Главная страница
Навигация по странице:

  • Книгоиздательская и книготорговля фирма Издательство «ЛАНЬ» предлагает

  • ЖДЕМ ВАС ПО АДРЕСАМ

  • История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт


    Скачать 5.21 Mb.
    НазваниеЛекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
    АнкорИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете.pdf
    Дата15.01.2018
    Размер5.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе.pdf
    ТипЛекции
    #14073
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница32 из 32
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32
    263
    Наблюдается устойчивая тенденция роста числа людей, верящих в существование дьявола. Так, по опросам Центра научных исследований полиции США (1974 г.), за десять лет процент верующих в дьявола возрос от 37% в 1964 г. до 48% в 1973 г.
    (Сравним это с 70% 1982 г.). Каков процент верующих в дьявола в девяностые годы можно только догадываться!
    В этих условиях растет и число обнаруживаемых сект дьяволопоклонников. Д-р
    Гордон Мелтон, научный сотрудник Института исследований американских религий
    (США), указывая на этот рост, отмечал, что значительное число сатанинских групп, состоящих в основном из подростков, руководимо в основном психопатологическими и/ или социопатологическими личностями.
    Очень часто эти сообщества оказываются замешанными в криминальной деятельности: от распространения наркотиков до изнасилований и убийств (вспомним нашумевшее в семидесятые годы дело «сатаны» Мэнсона — маньяка и садиста, создавшего группу дьяволопоклонников!).
    Наиболее значительной (наиболее нашумевшей) в настоящее время является церковь сатаны, основанная известным в США актером Антоном Лавеем. Несмотря на явно маскарадный, почти что опереточный характер ритуалов этой «церкви», видимо, можно предположить ее связь с теми сатанинскими «церквами» Америки, которые имеют давнюю традицию.
    Известно, что церковь сатаны имеет свои ритуалы и святилища, наполненные гностической и искаженной христианской символикой. Одно из наиболее крупных
    «святилищ» такого рода находилось в городе Чарльстоне (США). Русский исследователь
    М.А.Орлов приводит его подробное описание в своей книге «История сношений человека с дьяволом», увидевшей свет еще в 1904 году.
    Автору этих строк во время пребывания в Соединенных Штатах приходилось неоднократно слышать, что описанный в книге М.А. Орлова сатанистский храм продолжает существовать, как и те «святыни», которые составили его темную славу.
    Поэтому представляется уместным напомнить читателю соответствующие страницы из книги М.А.Орлова, в которой приводится описание чарльстонского храма.
    «Храм представляет собой громадный квадрат, вся середина которого занята круглым лабиринтом. Вокруг этого лабиринта идут опять-таки квадратом широкие коридоры, а в них открываются двери, ведущие в разные помещения. Правая сторона здания занята помещения- , ми обыкновенного, простого масонства, так называемого шотландского толка; левая же половина здания принадлежит демонопоклонникам-палладистам.
    Самая главная святыня храма находится в его задней части, противоположной главному входу. Здесь выстроен очень просторный зал правильной треугольной формы, с необычайно толстыми стенами. В святилище это, которое называется Святое Царство, ведет только одна дверь, вся железная и чрезвычайно массивная и прочная. Вот здесь-то, в заднем восточном углу этого треугольника, и поставлена главная
    264
    святыня демонопоклонников — та самая статуя Бафомета, которую по преданию вручил тамплиерам сам сатана. Доступ в это святилище постоянно охраняется особыми стражами, и входить туда могут лишь самые высшие чины верховного совета...

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    163
    Статуя Бафомета сделана чрезвычайно грубо и вообще носит следы несомненной глубокой древности, хотя трудно утверждать или оспаривать, что она явилась на сцену еще во времена тамплиеров, то есть в XI или XII столетиях. Особенно поражает козлиная голова статуи, которая сделана очень уродливо и блистает своим зверским выражением...
    Стены Святого Царства оставлены без всяких особых украшений и выкрашены сплошь в зеленую краску, до такой степени яркую, что посетитель, сразу вступая в святилище из полутемного предверия, на несколько мгновений бывает ослеплен этим ярким светом».
    Сатанисты, посещающие храм, уверяют, что в этом «святилище» им, якобы, является сам Люцифер. Вот как они представляют себе такое «явление».
    «Стены святилища вдруг начинают испускать яркий свет, из них, по словам очевидцев, начинается как бы «выпоть света». В то же время в святилище распространяется сильный жар, который присутствующими весьма ощутительно чувствуется, но отнюдь для них не мучителен. После того из самой глубины земли семь раз раздается глухой громовой раскат. В этот момент присутствующие обыкновенно опускаются на колени и прикладываются устами к полу. В этом время они ощущают на своих лицах страшно горячее дуновение, идущее снизу. И в то же время перед ними появляется сам сатана, обычно останавливающийся в трех шагах впереди статуи
    Бафомета.
    Во время этих явлений он принимает вид прекрасного собою, свежего и здорового мужчины в цвете лет. Иногда он является крылатый, иногда без крыльев. На его физиономии замечается только одна особенность: сильно изогнутые, точно сведенные судорогою брови. Как только Люцифер появляется, он сейчас же возлагает руки на присутствующих, которые в эту минуту чувствуют себя как бы охваченными каким-то таинственным огнем...
    Появление его продолжается разное время, но редко дольше 33 минут. Он говорит с присутствующими, и речь его всегда состоит из коротких и обрывистых фраз... Почти все свои слова он произносит совершенно спокойным голосом, кроме, однако же, тех случаев, когда ему случается заговорить о христианстве и его святынях, при этом он явно раздражается и даже сжимает кулаки, но обыкновенно быстро овладевает собою и немедленно начинает речь о чем-то другом.
    Исчезает он всегда мгновенно и, как иногда казалось тем, кто много раз присутствовал при его явлениях, исчезает он как бы помимо своей воли, словно его внезапно кто-то одергивает. Случалось даже, что он внезапно пропадал из глаз, не успев договорить фразу и даже на полуслове».
    Надо полагать, мы имеем здесь дело с умелой инсценировкой, однако, целый ряд традиционных черт, связанных с представлением о дьяволе, при этом отражен.
    265
    В числе других «святынь» Чарльстонского храма называется золотое кресло — трон
    Люцифера — и череп гроссмейстера ордена тамплиеров Якова Моле, знаменитого как чернокнижник и дьяволопоклонник. Во время сожжения гроссмейстера в 1314 году, якобы, удалось сохранить его голову, которая после этого хранилась в шотландской масонской ложе и оттуда попала в США.
    Примечательно и описание главного «святилища» храма, расположенного в упоминавшемся уже лабиринте: «Камера, в которой находится святилище, имеет квадратную форму, ее длина и ширина около 10-11 аршин. У задней стены поставлен роскошный алтарь и на нем статуя. Все это носит следы художественной работы и, по всей вероятности, стоило громадных денег.
    Центральная фигура алтаря не Бафомет, как в других сатанинских капищах, а сам
    Люцифер. Он представлен крылатым человеком, как бы спускающимся с неба на своих разверстых крыльях. В правой руке он держит факел, а в левой — рог изобилия, из которого сыплются на землю плоды и цветы. Статуя опирается на одну правую ногу, которою он попирает чудовище с тремя крокодильими головами; на двух из этих голов надеты короны: на одной королевская, как символ светской власти, на другой папская тиара, как символ духовной власти; третья крокодилья голова держит в пасти меч, символ военной тирании. Справа у ноги Люцифера сидит орел с распростертыми крыльями и

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    164 железной короной на голове. Идол Люцифера выделан из массивного золота. Его окружают серебряные облака, а сзади идет в виде треугольника колоннада из семи колонн, выделанных из драгоценного мрамора. Сзади над головою Люцифера виднеется светлый и блестящий_треугольник, помещенный на черном фоне и окруженный свер- кающими молниями. Внизу у пьедестала статуи поставлены три статуетки главных демонов, подчиненных Люциферу: Астарота, Вельзевула и Молоха каждого со своими эмблемами».
    Современное состояние культа дьявола, скорее всего, его следовало бы охарактеризовать как «пострелигиозный» феномен, который, свидетельствуя о кризисе традиционной религиозности, сохраняет в себе некоторые формы религиозной жизни, развитые в предшествующие эпохи, но абсолютно не содержит в себе религиозной пред- метности.
    Другой стороной этого же явления, свидетельствующего о том, что образ дьявола перестал быть религиозным элементом общественного сознания, оказывается окончательное завершение в наше время процесса секуляризации образа дьявола. Об этом свидетельствует, в частности, искусствовед К.Разлогов, проанализировавший данный феномен на материале современной западной кинематографии: «В ходе ис- торико-культурного развития вера в дьявола не раз претерпевала существенные изменения. От первобытных чертей, более комичных, нежели устрашающих, через ветхозаветных бесов как своеобразного воплощения старых идолов, противопоставленных единому богу иудеев, к догмату христианства о царстве сатаны как антипода Царства Божьего, дьяволе-антихристе, совершенствовалось и изменялось само
    266
    представление о силах зла. Но параллельно шел и другой процесс — процесс своеобразной секуляризации демонологии: дьявол как реальное существо уступал место мыслительной конструкции, проверяющей на прочность традиционные религиозные предрассудки. Интеллектуализация дьявола хорошо прослеживается в эволюции фаустовской тематики в мировой культуре — от народной легенды к Марло и Гете и затем к многочисленным нынешним вариантам, в том числе и кинематографическим».
    1
    В двадцатом веке дьявол прочно вошел в круг традиционных персонажей литературы, кинематографии, изобразительного искусства. К его образу обращались крупнейшие художники слова нашего столетия: Т.Манн, Ф.Гарсиа Лорка, Г.Гауптман, Г.Гессе,
    П.Валери, М.Горький, М.Булгаков и многие другие. В современную эпоху, отмеченную кризисом доверия к науке и политике, религии и вождям, словом — ко всему; когда творческие силы человечества ищут выхода из тех глубоких противоречий в которых оно, кажется, окончательно погрязло, искусство отличается повышенным интересом к вопросу о смысле жизни человека, причинах его бед, вопросу о добре и зле об отношении к другому человеку, к культуре в целом Многие из этих вопросов художественно преломляются в традиционном образе «врага рода человеческого». Гете гениально предвосхитил тематику искусства будущего, «адаптировав» под них исторический образ дьявола. Именно к его «Фаусту» восходят соответствующие мотивы современного искусства, с его обостренным вниманием к внутреннему миру человека, с его стремлением найти и начальные истоки добра и зла. В отношении Фауста и Мефистофеля эксплицируется внутренний раскол и надлом человека, который через мучительное постижение жизни во всех ее сложностях, через преступление и самоотверженность, пошлость и вдохновение, сомнение и целеустремленность стремится нащупать путь к собственному духовному единству, найти в самом себе выход из тупиков дуалистического сознания.
    Процесс секуляризации образа дьявола раскрывает еще один аспект этого феномена: влияние на сознание и поведение субъектов политической деятельности через формирование различных негативно окрашенных стереотипов, в первую очередь —
    «образа врага».
    Подобные действия не только ориентированы на очень низкий уровень политической культуры, но еще и в значительной степени стимулируют включение в политические процесс иррационального начала человеческой психики, отбивая способность к самостоятельному мышлению, культивируя фанатизм и нетерпимость. Подобного рода

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    165 апелляция к архаическим структурам массового сознания крайне опасны, способны во многом подорвать развитие процессов демократизации и гуманизации общества и должны быть отвергнуты всяким мыслящим политиком.
    История показала, что внедрение в сознание дуалистических принципов общемировоззренческого характера, а затем перенесение их на
    1
    Разлогов К. Боги и дьяволы в зеркале экрана. М. 1982. С.141.
    267
    явления реальной политической и культурной жизни, которые имеют заведомо многоплановый, неоднозначный характер, с неизбежностью несет за собой кровь, разрушение культуры, деградацию сознания — как раз те последствия, к которым должен был бы стремиться дьявол, если б вдруг смогли материализоваться представления тех, кто заявляет себя его противником или приверженцем.
    Сказанное вовсе не означает, что сам культ дьявола — лишь плод фантазии или невинная игра падкого на экзотику обывателя. История показала, что за ним — многовековая традиция, что поддерживают его влиятельные и богатые организации, что дуализм являющийся его мировоззренческой базой легко воспроизводится современным сознанием. Культ дьявола калечит не только души тех, кто принимает в нем непосредственное участие. Его антигуманная направленность способна причинить немало страданий всему обществу. Как правило, культ дьявола не проявляется для не- посвященных как откровенное дьяволопоклонничество. Он может принимать любые обличия (вспомним: дьявол — Прометей!), но если появляются откровенно сатанинские секты, то это уже — опасный симптом. Печальный опыт Европы переломной эпохи XII-
    XIII веков показывает, сколь легко могут распространяться метастазы служения злу. Этот опыт должен быть поучителен для нас, живущих в другую, но тоже переломную эпоху.
    Мы рассмотрели основные типы развития историко-культурного феномена культа дьявола. Этот культ, имевший свои генетические предпосылки в дохристианских верованиях, которые усиливались по мере формирования систем дуалистического характера, получил свое окончательное выражение прежде всего как антитеза христианского вероучения. Он стал своеобразной реакцией на тот духовный миропорядок, который несла с собой христианская вера.
    Культурное значение этого феномена и общественных представлений о нем, его социальные функции изменялись вместе со сменой исторических эпох.
    В наше время культ дьявола перестал быть действительной формой религиозности.
    Но от этого он не стал менее опасным. Скорее даже напротив: потеряв коренные связи с историческими традициями народа, культ дьявола стал формой фиксации растущего духовного опустошения современного человека. То, что ему свойственна сугубо отрицательная, нигилистическая направленность, делает этот культ особо опасным явлением, потенциально способным углубить и сделать необратимым тот духовный кризис, в который зашло современное человечество. Помочь человеку выйти из этого кризиса, обрести истинный смысл духовной жизни, нельзя без того, чтобы не найти адекватных методов противостояния распространению сатанинских культов в любых формах.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    166
    Оглавление
    Предисловие.....................................................................3
    РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА...........................6
    Индуизм............................................................................9
    Буддизм..........................................................................20
    Даосизм..........................................................................31
    Конфуцианство..............................................................40
    ИСТОРИЯ ИУДЕЙСКОГО МОНОТЕИЗМА...............52
    Учение (Тора).................................................................57
    Пророки (Небиим).........................................................65
    Писания (Кетубим).......................................................103
    ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ............112
    Римская церковь в период становления христианства...........................................115
    Римская церковь в V-XI вв..........................................118
    Римско-католическая церковь до Реформации..........................................................123
    Реформация...................................................................135
    Католицизм после Реформации...................................147
    ПРАВОСЛАВИЕ...........................................................154
    Феномен ортодоксии в христианстве.
    Понятие православия...................................................157
    Священное Писание (Библия) в православии: состав и переводы...........................164
    Священное Писание и особенности богословской мысли в православии.......................171
    Культовая практика православия...............................189
    Организация и церковное устройство современного православия.......................................200
    ИСЛАМ...................................................................................212
    Приложение: Христианство и культ дьявола....................................240
    269
    Сканирование и форматирование:
    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || yanko_slava@yahoo.com
    || http://yanko.lib.ru
    || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html
    || Номера страниц - update
    09.05.06
    В издательстве « ЛАНЬ» выходят в свет следующие книги:
    Кривошеее Ю. В.
    «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ»
    Колесников A.C., Корнеев М.Я., Марков Б. В. Романова И.К., Сидоров И.Н., Соколов
    Б.Г.
    «ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ:
    КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД» выполненную по гранту РГНФ коллективом преподавателей философского факультета
    Санкт-Петербургского государственного университета
    Книгоиздательская и книготорговля фирма
    Издательство «ЛАНЬ»
    предлагает
    Книги нашего издательства
    Обмен, в т.ч. междугородний, и закупку книг других издательств и книготорговых организаций
    Приглашаем к сотрудничеству авторов и издательства для совместного выпуска книг
    Формирование контейнеров в любую точку страны
    Ответственное хранение по договорным ценам
    Экспедирование и перевозка книжной продукции Москва — Петербург,

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    167
    Петербург — Москва
    Гибкая система скидок
    ЖДЕМ ВАС ПО АДРЕСАМ:
    РФ, Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 1
    Тел./факс (812) 567-54-93 , 265-00-88, 233-88-27
    Филиал в Москве
    РФ, Москва, ул. Ташкентская 34 к. 3 Тел. (095) 377-66-74
    ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
    ЛЕКЦИИ, ПРОЧИТАННЫЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
    Генеральный директор А.Л. Кноп
    Директор издательства О. В. Смирнова
    Художественный редактор СЛ. Шапиро
    Корректор A.M. Гроссман
    Оригинал-макет Д.А. Потрекий
    ЛР 065466 от 21.10.97 г.
    Подписано в печать 05.03.98.
    Бумага типографская. Формат 84X108 1/32.
    Гарнитура Таймс. Печать высокая.
    Печ. л. 8,5. Тирах 10 000 экз.
    Заказ № 1344.
    Издательство «ЛАНЬ». 193029, Санкт-Петербург, пр. Елизарова, 1.
    Отпечатано с фотоформ в ГПП «Печатный Двор»
    Государственного комитета РФ по печати. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
    Сканирование и форматирование:
    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || yanko_slava@yahoo.com
    || http://yanko.lib.ru
    || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html
    || Номера страниц - update
    09.05.06
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


    написать администратору сайта