История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
Скачать 5.21 Mb.
|
257 на наш взгляд, о глубоком кризисе, надломе феодального общества. Причем как раз в ту эпоху, когда феодализм достиг во всех отношениях законченных форм, в «золотую эпоху» феодализма. Последующая историческая эпоха — эпоха зарождения капиталистических отношений существенно изменила социальные функции и социальное значение культа дьявола и представлений о нем, задала новые тенденции, характеризующие его влияние на культуру. Религиозные культы, в силу того, видимо, что их предметом является абсолютное, отмечены способностью пережить исторические условия, их породившие. Таковы Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 158 истории великих религий: зороастризма, ислама, христианства и многих остальных. Они оказываются способными выполнять новые социальные функции, их облик часто меняется до неузнаваемости, существенно модифицируется содержание, но какая-то субстанциальная основа постоянно сохраняется в своем неизменном виде. Эту судьбу могут разделять и «отрицательные» культы. Культ дьявола, как целостный, достаточно устойчивый и значительный в жизни общества историко-культурный феномен, в своих основных исторических формах сложился в особых условиях зрелого средневековья в Европе. Он явился своеобразной реакцией, отразившей сложное и неповторимое переплетение обстоятельств культурной и общественной жизни той поры. Но раз сложившись, он имел уже в самом себе источники своего воспроизводства в последующих эпохах, движущие же силы его воспроизводства отражали уже новое содержание общественных отношений. Однако дальнейшая история этого культа была, на наш взгляд, историей постепенного вырождения, выхолащивания его религиозного содержания, распадения целостного феномена на ряд относительно самостоятельных явлений, характеризующих разные стороны бытия и сознания общества. В XV-XVI веке общие изменения в экономическом, политическом и духовном строе Европы, связанные с разложением прежнего феодального уклада и развитием капиталистических отношений, вызвали также изменения в отношении общества и демономании и к реальным или предполагавшимся сатанинским культам. Речь здесь идет не о целостной переориентации общественного сознания в отношении указанных явлений, но о смещении акцентов. Первое, что обращает на себя внимание — это резкая радикализация борьбы церкви против ведовства. Если в раннее и зрелое средневековье церковь осуждала ведовство прежде всего как суеверие, хотя и имевшее сатанинское происхождение, апеллировавшее к могуществу дьявола, но все же не являвшееся формой прямого религиозного служения ему, то к XV веку возникла новая «концепция» ведовства: ведьма не просто колдунья или знахарка, знающая секреты магии, она служанка сатаны, которая заключила с ним договор и вступила с ним в половые сношения, по его наущению губит людей и их имущество. Если в более ранний период речь шла об отдельных колдуньях, то преследователи ведьм в XV-XVII вв. обвиняли их в массовых сборищах и в организованном культе нечистой силы. Таким образом, 258 получалось, что у сатаны имеется как бы своя антицерковь, а ведьмы — ее прихожанки и служительницы. Перелом в отношении церкви к ведовству знаменовала собой булла папы Иннокентия VIII «Summus desiderants», обнародованная 5 декабря 1484 года. В ней окончательно отождествляется ведовство и ересь, утверждается, что всякое ведовство есть форма служения дьяволу. Булла предписывает инквизиции заняться истреблением всех чародеев, колдунов, ведьм и возводит в обязанность всех членов церковной иерархии преследовать колдунов. При этом описываются все возможные «козни дьявола». В булле упоминаются и знаменитые авторы «Молота ведьм» — Шпренгер и Инститорис. Ввиду исключительной важности этого документа для истории нашего предмета приведем буллу полностью: «Всеми силами души, как того требует папское попечение, стремимся мы, чтобы католическая вера в наше время всюду возрастала и процветала, а всякое еретическое нечестие искоренялось из среды верных. Не без мучительной боли недавно мы узнали, что в некоторых частях Германии, особенно в Майнцском, Кельнс- ком, Трирском, Зальцбургском и Бременском округах, очень многие лица обоего пола пренебрегли собственным спасением и, отвратившись от католической веры, впали в плотский грех с демонами инкубами и суккубами и своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как портят мужчин, женщин, домашних и других животных; что они препятствуют мужчинам производить, а женщинам зачинать детей и лишают мужей и жен способности исполнять свой супружеский долг; что сверх того они кощунственными устами отрекаются от самой Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 159 веры, полученной при святом крещении, и что они, по наущению врага рода человеческого, дерзают совершать и еще бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений, к погибели своих душ, к оскорблению божеского величия и к соблазну для много множества людей. И хотя возлюбленные сыны наши, Генрих Инститорис и Яков Шпренгер, члены ордена доминиканцев, профессора богословия, нашим апостольским посланием были назначены и до сего времени состоят инквизиторами, первый — в вышеназнванных частях Верхней Германии, обнимающих, как надо понимать, и провинции, и города, и земли, и епархии, и другие такого рода местности а второй — в некоторых областях вдоль Рейна; однако, некоторые клирики и миряне в этих странах, не в меру высоко ставя свое разумение, не стыдятся упорно утверждать, что так как в эти полномочных грамотах не были поименно и точно указаны эти епархии, города и местности, а также некоторые лица и их проступки, то поэтому вышепоименованным инквизиторам в вышеназванных провинциях, городах, епархиях, землях и местностях нельзя заниматься инквизицией и что их не должно допускать к наказанию, заключению в тюрьму и исправлению упомянутых лиц за вышесказанные злодейства и преступления. Благодаря сему в вышесказанных провинциях, городах, епархиях, землях и местностях, подобные провинности и преступления и остаются безнаказанными, к очевидной пагубе 259 их души и потере ими вечного спасения. Но мы устраним с пути все помехи, которые могут каким-либо образом препятствовать исполнению обязанностей инквизиторов; и дабы зараза еретического нечестия и других подобного рода преступлений не отравила своим ядом невинных людей, мы намерены, как того требует наш долг и как к тому побуждает нас ревность по вере, применить соответствующие средства. Посему, дабы названные местности не остались без должного обслуживания инквизицией, мы нашей апостольской властью постановляем: да не чинится никакой помехи названным инквизиторам при исполнении ими их обязанностей и да позволено будет им исправлять, задерживать и наказывать лиц, совершающих указанные преступления, как если бы в полномочных грамотах были точно и поименно названы округа, города, епархии, местности, лица и преступления. С великим попечением мы распространяем эти полномочия на названные местности и поручаем вышеназванным инквизиторам, чтобы они и каждый из них, при помощи нашего возлюбленного сына Иоанна Гремпера, магистра из Констанцской епархии, всякого из названных областей, кого найдут виновным в указанны преступлениях, исправляли, заключали под стражу и наказывали с лишением имущества, а также даем названным инквизиторам полную возможность во всех церквах, где они найдут то потребным, проповедовать слово божие и все иное совершать, что они найдут полезным и необходимым. Особым посланием мы повелеваем почтенному собрату нашему епископу Страстбургскому, дабы он, поскольку названным инквизиторам сие потребуется, торжественно заявлял, чтобы никто и ни в чем не чинил им какой-либо помехи и не наносил никакого вреда; тех же, кои будут чинить препятствия, какого бы положения эти лица ни были, он должен без всякого прекословия карать отлучением, запрещением в священнослужении, лишением таинств и другими еще более ужасными наказаниями, а если потребуется, то и привлекать к содействию против них руку светской власти. Никто не должен нарушать это наше послание или дерзно- венно поступать противно ему. Буде же кто-либо попытается это сделать, то пусть знает, что он навлечет на себя гнев всемогущего Бога и апостолов Петра и Павла. Дано в Риме, у св.Петра, от воплощения господа в 1484 г., нашего первосвященства I- м году, 5 декабря». 1 Послание, посвященное, на первый взгляд, частному вопросу — подтверждению и расширению полномочий германских инквизиторов, было на деле представлено христианскому обществу как предписание повсюду усилить борьбу с ведовством и чародейством. Именно данная булла послужила сигналом к организации широкого «наступления» на ведовство. В соответствие с требованиями буллы приводится светское законодательство. Император Священной Римской империи Карл V включил их в имперский кодекс, откуда они переносятся в региональные кодексы. Приведем в качестве примера две статьи из Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 160 кодекса Магдебургского права. Статья XIV: Если бы оказалось, что кто-либо учил чародейству другое лицо, или угрожал кому-либо колдовством, а потом приключилось 1 Щпернгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. Саранск. 1991. С.59-61. 260 бы действительно несчастье тому, против которого была произнесена угроза, равно если бы на кого-либо пало подозрение в чародействе, вследствие его слов, обычаев, внешнего вида и других обстоятельств, свойственных колдунам, то, в силу установившейся молвы такое лицо должно быть обвинено перед судом, и если признаки чародейства окажутся при нем, оно должно подвергнуться пытке». (Основания для обвинения в колдовстве могли быть, как видим, весьма произвольны). Статья XXII: Во время пытки чернокнижника и чародея, должно допрашивать обо всех обстоятельствах его преступления: какие он употреблял средства, каким образом и в какое время? Какие при этом произносил слова или совершал действия? Затем следует допросить, у кого он учился чародейству, или каким образом усвоил его приемы, сколько раз прибегал к нему, и какое бедствие и кому причинил?» В это время происходит и упорядочивание ведения процессов против ведьм в инквизиции. Искореняются те «приемы» их изобличения, которые носят на себе отпечаток языческой или народной религиозности. Прежде всего — так называемое «испытание водой», бывшее в средние века основным методом борьбы с ведьмами. Этот обычай сохранялся гораздо дольше там, где борьба с ведовством не приняла характер демономании. Так, в западных русских губерниях он применялся еще в XVIII веке. Описание этого обычая, сохраненное русским исследователем прошлого века В.Б.Антоновичем, позволяет составить представление об этом обряде. В 1709 году в Польше был большой неурожай. Некий дворянин Дружковский обвинил в колдовстве свою соседку дворянку Яворскую, которой прежде задолжал изрядную сумму денег. Яворскую решили обманом привести на берег реки и подвергнуть традиционному испытанию. «С общего совета устроили на берегу Збруча нужные приспособления, созвали в это место всех жителей села и пригласили Яворскую; когда она явилась, то крестьяне, по приказанию Дружковского, бросились на нее, раздели до нага, связали особенным образом, установленным для подобного рода испытаний (большой палец правой руки привязывали к большому пальцу левой ноги и тоже делалось накрест). Затем, между связанными членами продета была веревка, и Яворскую принялись на блоках опускать и подымать вверх. Так как при этом она тонула, то была признана невинною». Обычай «водного испытания», видимо, восходит к древнейшим представлениям об особой связи ведьм и водной стихии (ведьма может задержать менструацию, вызвать дождь, вспомним, что и для колдовства ведьмам часто бывает нужна жидкость). Видимо, к XV веку окончательно оформились и те процессы «демонизации» архаической магии, о которых мы говорили выше. Поскольку сказанное относится и к сознанию самих носителей магических традиций, которых и называли «ведьмами» и «колдунами», то вполне вероятно, что на этой почве более активно стал практиковаться культ дьвола. Косвенно на это указывает связь с языческими обрядами такого традиционного для европейского представления о культе дьявола ритуала как ведовский шабаш. Эта связь была «очевидна» еще в раннем средневековье для 261 христианских священников: «в пособии для исповедников большое внимание уделялось вере в способность некоторых женщин летать по ночам на шабаш и служить, как госпоже языческой, богине Диане». Возможно, имя известной античной богини употреблялось специально, чтобы тем самым резче оттенить противоположность христианству какого-нибудь местного языческого культа. Мы видим, что культ дьявола соответствует гораздо более низкой форме религиозности, чем культ Бога. Однако это не просто возрождение архаической формы религиозности — магии. Сознание о противоположности дьяволу Бога, воплощающего в себе высшие нравственные ценности, всю полноту истины, здесь удерживается. Сохраняются и внешние, хотя обезображенные кровавым пародированием, формы Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 161 культа, взращенные в лоне христианства. Здесь мы видим сознательный отказ от той нравственной истины, которую проповедовала церковь, хотя католические прелаты часто были весьма непоследовательны в исповедании этой истины. На эту непоследовательность, выражавшуюся прежде всего в лицемерии многих представителей клира, реакция была двоякого рода: со стороны таких проповедников как Ванини, Гус, Лютер, которые призывали исповедовать нравственные ценности христианства не только на словах; и со стороны тех, кто доводил лицемерие и аморализм до его последовательного выражения — поклонения дьяволу. В культе дьявола мы видим преломленное религиозным сознанием стремление той или иной социальной группы замкнуться в своей конечности, дать выражение своим претензиям на право маргинального существования или же противопоставить себя складывающейся целостности общества с его ценностями и всеобщими идеалами. С одной стороны, он практиковался в высших слоях европейского общества (особенно XVII-XVIII веках) и являлся следствием презрения представителей господствующего сословия ко всему остальному обществу. С другой, наблюдались факты культа дьявола среди низших общественных слоев, в особенности — среди крестьянства, в период ломки сначала патриархальных, а позже и сословно-феодальных отношений. Здесь, в первом случае, имело место становление культа дьявола как массового явления, «дьяволизация» традиционной магической культуры, во втором, — превращение культа дьявола (и прежде всего представлений общества о нем) в средство решения конкретных социальных проблем. И в том, и в другом случае шел процесс насильственного отрыва крестьянства от его исконных корней, процесс разрушения сложной структуры внутриобщинных связей. История культа дьявола показывает со всей убедительностью, что массовая религиозность не может развиваться на почве маргинальных групп. Религия является прежде всего определенной формой самосознания народа и требует широкого социального поля. В условиях, когда та или иная социальная группа отрывается от этого поля и более того — сознательно противопоставляет себя ему или же когда разрушается сама традиционная культура народа, может сохранить 262 действительное религиозное содержание лишь великая религия, ориентированная на выражение всеобщих интересов. Хотя, как мы можем это наблюдать в истории последних веков, вместе с разрушением средневековой народной культуры и отсечением связанных с нею архаических культурных пластов христианская религия также входит в полосу кризиса, выражающегося в общем упадке интереса к религиозной жизни, в массовом распространении иррелигиозности и индефферентизма, в росте богоборческих настроений. В свою очередь, однако, этот кризис в какой-то степени может стимулировать сохранение и даже распространение «отрицательных», демонических культов. Форма же религиозности, основное содержание которой составляет фиксация маргинального типа существования, просто обречена на вырождение. Оправдана, поэтому, оценка Л.Н.Митрохиным современных форм мистицизма, к которым он относит и культ дьявола: «Современный неомистицизм — это не исторически обусловленная форма становления культуры, а суррогат, создаваемый прежде всего из-за коммерческих соображений». Симптоматично, что и в «Энциклопедии ведовства и демонологии» современные культы дьявола возводятся к литературным исканиям, «декадентскому воодушевлению», культурному синкретизму XIX века, но не к исторической традиции, берущей свое начало в средневековье. Последняя, видимо, может теперь стать одним из возможных источников содержания новых культовых практик лишь наряду с восточным мистицизмом, сциентизированными суевериями и пр. В современной литературе указывается на существование большого числа сатанинских групп и «церквей»: в Манчестере расположен центр «Церкви Сатаны»; «Общество Асмодея» и сатанинская «Церковь последнего суда» имеют «приходы» во многих городах Западной Европы. По оценкам экспертов около 20 тысяч жителей ФРГ являются приверженцами различных церквей сатаны. Однако число приверженцев дьявола в США во много раз превосходит число Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 162 единоверцев в Европе, что совсем неудивительно на общем фоне массовой веры в дьявола. По данным опросов 1982 года, если во Франции на вопрос «Верите ли в дьявола?» положительно ответило 17% опрошенных, в Великобритании — 21%, в Германии — 25%, то в США — 70% (единственной страной Европы, превышающей США по данному показателю, является Греция — 67%, за ней следует Норвегия — 38%). Из числа 70% (по результатам других опросов — 60%) верующих в дьявола американцев 34% верят в дьявола как в реальное существо, оказывающее пагубное воздействие на людей; другие 36% верят в дьявола как в безликую силу, стоящую прежде всего за теми или иными поступками человека. Примечательно, что эти 70% верят в единого Сатану, тогда как в опросах 1978 г. 39% проявили себя как верующие во многих дьяволов или злых духов. 1 Идет своего рода процесс «монотеизации» веры в дьявола. 1 Lyons A. Satan wants you. The cult of Devil worship in America. New York. London. Tokyo. 1988. P. 13. |