Главная страница
Навигация по странице:

  • ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

  • Римская церковь в период становления христианства Древний символ христианства Св. апостол Петр

  • Римская церковь в V-XI вв. Папа Григорий Великий

  • История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт


    Скачать 5.21 Mb.
    НазваниеЛекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
    АнкорИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете.pdf
    Дата15.01.2018
    Размер5.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе.pdf
    ТипЛекции
    #14073
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница14 из 32
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   32
    ЛИТЕРАТУРА
    1.
    Аверинцев С.С.
    Иудаистическая мифология // Мифы народов мира:
    Энциклопедия. В 2 т. 2-е изд. М., 1991. Т.1.
    2.
    Амусин И.М.
    Проблемы социальной структуры обществ древнего Ближнего
    Востока (I тыс. до н.э.) по библейским источникам. М. 1993.
    3.
    Беленький М.С.
    Иудаизм. 2-е изд. М. 1974.
    4.
    Беленький М.С.
    О мифологии и философии Библии. М. 1977.
    5.
    Вейнберг И.П.
    Предэллинизм на Востоке. Сирия, Финикия и Палестина в первой половине I тыс. до н.э. // История древнего мира. В 3 т. / Под ред. И.М
    .Дьяконова, В.Д.Нероновой, И.С.Свенцицкой, М. 1989. Т.2.
    6.
    Вейнберг И.П.
    Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М. 1986.
    7.
    Вук Г.
    Это Б-г мой. Иерусалим. 1993.
    8.
    Гече
    Г. Библейские истории. 2-е изд. М. 1990.
    9.
    Даймонт М.
    Евреи, Бог и история. Иерусалим. 1989.
    10.
    Мень А.В.
    Ветхозаветные пророки ( Библейские пророки от Амоса до
    Реставрации VII-IV вв. до н.э.) М. 1991.
    11.
    Никольский И.М.
    Политеизм и монотеизм s еврейской религии. // Ни-

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    70
    кольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М. 1974.
    12.
    Ранович А.Б.
    Очерк истории древнееврейской религии. М. 1937.
    13.
    Рижский М.М.
    Библейские пророки и библейские пророчества. М. 1987.
    14.
    Тантлевский И.Р.
    История и идеология Кумранской общины. СПб. 1994.
    15.
    Урбах Э.
    Мудрецы Талмуда. Иерусаим. 1989.
    16.
    Учение.
    Пятикнижие Моисеево. Пер. и коммент. И.Ш.Шифмана. М. 1993.
    17.
    Фрэзер Дж.
    Фольклор в Ветхом Завете. М. 1985.
    18.
    Шифман И.Ш.
    Ветхий Завет и его мир. М. 1987.
    19.
    Шульц С.Дж.
    Ветхий Завет говорит ... - М., 1992.
    20.
    Яна Л
    ., раввин. Сущность иудаизма. М. 1993
    111

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    71
    ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО ХРИСТИАНСТВА И ЕГО
    ОСОБЕННОСТИ
    История христианства условно может быть разделена на три периода. Первый

    период становления христианства. Тогда были выработаны более или менее
    общепринятые для христиан догматика и правила внутрицерковной жизни.
    Христианство превратилось в государственную религию Римской империи и
    окончательно
    восторжествовало
    над
    старыми
    культами.
    Установились
    относительные церковное единство и целостность. Во втором периоде, начавшемся
    после распада империи на западную и восточную части (395 г.), церковь, оставаясь воп-
    реки сложившимся обстоятельствам единой, стремилась к уточнению и детализации
    вероучения, культа, церковного права, к определению своего места в изменившемся мире.
    Одновременно накапливались различия и противоречия внутри церкви, обусловленные
    преимущественно особенностями исторического развития различных регионов бывшей
    империи. Нередко возникавшие внутри церкви противоречия приводили к временным и
    даже окончательным расколам. Завершился этот период разделением ее на западную и
    восточную церкви, одинаково претендующие на универсализм (1054г.). Третий период

    период раздельного существования двух вселенских церквей, характеризующийся как их
    острой конкуренцией, так и продолжающимися расколами внутри той и другой.
    В свою очередь история западного христианства может быть разделена на два
    этапа. На первом

    это единая организация во главе с римскими папами. На втором

    значительная часть западных христиан обратилась к протестантизму, порвав
    зависимость от Рима и от церковной традиции вообще. Между этими периодами
    лежит целая эпоха, продолжительностью в полтора примерно столетия (1517

    1648
    гг.)

    эпоха Реформации.
    Но независимо от всех перемен обстоятельств римская церковь всегда имела
    некоторые особенности, предопределившие и ее судьбу, и судьбу христианства в целом.
    Главной такой особенностью является наличие очень рано появившейся претензии на
    административное главенство над всей христианской церковью. Не менее важным
    отличием является глубокая вовлеченность этой церкви во все время ее существования в
    текущие социально-экономические и политические отношения, готовность гибко и
    всесторонне реагировать на перемены. Оно наложило неизгладимую печать на всю
    историю западного христианства, на весь его облик.
    113

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    72
    Римская церковь в период становления христианства
    Древний символ христианства
    Св. апостол Петр
    Мысль о том, что существует только одна христианская церковь зародилась среди христиан очень рано — вероятно уже к концу I века. Она, в частности, косвенно сформулирована в послании апостола Павла эфесянам, где обосновывается единственный глава церкви — Христос. Но у Павла речь идет скорее не о реальном, а о мистическом единстве христиан — о единстве во Христе. Игнатий Антиохийский (ум. в 107 г.), как ка- жется, первым употребил слово «католическая» (вселенская — пер. с греческого) применительно к церкви в «техническом» смысле. Он стремился таким образом

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    73
    обозначить различие между всей церковью и местными общинами. Впоследствии это слово стали использовать и для противопоставления общепризнанных христианских взглядов мнениям отдельных христиан и общин, расходящимся с общепринятыми представлениями.
    Практически же реализовать идеал единства церкви оказалось намного сложней, чем провозгласить его. Свободная ассоциация немногочисленных полулегальных общин, раз- бросанных на огромном пространстве, при отсутствии четкости в вероучении и в обрядовых правилах — вот чем в действительности была церковь в те времена. Редкое и нерегулярное общение руководителей и членов различных групп
    115
    христиан скорее позволяло говорить о некоем духовном, идеальном единстве церкви, чем о реальном, организационном. Да и духовное единство, символически выражавшееся в совместном принятии причастия членами разных общин, часто нарушалось спорами и взаимными обвинениями в неправоверии. Часто у противников дело доходило и до отказа от совместного причащения, до прекращения вообще всяких контактов.
    Только постепенно, с ростом числа общин, с интенсификацией связей между ними стали выдвигаться более или менее общепризнанные авторитетные местные церкви и их лидеры. Они не имели, да и не могли иметь в условиях враждебного отношения государства к христианству, никаких административных преимуществ в сравнении с другими церквями. Обычно их достоинство теоретически обосновывалось древностью и близостью к апостольской традиции. Фактически же оно часто бывало предопределено географическими, политическими, экономическими и другими подобными обстоятельствами, делавшими тот или иной населенный пункт (и местную общину христиан) естественным центром общения многих локальных церквей. Так возвысились
    Антиохийская, Александрийская и некоторые другие церкви. Важнейшим подобным центром общения церквей уже во II веке стал Рим — столица империи, крупнейший и бо- гатейший город всего средиземноморского мира. Соответственно, и значение римской церкви оказалось выше чем любой другой: она была богаче, многочисленнее любой другой, она поддерживала общение с большинством признанных церквей и установить с ней контакт — означало установить его со всеми этими церквями. Так возникли предпосылки для притязаний римских епископов на исключительное положение среди других иерархов церкви.
    Во II веке главенство римских первосвященников было безоговорочно признано епископами центральной Италии. Около 160 г. в Рим, как представитель церквей Малой
    Азии счел нужным прибыть епископ Смирнский для согласования дат празднования
    Пасхи (соглашение однако не состоялось). В следующем веке влияние Рима распространилось в Африке. Уже через год после легализации христианства императором
    Константином епископы Рима получили в качестве резиденции Латеранский дворец (314 г.). В 325 г. по инициативе Константи-
    116
    на был созван первый вселенский собор. Лично руководя его работой, этот император, считавший себя «светским епископом», добился как формальной унификации церковного учения, так и организационного единства христиан. Помимо всего прочего собор признал и первенство римских епископов в церкви. В 347 г. поместный Сардикийский собор предоставил римскому первосвященнику право принимать жалобы от всех без исключения церквей и производить по ним расследования. Второй вселенский собор (381 г.) закрепил за римским епископом почетное первое место в списке иерархов. В начале V в. папа Иннокентий I не без оснований уверенно заявлял, что римская церковь является главой всех церквей по праву преемственности от апостола Петра, который, согласно преданию, был ее первым епископом. Сам же Петр, как это следует из Евангелия от
    Матфея, получил старшинство в церкви непосредственно от Иисуса (Матф.16:18-19).

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    74
    Римская церковь в V-XI вв.
    Папа Григорий Великий
    После выработки первыми вселенскими соборами Символа Веры и распада Римской империи на западную и восточную части Римские епископы оказались в условиях, весьма благоприятных для роста их авторитета внутри церкви. Оставаясь, в сравнении с восточными епископами, независимыми от слабой на Западе светской власти, они решительнее могли выступать как ревнители истиной веры в борьбе с целым рядом ересей, распространявшихся на Востоке. В том числе и с ересями, инспирированными некоторыми византийскими императорами в политических целях.
    Особенно возросла непримиримость Рима после IV Вселенского собора 451 г. в
    Халкидоне. Решение собора о придании главе Константинопольской патриархии функций аппеляционной инстанции для всех восточных патриархий (Александрийской,
    Антиохийской и Иерусалимской), уравнение собором фактических прав патриархов новой столицы с правами Римских епископов, хотя и с признанием почетного первенства последних, вызвали недовольство на Западе, где вообще сомневались в законности существования Константинопольского патриархата. Римская церковь вступила в борьбу за свое право первенства. Одним из методов этой борьбы и стала забота о чистоте веры.
    118
    Решительное осуждение вселенскими соборами, при деятельном участии пап, арианства, несторианства, монофизитства, монофелитства, иконоборчества формально было нацелено на укрепление вероисповедного единства. Но объективно оно способ- ствовало отпадению от официальной византийской церкви значительного числа верующих и образованию независимых несторианской и целого ряда монофизитских церквей. Это существенно ослабило восточную церковь и одновременно способствовало повышению авторитета Римской церкви в христианском мире.
    С падением Западной Римской империи (476 г.) папство получило новые возможности для расширения своей административной власти как внутри руководимой им церкви, так и вне ее. Оно естественным образом превратилось в главного представителя христианского населения бывших римских территорий, занятых теперь варварскими

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    75
    племенами. Все другие имперские учреждения, за исключением церковных, были разрушены, и папы, находясь в формальном подчинении у византийских императоров, явились как бы их законными представителями и в Риме, и в Италии, и в пределах бывших римских владений вообще.
    С этого времени в римской церкви начали формироваться представления, согласно которым духовная власть естественным образом влечет за собой и светскую, а церковь, как имеющая власть непосредственно от бога, одна только может вручать ее светским правителям. Так стали в Риме понимать известную мысль о том, что «нет властей не от
    Бога». Впоследствии были сфабрикованы и «документальные подтверждения» прав пап на имперское наследство. В VIII в. появилась грамота, согласно которой император
    Константин якобы передал папам власть над всей западной половиной Римской империи.
    В IX в. — Лжеисидоровы декреталии, в которых проводилась идея об абсолютной независимости церкви от всякой мирской власти.
    Папа Иоанн VIII (872-882 гг.), основываясь на этих документах, провозгласил право церкви не только короновать (или не короновать) светских властителей, но и лишать их корон.
    1 1
    Теоретическое основание этой позиции нетрудно усмотреть в творчестве одного из самых авторитетных в западной церкви авторов — бп.Августина (354 — 430) — современника взятия и разграбления Рима варварами. Он решительно утверждал, что всякое государство, если оно не служит церкви, является просто ничтожной шайкой грабителей и обречено на гибель.
    119
    Папская власть настолько утвердилась непосредственно после развала Западной
    Римской империи, что папы уже в 484 г. решились на противодействие планам византийского императора и на открытый раскол с восточными церквями. Этот раскол последовал после попытки византийской церкви примириться с монофизитами и продолжался до 519 г.
    Однако время для устойчивого политического господства на Западе Римской церкви еще не наступило. Не наступило оно и для окончательного церковного раскола.
    Византийская империя была еще достаточно сильна для проведения активной политики во всем Средиземноморье. С другой стороны — папство нуждалось в ее помощи для борьбы против многочисленных варварских государств, которые не только не считались с правами пап на римские владения, но и угрожали «вечному» городу. Нужна была опора на авторитет империи и для обеспечения положения пап в самом Риме. Могущественные кланы знати бесцеремонно вмешивались в церковные дела, стремясь поставить папство под свой контроль. В целом в Италии и в Риме господствовала анархия, которой Римские епископы не многое что могли противопоставить. Население бедствовало.
    Косвенно об этом говорит и тот факт, что именно на рубеже V и VI вв. начинает формироваться на Западе монашеское движение. Его основателем считается Бенедикт
    Нурсийский (480 — 512 гг.), составивший устав, ставший образцом для большинства западных монастырей уже к концу VI в. При папе Григории Великом (590 — 604 гг.), много сделавшим для внутреннего обустройства церкви, этот устав был окончательно утвержден. К IX в. он был принят в Ирландии, Италии, Франции, Германии. Устав
    Бенедикта предполагал совместное проживание монашествующих, объединенных как стремлением к совершенной вере, так и хозяйственными интересами. Абсолютное по- слушание пожизненно избираемому аббату, личная бедность, молчание, неустанная работа над собой и на благо общины — таковы основные идеи этого устава.
    Решительное предпочтение, отдаваемое коллективным формам монашества, дисциплине и единообразию изначально присуще западному монашеству. Еще одной его особенностью может быть названа сравнительно сильная ориентация на хозяйственную деятельность. Эти черты в немалой степени способствовали возникновению впоследствии крупных объединений
    120
    монастырей и появлению на базе этих объединений орденского монашества, специализированного по направлениям деятельности. Кроме того, эти черты препятствовали превращению монашества в разновидность духовной оппозиции церкви, индивидуализации вероучения и культа. Папы постоянно поддерживали монашество и с
    XI в. оно превратилось в наиболее прочную опору их власти внутри церкви и вне ее.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    76
    В правление императора Юстиниана (527 — 565 гг.) византийцы отвоевали Италию,
    Северную Африку, часть Испании. Римские первосвященники оказались уже не под формальным, а под действительным контролем империи. Они назначались и смещались по воле императоров и их наместников в Италии вплоть до VIII в. Отражением этой ситуации в церковной жизни стало то, что Константинопольский патриарх Иоанн IV (582
    — 585) официально принял титул Вселенского патриарха. Это явно не способствовало улучшению отношений между римской и византийской церквами.
    Только распространение ислама, упрочение славянской государственности на
    Балканском полуострове и появление мощной державы франков на западе Европы изменили ситуацию в более благоприятную для римской церкви сторону. Мусульмане существенно потеснили и ослабили Византию. Они заняли Северную Африку и стали угрожать морским коммуникациям византийцев в Средиземном море. Славяне затруднили возможности сообщения Византии с ее западными владениями через свои территории. Франки не без успеха претендовали на гегемонию в Западной Европе. Все это привело к тому, что некогда единый мир Средиземноморья окончательно распался на греческий Восток и латинский Запад, общение между которыми постепенно затухало.
    В результате всех произошедших перемен папы и западная церковь оказались в политической зависимости уже не от Византии, а от империи созданной франками. Это существенно меняло дело. Новая империя была не столь эффективна в управленческой сфере. У нее не было формальных прав на протекторат над церковью. Церковь же, напротив, имела в глазах новых покровителей формальные права на бывшие владения
    Рима. Все это привело к установлению на Западе своеобразного двоевластия. Реальной власти императоров противостояла формальная власть пап. Римские епископы короновали импе-
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   32


    написать администратору сайта