История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
Скачать 5.21 Mb.
|
Антиохийская православная церковь Антиохийская православная церковь также большинством паствы имеет христиан арабского происхождения. Приходы этой церкви расположены на земле Сирии и ряда других ближневосточных стран. Ее прошлое содержит немало значительных событий: в древней сирийской столице Антиохии звучала проповедь апостола Павла и ученики Иисуса впервые были прозваны христианами; здесь родился и получил образование Иоанн Златоуст; в начале VI века церковь постиг монофизитский раскол (движение сирояковитов), а в VII веке обособляются монофелиты (община маронитов). Затем начались, и продолжаются по сей день, сложные взаимоотношения с исламским миром, заметно ограничившим области влияния патриархата. Иерусалимская православная церковь Соседняя — Иерусалимская православная церковь объединяет приверженцев восточной ортодоксии из числа христиан, проживающих в Израиле. Особое положение ей придает почетная миссия хранителя величайших святынь всего христианства на земле Палестины. В юрисдикции этой церкви на правах автономии находится Синайская православная архиепископия. Пятое место в официальном списке православия занимает самая крупная из автокефалий — Русская церковь. 202 Разделяя греко-византийскую вероучительную традицию русское православие, в то же время, почти полтысячелетия неуклонно продвигалось по пути все большей независимости от любых зарубежных церковных центров. Процессом, определившим характер и темпы этого движения, стало развитие отечественной государственности: обратной стороной освобождения русской церкви от вмешательства «второго Рима» была назначенная ей роль поддержки и обоснования державных устремлений российских правителей. Хотя контроль за выдвижением предстоятелей до середины XV века принадлежал Константинополю (исключение — киевские митрополиты Иларион в 1051 г. и Климент Смолятнч в 1147 г.), сами церковные структуры в огромной мере были подвластны местному княжескому управлению. Важным фактором воздействия на духовенство являлись имущественные отношения. Обычным для церкви домонгольского периода были, например, регулярное получение десятины от сбора в княжескую казну и земельные пожалования из того же источника. Во времена монгольского господства церковь в целом адаптировалась к сложившейся ситуации и даже получила ряд привилегий. Монголы установили неприкосновенность церковных владений и освободили их от уплаты дани; в 1261 г. столица Золотой Орды стала местом учреждения Сарайской православной епископии. Будучи органической частью русского народа, церковь вместе с ним пережила и состояние национального подъема, активно поддержав нараставшую борьбу с игом и укрепление московского государства в XIV — XV веках. Тогда же ей удалось окончательно избавиться от византийской «опеки». Осудив Константинополь и верных ему иерархов за уклонение от православия (Флорентийскую унию с католической церковью для защиты от турок в 1439 г.), собор русских епископов самостоятельно выдвинул кандидатуру на место московского митрополита. С поставлением этого должностного лица (Иона, 1448 г.) церковь достигла фактической автокефалии. Через полтора столетия Москва добилась от восточных патриархов признания каноничности первого, избранного в 1589 г., Патриарха Московского и всея Руси Иова, что придало автокефалии юридический статус. На протяжении XIV — XVII веков русское православие все более вовлекалось в зависимость от государства. Покровительство последнего было решающим как для «материальных» интересов церкви так и в преодолении оппозиционных ей движений 203 (стригольничества, новгородско-московской ереси, нестяжательства и других). За этот период в церковной среде подвергаются пересмотру претензии на «симфонию» Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 123 с государством и постепенно изживается несбыточный для Руси идеал возвышения «священства» над «царством». Старообрядческий раскол в русском православии, вызванный неприятием сторонниками прежнего прочтения ортодоксальной традиции церковных реформ 1653 — 1656 гг., лишь ускорил этот процесс. Противники новых порядков рассматривались прежде всего как враги самодержавной власти, настой чиво добивавшейся полного преобладания над церковью. В петровскую эпоху церковь окончательно становится частью государственного аппарата. Упраздняется патриаршество и уч-реждается(в 1721 г.) Святейший Синод — бюрократический орган управления церковным ведомством. При Екатерине II происхо- дит широкая секуляризация — слияние церковных владений с государственными и утрата клиром многих имущественных прав; духовенство переводится на казенное жалование, а число действовавших монастырей сокращается с 954 до 385. Весь имперский период отечественной истории возглавление церкви было законодательно закреплено за монархом, С падением монархии Временное правительство санкционирует созыв Поместного собора, который восстанавливает патриаршество. Революция, гражданская война и события советской истории принесли церкви немало тяжелых испытаний; разрушение храмов, репрессии, крайнее ограничение всех видов деятельности, жесткий надзор властей. Тем не менее, исторический опыт взаимоотношений с государством позволил русской православной церкви сохранить устойчивое место среди других социальных институтов, А в современной России она вновь занимает доминирующее положение в существующем спектре религиозных организаций. Основным звеном церковной жизни, где совершаются богослужение, исполнение треб, катехизация и т.д., выступает приход. Территориально объединенные приходы составляют благочинные округа, в свою очередь сводимые в епархии и экзархаты. Руководители епархий подчинены Патриарху Московскому и всея Руси, при котором функционирует Синод РПЦ (группа представителей высшего духовенства и несколько административных подразделений — отделов, комитетов, управлений). 204 Высшим органом РПЦ является Поместный собор, созываемый для решения канонических (вероучительных, культовых) и кадровых вопросов, имеющих общецерковное значение. По конкретным аспектам церковной жизни созывается Архиерейский собор, состоящий из всех правящих епископов РПЦ. В настоящее время, кроме собственно российских приходов, в составе РПЦ пребывает целый ряд православных объединений стран зарубежной Европы, Центральной и Южной Америки. В Северной Америке и на Ближнем Востоке имеются подворья и представительства Московского патриархата. С 1970 г. в юрисдикцию РПЦ входит Японская автономная православная церковь, в 1993 г. подтверждена автономия православной церкви в Эстонии, с 1994 г. установлена каноническая связь РПЦ с самостоя тельными Латвийской и Молдавской православными церквями. Серьезной проблемой для русского православия являются отношения с приходами на Украине, В советский период эти приходы составляли Украинский экзархат РПЦ. Наряду с ними, как религиозная «оппозиция», действовали общины так называемой Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ сложилась в 1919 — 1921 гг.; «чрезвычайный» собор 1930 г. вынужден был заявить об ее самороспуске; при оккупации в годы войны возобновила деятельность; затем центр УАПЦ перемещается на Запад, объединяя своих сторонников на родине с эмигрантскими украинскими православными общинами). В 1991 г. Московский патриархат образует из верных ему приходов автономную Украинскую православную церковь. Остальные заявляют о своей незави- симости от РПЦ и объединяются в самостоятельную Украинскую православную церковь — Киевский патриархат (1992 г.). Тогда же получают официальное признание и общины УАПЦ. Наконец, вдобавок к трем православным церквям, происходит быстрое воз- рождение приходов униатской (греко-католической) церкви. Другая болевая точка — отношение к Русской Зарубежной Церкви («Русская православная церковь за границей»). Основанная в 1921 г. представителями российской Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 124 эмиграции, эта церковь вышла из связи с РПЦ и поныне находится в противостояний Московскому патриархату, обвиняя последний в догматических отступлениях и повредивших православию политических компромиссах. Своеобразным филиалом РЗЦ в Российской Федерации стали отошедшие в ее юрисдикцию приходы так называемой «свободной российской православной церкви». 205 Грузинская православная церковь Шестой по диптиху упоминается Грузинская православная церковь. Она возникла в IV веке и довольно скоро, с согласия Константинополя, получила статус автокефальной (487 г.). Церкви довелось разделить все превратности исторической судьбы грузинского государства: турецкие и персидские нашествия, междоусобицы, утрату независимости. Был период (IX — XVIII века), когда на возглавление Грузинской церкви одновременно претендовали несколько самостоятельных католикосов-патриархов. Вступление страны в состав России (1783 г.) изменило строй церковной организации. Приходы перешли в ведение российского Синода, звание католикоса упразднялось и был образован (в 1811 г.) Грузинский экзархат во главе с архиепископом. После февраля 1917 г. следует разрыв с РПЦ, восстанавливается автокефалия и избирается католикос. В 1927 г. грузинским иерархам приходится выступить с заявлением о лояльности к советской власти. А в 1943 г. Синод РПЦ признает автокефалию Грузинской церкви. Сербская православная церковь Далее в перечне располагается Сербская православная церковь (образована в конце IX века, с 1219 г. автокефальна, в 1316 г. учреждается патриаршество; в период турецкого господства — митрополия в подчинении Константинополю). Государственная не- зависимость Сербии принесла церкви вновь самовозглавление (1879 г.) и восстановление патриаршества (1920 г.). В XX веке к Сербской церкви присоединяются православные епархии Черногорской и автономной Македонской церквей. Македонская, однако, в 1967 г. разрывает каноническое единство с Сербской церковью и заявляет о своей самостоятельности. Румынская православная церковь Румынская православная церковь также долгое время, по воле турецких властей, подчинялась Константинополю. Автокефалию она провозгласила только в 1865 г., а признание этого акта последовало еще через двадцать лет. В первой трети XX столетия учреждается патриаршество. Приходы Румынской церкви действуют в некоторых государствах Европы, Северной и Южной Америки, в Израиле. С 1972 г. в ее состав, на правах автономной епископии, вошла Французская православная церковь. Болгарская православная церковь Болгарская православная церковь в своей истории знала периоды автономии (охридская архиепископия, 870 г.), автокефалии (919 г.) патриаршества (в X и ХII—XIV веках). Но имели место и серьезные притеснения, как со стороны противников болгарской национальной государственности (Турция, греки-фанариоты), так и от Константинопольских иерархов. Последние отличались особой неуступчи- 206 востью: если Турция все-таки признала восстановление автокефалии болгарского экзархата (1872 г.), то Константинополь резко обвинил эту церковь в схизме. Примирение наступило только в 1945 г., а в 1953 г. Болгарская церковь возобновила патриаршество. Кипрская православная церковь Стоящая следом Кипрская православная церковь истоками восходит к общине, основанной еще в 47 г. апостолом Варнавой. После длительного периода попеременной принадлежности Кипрской архиепископии то Риму, то Константинополю, Вселенский собор 431 г. признал ее самостоятельность. С тех пор, несмотря на череду арабского, католического, турецкого и британского вмешательств, Кипрской церкви удалось Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 125 сохранить свой уклад, традиции и статус автокефалии. Элладской православной церкви Судьба Элладской православной церкви длительное время зависела от столкновения интересов западной и восточной ветвей христианства, а также от коллизий противостояния исламской экспансии в греческих землях. Борьба за независимость в XIX веке позволила Греции добиться автокефалии поместной церкви (1833 г.). Но понадобилось еще некоторое время, чтобы Турция политически, а Константинопольский патриархат канонически признали этот акт (1850 г.). Из последующей истории необходимо упомянуть, что официальное отделение греческой церкви от государства произошло только в 1975 г. Албанская православная церковь От христианских общин, возникших в Ш веке на восточном побережье Адриатики, ведет начало Албанская православная церковь. С IX века она пребывала в юрисдикции Болгарской церкви, а со второй половины XVIII века подчинялась Константинопольской. Автокефалию поместная церковь Албании получила в 1922 г. Польская православная церковь Польская православная церковь в своем становлении прошла через трудное противостояние римско-католическому влиянию: само христианство было принято Польшей по «латинскому обряду» (966 г.), а в 1387 г. католицизм объявляется государ- ственной религией. Православие культивировалось, главным образом, среди белорусской и украинской частей населения. В 1596 г. возникает компромиссная форма сосуществования конфессий — уния. Признавая примат римского папы и ряд догматических особенностей католицизма (учение о чистилище, «филиокве»), униатские общины сохранили право- славный тип обрядности и богослужение на родном языке. Вхождение восточной Польши в Российскую империю оживило деятельность православных приходов; была образована 207 Холмско-Варшавская епархия. В 1918 г. православная церковь в Польше объявляет себя автономной и вскоре (в 1921 г.) провозглашает автокефалию. Русская, Сербская и Болгарская церкви не признают каноничности этого акта, после чего Польская право- славная церковь вступает в конкордат с Ватиканом и соглашается на господствующую роль католицизма в Польше. После второй мировой войны польская митрополия отказывается от самочинной автокефалии и получает право на этот статус уже в соответствии с принятым в православии порядком, от Русской православной церкви, в 1948 г. Принято считать, что начальный этап истории Чехословацкой православной церкви в IX веке был связан с проповедью знаменитых «солунских братьев». Однако натиск Рима оказался намного результативнее активности последователей Кирилла и Мефодия. Православие было вытеснено на периферию религиозной жизни; сохранилась лишь Мукачевская епархия в Карпатах, но Ужгородская уния 1649 г. «поглотила» и эти прихо- ды. В начале 1920-х годов православные общины Чехословакии числились в юрисдикции Сербской церкви. Только после 1945 г., с помощью РПЦ, был образован экзархат архиепископа (позднее — митрополита) Пражского и всей Чехословакии. Автокефалию эта церковь обрела в 1951 г. Православная церковь в Америке Наиболее молодой из официальных автокефалий является Православная церковь в Америке. Уже со второй половины XVIII века на Аляске действовали православные миссионеры. В 1840 г. Русская церковь учреждает Камчатско-Курильскую и Алеутскую епархию. Последующее появление православных общин в разных районах Соединенных Штатов — результат миссионерства и притока эмигрантов во второй половине XIX — начале XX века. Новые приходы реорганизуются в Северо-Американскую епархию. В Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 126 1924 г. она прекращает связь с Русская Православная Церковь и объявляет о своей автономии. Десять лет спустя, значительная группа приходов вновь признает юрисдикцию Русская Православная Церковь. В послевоенный период рост этих общин продолжался и достиг примерно четвертой части всех американцев православного исповедания (около 1 млн. человек). Это послужило одним из оснований для Московского патриархата решить вопрос о даровании православной церкви в Америке автокефалии (1970 г.). 208 Динамика политических и мировоззренческих изменений за последние десятилетия поставила поместные церкви перед необходимостью большей согласованности мнений и действий в достижении единства православного сообщества. Актуальной задачей стала подготовка к созыву Всеправославнрго Собора — собрания глав и представителей всех автокефалий для обсуждения вопросов внутрицерковной жизни, отношения к иным религиозным исповеданиям, участия в экуменическом движении, причастности к решению глобальных проблем современности. С этой целью регулярно проводятся предсоборные всеправославные совещания, на которых разрабатывается программа Собора, определяется тематика дискуссий и документов, изучается готовность поместных церквей участвовать в его работе. Завершая лекционную тему следует заметить, что стремление православия в любых обстоятельствах сохранять "неповрежденность" вероисповедания во многом объясняет как торжественные, так и трагические страницы в его исторической судьбе. Твердость в вере всегда была нравственным стержнем, позволявшим православным людям выдерживать выпадавшие на их долю испытания. В то же время, оборотной стороной ортодоксальной позиции нередко становились амбициозность церковных ин- ститутов и отдельных иерархов, претензии на роль "последней инстанции " в делах не только веры, но и всей жизни. И то, и другое, однако, свидетельствует о том, что православие — это не застывшая монументальная конструкция, а самосознание и самочувствование людей ищущих, теряющих и обретающих смысл своего бытия в пространстве истории и культуры. |