Главная страница
Навигация по странице:

  • Оглавление .................................................................................................................166

  • Предисловие

  • РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА

  • Индуизм Брахма

  • Будда Шакьямуни

  • Религиозные доктрины индуизма.

  • Социальная доктрина индуизма.

  • История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт


    Скачать 5.21 Mb.
    НазваниеЛекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
    АнкорИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете.pdf
    Дата15.01.2018
    Размер5.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе.pdf
    ТипЛекции
    #14073
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница2 из 32
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
    Приложение. Христианство и культ дьявола......................................................145
    Архангел Михаил, сражающийся с драконом ............................................................. 145

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    5
    Фауст и Мефистофель ................................................................................................... 145
    Оглавление .................................................................................................................166

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    6
    Предисловие
    Выпуск учебного пособия вызван прежде всего сложившейся к настоящему времени ситуацией в сфере преподавания и изучения религиоведческих дисциплин.
    1. При всей тривиальности тезиса об образовательном значении религиоведческих знаний в программах светских учебных заведений актуальность его далеко не утрачена.
    Волна массового интереса к религиозной тематике во всех ее видах, всколыхнувшаяся на рубеже 1980-х — 1990-х годов, размыла искусственно устроенное русло тенденциозного научно-атеистического информирования «о религии и церкви».
    Но то, что пришло на смену идеологически выверенным «Основам научного атеизма», вряд ли в полной мере может считаться удовлетворительным. Светское образование оказалось перед непростой проблемой освоения чрезвычайно разнообразного и до той поры незнакомого ему религиоведческого материала. Не менее существенным стал и поиск адекватных этому материалу способов интерпретации и преподавания.
    На книжный рынок, а значит, и в учебные аудитории пришла масса изданий, знакомящих со взглядами и рассуждениями на непривычные нынешнему читателю темы.
    Одновременно возникла и первая сложность: понять входящие в круг современной образованности тексты отечественных и зарубежных исследователей и представителей религиозной мысли без корректного разъясняющего комментария оказалось затруднительно.
    С другой стороны, в потоке выходящей литературы (особенно популяризаторской, знакомящей с важнейшими идеями
    3
    и событиями) внушителен объем изданий крайне субъективного толка. Это могут быть работы современных конфессиональных авторов, явно преследующих цель утвердить достоинства и приоритет только той вероисповедной традиции, к которой они сами принадлежат. Это могут быть и «труды» самодеятельных энтузиастов, освоивших несколько новых для себя понятий и решивших на этом основании, что их собственные открытия (чаще всего довольно банальные) несут другим людям свет утаивавшейся до этого истины.
    Наконец, печальной данностью можно считать заметный разрыв между появляющимися время от времени серьезными исследованиями конфессиональных и светских авторов и уровнем выходящих учебников по религиоведению. Главное назначение учебника - выразить в концентрированном и доступном усвоению виде современное религиоведческое знание, пока еще нигде в полной мере не реализовано.
    Крайне необходимой в этой ситуации становится вспомогательная учебная литература
    (словари, справочники, курсы лекций и т.п.). В то же время при обилии вышедших за последние годы книг по истории религии собственно учебных изданий, отвечающих требованиям светского образования, явно недостаточно.
    2. Круг вопросов, освоение которых необходимо при изучении религиоведческих дисциплин, можно условно разделить на два взаимосвязанных блока.
    Первый — общетеоретические вопросы, отражающие мировоззренческие и методологические подходы к предмету (понимание сущности религии и ее определение; выяснение содержания и специфики религиозного сознания; анализ детерминант религиозных верований; установление места и роли религии в системе культуры; характеристика ее взаимосвязи
    с
    философией, наукой, моралью, искусством, политикой, правом и т.д.).
    Переложение данной тематики в учебный материал требует установить оптимальное соотношение объективности предмета изучения с неизбежным субъективизмом интерпретаций. В этом плане известные ранее и новоизданные отечественные учебники по религиоведению трудно назвать безусловно удачными в их теоретической части. Решение указанной проблемы (и создание на подобной основе специального пособия) остается задачей будущих разработок.
    4
    Второй блок охватывает конкретные вопросы истории религиозных учений (включая теологические и религиозно-философские концепции), а также описание вполне определенных культовых и организационных параметров различных вероисповедных систем.
    В этом измерении религиоведческий материал лучше поддается адаптации к учебным целям.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    7
    Возникает, однако, сложность с отбором: слишком велик массив фактической информации по каждой из конфессий.
    3. Исходя из сказанного, было решено остановиться на несколько упрощенном, но практически оправданном способе последовательного изложения и содержательной координации написанных для пособия лекционных текстов.
    Оставляя создание общетеоретического раздела в качестве первоочередной перспективной цели, авторы сосредоточили усилия на конкретных историко-религиоведческих темах. Это не означает отсутствия какой-либо концептуальной связанности между лекциями, объединенными в цикл рамками данного пособия. Напротив, при имеющихся различиях в построении материала и тональности повествования общим для всех авторов стал подход к религии и ее конфессиональным формам как к закономерным, достойным уважения и изучения явлениям культурно-исторического процесса, хранящим огромный опыт духовных исканий человечества.
    Главное внимание при этом было уделено фактологии, передаче устоявшихся в религиоведении представлений о вероисповедных доктринах и культах, описанию некоторых важных вех истории отдельных религиозных сообществ и, наконец, подбору краткой библиографии, знакомящей с полезными в учебном отношении изданиями последних лет.
    Научный редактор учебного пособия — д.ф.н. А.Н.Типсина. Лекцию «Религиозные учения
    Востока» написал д.ф.н. Е.А.Торчинов, лекцию «История иудейского монотеизма» — к.ф.н.
    И.А.Тульпе, лекцию «История западного христианства и его особенности» — к.ф.н.
    А.Л.Буряковский, лекцию «Православие» — к.ф.н. М.Ю.Смирнов, лекцию «Ислам» — д- ист.н. М.А.Родионов. Авторский коллектив благодарит за участие и помощь в работе над пособием к.ф.н. Ю.А.Сандулова, составившего текст Приложения («Христианство и культ дьявола»).
    5

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    8
    РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА
    Настоящий раздел посвящен религиозным учениям Востока. Под словом "Восток"
    обычно понимаются три историко-культурных региона: арабо-мусульманский,
    индийский (индостанский субконтинент) и дальневосточный (Китай, Корея, Япония).
    Поскольку в данном курсе лекций ислам рассматривается особо, здесь дается материал
    по религиям Индии и Дальнего Востока (преимущественно

    Китая, культура которого
    легла в основу традиций духовной культуры других стран этого региона). Это индуизм
    (национальная религия Индии и некоторых прилегающих к ней территорий, например,
    острова Бали в Индонезии); мировая религия буддизм (возникшая в Индии, но к XIII в.
    вытесненная со своей родины); а также конфуцианство и даосизм.
    В разделе содержится материал по истории названных религий, их доктринам,
    религиозной философии, основным школам и направлениям. В основу раздела легли
    лекции,
    читающиеся
    на
    философском
    факультете
    Санкт-Петербургского
    государственного университета и спецкурсах "Индо-буддийская культура и религия" и
    "Религии Дальнего Востока".
    При подготовке данных лекций использовались как оригинальные тексты на
    восточных языках, так и многочисленные научные труды отечественных и зарубежных
    востоковедов и религиоведов.
    Материалы раздела рассчитаны на знакомство учащихся с основами религиозных
    учений Востока и со спецификой религиозности народов Индии, Китая и других стран
    Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Все специфические понятия и термины да-
    ются как в оригинале (в русской графике), так и в переводе (или же доступно
    интерпретируются). Внутри лекций для удобства изучения выделены отдельные
    тематические блоки. Рекомендуемая литература по соответствующим темам
    помещена в общем списке в конце лекции.
    Вначале рассматривается индуизм, затем буддизм, возникший как альтернатива
    индуистско-брахманской традиции и на ее основе, затем анализируются религии Китая
    - конфуцианство как официальная этико-политическая доктрина и даосизм как наци-
    ональная китайская религия.
    7

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    9
    Индуизм
    Брахма

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    10
    Будда Шакьямуни
    Индуизм является национальной религией, которую и сейчас исповедует большая часть населения Индии, а также (наряду с буддизмом) Непала. Есть традиционные последователи этой религии и в других странах например, на острове Бали в Индонезии.
    Индуизм теснейшим образом связан со всеми аспектами традиционной индийской культуры, а также с традиционной социальной организацией индийского общества и ее институтами. Из древнего индуизма (брахманизма) выделились и другие религии Индии
    — джайнизм и буддизм, причем последний со временем превратился в самую раннюю по происхождению мировую религию. В рамках индуистской традиции были разработаны оригинальные и глубокие религиозно-философские системы, внесшие свой вклад в развитие философской мысли человечества. Наконец, некоторые направления модернизированного индуизма с начала XX века стали проникать в страны Запада (а в последнее время — и в Россию), играя существенную роль в формировании нетрадиционных религий в странах Европы и Америки. Все это свидетельствует о важности понимания сущности вероучения и культовой практики индуизма, знания со- держания его священных текстов и религиозно-философских идей.
    9
    Индуизм не может быть понят без обращения к его основным религиозным доктринам. Прежде всего, это доктрины атмана (душа, «я»), кармы и сансары, мокши, или нирваны (освобождение).

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    11
    Религиозные доктрины индуизма.
    Религиозные доктрины индуизма.
    Под «атманом» в индийской религиозно- философской традиции понимается основа психической жизни, чистый субъект («я»), который ни при каких обстоятельствах не может быть объектом. Так, тело — не атман, поскольку можно сказать: «мое тело». Мышление тоже не атман, ибо можно сказать:
    «мои мысли», «я мыслю». Атман, как говорится в одном тексте, это не то,
    что
    мысль мыслит, а тот,
    кто
    мысль мыслит; не то,
    что
    ухо слышит, а тот,
    кто
    ухом слышит и т.д.
    Другими словами, атман — абсолютный и субстанциальный субъект.
    Индуизм утверждает изначальное единство атмана и абсолюта, мирового духа
    (Брахмана). Буддизм же, напротив, отрицает существование атмана, заменяя учение о единой простой душе концепцией личности как упорядоченной совокупности групп элементов личности (дхарм).
    Карма (дословно — «дело», «действие») - акт, деяние в самом широком смысле слова
    (телесное, словесное, мысленное), а также результат этого действия. Любой акт, совершенный человеком, неизбежно приносит свой результат, так или иначе оп- ределяющий данную или последующие его жизни: в соответствии со своей кармой, то есть совокупностью поступков, человек, согласно религиям Индии, может родиться в следующей жизни не только человеком, но и любым живым существом. Доктрина кармы поэтому тесно связана с идеей сансары (круговращение), то есть мира постоянно чередующихся и взаимообусловленных последовательных смертей-рождений, их «ко- леса». Положение живого существа в сансаре в каждой из его жизней обусловливается его кармой. Сансарическое существование по сути своей является страданием.
    Мокша (нирвана) — освобождение из круговорота сансары, выход за пределы чередования смертей и рождений, обретение совершенства.
    В индуизме освобождение как правило понимается как достижение единства или даже тождества атмана и Брахмана, индивидуального и мирового духа. В буддизме это прекращение деятельности охваченного страстями-аффектами сознания, его успокоение.
    10
    Огромную роль в религиозной практике индуизма, целью которой было освобождение из сансары, играла йога, то есть набор психофизических упражнений для достижения особых состояний сознания, рассматривавшихся традиций как совершенные или просветленные (расширение сознания, переживание единения с Богом или абсолютом и т.п.).
    Социальная доктрина индуизма.
    Социальная доктрина индуизма.
    Индуизм санкционировал и освятил своим авторитетом древнеиндийское деление общества на сословия (варны): сословие жрецов и священнослужителей (брахманов), воинов и правителей (кшатриев), купцов и ремес- ленников (вайшьев) и земледельцев (шудр), ограничив, а затем и категорически запретив переход из одного сословия в другое и межсословные браки. Три первые сословия считались привилегированными и их члены назывались «дваждырожденными», поскольку, получая посвящение, они как бы обретали второе, духовное рождение, чего были лишены шудры. Шудры также не допускались к изучению священных книг индуизма — Вед и, следовательно, исключались из числа людей, которые могут достичь религиозной цели индуизма — освобождения.
    В древней Индии для представителей высшего, брахманского, сословия была разработана система этапов или ступеней жизненного пути (система варнашрама): каждый брахман должен был пройти четыре таких этапа, то есть период ученичества, период домохозяина, когда брахман как глава семьи прежде всего заботился о ее преуспеянии, период лесного уединения для молитв и размышлений и период отшельничества (саньясы), когда брахман стремился к высшему познанию и обретению освобождения. Позднее, под влиянием монашеской идеологии буддизма, освобождение было противопоставлено всем прочим ценностям как ценность абсолютная — относи- тельным, что сделало возможным принятие обетов отшельника в любом возрасте.
    В средние века система сословий была дополнена системой каст (джати), то есть общественного деления по профессиональному признаку при этом профессия родителей

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    12
    наследовалась детьми. Чрезвычайно сложная и жесткая система каст способствовала постепенной стагнации индийского общества и его культуры. В настоящее время конституция Индии запрещает дискриминацию людей по кастовому или сословному признаку, но тем не менее на практике система каст остается живой
    11
    и функционирующей, даже оживляясь в последнее время в результате деятельности индуистских фундаменталистов.
    Священные тексты индуизма.
    Священные тексты индуизма.
    Священные тексты индуизма делятся на две большие группы: тексты откровения (шрути) и тексты предания (смрити).
    Слово «шрути» означает «услышанное». В соответствии с индуистскими представлениями, откровение было получено древними мудрецами (риши), которые своим чутким неземным слухом уловили некие божественные вибрации (шабда), поняли их и стали носителями высшего знания или ведения. Поэтому тексты откровения носят также название «Веды» (от слов «знать», «ведать»). Тексты Вед многослойны и создавались в разные исторические эпохи. Древнейший слой Вед называется самхитами.
    Их четыре: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда напевов), Дцжурведа (Веда жертвенных формул) и Атхарваведа (Веда атхарванов, жрецов огня, содержащая различные магические и заклинательные тексты). Из этих четырех самхит древнейшей и наиболее важной является Ригведа, созданная индоариями в конце II-го тыс. до н.э.;
    Ригведа содержит гимны и песнопения, посвященные различным богам древнейшего индоарийского пантеона. Напротив, Атхарваведа считается позднейшей из самхит. В ней, по мнению ряда ученых, нашли отражение религиозные представления аборигенов
    Индии — дравидов.
    Следующим слоем ведической литературы являются брахманы, то есть тексты, созданные для жрецов-брахманов и подробно разбирающие технику совершения жертвоприношений, а также излагающие мифы, объясняющие те или иные ритуалы.
    За брахманами следуют араньяки (дословно: лесные). Араньяки предназначались для анахоретов, удалившихся в леса на третьей ступени своего жизненного пути. Араньяки содержат наставления о совершении «внутренней жертвы» размышлением и созерцанием. Заметное место в них занимают элементы религиозно-философских рассуждений.
    Завершают ведический корпус упанишады (от слов «сидеть и внимать наставлениям учителей»), наиболее сокровенный и глубокомысленный раздел Вед, содержащий изложение основ всей религиозно-философской мысли индуизма. Поэтому упанишады можно считать философской частью Вед. Называют также упанишады «ведантой», что означает «завершение» или «конец Вед». Позднее то же название получила религиозно- фи-
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


    написать администратору сайта