Главная страница
Навигация по странице:

  • Книга пророка Иеремии

  • История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт


    Скачать 5.21 Mb.
    НазваниеЛекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
    АнкорИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете.pdf
    Дата15.01.2018
    Размер5.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе.pdf
    ТипЛекции
    #14073
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница11 из 32
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   32
    85
    Исаия отправился к иудейскому царю Ахазу с возвещением, что Дамаск и Израиль не смогут завоевать Иудею, так как судьба их решена Господом. В подтверждение Бог дает знамение: дева зачнет и родит сына, и наречет имя ему Еммануил («с нами Бог»), но прежде чем отрок приобретет способность отвергать злое и избирать доброе, Господь

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    55
    наведет на Иудею ассирийцев и обреет эту землю «бритвою» нашествия. Жезлом
    Божьего гнева избран ассирийский царь («пошлю его на народ лицемерный, попрать его как грязь на улице»). Однако такая кара через попустительство агрессии не будет вечной
    (может ли секира тщеславиться пред тем, кто рубит ею?). Господь обещает в скором времени оставить негодование на свой народ и обратить ярость на его врагов.
    Через Исайю Бог говорит о будущем: взойдет отрасль от посеченного дерева Иессеева, и ветвь произрастет от корней его; и корова будет пастись с медведицей, и лев будет есть солому как вол; не будут делать зла, потому что земля наполнится знанием Господа.
    Суд Божий постигает народы согласно Его плану. Все понесут наказание за гордость, надменность, пренебрежение Богом. Люди не могут изменить предначертанного. И Иудее будет день попрания от Господа, земля опустошится, потому что жители ее преступили учение, изменили Закон, разрушили завет вечный.
    Уцелевшие восславят Господа за то, что Он стал «крепостью для нищего», ослабил надменность иноплеменников. Смерть будет уничтожена навеки. Бог изгладит срам народа Своего со всей земли. Лейтмотивом звучит: мы надеялись на Него и Он спас нас.
    Израиль расцветет и даст отпрыск, и наполнят плодами вселенную; грех будет снят, когда разобьют все камни жертвенников и не будут больше стоять рощи и кумиры солнца. В тот день Господь станет венцом славы для остатков Своего народа. Бог положил в основание на Сионе краеугольный камень и верующий в него не будет посрамлен.
    Исайя в своих пророчествах выступает как защитник культа Яхве, обличая, главным образом, религиозные прегрешения народа. Яхве — бог Израиля, но его власть распространяется и на другие страны (так, Ассирия становится исполнителем приговора
    Бога над Иудеей). Господь как царь наказывает мятежный народ, но не истребляет его полностью; «остаток» народа
    86
    обратится к истинному Богу; возрождение Израиля произойдет в «последние дни». С
    Исайи (и Амоса) начинается библейская эсхатология. У Исайи же впервые высказана идея мессии-спасителя (Ис. 11).
    В книге также содержится вполне определенный образ самого Бога. Господь восседает над «кругом земли» и жители ее как саранча пред Ним. Господь есть Бог вечный, Он не ослабевает и не утомляется, Его разум «неисследим», надеящийся на Бога получит новую силу (Ис.40).
    Главы Второисайи подробно описывают отношение Бога к избранному народу, акцентируя внимание на ряде принципиальных установлений: Я Господь, Бог твой,
    Спаситель твой. Прежде меня не существовал Бог и после Меня не будет. Я есть Господь и кроме Меня нет Спасителя. От начала дней Я тот же самый и никто не спасется от руки
    Моей. Я образовал для Себя этот народ, он будет возвещать славу Мою. Но ты, Иаков, не воззвал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для Меня. Я не заставлял тебя служить Мне приношением и не утруждал тебя курением; ты затруднял Меня своими грехами и беззакониями. Я Сам для Себя изглаживаю преступления твои и не вспомню грехов твоих (Ис.43:3,10, 11,13,21,22,23,25). Ликуйте, небеса; воскликните, глубины земные; воспойте песнь, горы, потому что Господь искупил Иакова и явил славу Свою над
    Израилем (Ис.44:23).
    Книга Исайи приводит наставление Бога своему помазаннику, которым избран персидский царь Кир: Ради Иакова Я называю тебя по имени, хотя ты не знал Меня; Я препоясал тебя, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня. Киру суждено разрушить Вавилон и отпустить плененный народ, «не за выкуп и не за дары»
    (Ис.45:13).
    Совершив наказание за отступничество, Бог дарует и прощение: «Ради имени Моего Я отлагаю гнев Мой, и ради славы Моей Я удерживаю Себя, чтобы не истребить тебя. Ради
    Себя Самого Я действую. Нет, не дам славы Своей другому. Я первый и Я последний.
    Так говорит Искупитель твой; если бы ты был внимателен к заповедям Моим, тогда мир твой был бы как река и семя твое было бы как песок. Выходите из Вавилона говорите:
    Господь искупил раба своего Иакова. В день спасения Я помогу тебе, сделаю светом для народов, чтобы спасение Мое простерлось до конца земли. Притеснителей твоих Я заставил
    87

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    56
    есть собственную плоть и они опьянеют от своей крови» (Ис.48;49).
    Утешив народ тем, что впредь его минует печальная участь пить «чашу гнева»,
    Господь предвещает далее возвышение и возвеличение своего «раба», который «многие народы приведет в изумление» (Ис.52). О «рабе» этом в пророчестве сказано, что он взошел как отпрыск от корня из сухой земли; он был изранен «за грехи наши» и через его язвы пришло исцеление; когда душа его принесет себя в жертву за грехи, то он увидит потомков, и воля Господня будет благоуспешно исполняться рукой его; праведник этот оправдает многих «познанием Его» (Ис.53).
    По предсказанию от Бога избранный им народ «распространит место свое» и будет жить в могуществе, не зная ни гнева, ни упреков Господних: «Горы сдвинутся и холмы поколеблятся, но милость Моя не отступит от тебя» (Ис.54:10).
    Слово Божие к своему народу говорит о нерушимости восстановленного союза: «Я заключу с вами завет вечный по непреложному обещанию Давиду; ты призовешь народы, которые не знаешь, и народы, которые не знают тебя, прибегут к тебе ради Бога твоего, потому что Он прославит тебя; сколько небо выше земли, столько пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших; как дождь и снег нисходят с неба и не возвращаются, а напояют землю и сообщают ей силу рождать, так будет слово Мое, исходящее из Моих уст, оно не возвратится ко Мне пустым, не будет благоуспешно в том, для чего Я его послал; и это будет Господу славой, памятником несокрушимым»
    (Ис.55).
    В текстах Второисайи отчетливо звучит идея исключительности Яхве. Наказание за прошлые грехи свершилось и вина искуплена; в новых страданиях Израиля - залог будущей славы. Израиль - верный раб Бога; Господь то упрекает его, то обещает прощение, то говорит о грядущем величии. Изгнанный со своей земли, народ исполняет жертвенную миссию раба и вестника Яхве. Спасение и процветание свершатся в ближайшем будущем.
    Последние главы книги (Третьеисайя) связаны с периодом после падения Вавилона, когда Иудея стала зависимой областью Персидского государства, а персидский царь разрешил изгнанникам вернуться на родину, восстановить Иерусалим и храм Яхве. В этой части книги преобладают обличения негодных пра-
    88
    вителей, лицемеров, угнетателей и тех из иудеев, кто остался полуязычником.
    Пророк свидетельствует: «только беззакония ваши были средостением между вами и
    Богом вашим; Бог возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на голову
    Свою, и облек Себя одеждою воздаяния, и покрыл Себя ревностию, как плащом; Он заплатит по действиям; придет бедствие, как река, гонимая дыханием Господним; и придет Искупитель для Сиона и для тех из сынов Иакова, которые отстали от нечестия»
    (Ис.59). Пророк сообщает иудеям: «Вы будете названы священниками Господа, вас будут величать служителями Бога нашего» (Ис.61:6).
    Третьеисайя говорит и о важности ритуальных требований; культовая сторона в послепленный период начинает играть все большую роль.
    Завершается пророчество Исайи своеобразным диалогом народа, осознавшего свои грехи, с Господом.
    «Почто, Господи, допустил нас отклониться от Твоих путей, ожесточиться сердцем и не благоговеть пред Тобою?; возвратись ради рабов Твоих» (Ис.63:17). «Ты, Господи,
    Отец наш; мы глина, а ты художник, образовавший нас, и все мы дело руки Твоей». «Не вечно помни беззакония наши, воззри на нас: мы все Твой народ» (Ис.64:8-9).
    На эти взывания звучит строгий ответ Господа: «Всякий день простирал Я руки Мои к идущим нехорошею дорогою, к народу который непрестанно оскорбляет Меня; Я не умолчу, но воздам; Я сотворю новое небо и новую землю, и прежние не будут вспоминаемы и не придут на ум; Я обращу Иерусалим в радость и народ его в веселие;
    Мои избранные сами будут употреблять изделия рук своих до обветшания; они не будут более трудиться напрасно и не станут рожать детей на страх себе; прежде, нежели произнесут мольбу, Я отвечу им; лев и ягненок будут пастись вместе» (Ис.65).
    Родство идей и концепций, общность стиля и языка трех сборников книги Исайи позволяет предполагать, что они были созданы в рамках одного пророческого

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    57
    сообщества, хранившего и развивашего взгляды Исайи.
    Книга пророка Иеремии
    Книга пророка Иеремии
    включает 52 главы, большая часть которых приписывается самому Иеремии — потомку жреческого рода и крупнейшему религиозно-политическому деятелю
    89
    Иудеи конца VII — начала VI вв. до н.э. Он начал пророчествовать в период реформ царя Иосии. Свою миссию он видел в возвещении и свершении воли Яхве не только для своего народа, но и для других. С возрождением языческих культов при потомках Иосии пророк обличал неправедных царей за блуд с чужими богами.
    Проповеди Иеремии, предрекавшие гибель Иудеи в неравной борьбе с
    Навуходоносором, призывы отказаться от бессмысленного сопротивления воспринимались властями как государственная измена. Пророка неоднократно арестовывали и избивали. Вскоре после падения Иерусалима он был вынужден уйти в
    Египет, где и умер.
    Книга проповедей была записана при жизни Иеремии его верным секретарем
    Варухом. Царь Иоаким уничтожил ее при попытке Варуха прочитать эти проповеди в храме; Иеремия снова продиктовал книгу, значительно ее расширив. Больше чем другие пророки, Иеремия делится своими переживаниями; иногда он впадает в отчаяние; его речи переплетены в тексте с подробностями жизненного пути.
    Избранность пророка открывается уже в первой главе: «И было ко мне слово Господне следующее: еще не образовав тебя во чреве, Я возлюбил тебя, и когда ты еще не вышел из утробы, Я освятил тебя; пророком для народов предопределил Я тебя: иди, куда Я тебя пошлю и говори все, что Я тебе повелю» (Иер. 1:4-5,7).
    Устами Иеремии Бог увещевает свой народ: «Я разорвал твои узы, Иудея, а ты на всяком высоком месте, под всяким зеленым деревом распутствовала, как блудница. Был ли Я пустыней для Израиля? За что же народ Мой говорит: мы сами себе господа»
    (Иер.2). «Я видел все блудные деяния развратной дочери Израиля, и дал ей разводное письмо, а вероломная сестра ее Иудея не побоялась и блудодействовала с каменными и деревянными идолами; и обратилась ко Мне притворно» (Иер.3). «Мужи Иуды и
    Израиля: распашите себе новую пашню и не сейте среди терния; обрежьтесь во имя
    Господа и отбросьте нечистоты сердца вашего, дабы не явился гнев мой, как огонь»
    (Иер.4).
    Особым укором звучит слово Господа к входящим в ворота храма: «хорошо ли, что крадя, убивая, прелюбодействуя, лживо клянясь, следуя за чужими богами, вы становитесь пред лицом Моим в этом доме; разве вертепом разбойников стал в гла-
    90
    зах ваших этот дом, который называется Моим именем? Вы не слушаете, что с раннего утра непрестанно говорю вам и не отвечаете, когда зову вас; и Я отвергну вас от лица Моего. Я не заповедовал отцам вашим и не требовал всесожжений и жертв, когда вывел их из земли Египетской. А только Я заповедал им следующее: слушайтесь голоса
    Моего и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Иер. 7).
    Гнев Господа вызывает приверженность чужим богам: «Поразить внезапно несчастного прискорбно для Моего сердца, но зачем они огорчили Меня своими истуканами, чужеземными суетами. Превращу Иерусалим в груду развалин, в жилище шакалов. Я накормлю этот народ полынью, и напою их ядовитою водою, и рассею их между народами, и пошлю вслед их меч пока не истреблю их. Дом Израилев! Не перенимайте образа действия язычников и не бойтесь знамений небесных, как боятся язычники. Нечему учиться у деревянного идола. А Господь есть Бог истинный и народы не устоят от негодования Его. Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростию Своею и простер небеса разумом Своим» (Иер.8-10).
    Последовавшее от Бога наказание «бездождием» рождает у народа вопль отчаяния:
    Надежда Израиля и Спаситель его во время бедствия! Для чего Ты как чужой на земле сей, как прохожий, приютившийся для ночлега? Ты, Господи, посреди нас, и именем
    Твоим мы называемся: не оставляй нас.
    «И сказал Господь: хотя бы предстали пред Меня Моисей и Самуил, то и тогда душа

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    58
    Моя не будет с этим народом; пусть отойдут» (Иер. 15:1). «Устал Я миловать. Вдов у
    Меня будет больше, нежели песку морского, и приведу в Иерусалим молодого воина, разоряющего среди полудня» (Иер. 15:6,8).
    Свое отношение к согрешившим Господь связывает со степенью раскаяния: Проклят тот человек, который надеется на человека и плоть считает своей опорою, а сердцем своим удаляется от Господа. Я, Господь, проникаю сердце, испытую внутренности, чтобы воздавать каждому по его поступкам и по плодам его действий. Что глина в руках у горшечника, то вы, дом Израилев, в Моей руке. Иногда скажу о каком-нибудь народе, чтобы погубить его; но если этот народ раскается в своих злодеяниях, то и Мне жаль совершить бедствие, которое Я думал сделать ему. А иной раз Я скажу о каком-нибудь народе, чтобы устроить его, но если он будет делать зло пред очами Моими,
    91
    то и Я отменяю добро, которым
    Я
    думал осчастливить его» (Иер.17-18).
    За нелицеприятные пророчества Иеремия испытал немало страданий, о чем горестно жаловался Богу: «Ты влек меня за Собою, Господи; и стал я предметом вседневного посмеяния; ибо только я заговорю, то кричу о насилии, воплю о разорении; оттого слово
    Господне обратилось в поругание мне. Но со мною Господь, Тебе поручаю мою тяжбу.
    Проклят день, в который я родился. Для чего не умертвили меня в утробе матери моей?
    Для чего она не была для меня гробом, и чрево ее не осталось вечно беременным? Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть только труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в поношении? » (Иер.20:7,8,17, 18).
    Но пророчествование продолжается и вновь через Иеремию звучат слова Господа: «За то, что вы не слушали слов Моих, вся земля сия будет опустошена и будут служить царю
    Вавилонскому семьдесят лет. Через семьдесят лет накажу царя Вавилонского и землю
    Халдейскую за нечестие их. Возьми эту чашу гнева Моего из руки Моей и напои из нее все народы, к которым Я посылаю тебя: пейте и упейтесь, изрыгните и падите, и не вста- вайте при виде меча, который Я пошлю на вас; Я вызываю меч на всех жителей земли; гибель пройдет до конца земли, ибо у Господа суд с народами, Он будет судить всякую плоть. В тот день убитые Господом будут от одного конца земли до другого, будут лежать, как навоз, на поверхности земли» (Иер.25). Я отдаю все земли сии в руку
    Навуходоносора, раба Моего; даже и зверей полевых отдаю ему, чтобы служили ему; все народы будут служить ему, и сыну его, и сыну сына его, пока не наступит время, когда и его поработят многочисленные народы. А если какой народ не даст своей шеи под ярмо царя Вавилонского, то Я накажу такой народ (Иер.27-28). Стройте домы и живите в них, разводите сады, берите себе жен и размножайтесь там; старайтесь о благосостоянии того города, в который Я переселил вас. Когда исполнится Вавилону семьдесят лет, я тогда посещу вас, чтобы возвратить вас; только Я знаю намерения Мои. Я сокрушу ярмо и узы твои разорву; Я поражу тебя неприятельским поражением, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих. Однако ж все пожирающие тебя будут пожраны (Иер.29-
    30). Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его. Наступают дни, когда не станут говорить: отцы ели кислый
    92
    виноград, а у детей на зубах оскомина; но каждый будет умирать за свое беззаконие.
    Придут дни, когда я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет: Я вложу закон
    Мой внутрь их, и на сердце их напишу его; и не будут больше учить друг друга:
    «познайте Господа», ибо все, от мала до велика, будут знать Меня (Иер.31 ).
    За проповедь необходимости покориться Вавилону Иеремия был брошен в яму. После разрушения Иерусалима пророк освобождается из-под стражи. Оставшиеся в Иерусалиме хотят уйти в Египет, но Господь посылает Иеремию остановить переселение — «меч, которого вы боитесь, постигнет вас в земле Египетской» (Иер.42:16). Однако народ не послушался предостережения и покинул свою землю; Иеремия был вынужден уйти вместе со всеми. В Египте иудеи кадят другим богам и не внимают слову пророка;
    «будем кадить богине небес, как делали в городах Иудейских и на улицах Иерусалима, тогда мы ели хлеба до сытости и беды мы не видели» Иер.44:17).
    Позднее Иеремия пророчествовал о нашествии Навуходоносора на Египет, о разорении Филистимлии, об истреблении Едома и всего племени Исава, о бедствиях в
    Дамаске и Еламе, о падении Вавилона. Все вавилонские бедствия были вписаны

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    59
    пророком в одну книгу, которую после публичного зачтения, Иеремия велел с привязанным камнем бросить на середину Евфрата: так потонет и сам Вавилон (Иер.51).
    В последней главе дан краткий обзор царствования Седекии, упомянуто разрушение
    Иерусалима и храма, перечислены унесенные в Вавилон священные сосуды и утварь, описано переселение иудеев в Вавилон, повествуется о жизни царя Иоакима при вавилонском дворе.
    У Иеремии много общего с проповедями других пророков: языческие боги не заслуживают поклонения; только Яхве - творец всего и царь народов; народ Израиля - избранник Яхве. Бог наказывает, но не истребляет полностью; Он вернет раскаявшимся
    Свою милость.
    Со временем Израиль из сообщества племен, взаимоотносящихся с Богом как некая целостность, становится совокупностью личностей. Наступает состояние, в котором индивид перестал быть ответчиком за проступки других и его следование Господу оказывается делом самостоятельного выбора. Иеремия одним из первых сказал об этом новом завете человека с Богом.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   32


    написать администратору сайта