Главная страница

История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт


Скачать 5.21 Mb.
НазваниеЛекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
АнкорИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете.pdf
Дата15.01.2018
Размер5.21 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе.pdf
ТипЛекции
#14073
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница27 из 32
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32
228
у Каабы. На следующий день идут через долины Мина и Муздалифа в долину Арафат и ночуют там. В полдень 9 зу-л-хиджжа начинается
вукуф,
или стояние у горы Арафат, продолжающееся до заката. Все это время паломники внимают проповедям и молятся.
Затем бегут в Муздалифу, где у ярко освещенной мечети читают вечернюю и ночную молитвы.
Утром 10 дня месяца зу-л-хиджжа начинается Великий праздник жертвоприношения
(ид ал-адха,
или Курбан, Курбан-Байрам), продолжающийся 3 или 4 дня. Паломники переходят в долину Мина, где швыряют семь камешков в крайний из трех столбов, олицетворяющий Дьявола-
Иблиса,
пытавшегося помешать Пророку Мухаммаду. Отсюда популярное в Исламе выражение «Шайтан, побитый камнями» (аш-шайтан ар-раджим). В долине Мина они приносят в жертву Богу верблюда, быка или овцу в память о жертвоприношении Ибрахима. Большая часть жертвенного мяса раздается «бедным».
Обрив голову или, по крайней мере, срезав прядь волос, паломники возвращаются назад в
Мекку для последнего обхода Каабы. С 11 до 13 зу-л-хаджжа паломники продолжают резать скот, навещают долину Мина, побивая шайтана камнями уже у всех трех столбов
(ед.ч. джамра). Многие посещают Медину, приходят на могилу Пророка, молятся в его мечети. Но и без того ритуал завершен, и паломник получает титул
хаджи
с правом ношения зеленой чалмы.
К пяти столпам веры прямо не относится, но непосредственно примыкает важная обязанность — называемая
джихад
— «усилие», или борьба (за веру). В эпоху мусульманских завоеваний (632-752 гг.) идеи джихада получили развитие.
Весь мир был разделен на три сферы:
— «область Ислама» (дар ал-Ислам), т.е. страны, исповедующие Ислам и находящиеся под властью мусульманских правителей и мусульманского права;
— «область мирного договора» (дар ас-сулх), т.е. области, подчинившиеся мусульманам путем договора (сулх), немусульманское население которых (ахл аз-зимма) находится под покровительством Ислама и платит за это подушную подать (джизйа).
— «область войны» (дар ал-харб), т.е. немусульманские страны, не имеющие мирного договора с мусульманами, а, следовательно, находящиеся с Исламом в состоянии вечной войны, где
229
отсутствие военных действий рассматривается как временное затишье.
Законники-факихи подразделяли джихад на несколько видов: «джихад сердца»
(борьба со своими собственными недостатками), «джихад языка» (разрешение одобряемого и запрет порицаемого) и «джихад меча» (вооруженная борьба с неверными, падшие в которой обретают вечное блаженство). Последний вид джихада называют также
«газават» (мн.ч. от газва — «набег») или «фатх» («завоевание», «победа»). В такой войне запрещается убивать женщин, детей, стариков и невооруженных священнослужителей любого вероисповедания. Воинам противника можно оказывать пощаду (аман) без каких- либо дальнейших обязательств (ср. с мирным договором сулх), население и движимая собственность вражеской страны могут быть получены победителем как добыча (ганима, фай).
Из прочих обрядовых установлений Ислама:
— обрезание
(хитан)
для мальчиков и в ряде мусульманских стран (Египет, Судан,
Йемен, Оман и др.) также для девочек;
— бракосочетание
(завадж)
супруг может иметь одновременно не более четырех жен, к которым обязан относиться одинаково справедливо и выделить каждой при заключении брака особое имущество — махр; причем процедура развода довольно проста для мужа
(талак) и для жены (фасх, хул);
— погребение
(дафн, джаназа)
в день смерти или на следующий день: труп

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
139 обмывают, завертывают в саван — кафан и в таком виде (обычно без гроба) кладут в могилу лицом к Мекке; читается особая молитва и суры из Корана; траур подобает со- блюдать без чрезмерных выражений горя;
— пищевые запреты (касаются вина, свинины, мяса хищных птиц, мертвечины, удавленины, крови и всякого животного, заколотого не во имя Аллаха, т.е. не по мусульманскому обычаю).
Эти и некоторые другие обрядовые установления Ислама и его моральные предписания преобладали и преобладают над догматикой вероучения, которая была предметом споров для сравнительно узкого круга мусульманских ученых и мыслителей.
Представление об исламском образе жизни формировалось учением о «правильном пути»
(шариат),
питаемом такими корнями, как Коран и сунна. Но конкретную социально- нормативную регламентацию общим положениям шариата дает
фикх
— мусульманское право в широком смысле слова.
230
Корни фикха (усул ал-фикх), кроме двух, названных выше применительно к шариату, это консенсус авторитетных лиц (иджма) и суждение по аналогии (кийас). Правильно применять указанные принципы могли только мусульманские ученые, имеющие право
иджтихада
(«усердия»), или муджтахиды. От них требовалось в совершенстве владеть арабским языком, знать Коран наизусть и толковать его, помнить тысячи хадисов и ком- ментарии к ним, разбираться в обстоятельствах сложения консенсуса или расхождения во взглядах, обладать способностями к интерпретации необходимых правовых материалов, к пониманию своей задачи и сути полученных выводов, а также хранить преданность
Исламу.
В ходе споров VIII-XI вв. между рационалистами («сторонники умозрения» —
асхаб
ар-рай)
и традиционалистами («сторонники предания» —
асхаб ал-хадис)
в Исламе сложилось несколько религиозно-правовых школ, или толков (ед.ч.
мазхаб).
Из них до наших дней сохранилось пять мазхабов. Назовем их в хронологическом порядке.
1. Ханафиты (старое написание — ханифиты;
ханафийа)
— последователи Абу Ханифы (699-763 гг.), уроженца г.Куфы, торговца и ученого.
1. Ханафиты (старое написание — ханифиты;
ханафийа)
— последователи Абу
Ханифы (699-763 гг.), уроженца г.Куфы, торговца и ученого. В этом мазхабе сунна признается независимым источником лишь после строгого отбора хадисов. Нежелатель- ные выводы, к которым порой приводит метод аналогии кий-ас, могут исправляться
«предпочтительным решением»
(истих-сан).
Как вспомогательный источник, привлекается обычное право
(урф),
что делает этот мазхаб относительно терпимым к локальным традициям. Распространен в Турции, на Балканах, на Кавказе (кроме
Азербайджана), в Поволжье; на большей части Средней Азии, в Афганистане, Индостане,
Индонезии. В Османской империи духовные судьи (ед.ч.
кади)
и шариатские советники
(ед.ч.
муфти)
могли принадлежать к любому из мазхабов, но судить и давать правовые заключения (ед.ч.
фатва)
должны были только по ханафитскому праву.
2. Маликиты
(маликийа)
— последователи Малика ибн Анаса (713-795 гг.), уроженца Медины,
2. Маликиты
(маликийа)
— последователи Малика ибн Анаса (713-795 гг.), уроженца
Медины, торговца и ученого. Малик рассматривал Коран и сунну как единый источник
(насс), подчеркивая в предании коллективный опыт ранней мединской общины. Для решения вопросов, не соотносимых с нассом и коллективным опытом, используется рационалистический прием
истислах,
или стремление к пользе, причем решение не должно
231
касаться религии, противоречить шариату и нассу, а польза от него должна быть очевидной, необходимой и существенной. Этот мазхаб распространен в Ливии, Тунисе,
Алжире, Марокко, Западной Африке, Кувейте, на Бахрейне, частично в Египте и Судане.
В Мусульмансой Испании был государственным.
3. Шафииты
(шафийа)
— последователи Мухаммада аш-Шафии (767-

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
140 820 гг.), выросшего в Мекке
3. Шафииты
(шафийа)
— последователи Мухаммада аш-Шафии (767-820 гг.), выросшего в Мекке среди знатных родственников своего отца-курайшита. Учился в
Медине у Малика ибн Анаса. Жил в Южной Аравии, Ираке, Египте. В своем учении объединил положения двух предшествующих мазхабов. Отвергая ханафитский принцип истихсана, аш-Шафии выдвинул метод установления связи с уже известным
(истисхаб):
любое правило действует до тех пор, пока не доказано, что ситуация изменилась.
Ориентация на общественную пользу дает возможность приверженцам шафиитского мазхаба опираться на прямую аналогию, здравый смысл и принятую практику без слож- ных логических построений ханафитов и постоянного обращения к опыту мединской общины, принятого у маликитов. Мазхаб дал блестящую плеяду факихов. Распространен в Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, у суннитов Йемена и Ирана, частично в Ираке,
Восточной Африке, Пакистане, Индии, Малайзии, Индонезии.
4. Ханбалиты
(ханабила).
Основателем мазхаба считается Ахмад ибн
Ханбал (780-855 гг.), уроженец Багдада,
4. Ханбалиты
(ханабила).
Основателем мазхаба считается Ахмад ибн Ханбал (780-855 гг.), уроженец Багдада, учившийся почти у всех видных факихов-традиционалистов своего времени, включая аш-Шафии. Выступая против сторонников рацио- налистического богословия
(калам),
нечестивых новшеств
(бида)
и особенно против идей мутазилитов
(мутазила),
ханбалиты стремились очистить Ислам через сунну, в которой видели комментарий
(тафсир)
к Корану. Ибн Ханбал отрицал буквалистическое или аллегорическое толкования священного предания, утверждая его восприятие через веру
(иман),
без вопроса «как»? (би-ла кайфа). Ханбалитские редакции хадисов, общих и част- ных основ веры и прав, а также истории мусульманской общины изложены ясно, доходчиво и обращены к самому широкому читателю. Сегодня ханбалитство бытует в
Саудовской Аравии, популярно среди мусульманских фундаменталистов во всех концах
Исламского мира.
Все четыре мазхаба — суннитские; они признают 4 корня фикха; считают, что с XI в.
«врата иджтихада закрыты», т.е. закон-
232
чена разработка основных принципов Ислама в догматике, обрядах, этике и общественных устоях. Несколько по-другому трактует эти вопросы пятый, джафаритский, мазхаб.
5. Джафариты
(джафарийа)
— последователи Джафара ас-Садика (ок.
700-765 гг.), шестого имама шиитов-имамитов (имамийа), уроженца
Медины,
5. Джафариты
(джафарийа)
— последователи Джафара ас-Садика (ок. 700-765 гг.), шестого имама шиитов-имамитов (имамийа), уроженца Медины, знатока религиозных наук. Мазхаб, окончательно сформировавшийся через много лет после смерти Джафара, выражает взгляды шиитских рационалистов-усулитов, установивших четыре корня права:
Коран, ахбар («предание»), иджма и акл («разум»). Джафариты видят в вере следствие доказательств, а не подражания
(таклид).
Ими сформулирован принцип «правления факиха» (перс. вилайат-и-факих), послуживший теоретическим обоснованием для власти айатоллы Хомейни в Исламской Республике Иран. Джафариты отвергают кийас, из хадисов признают только те, что восходят к семье Пророка (ахл ал-байт), и считают врата иджтихада открытыми, что позволяет им приспосабливать свою доктрину к требованиям времени. Сунниты признают джафиритский толк. С XVIII в. его приверженцам отведено место в ограде Каабы наряду с последователями прочих мазхабов. Джафиритский толк преобладает в Иране и принят в других областях, где проживают имамиты (Ирак, Ливан,
Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Иордания, Афганистан и т.д.).
Как и все шииты, имамиты убеждены, что имамат
(ал-имама)
есть верховный орган правления для мусульманской общины — божеское установление, объединяющее духовную и светскую власть в руках Алидов или потомков Али ибн Аби Талиба. Этим они отличались от хариджитов, защищавших выборный принцип власти, и суннитов, совместивших оба ее источника — божеский и выборный светский. Имамитов называют

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
141
«двунадесятниками»
(иснаашарийа),
т.к. они признают двенадцать законных имамов.
Последний из них «скрылся» в конце IX в., но обязательно вернется и принесет справедливость
(адл)
в сей мир. Вехой в истории для имамитов служит начало «большого сокрытия»
(гайба кабира,
940 г.), к моменту которого их доктрина уже в основном сложилась. Имамиты верят во внешний (захир) и внутренний (батин) аспекты божеского откровения, непогрешимость имамов и во владыку времени сего, скрытого
имама-махди,
чей приход как Мессии откроет истинный смысл Писания.
Еще дальше от основ первоначального Ислама отошли исмаилиты
(исмаилийа),
признававшие седьмым имамом Исмаила,
233
старшего сына Джафара ас-Садика. В Аравии исмаилиты прогремели под именем карматы
(карматийа),
в Северной Африке, Египте, Палестине, Сирии правила исмаилитская династия Фатимидов. От них откололась группа хакимитов, известная в наши дни как друзы
(друзийа)
Ливана и Сирии. В иранской крепости Аламут с XI по XIII в. существовало грозное исмаилитское государство ассасинов, которые после того, как их разгромили монголы, перебрались в Индию, где их общину сегодня возглавляет имам
Карим-шах Ага-хан IV. Не без помощи неоплатонизма и христианского гностицизма исмаилиты разработали развитую космогонию с цикличностью времени и последовательным творением миров путем эманаций-излияний
(файд).
Они соединили единобожие с множественностью духовных и материальных проявлений, а также приняли учение о переселении душ.
Если исмаилиты связаны с «крайними» шиитами
(гулат),
обожествлявшими Али и/или других персонажей, то зайдиты
(зайдийа)
могут быть названы наиболее умеренной ветвью шиизма. Они отрицают божескую природу имамата, настаивая лишь на том, что избранный имам (или сразу несколько имамов в разных концах Мусульманского мира) должен быть Алидом, «выступившим за справедливость с оружием в руках». Они не поддерживают также учение о скрытом имаме, благоразумном скрывании веры, антропоморфизме Аллаха
(ташбих)
и абсолютном предопределении. Вот почему взаимоотношения зайдизма и суннизма довольно терпимы. В наши дни больше половины жителей в северных районах Йемена исповедуют зайдизм, зайдитские общины существуют также в Саудовской Аравии, Пакистане и т.д.
Напряженные споры в первые века Ислама велись также о предопределении
(када ва
кадар).
Несмотря на то, что Ислам часто обвиняют в фатализме, идею безусловного предопределения защищало только одно течение — джабариты
(джабрийа),
считавшие, что из-за всесилия Господа человек не свободен в своих поступках. Им возражали кадариты
(кадарийа),
утверждавшие свободу воли человека и его ответственность за свои поступки. Компромиссную позицию занимали мурджииты
(мурджиа),
«откладывавшие» суждения о человеке до Судного дня и ставившие веру выше поступков. Используя идеи кадаритов и джабаритов, ал-Ашари (873-935 гг.) опирался на принцип «присвоения»
(касб),
согласно которому дей-
234
ствия человека творятся Аллахом, но присваиваются и выбираются человеком. По имени ученого была названа ашаритская
(ашарийа)
школа спекулятивной исламской дисциплины (калам), истолковывавшей положения веры с помощью разума, а не с помощью подражания — таклида. Ашариты отрицали естественность причинно- следственных связей, объясняя законы природы «обычаем» Аллаха, которые Он может в любой миг изменить, но не желает этого. Ими было также сформулировано правило допустимости: «все, что можно вообразить, допустимо также и для мысли». Приемы ашаритов распространялись преимущественно среди сторонников шафиитского мазхаба.
Двигаясь к философскому знанию через аллегорическое толкование (
тавил)
Корана,ашаритский калам постепенно сближался с
фалсафа
— перипатетической философией, приводившей свои умозаключения в соответствие с Исламом также с помо- щью аллегорий. Со стороны
мутакаллимов,
или приверженцев калама, к этому шли такие крупные мыслители, как аш-Шахрастани (1075-1153 гг.) и Фахрад-дин ар-Рази (1149-
1209 гг.). Философские идеи ал-Фараби (870-950 гг.) и Ибн Сины (980-1037 гг.) соединял с каламом Насир ад-дин ат-Туси (1201-1273/4 гг.).
Аллегорический подход сближал мусульманскую средневековую философию и с

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
142 суфизмом
(тасаввуф),
мистико-аскетическим течением в Исламе. Величайший Учитель суфизма Ибн Араби (1165-1240 гг.), которого называли также «Сын Платона», тщательно разработал суфийскую космогонию, учение о человеке как малом мире, Божием образе и причине творения, дополнил теорию стоянок (ед.ч.
мукам
) и состояний (едч.ч.
хал
), через которые должен пройти мистик на пути
(тарик)
к слиянию с Богом
(таухид).
Согласно
Ибн Араби, между трансцендентной и материальной областями Бога находится промежу- точный мир подобий (алам ал-мисал), куда может проникнуть лишь воображение суфия.
Еще раньше к суфизму сочувственно относился критик философов шафиит ал-Газали
(1058-1111 гг.), узаконивший в глазах многих факихов идеи суфиев. Широко распространял учение суфизма ханбалит из Багдада ал-Джилани (1077-1166) и многие другие выдающиеся мусульманские мыслители и поэты.
Суфизм изначально был ориентирован на человека, на его помыслы, намерения и восприятия. Он впитал шиитский эзотеризм,
235
аллегоризм, элементы оккультных знаний (алхимии, физиогномики, науки о символике букв и цифр). Знание передавалось от наставника (муршид, шайх, пир) ученику (мурид).
С XII в. стали формироваться суфийские братства-ордены (ед.ч.
тарика),
или тарикаты. Первые братства возникли в Багдаде: сухравардийа (в честь мистика ас-
Сухраварди, ум. в 1234-35 г.) и кадирийа (в честь упомянутого выше ал-Джилани, или ал-
Гилани). Эти братства распространились по всему Исламскому миру, включая Северный
Кавказ, где с XIV в. укоренилось также и братство накшбандийа (от бухарского шайха
Накшбанда, ум. в 1389 г.), практикующее «тихий
зикр»
(поминание Аллаха). В Магрибе и
Машрике мусульманские братства нередко возглавляли борьбу против неправедных правителей. Усвоив некоторые организационные приемы суфийских братств, современные мусульманские фундаменталисты активно выступают против их идеологии.
Но этот исторический период выходит за рамки нашего изложения, заканчивающегося падением Багдада в 1258 г., когда монголы убили последнего аббасидского халифа ал-
Мустасима, завернув его в ковер и лишив воздуха. Потом был стремительный взлет и долгое падение Османской империи, споры мусульманских модернистов и фундаменталистов, новый подъем Ислама, соединяющий теорию с делами. Сегодня му- сульмане — вторая по численности конфессиональная общность Земли. Каково бы ни было дальнейшее развитие этой веры, ее культурный язык сложился в ту эпоху, о которой шла речь в настоящем разделе.
Выше дано самое общее представление о культурном языке Ислама. Для дальнейшего
изучения необходимо усвоить и исламскую грамматику, т.е. традиционные сопряжения
понятий и идей. Расширять круг исламской лексики и углублять ее понимание. Читать и
обдумывать исламские тексты

Коран, хадисы, толкования, молитвы, духовные
труды, труды богословов, философов, законоведов. Учиться разговаривать с
носителями исламской традиции, понимать их и быть понятыми. Только на этом пути
можно открыть для себя все богатство исламской картины мира и вступить в
плодотворный диалог с мусульманской культурой.
Чрезвычайная актуальность такого диалога в наши дни очевидна. Как показывают
современные исследования, несмотря на множество течений в самом Исламе, среди
приверженцев этой религии сложилось и культивируется устойчивое представление о
принадлежности всех мусульман к единой общности людей, связанных не только
историей и традициями, но и общими интересами.
По некоторым оценкам, последователи Ислама составляют примерно пятую часть
населения Азии и почти половину населения Африканского континента. Мусульманские
общины существуют более чем в 120 странах мира, из которых около тридцати
признают ислам государственной (или официальной) религией. В этих условиях
религиозная общность имеет тенденцию к превращению в единение политического
характера, что делает Ислам внушительным фактором, влияющим на международные
отношения.
Знание культурного языка Ислама становится поэтому также важнейшим
основанием правильного понимания и сотрудничества с исламским сообществом.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


написать администратору сайта