Главная страница

История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт


Скачать 5.21 Mb.
НазваниеЛекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
АнкорИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете.pdf
Дата15.01.2018
Размер5.21 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе.pdf
ТипЛекции
#14073
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница26 из 32
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   32
220
ник Посланника Аллаха), уже возглавил большой хаджж в Мекку. Теперь Мухаммаду предстояло стать во главе мусульманского большого хаджжа к святыне местных племен, превратившейся в главный культовый центр новой религии. Это паломничество называют в Исламе «прощальным», ибо вскоре после него Мухаммад неожиданно скончался. Все, что делал Пророк во время прощального хаджжа, стало основой обрядов, которые совершают и ныне паломники, приходящие к Каабе со всех концов
Мусульманского мира. Паломничество в Мекку для немусульман было запрещено, равно как и их пребывание в святых местах. Некоторые исламские богословы распространяли запрет на всю территорию Аравии.
Как часто бывало в истории человечества, Мухаммад не оставил распоряжений о своем преемнике. Наследственная передача власти исключалась еще и потому, что у
Пророка не имелось прямого мужского потомства: последний его сын скончался во младенчестве незадолго до смерти самого отца. Кончина Пророка (8 июня 632 г.) стала трудным временем для Ислама. В Аравии поднимала голову племенная оппозиция. Она отказывалась платить подати Медине, оставшейся центром нарождающегося мусульманского государства и после взятия Мекки. В племенах выдвинулись собственные пророки, или лжепророки. Лжепророк Абхала ал-Асвад («Черный», по

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
134 прозвищу «Закутывающийся»), захватил йеменский город Наджран, разбил персидский гарнизон и вошел в Сану. В Йемаме, как уже упоминалось, заявил о себе Мусайлима и один из вождей бану асад — лжепророк Тулайха. Племя тамим на время подчинилось лжепророчице христианского толка — Саджах, вещавшей от имени Господа Облаков.
Тем не менее последним воинским приказом Мухаммада была посылка отрядов не на
Юг, где разгоралась смута, а на Север — к Иордану, дабы отомстить за убийство своего верного соратника Зайда. Необходимо было срочно выбрать преемника и, преодолев замешательство, продолжить дело Ислама.
Первым из преемников Мухаммада стал халиф Абу Бакр (632 — 634), отец его любимой жены Аиши, на руках которой скончался Пророк. Халиф действовал в смутные времена
ридды
, или отступничества, когда многие из племен Аравии не сочли нужным сохранять покорность новому главе мусульманской общины. Силой и дипломатией он сумел привести их к повиновению,
221
после чего мусульманские завоевания смогли выйти за пределы полуострова.
Вторым халифом был Омар (Умар ибн ал-Хаттаб, 634-644 гг.), тоже тесть Пророка и выходец из его племени курайш. При Омаре в состав мусульманского государства, получившего в европейской историографии название Халифат, вошли византийская
Палестина, Сирия и Египет, а также сасанидские Ирак и Иран. На завоеванных землях стала действовать новая гражданская власть, сохранявшая поначалу приемы и методы старой — греческой, коптской или персидской. Тогда же появился халифский титул
«повелитель верующих»
(амир ал-муминин).
При Омаре иноверцы, признавшие власть
Ислама, пользовались официальным покровительством.
Внедрив в государственную практику принципы кровнородственной организации,
Омар учредил реестр
{диван)
для выплаты содержания войску. Запись вели по племенам, начиная с «дома Пророка»
(ахл ал-байт),
за которым следовали мухаджиры, ансары и прочие. Так оформились арабские родословия, которые еще Мухаммад подключил к библейской истории, объявив предком аравитян Исмаила сына Ибрахима. В VIII — первой половине IX вв. племенные ополчения заменила регулярная армия, и воинские реестры потеряли свое значение, однако родословия и впредь исправлялись и пересматривались.
При третьем хлифе Османе (Усман ибн Аффан, 644-656 гг.) растущий Халифат оказался втянутым в гражданскую войну. Она особенно разгорелась при Али ибн Аби
Талибе (убит в 661 г.), последнем из четырех халифов, именуемых у суннитов (при- верженцев
ас-сунны,
традиции Мухаммада) «праведными». Шииты
(аш-шиа,
приверженцы Али) отказывают в праведности всем халифам, кроме своего духовного лидера.
Осман и Али приходились Мухаммаду зятьями, причем Осман даже дважды. Зато Али доводился Пророку еще двоюродным и сводным братом, что в глазах многих мусульман давало ему бесспорное преимущество перед другими претендентами на власть в халифате.
После убийства Али власть перешла к династии Омейядов (Бану Умаййа), родственников Османа. Ее основатель Муавийа (661-680 гг.) и его преемники, среди которых особенно выделялся халиф Валид I (705-715), вели активную завоевательную
222
политику. Мусульманам покорилась вся Северная Африка (Магриб), их отряды через
Гибралтар (Джабал ал-Тарик) вторглись в Испанию и, перевалив через Пиренейский хребет, угрожали Франции. На Востоке (Машрик) воины Ислама захватили Хорезм и воевали в Мавереннахре (Центральная Азия). Присоединив Армению, Азербайджан и
Западную Грузию, мусульманские войска совершали набеги на земли хазаров. Исламские крепости строились на Инде и на европейском берегу Атлантики. В 761 г. у среднеазиатской речки Талас мусульмане нанесли сокрушительное поражение многократно превосходящим их по численности китайским войскам.
За сравнительно короткий срок стремительно расширились горизонты арабов, еще недавно ограниченные пустынными пейзажами Аравии. Мусульманам открылись древние развитые культуры — византийская с ее эллинистическим и римским наследием, арамейская, иранская, культуры народов Закавказья и Центральной Азии, Индостана и

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
135 других районов, включенных в Халифат. При Омейядах и свергнувшей их династии
Аббадсидов (749-1258 гг.) сплав богатейшего и разнохарактерного опыта разных народов, вошедших в исламское государство, отлился в общие формы, которые мы называем мусульманской культурой.
Во все времена в Исламе велась борьба религиозно-политических группировок, каждая из которых обвиняла оппонентов в «нововведении»
(бида)
или «заблуждении»
(далала),
считая, что только их собственное учение относится к «правоверию»
(худа).
В
Исламе никогда не было централизованного института, который можно было бы назвать
«церковью», не было и механизма легализации догматов. Поэтому некорректно при- менять к различным течениям Ислама такие термины, как «ортодоксия», «ересь»,
«сектантство», «клир» и проч.
Мусульманские религиозные деятели — «ученые» (улама) и «законники» (ед.ч. факих, мн.ч. фукаха) обладали авторитетом не по должности, а по реальным знаниям; вот почему их мнения не были обязательными навечно и для всех уголков Мусульманского мира. Это давало простор для толкований и образования различных течений и школ. В X-
XI вв. мусульманские ученые особенно активно стремились выделить традиционалистское ядро Ислама, которое могло быть принято как правоверное. Они оперировали понятием «первональный Ислам». Что же это такое?
223
Вероучение первоначального Ислама строится на Священном писании (Коране, или ал-Куран) и Священном предании (хадисах и сунне Пророка).
Коран — это сборник пророческих откровений, полученных Мухаммадом. Книга делится на 114 частей (ед.ч. сура), каждая из которых состоит из «стихов» (ед.ч. айа —
«знак», «знамение», «чудо»; у нас принята форма «айат»). Всего в Коране выделяют от
6204 до 6232 айата. Все суры делятся на мекканские, т.е. явленные в Мекке до хиджры, и мединские. Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали для себя отдельные отрывки коранических текстов, но в целом Коран передавался устно, по памяти.
Знающий Коран наизусть носит почетное прозвище хафиз.
Исламская традиция считает, что Коран был записан между 650 и 656 годом повелением халифа Османа и усилиями коллегии, возглавленной Зайдом ибн Сабитом.
Первые списки датируются VII-VIII вв.; в конце IX в. в тексте появились буквораз- личительные диакритические точки, а несколько поздней и огласовки, устраняющие разночтения.
Композиция Книги условна: после вводной «открывающей» суры (Фатиха) части расположены по убывающей. Для удобства запоминания и чтения Корана его делят на 30 разделов (ед.ч. джуз) и 60 полуразделов (ед.ч. хизб). К X в. были приняты как равно допустимые семь способов рецитации Корана (или чтения нараспев).
Коран написан «арабским чистым языком», который, как считает исламская традиция, не поддается переводу. Возможны лишь толкования текста, что породило обширную литературу коранических комментариев
(тафсир ал-Куран).
Многие места Книги — это слова Аллаха, сказанные Им от первого лица или переданные через посредников (среди них «дух» —
Рух,
ангел
Джибрил)
устами Мухаммада. Основные коранические темы — предостережение нерадивым, увещевания и предписания верным. Эмоционально приподнятые пассажи (особенно характерные для мекканского периода) обычно выражены рифмованной прозой (садж).
В IX в. победило учение о «неподражаемости Корана»
(ид-жаз ал-Куран),
о том, что он есть предвечное и несотворенное слово Божие. Сторонники сотворенности Корана и некоторых других рациональных приемов в мусульманском богословии, известные как мутазилиты
(ал-мутазила),
в ходе напряженной борьбы потерпели поражение.
224
Помимо Священного писания Ислам обладает и Священным преданием — примером, или
сунной,
Посланника Аллаха. Это собрание рассказов из жизни Мухаммада (вот почему выше были приведены основные вехи его биографии), дающие ключ ко всем вопросам частного человека и всего общества. Различаются поступки (фил) Пророка, его высказывания (каул) и молчаливое одобрение (такрир), с которым он встречал некоторые поступки и высказывания окружающих.
«Людьми сунны» называют себя приверженцы крупнейшей ветви Ислама —

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
136 суннизма. Поэтому иной раз можно встретить утверждение о том, что шииты отрицают
Священное предание и не признают сунны. Это не так. Сунна признается всеми тече- ниями Ислама как важнейший источник веры после Корана. Без знания сунны невозможно стать образованным мусульманином, ученым-богословом или факихом.
Рассказы, составляющие ее корпус, называются хадисами (ед.ч. хади). Каждый хадис со- стоит из самого рассказа (матн) и ссылки (иснад) на цепь его передатчиков. Различают хадисы с сильным иснадом, восходящие к ближайшему окружению Мухаммада, и хадисы со слабым иснадом, имеющим пропуски или приписываемые менее надежным источникам. У шиитов хадисы обычно называются ахбар — «известия» (ед.ч. хабар).
Догматико-ритуальной основой Ислама являются пять столпов веры (аркан ал-ислам):
1) исповедание веры (шахада), 2) молитва (салат), 3) пост (саум), 4) обязательная милостыня (закат), 5) паломничество (хаджж).
Первый из столпов — исповедание веры, дословно «свидетельство», или
шахада.
Его формула такова: Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха»). Здесь формулируются два основных догмата Ислама — исповедание единобожия
(таухид)
и признание пророческой миссии Мухаммада
(нубувва).
Аллах един. Самый страшный грех в глазах мусульман — это
ширк,
или придание
Богу соучастников, ведь Аллах не рожден и не рождал, у него нет сыновей или дочерей и не может быть сотоварищей. О Мухаммаде как высшем и конечном звене в цепи пророков и посланников Божиих уже говорилось.
Произнесение шахады обязательно для каждого мусульманина. С шахадой на устах идут в бой, поэтому погибший за веру называется
шахид.
Иноверец, произнесший ее при свидетелях
225
(если только он не произносит эту формулу в качестве грамматического или иного примера), становится мусульманином; причем отступничество от Ислама должно караться смертью.
Остальные столпы Ислама связаны с обрядовой стороной, играющей в этой религии важнейшую роль.
Второй столп веры — молитва (араб. —
салат,
перс. —
намаз).
Мухаммад назначил пять ежедневных обязательных молитв: на рассвете (2 раката), полуденная (4 раката), предвечерняя (4 раката), на закате (3 раката), с наступлением ночи (4 раката).
Ракат — это череда молитвенных поз, движений и словесных формул. После омовения
(вуду — малое омовение, гусл — большое) молящийся, не надевая обуви, встает на молитвенный коврик (саджжада), обращается лицом к Каабе (кибла), опускает руки вдоль туловища и изъявляет про себя или вслух намерение совершить молитву. Воздев руки до уровня ушей ладонями от себя, он возглашает
такбир,
т.е. слова «Аллах велик» (Аллаху акбар), затем, вложив левую руку в правую и прижав их к груди, произносит
Открывающую суру (Фатиха) и какую-нибудь из кратких сур Корана. После чего делает поясной поклон (руку): приседает так, чтобы ладони коснулись колен, и произносит хвалу Аллаху. Затем он снова встает и говорит: «Да внемлет Аллах тому, кто восхваляет
Его» (тасми); потом совершает два земных поклона (суджуд): опускается на колени, простирается ниц, касаясь коврика ладонями и носом, а затем садится на пятки (джалса), произнося такбир, и встает, взяв левую руку правой. Таково содержание одного раката.
Чтобы закончить молитву, верующий, сидя на пятках, произносит шахаду и, повернув голову к правому плечу, возглашает: «Мир вам и милосердие Аллаха!»
Есть также молитвы дополнительные, ночные бдения (тахаджжуд), добровольные молитвы и прямые обращения к Богу. Обязательные молитвы произносятся только по- арабски, добровольные обращения допустимы на любом языке. Перед молитвой звучат два призыва — азан и икама, возвещаемые муэдзином (правильней —
муаззин)
с минарета
(манара)
мечети. По-арабски мечеть называется
масджид:
тот же корень, что в словах «саджжада» и «суджуд». Азан произносят также на ухо новорожденному младенцу или больному, одержимому нечистой силой. Молиться можно в любом ритуально чистом месте (тахара). По пятницам (джума) следует коллективная молитва в мечети, но делами в этот день заниматься дозволено. Женщи-
226

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
137 нам подобает молиться отдельно. Чрезмерная аффектация (плач, смех), состояние опьянения, неподобающие звуки (кашель и т.д.) на молитве недопустимы.
Третий столп Ислама — пост
(саум)
в месяц
рамадан.
В течение всех 30 суток этого месяца взрослые мусульмане обязаны в светлое время суток воздерживаться от пищи и питья, вдыхания табачного дыма, употребления благовоний и духов, плотских отношений и т.д. С наступлением темноты, когда уже нельзя отличить белую нитку от черной, и до рассвета запреты снимаются. Однако и в это время надлежит предаваться благочестивым делам и мыслям. Освобожденные от поста из-за преходящих обстоятельств (дальнее путешествие, пребывание на чуж-бине,-война, плен, болезнь, ритуальная нечистота) должны позднее возместить пропущенные дни поста. Старые люди, дети, недееспособные и все те, кому пост может причинить физический вред, также освобождаются от него.
По истечению рамадана, с 1 шавваля начинается Праздник разговения
(ид ал-фитр),
или малый праздник. Он длится 3-4 дня: после общей молитвы устраивается богатая трапеза, раздается милостыня и подарки, посещают друзей и могилы предков. Кроме ежегодного месячного поста, рекомендуется поститься в дни испытаний (войн, эпидемий, солнечных затмений, стихийных бедствий). Допустим индивидуальный пост.
Четвертый столп веры — обзательная милостыня
(закат).
Это слово буквально означает «очищение», ибо уплата данного налога, взимаемого ради нуждающихся,
«очищает» богатство, делает его праведным. Закат выплачивался подоходно взрослыми дееспособными мусульманами, а немусульман обкладывали другим, подушным, налогом
(джизйа).
Обязательная милостыня бралась с посевов (десятина с урожая начиная с 975 кг., 1/40 по прошествии года), виноградников и финиковых пальм, скота (начиная с 5 верблюдов, 20 коров или 40 овец), золота и серебра (с 20 золотых динаров или 200 серебряных дирхамов и выше, причем женские украшения и драгоценная отделка оружия в расчет не брались). Пятина (хумс), которой облагали добычу драгоценных металлов и камней, продукты моря (жемчуг, амбра и проч.) и клады, также называлась закатом.
Иногда закат не отличали от
садаки
— термина, строго говоря обозначающего добровольные пожертвования. На благотворительные нужды мусульманин может также обратить свою безусловную
227
собственность, приносящую доход и нерасходуемую (обычно землю и другую недвижимость), учредив
вакф.
Пятый и последний столп Ислама — паломничество в Мекку
(хаджж),
которое хотя бы раз в жизни обязан совершить любой мусульманин, имеющий для этого физические и материальные возможности. Допускается послать вместо себя заместителя. Паломники прибывают в Мекку в 7 день лунного месяца зу-л-хиджжа и переходят в
ихрам
— особое состояние, необходимое для свершения малого (умра) и большого (хаджж) паломничества: они очищаются омовением, стригут волосы и ногти и надевают одеяние
(тоже ихрам), которое состоит из двух кусков простой белой ткани. Одним куском (изар) опоясывают бедра, другой (рида) набрасывают на плечо. У мужчин голова не покрыта, для женщин обязательно головное покрывало. «Лаббайка! — восклицают паломники —
Вот я пред Тобой, Господи!».
Облачившись в ихрам, как в саван, паломники на время умирают для земной жизни.
Им запрещено торговать, проливать кровь и вступать в плотские отношения, стричься, бриться, умащаться благовониями — все эти действия лишают паломничество силы.
Подготовившись телом и духом паломник ступает с правой ноги во двор Главной мечети
Мекки (ал-Масджид ал-Харам, которую он после всех церемоний покидает, ступая с левой). Через Врата Мира (Баб ас-Салам) он подходит к северо-восточному углу Каабы, куда вделан «черный камень» целует его или касается рукой, поднося затем ее к своим губам, и совершает
таваф.
Так называется семикратный обход Каабы по часовой стрелке: первые три круга бегом, остальные размеренным шагом. После молитвы паломник пьет воду из священного колодца Замзам и выполняет обряд
сай,
т.е. семь раз пробегает между холмами ас-Сафа и ал-Марва. Это делается в память о страданиях
Хаджар (библейская Агарь) и ее малолетнего сына Исмаила, погибавшего от жажды. В поисках воды мать семь раз пробежала между ас-Сафа и ал-Мерва, пока не обнаружила

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
138
Замзам. В этих местах отдыхали Адам и Хавва (Ева), а отец Исмаила Ибрахим поклонялся Богу.
Такова обрядность малого паломничества-умры. Если паломник не собирается объединять умру с хаджжем, он выходит из состояния ихрам, срезая у себя прядь волос.
Если же он решил объединить оба паломничества, то остается в ихраме. 7-го дня месяца зу-л-хиджжа паломники слушают проповедь и молятся
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   32


написать администратору сайта