное главенство Рима над всеми церквами, высказанная еще папой
    Бонифацием I, получила на Западе реальную основу и полное одобрение как епископата, так и светской власти.
    Разрыв с восточными патриархами, вовсе не склонными считаться с мнением римских пап о их главенстве, становился неизбежным.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    77
    Римско-католическая церковь до Реформации
    Крестоносцы
    Формальный разрыв восточной церкви с западной, руководимой римским первосвященником, произошел в 1054 г. в результате конфликта по поводу принадлежности южноитальянских приходов. Но подготовлен он был многовековыми разногласиями и накоплением множества внутрицерковных различий. Помимо споров о главенстве, помимо периодических дискуссий об отношении к тем или иным еретическим движениям, помимо всевозможных относительно мелких расхождений по обрядовым и каноническим правилам были еще и столкновения по поводу влияния Рима и Константинополя среди западных и южных славян и даже разночтения в истолковании
    Символа Веры, принятого Вселенскими соборами.
    Внешние обстоятельства ко времени раскола также имели немаловажное значение —
    Византия утратила к тому времени возможность существенно влиять на события в бывших западных римских провинциях. Более того, непосредственно ко времени раскола на Западе сформировалась обширная Священная Римская империя. Созданная на развалинах франкской державы, она получила от нее в наследство и фактический про- текторат над Римской церковью. Не без влияния последней новая империя твердо усвоила мысль о своем наследственном
    123
    праве на римские владения и заняла соответствующую позицию по отношению к
    Византийской империи, претендовавшей на то же наследство. Имперские церкви — римская и константинопольская — должны были разойтись, таким образом, и из чисто политических соображений. История крестовых походов, начавшихся в конце XI в. и приведших к захвату крестоносцами Константинополя в 1204 г. — ровно через 150 лет после формального разрыва между церквами, демонстрирует совпадение интересов папства и Священной Римской империи. Политические и военные успехи крестоносцев одновременно служили и целям реального достижения папами главенства над восточными церквями.
    Отношения между церковью и государством, сложившиеся на Западе, нашли теоретическое отражение в средневековой концепции «двух мечей». Ее церковная версия, основанная на взглядах бл. Августина, гласит, что бог вложил в руки церкви меч духов- ный, а в руки императора — меч светский. Но и светский меч также должен служить интересам церкви. Только она одна (в лице папы) может легитимизировать владение этим мечом.
    Светская же версия отражающая точку зрения императоров, конечно, не предполагала необходимости церковной санкции на власть. Светская власть выводилась непосредственно от бога и принимала священную обязанность охранять церковь, в том числе — и от недостойных служителей.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    78
    Понятно, что первая трактовка предполагает, что без коронации церковью нет ни короля, ни императора. Вторая — необходимость для церкви короновать всякого обладателя реальной власти. Фактически же обе интерпретации сходятся в признании необходимости коронации — соединения «двух мечей» в тесном союзе.
    Всякий союз, как известно, основан на компромиссе, на добровольных уступках и потерях сторон. Союз церкви и феодального государства не был исключением из этого правила. Само получение из рук франков светской власти превратило пап и церковь в целом в участников политического процесса, существенно затруднив следование евангельским путем. С точки же зрения франков папы попали в вассальную зависимость от их короля. Более того, обретение светской власти превратило должности в церковной иерархии в завидную добычу для магнатов и авантюристов разного рода, что стимулировало проникновение на цер-
    124
    ковные посты случайных людей. Установление политического порядка в западной части Европы и быстрый рост империи привели к относительному политическому ослаблению церкви — единственной устойчивой и организованной силы во времена анархии и недолговечных варварских государств. Теперь церковь почувствовала тягостную зависимость от государства.
    Более того, ее имущество стало безнаказанно разграбляться феодалами. Под угрозой оказалось даже установившееся с VI в, главенство пап над всеми западными епископами.
    Многие светские владетели фактически присвоили себе право инвеституры — введения в сан духовных лиц.
    Сделать им это было тем более не трудно, что сама церковь феодализировалась — усвоила нормы, принятые во франкском государстве. Церковные должности не мыслились более в отрыве их от права на те или иные имущественные или юридические выгоды. Поэтому указанные должности превратились в предмет торга. Поэтому же священнослужители всех рангов оказались в тесной зависимости от крупных феодалов, которые, имея монополию на применение силы, одни только могли гарантировать права клириков. Случаи насильственного недопущения неугодных аббатов и епископов к отправлению обязанностей и получению соответствующих выгод были довольно часты.
    Более того, церковные земли нередко прямо превращали в светские ленные владения.
    В свою очередь, священнослужители предавались интригам и злоупотреблениям, погрязнув в откровенном корыстолюбии. Не мало времени отдавали они и развлечениям, не избегая даже самых предосудительных и невозможных для лиц духовного звания. При этом они часто полностью забывали о своих непосредственных обязанностях, а иногда и вовсе были неспособны к их исполнению ввиду недостаточной образованности.
    Авторитет церкви неуклонно снижался.
    О положении церкви и о нравах начала XI в. можно судить по истории продажи папой
    Бенедиктом IX своего сана и появления, в результате, в 1046 г. сразу трех действующих пап, низложенных в конце концов собором, избравшим нового папу — Климента II
    (1046-1047).
    Не менее показательны и события, приведшие к добавлению FILIOQUE («и от сына»
    — лат.) в Символ Веры, принятый Вселенскими соборами и не подлежащий, согласно всем церковным
    125
    правилам, никаким изменениям. Папа Бенедикт VIII в 1014 г. сделал это добавление по настоянию императора Генриха II в знак признательности за военную помощь в борьбе против антипапы Григория. Эта вставка означала окончательное принятие давно уже, еще с VI в., зревшего на Западе мнения, что Святой Дух исходит не только от Бога
    Отца, как было закреплено в Символе, но и от Сына — Христа. Восточная церковь резко протестовала против нововведения, но в Риме не посчитались с ее мнением.
    Вопрос об исхождении Святого Духа — важнейший пункт разногласия между
    Востоком и Западом. Но к моменту разделения церкви накопилось и множество иных различий. Рим принял только 50 апостольских правил канонического права из 85, утвержденных Трулльским собором 692 г, и не признал, соответственно, постановлений этого собора о полном равенстве патриархов Рима и Константинополя, об осуждении без- брачия пресвитеров и диаконов, о запрещении субботнего поста, о запрещении вкушения

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    79
    удавленины и крови, о запрещении изображать Христа в виде агнца, на которого указывает Иоанн Предтеча. Кроме того, на Западе утвердилась практика причащения мирян одним только хлебом и при том пресным. Там использовался в качестве богослужебного языка исключительно латинский и предпочитали латинский же текст
    Библии (в переводе Иеронима). Западная церковь не считала возможным выход клириков из духовного звания. Мирянам она не давала права толкования Писания. Имелись и иные» менее существенные особенности.
    Конечно, все они должны приниматься в учет, но по своему значению они далеко уступают политическим мотивам. Как кажется, именно последние и были решающими в
    1054 г. Ведь спор о главенстве шел по меньшей мере со времен Халкидонского собора и вполне мог продолжаться в рамках единой церкви еще много столетий. Перечисленные отличия возникли тоже не в год раскола. Думается, что именно тесная связь Римской церкви с интересами Священной Римской империи
    1
    , в условиях прогрессирующего обособления Востока и Запада, привела
    1
    Папа Лев IX. в понтификат которого совершился раскол, происходил из семьи эльзасских графов и приходился родственником императору Генриху III.
    126
    к прекращению общения между церквами. В дальнейшем разгром Константинополя крестоносцами и создание параллельных восточных патриархатов с подчинением их
    Риму сделали примирение окончательно невозможным
    1
    Тем не менее, попытки к сближению предпринимались. В 1274 г. византийское правительство в дипломатических целях добилось от восточных иерархов принятия идеи подчинения Риму, но соединение церквей оказалось чисто формальным и недолгим (до
    1282 г.). Такая же история повторилась в 1439 — 1443 гг. Несколько прочнее были результаты церковной унии 1596 г. На условиях признания главенства пап и латинской догматики, при сохранении восточной обрядности, служения на родном языке и допустимости брака для священнослужителей возникла и существует до сих пор в погра- ничных между восточным и западным христианством районах Литвы, Украины,
    Белоруссии, Венгрии и Польши особая церковь —• греко-католическая.
    Подлинной целью западной церкви было, конечно, не идеологическое обеспечение притязаний новоиспеченной Священной Римской империи. Напротив, церковь стремилась сбросить зависимость от феодального государства и стать главенствующей в обществе силой. Только так она могла преодолеть неблагоприятные для ее идеальной миссии последствия подчинения западным феодальным порядкам. Но для этого, с другой стороны, необходимо было сначала произвести переустройство внутри самой церкви, находившейся далеко не в лучшем состоянии.
    Многие церковные и светские деятели (хотя и по разным мотивам) предпринимали усилия к возрождению дисциплины и нравственности среди клириков. В 910 г. с их помощью был основан монастырь в Клюни, монахи которого старались следовать лучшим образцам благочестия, завещанным Бенедиктом Нурсийским, и вели активную агитацию за возврат церкви к прошлым идеалам. Усилия организаторов движения не остались
    1
    Римско-католическая церковь рассматривает восточные церкви как нарушившие принцип организационного единства церкви, как ушедшие в раскол. Восточная же церковь прямо полагает католиков вероотступниками. В соответствии с этим Римско-католическая церковь рассматривает свои соборы как вселенские и насчитывает 21 такой собор. Восточная церковь признает вселенскими только 7 первых соборов.
    127
    без результата. К середине XI в. сложилась мощная конгрегация из примерно 2000 монастырей с духовным центром в Клюни. Она пользовалась широкой поддержкой и в церковном руководстве и среди светских лиц, включая королей и императора, Клюнийцы призывали, прежде всего, к установлению действительного безбрачия духовных лиц, к отказу от практики светской инвеституры и продажи церковных должностей.
    Все эти требования после непростой борьбы с противниками реформ как внутри церкви, так и вне ее были реализованы с большим или меньшим успехом папами Львом
    IX (1049 — 1054 гг.), Николаем II (1059— 1061 гг.), Григорием VII (1073— 1085 гг).
    Лев IX, опираясь на монашество и содействие императора, неустанно боролся с распущенностью нравов духовенства, с анархией в церкви. Николай II изменил правила

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    80
    избрания пап таким образом, чтобы сделать невозможным влияние светской власти и римского народа на процесс избрания главы церкви. По его инициативе Латеранский собор 1059 г. превратил избрание пап исключительно в дело кардиналов
    1
    и пригрозил проклятием всем, кто получит папский престол не по их избранию. За мирянами было оставлено только право формального одобрения выбора кардиналов.
    Во времена Григория VII теократический идеал западной церкви получил наиболее полное выражение. Именно тогда появился знаменитый «Диктат пап», автором которого многие считают самого Григория VII. В этом документе не только провозглашается абсолютная власть пап в церкви и их безусловная святость. Там также утверждается, что исключительно папа может распоряжаться коронами — ставить и низлагать императоров, освобождая подданных от присяги негодным владыкам.
    В практической деятельности Григорий многого добился при установлении внутрицерковной дисциплины, безбрачия священнос-
    1
    Кардиналами первоначально назывались священники и диаконы римских приходских церквей, издавна игравшие большую роль в папском управлении церковью. В XI в. кардиналами стали именовать епископов римской церковной области. В дальнейшем титул кардинала стал присваиваться папами и другим категориям высших церковных иерархов. С середины XIII в. статус кардиналов считается более высоким, чем статус епископов. Это возвышение не в малой степени связано с избирательной реформой Николая II.
    128
    лужителей и наведении порядка при церковном назначении на должности. Однако, он столкнулся с непреодолимыми трудностями в борьбе с практикой светской инвеституры и передачи церковных земель светским держателям. Феодальная знать вовсе не желала отказываться от своих традиционных прав в пользу пап и епископов.
    После некоторых успехов папа-реформатор потерпел поражение и был смещен.
    Только в 1122 г. Вормский конкордат несколько ограничил возможности императоров и князей распоряжаться назначением церковных иерархов в Италии. В Германии же все осталось практически как прежде.
    Несколько удачнее был другой проект Григория VII, который пропагандировался и клюнийцами — крестовый поход в Палестину, занятую к тому времени мусульманами.
    Папа и его единомышленники видели в этом предприятии верный способ распространить свое господство на восточную церковь и заодно повысить авторитет папства в глазах светской власти для более успешной полемики по вопросу об инвеституре.
    Крестовые походы, начавшиеся в конце XI в. и длившиеся более двух веков, составили целую эпоху в истории Европы. Они действительно способствовали на первых порах повышению авторитета пап и даже привели к кратковременному фактическому контролю ими всего христианского запада (а отчасти и востока) к началу ХIII в. Тогда же на западе за папами окончательно закрепился титул наместника Христа на земле. Но результаты этих походов для церкви, в конце концов, оказались не столь благоприятны, как надеялся
    Григорий VII. Независимо от конкретных политических итогов крестовые походы имели далеко идущие последствия, изменившие как европейский мир, так и сознание европей- цев. Эти перемены сделали невозможным то, о чем мечтал автор
    «
    Диктата» — подчинение Риму светских властителей.
    Экономические и социальные следствия войн с мусульманами, несомненно, способствовали разрушению феодальной системы в целом. Интенсификация коммуникаций, морских и сухопутных перевозок торговли, переход экономики к денежной форме обращения привели к возрастанию значения городской жизни и посте- пенному исчезновению системы натуральных феодальных повинностей. Это в конечном счете способствовало становлению абсолютизма и трансформации всей феодальной организации.
    Но еще быстрее дали о себе знать перемены в духовной области, связанные с походами. Это — повышение общего культурного
    129
    уровня за счет заимствований с Востока и через знакомство с уцелевшими в арабском и византийском обществах осколками античной культуры. Произошло резкое усложнение системы потребностей и ценностей в сравнении с ранним средневековьем.
    Началось формирование авантюрного сознания, духа предприимчивости. Стало развиваться историческое мышление. Возникает осознание целостности Европы и ее

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    81
    этнического разнообразия. Непосредственно для церкви походы обернулись необходимо- стью усиления борьбы с исламом и восточным христианством, а также и с сектантскими движениями, проникавшими с востока и развивавшимися внутри западного христианского мира. Именно в эпоху крестовых походов окончательно формируется такое учреждение католической церкви как инквизиция. С другой стороны - создаются университеты и происходит бурное развитие схоластики
    1
    , ведущее в перспективе к становлению рационализма. Быть постоянно на страже и изыскивать все новые аргумен- ты церкви приходилось еще и потому, что в столкновении с мусульманами поражения терпели не только рыцари, но как бы и само христианство. Оно остро нуждалось в новых идеях.
    1
    Схоластика преимущественно стремилась к более или менее рациональной систематизации христианской догматики на основе применения логики и философии. Указанный период в ее истории характеризуется с внешней стороны ее выходом из монастырей на университетские ка- федры и трибуны церковных соборов. С внутренней стороны — усвоением огромного нового материала, полученного при соприкосновении с востоком. Знакомство с философией Аристотеля, с сочинениями арабских и еврейских философов, с достижениями византийских логиков привело к вытеснению традиционного платонизма христианской философии аристотелиэмом. На его основе
    Фомой Аквинским (1225 -1274 гг.) была создана новая, относительно более реалистичная религиозно-философская концепция, заменившая систему бл. Августина, доминировавшую прежде.
    Доктрина Фомы Аквинского, рационально обосновавшего практически все догматы католицизма, оказалась в новых условиях предпочтительней тяготеющего к мистицизму августиниэма. Начиная с
    XIV в. она практически становится официальной теологической системой католицизма. В 1567 г.
    Фома был провозглашен учителем церкви. В конце XIX в. непреходящее значение его творчества вновь было подтверждено Львом XIII. Пий ХII в 1950 г. еще раз подтвердил ценность учения Фомы.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   32


    написать администратору сайта