Главная страница
Навигация по странице:

  • Организация и церковное устройство современного православия Православный храм

  • Александрийская православная церковь

  • История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт


    Скачать 5.21 Mb.
    НазваниеЛекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
    АнкорИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете.pdf
    Дата15.01.2018
    Размер5.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе.pdf
    ТипЛекции
    #14073
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница23 из 32
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   32
    193
    В зависимости от полученных церковных наград и должностей титулование может меняться: протопресвитер и протоиерей для старших священников храма из белого духовенства, игумен (игуменья) и архимандрит для монашествующих старших священни- ков, настоятелей монастырей, начальников духовных миссий.
    Во главе православной церковной иерархии находятся архиереи — высшее духовенство, состоящее исключительно из монашествующих. Данная категория именуется епископатом. К ней откосятся епископы (буквально — «надзиратели») и архи- епископы (почетный епископский титул), а также митрополиты. При равенстве всех архиереев по благодатным дарованиям, места и должности в административной структуре они могут занимать разные: главы благочинии и епархиальных управлений, экзархи больших церковных округов из нескольких епархий, руководители отделов и комитетов Синода и т.д.
    Из среды правящих архиереев поставляется и епископ над епархией столицы государства, где пребывает поместная церковь. Он избирается Поместным собором и признается как глава всей данной церкви с титулом патриарха.
    Вторую часть клира составляют церковнослужители. Таинство священства над ними не совершается, но некоторые виды деятельностн предполагают особое посвящение — хиротесию (руковозложение). Это относится к иподиаконам (прислуживают иерархам на литургии), специальным чтецам богослужебных (кроме Евангелия) текстов, регентам и певчим выступающего с амвона церковного хора. К церковнослужителям также причисляются псаломщики (читающие и поющие на клиросе — возвышении перед иконостасом), свечники, сторожа и уборщики храма.
    Специфическим типом умонастроений и поведения, а также способом организации жизни в среде служителей культа является монашество. Оно предполагает подчинение мирских интересов аскезе и строго регламентированное существование в стенах скита, монастырской обители иди на церковных должностях. В христианстве этот феномен возникает с конца III века. На Руси первые монашеские общины по образцу греко-визан- тийских, складываются в XI веке.
    Пострижение в монахи предваряется периодом испытания кандидата в качестве послушника. Прошедшие через это должны принести обеты нестяжания, целомудрия
    (безбрачия) и послушания, что дает возможность получения иноческого звания.
    194
    Степени монашеского пострижения различаются уровнем обетов: рясофор, малосхимник, великосхимник. Популярное в русском православии явление так называемое «старчества» не имеет официального монашеского статуса. Его возникновение было вызвано необходимостью засвидетельствовать особые достоинства наиболее благочестивых иноков.
    Самым значительным среди прочих таинств в православии оказалось
    причащение.
    В нем усматривается акт непосредственного мистического слияния верующих со
    Спасителем. В ходе данного таинства человек как бы «обоготворяется» и это вызывает

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    118 потребность благодарения — евхаристии — за искупительную жертву Христа и пережитое единение с божеством.
    Таинство причащения стало в ряд центральных событий самого значительного этапа суточного богослужебного круга -
    божественной литургии
    (в просторечии — обедни, так как совершается в предобеденное время).
    Истоки литургии обнаруживаются в ежедневных собраниях апостолов после сошествия на них Святого Духа. Эти встречи предполагали обязательное воспоминание о последней трапезе с Христом, когда хлеб и вино «преложились» в плоть и кровь
    Богочеловека.
    До IV века порядок этого общественного богослужения передавался изустно. Затем кесарийский епископ Василий Великий составил развернутый чин литургии, а вскоре патриарх константинопольский Иоанн Златоуст разработал сокращенный вариант этого же чина, и по сей день остается наиболее употребительным в православии.
    Развернутая литургия проводится 10 раз в году: в воскресные дни Великого поста, четверг и субботу Страстной недели и ряд других дней. Прочее время служится чин
    Иоанна Златоуста. Несколько раз (по средам и пятницам Великого поста и первые три дня Страстной недели) допускается причащение от Святых Даров, приготовленных для минувши обедни. Тогда совершается третий, еще более короткий, чин литургии
    Преждеосвященных даров (составлен Григорием Двоесловом в VI веке).
    Начало литургии — проскомидия (принесение) — происходит в алтаре и только с участием священнослужителей. Туда вносятся пять выпеченных из вскисшего теста круглых пшеничных хлебов (просфор) и красное виноградное вино. Одна просфора сим- волизирует Агнца, остальные приносятся во имя Богоматери,
    195
    в честь ликов святых, за всех живых членов церкви и за всех умерших в христианской вере. В память о распятии Христа и его ранах производится крестообразный надрез и
    «прободение» копьецом Агнца. Священник вырезает из хлебов частицы и выкладывает их на особое блюдо — дискос. В ритуальную чащу (потир) вливается разбавленное водой вино. Таким образом происходит приготовление Святых Даров.
    Вторая часть — литургия оглашенных (то есть готовящихся к таинству крещения).
    Она включает открытие завесы «царских врат», очистительное окуривание храма
    (каждение), молитвы и песнопения, имеющие вероучительный характер. После молитвы об оглашенных, те должны покинуть храм.
    Главная часть ритуала — литургия верных. К ней допускаются лишь полноправные члены общины, то есть крещеные по православному обряду. Над приготовленными дарами произносятся Символ Веры и ряд молитв, вспоминаются слова Иисуса к ученикам на тайной вечере, вслед за чем звучит призыв священнослужителя о ниспослании Святого Духа для «преложения» даров. Православию присуще убеждение, что этой процедурой хлеб и вино подвергаются внутреннему мистическому пре- ображению, полностью воплощая в себе тело и кровь Христа. Один вырезанный фрагмент просфоры опускается в потир, другим в алтаре причащаются служители культа.
    Через распахнутые «царские врата» дары выносятся к мирянам. Причащаяясь, верующий оказывается в единении с божественным естеством, то есть как бы
    «сотелесен» Христу, Остаток просфор (антидор) уносится в алтарь, либо раздается веру- ющим. Заамвонная молитва и адресованное правящим архиереям «многолетие» завершают действие.
    Наряду с божественной литургией, в состав суточного круга входит всенощное бдение: великая вечерня — воспоминание ветхозаветного времени, и утреня — изображение новозаветной сюжетики. К нему добавляются четыре «службы часов» — чтение молитв и славословия на каждую из четвертей последнего дня страданий Христа
    (1-й час — после утреней, 3-й и 6-й — после литургии, 9-й — после вечерней). В современной Русской православной церкви ночные службы проводятся лишь в двух случаях — на Рождество и Пасху.
    В каждый из дней недели к суточной службе добавляется «особое воспоминание» об определенных событиях и персонажах
    196
    христианской истории. Так складывается седмичный круг богослужения.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    119
    Помимо этого, проводятся службы для церковного прославления святых, особенно — покровителей конкретного прихода (престольные праздники), а также в честь
    «чудотворных» икон. Обязательными являются ежегодные специальные культовые действия на Воскресение Христово (Пасху) и двунадесятые праздники. К последним относятся Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение,
    Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретенье Господне, Преоб- ражение Господне, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение
    Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов (День Святой Троицы или
    Пятидесятница), Успение Богородицы, Воздвижение креста Господня. Все вместе они об- разуют годичный круг богослужения.
    Завершающим актом богослужебного действа может стать тематическое выступление священника перед паствой —
    проповедь.
    Смысл проповедей заключен в наставлении верующих к жизни согласно с учением церкви. Различают проповеди догматические
    (разъяснение богооткровенных истин), нравоучительные, похвальные (прославляющие образцы христианского поведения), житийные (на примере святых угодников), миротворческие, экуменические и т.д. Формы проповеди разнообразны. Это может быть беседа священника с мирянами, поучение на какую-либо душеспасительную тему, нравственно-аллегорическая притча, либо даже — развернутое логическое рассуждение, исполненное богословских и художественных образов («слово»).
    Для точного соблюдения чинопоследований используется специальная литература, содержащая описание суточного круга (Служебник и Часослов), порядок чтения молитв
    (Типикон), тексты на обряды и таинства (Требник), чтение по месяцам в память святых
    (Минеи) и т.п.
    Язык православного богослужения обычно связан с историей и обстоятельствами бытия каждой из поместных церквей. Русское православие использует ныне вариант церковнославянского языка, приближенный к разговорной и литературной русской речи.
    Важное место в православии занимает
    культ святых угодников.
    Понятие святости означает, как уже отмечалось, что христианин удостоен за особые заслуги персонального восстановления
    197
    в нем начальной безгрешной природы, даруемой божественной благодатью.
    Установленный церковью порядок причисления к лику святых — канонизация — требует общепризнанности достоинств кандидата (так называемого «прославления»), наличия его жизнеописания, свидетельств чудотворения (для погибших за веру — необязательно) и, по возможности, сохранения нетленного тела (мощи), либо благоуханных костных останков.
    Типы святых, иначе — подвижников, разнообразны и многочисленны. К их сонму отнесены: праотцы и пророки Ветхого Завета; новозаветные апостолы; прославившиеся обращением народов в христианство государственные и церковные деятели
    («равноапостольные»); выдающиеся хранители веры из епископов («святители») и прочих монашествущих («преподобные»); защищавшие святыни веры монархи
    («благоверные»); несколько разновидностей пострадавших до смерти за веру (из мирян
    — «мученики» и «великомученики», из монахов — «преподобномученики», из иереев —
    «священомученики»); погибшие от рук единоверцев («страстотерпцы»); мученики, уцелевшие после покушения на их жизнь («исповедники»); бессребренники; юродивые
    (демонстративным «безумием» подчеркивающие низменность мирского в сравнении с ве- рой); наконец, «блаженные» — святые, почитаемые и католицизмом, если их культ был установлен до разделения церквей. Общее количество святых, согласно полному месяцеслову, достигает нескольких тысяч, включая всеправославных, общецерковных и местнопочитаемых.
    Участие в отправлении культа требует от христианина сосредоточенности и тщательной подготовки. Этой цели служат множественные
    посты
    — полное или частичное воздержание от пищи сроком от одного дня до нескольких недель. Самыми значительными в православии стали весной — Великий (семь недель перед Пасхой), летом — Апостольский (Петров), осенью — Богородичный (Успенский) и зимой —
    Рождественский посты.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    120
    Во время постов, впрочем как и в другие дни, особое внимание требуется обращать на регулярно и своевременно творимые молитвы.
    Молитва
    рассматривается в качестве беседы души христианина с Богом, Богоматерью, ангелами и святыми угодниками, По своему назначению молитвы могут быть хвалебными, благодарственными, просительными. Совершаются они в храме или вне его стен.
    198
    К молитве нередко добавляются внешние знаки почитания — стояние, крестное знамение троеперстием правой руки (три сведенных пальца означают веру в единосущную и неразделенную Св.Троицу, два пригнутых к ладони — в божественное и человеческое «естества» Иисуса Христа), поклоны (великие — земные, малые — поясные).
    Главным местом общественного и частного богослужения является
    храм.
    Это — церковное здание, воплощающее собой принятый в православии образ мира как божьего творения. Наиболее распространенными типами православных храмов стали разные варианты (в зависимости от формы креста в плане здания) крестово-купольной системы, сложившейся еще в период так называемой средневизантийской церковной архитектуры.
    Само строение символизирует сотворенную землю, а его купол трактуется как
    «сокровенное небо» на земле. Могут встречаться и постройки с пятью, семью, девятью, тринадцатью, двадцати пятью и тридцати тремя куполами, чему имеются специальные богословские интерпретации (Бог и 4 евангелиста, 7 даров Святого Духа, 9 чинов небесных, Христос и 12 апостолов, пророки и апостолы с престолом Святой Троицы, 33 года земной жизни Иисуса Христа).
    Храм включает три основных части: входное помещение — притвор (или «нартекс»); центральное пространство для молитвенных и обрядовых действий, которое может быть разделено колоннами на главный и боковые нефы; в восточной части устроен алтарь, где помещается престол с крестом, Евангелием и дарохранительницей. От центральной части алтарь отделяется иконостасом — стеной с тремя дверьми (центральные — «царские»), на которой размещены несколько рядов икон.
    Организация и церковное устройство современного православия
    Православный храм
    Рассуждение о православии невозможно вне связи с необходимой формой его бытия
    — церковью. Для приверженцев православной веры «воцерковленность» является обязательным условием полноценной религиозной жизни. Не будет ошибкой сказать, что история православия — это история православной церкви.
    Главное значение понятия «церковь для православия относится к сообществу людей,

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    121 объединенных идеей спасения через веру в Христа, исповедующих ради этого восточно- кафолический вариант догматического учения и признающих пастырскую роль профессиональных священнослужителей.
    Верховным, хотя и незримым, главой вселенской православной церкви считается сам
    Иисус Христос, что делает излишним создание особого всецерковного руководства.
    Такое представление способствовало исторически сложившейся децентрализации православия и учреждению т.н. поместных церквей. Деятельность этих церквей строится на началах
    автокефалии
    — самостоятельного возглавления национальных православных общин. Сохраняя единое вероисповедание, каждая из автокефалий независима от других в решении кадровых вопросов (включая избрание высших иерархов),
    200
    выборе языка богослужения, канонизации собственных святых, дополнениях к общеправославному памятному календарю, создании и упразднении приходов, миссионерстве и многом другом, вплоть до права даровать своим ответвлениям авто- номию и даже, в особых случаях, самовозглавление.
    Возникновение первых поместных православных церквей произошло еще в условиях формально неразделенного христианства. Оно было вызвано потребностью привести состояние церковных дел в соответствие с административным устройством и этническим
    «многоцветием» различных частей Восточной Римской империи.
    Итогом стало образование, параллельно «латинской» церкви в Риме, четырех восточных патриархатов: в Египте, Сирии, Палестине и собственно Византии (V век).
    Первоначально их предстоятели были призваны к коллективному руководству повседневной церковной жизнью всей империи. С ослаблением центральной государственной власти патриархаты становились все более свободными во внутреннем управлении, что завершилось, наконец, их обособлением в качестве самовозглавляющихся поместных церквей. Последующий распад всехристианского единства привел к закреплению автокефалии как наиболее масштабного типа церковной организации у народов и государств, принявших православие.
    Степень канонического достоинства автокефальных церквей нашла отражение в официальном перечне — «диптихе чести».
    Согласно этому списку, первенствующей считается
    Константинопольская
    православная церковь,
    а ее глава носит громкий титул Святейшего Архиепископа
    Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха.
    Многие столетия Константинопольский патриархат занимал ведущее положение в среде восточного христианства, сохраняя контроль над большинством поместных церквей даже в условиях турецкого господства. В наши дни области, управляемые этой церковью, заметно уменьшились: есть ряд малочисленных епархий в самой Турции и небольшие приходы в некоторых странах Азии, Европы, в Америке и Австралии. Кроме того, к ее юрисдикции относятся Финляндская автономная (с 1957 г.) и Критская полуавтономная церкви, а также монашеские обители на «святой горе» Афон в Греции.
    201
    Не имея ныне реальной власти над другими церквями, Константинопольский патриархат, однако, пользуется заслуженным авторитетом хранителя вероисповедной традиции и нередко претендует на координирующую роль в православном мире.
    Следующие три места в диптихе отведены остальным древним восточным патриархатам — Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому.
    Александрийская православная церковь
    Александрийская православная церковь
    сложилась в христианской среде северного
    Египта. Уже в V веке она испытала раскол, результатом которого было отделение крупной монофизитской общины (копты). Остальные приходы заявили о тесной церковной связи с Константинополем, тем самым однозначно идентифицировав себя с православием.
    Длительная история иностранной зависимости Египта не помешала Александрийской церкви расширить влияние, образовав несколько епархий в соседних государствах Азии и
    Африки. Специфической чертой ее современного богослужения стало употребление, наряду с древнегреческим, арабского языка, принятого основной массой прихожан.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    122
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   32


    написать администратору сайта