История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
Скачать 5.21 Mb.
|
60 риоду посвящены четыре книги Пятикнижия. В центре событий — Бог, Моисей и народ. Моисей — основатель религии Яхве, законодатель, религиозный наставник, политический вождь еврейских племен времен Исхода. Согласно Библии, Моисей родился в еврейской семье колена Левия, но воспитывался дочерью фараона (Исх.2). В юности он был необуздан и скор на расправу. Убив египетского надсмотрщика, Моисей бежал из Египта и нашел спасение в доме миди- амитского жреца, на дочери которого женился. Богоявление в несгорающем терновом кусте («неопалимая купина») резко изменило его жизнь: Бог избрал Моисея на служение и открыл ему свое имя — Яхве («Я есмь Сущий» Исх.3:14). Долгое время тайна звучания имени Бога передавалась устно, по старшей линии первосвященнического рода. С III в. до н.э. оно было полностью табуировано. В текстах, где оно было записано по законам еврейской письменности согласными буквами, произносится Адонай («Господь» в русском переводе согласно Септуагинте). При огласовке библейского текста, произведенного масоретами, священной тетраграмме YHWH были приданы гласные звуки слова Адонай. На этой основе возникло чтение «Иегова» — имя, не существовавшее в древности. Современной наукой принято иное чтение тетраграммы — Яхве. Обычный эпитет Бога Израиля — Яхве цеваот, т.е. Яхве воинств. Через греческое воспроизведение древнееврейского слова «цеваот» возникло широко распространенное сочетание «господь Саваоф». Моисею предстояло стать предводителем и освободителем народа. В помощь был назначен брат его — Аарон, который позднее станет первосвященником и родоначальником священнической касты. От лица Бога Моисей и Аарон потребовали у Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 41 фараона отпустить сынов Израиля из плена. Но фараон не слушает их, так как сердце его ожесточено Яхве (Исх.7:3-4), и Египет подвергается наказанию десятью «казнями египетскими» (Исх.7-11 ). Предсказания о начале и конце казней, исключение из них израильтян и ряд других чудесных событий раскрыли могущество Бога Израиля. Через Моисея Бог устанавливает Пасху (Исх.12), знаменующую изведение его народа из земли египетской. Ключевой момент истории Исхода — переправа через Красное море, расступившееся перед израильтянами и поглотившее войско фараона, когда «увидели Израильтяне руку великую, 61 которую явил Господь над Египтянами; и народ убоялся Господа, и поверил Господу и Моисею, рабу Его» (Исх.14:31). Достигнув Синая, евреи расположились станом у подножия горы и простояли там в течение года (Исх. 19 - Чис. 10). До этого они знали о завете, но у Синая Бог явил себя им. Здесь он дал через Моисея 10 заповедей (Исх.20:3-17), первая из которых категорически наставляла: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Первые каменные скрижали, на которых десятословие было записано перстом Божиим, Моисей разбил в гневе, узнав, что в его отсутствие народ поклонялся золотому тельцу (Исх.31:18; 32:19). Жестоко наказав народ, Господь сказал Моисею: «Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил» (Исх. 34:1). После обновления завета Моисей получил повеление построить скинию (шатер, бывший переносным святилищем), где должен быть помещен ковчег завета, чтобы Бог мог обитать среди своего народа. Скиния была устроена в соответствии подробному описанию, данному Богом (Исх.25-40). У Синая было установлено священство и Аарон был назначен для служения. Весь народ был представлен в священническом служении: в память спасения от смерти в Египте первенцы каждого семейства принадлежали Богу. Богом же были установлены жертвы и даны предписания, как их приносить; жертва всесожжения, полностью поглощавшаяся огнем на жертвеннике; мирная жертва, предназначенная, главным образом, для жертвенной еды; жертва за непроизвольный грех, т.е. не бывший преднамеренным вызовом Богу (за священство и общество — тельца, за правителя — козла, за простого человека — горлицу); хлебное приношение и прочие виды жертв. Через соблюдение назначенных праздников осуществлялось напоминание, что Израиль — Божий народ. Отметив годовщину освобождения из Египта, евреи продолжили путь к Ханаану, обетованному Богом. В течение странствий по пустыне верность Богу будет не однажды поколеблена и вновь восстановлена. Бог являл свое покровительство народу, ропщущему из-за жажды или голода (Исх. 15-17; Чис. 11, 20-21). Он оберегал Израиль от уничтожения враждебными племенами. Но он и жестоко наказывал за нарушение запре- 62 тов: когда посланные в Ханаан через сорок дней вернулись в стан и народ узнал от них, что на земле, где текут молоко и мед, есть большие укрепленные города, а люди сильные и рослые, то возроптали. Двое из посланных, Халев и Осия (сын Навин, переименованный Моисеем в Иисуса), взывали не восставать против Бога. От немедленного истребления свой народ спас Моисей, воззвав к милости Господней (Чис. 14:19). Однако наказание неотвратимо - в землю обетованную войдут только Халев, Иисус Навин и самые молодые; остальным суждено умереть в пустыне, неся наказание за грехи, день за днем в течение сорока лет (Чис. 14:29-34). За прегрешения ведомого им народа, за то, что не явил среди сынов Израиля святости Бога в полной мере (Втор.32:51), и Моисей сможет лишь увидеть Ханаан с горы Нево перед смертью, но не войти в него. Дело жизни Моисей передал Иисусу Навину. Проблеме достоверности истории исхода из Египта посвящена обширная литература. Мнения — от полного доверия изложенным в Торе фактам, до полного отрицания историчности предания, не имеющего бесспорных внебиблейских свидетельств. Вполне вероятно, что историческая фольклорная традиция (учитывая фантастические и сказочные подробности и повороты сюжета) удерживает отзвук узловых событий в исто- рии народа. Возможно, что в очень древний период евреи осели в низовьях Нила. В Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 42 середине XVIII в. до н.э. гиксы — группа кочевых азиатских племен, некоторые вожди которых носили семитские имена — завоевали значительную часть Египта. Не исключено, что проникновение израильтян в Египет могло произойти в рамках гиксосского господства, свергнутого египтянами в середине XVI в. до н.э., когда и начинается для еврейских кочевых племен новая жизнь — принудительная работа на очередных властителей. Недовольные, взбунтовавшиеся племена переместились на Синайский полуостров и после долгого кочевья по пустыне вошли в Палестину. Несмотря на отсутствие неоспоримой реконструкции древнейшей истории Израиля, можно с достаточной уверенностью утверждать, что квинтэссенция Торы — обретение Учения богоизбранным народом — в принципе не может быть связана с фиктивным историческим событием. Тема исхода является материализацией идеи договора («завета» в традиционном переводе). В настоящее время известно, 63 что заключение священных союзов было общепринятым обычаем на Древнем Востоке. Договор, заключенный между Богом и Израилем, сходен по форме с хеттскими и аккадскими аналогами. Вероятно, древнейшая организация жизни израильтян была «обществом союза», т.е. объединением тех, кто вступил в союз с Богом как со своим сюзереном: израильтяне обязались хранить верность лишь своему Богу и не служить никакому другому божеству. Верность Яхве есть выполнение договора, т.е. совокупности законов, этических увещеваний, ритуальных установлений. Законодательная часть Торы сформирована несколькими однотипными сводами правовых установлений: это Декалог из 10 заповедей, повторенный дважды (Исх.20:1-17; Втор.5:6-21); Книга Договора (Исх.20-23); Кодекс святости (Лев. 17-26); Второзаконие и ряд других. Правовой и культовой регламентации подвергаются различные, хотя и не все сферы общественной и частной жизни. Здесь постановления о рабах, о повреждениях человека, о кражах и возмещениях, о вдовах и сиротах (Исход); установление жертвенного ритуала, законы чистоты и святости, законы о браке и половых отношениях, правила для священников и их семейств, установления о праздниках (Левит); установление городов-убежищ, запрещение перехода земли рода, перечень обязанностей и прав левитов (Числа). Разумеется, что важнейшим является установление единобожия и запрет идолопоклонства. По сути дела, нормативные акты религиозного законодательства получают сакральный статус Учения. В драматической истории исхода раскрываются черты народа, с которым Бог заключил договор. Этот народ в массе своей слаб и упрям, своеволен и боязлив. Его богоизбранность в том, что он предназначен Богом для воплощения принципов и цен- ностей, лежащих в основании Торы. Люди, ведомые Яхве и принуждаемые им к исполнению дарованных заповедей, выйдя из египетского рабства, становятся народом, спаянным верой в единого Бога и служением ему. Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 43 Пророки (Небиим) Мессия, входящий в Иерусалим (Венецианская Аггада, 1609г.) 15 различные периоды древнееврейской истории определяющей считалась деятельность того или иного пророка. Под сильным влиянием пророческого движения заложенные в Учении идеи реализуются в государственной и религиозной сферах. Описание этих процессов содержится во второй части Танаха — Пророках, которая делится на два подраздела: Первые Пророки и Поздние Пророки. К Первым Пророкам относятся тексты исторического содержания — книга Иисуса Навина, книга Судей, 1 и 2 книги Самуила, 1 и 2 книги Царей (в христианской Библии книги Самуила и Царей именуются как 1-4 книги Царств). Повторение сюжетов, изложенных в текстах Самуила — Царей, содержится в 1 и 2 книгах Паралипоменон (Хроник), созданных позднее и относимых к разряду Писаний. В подраздел Поздних Пророков входят книги, Исайи, Иеремии, Иезекииля, а также двенадцати «малых» (из-за небольшого объема книг) пророков — Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Пророк (евр. — наби) — избранный Богом человек, передающий богодухновенное слово. Пророчествование было важной 65 функцией определенной категории жречества. На рубеже VII-VI вв. до н.э. происходит обособление пророков от жрецов. Многие пророки действовали при царском дворе, но были и такие, кто не связывал себя с государственными институтами. Существовали сообщества учеников и последователей известного пророка. В этой среде происходило становление пророческой литературы, часть которой фрагментами и целыми книгами сохранена в Танахе. В книге Иисуса Навина В книге Иисуса Навина изложена деятельность помощника и преемника Моисея, ставшего самостоятельным вождем Израиля. Иудейская (и христианская) традиция считает составителем этой книги самого Иисуса Навина из колена Ефремова. Завоевание территории и разделение уделов между коленами Израилевыми — основные деяния Иисуса, успех которых предрешен верностью Закону и поддержкой Яхве. Перед переходом через Иордан Господь сказал Иисусу, что будет прославлять его перед Израилем, чтобы узнали, «что как Я был с Моисеем, так буду с тобой» (Нав.3:7), и иссушил воды реки, остановив их течение, пока все не перешли ее, «как Господь, Бог Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 44 ваш, сделал с Чермным морем», показав силу руки Господней и израильтянам, и «всем народам земли» (Нав.4:23-24). По велению Бога, вступившие в землю обетованную вновь обрезаны, они совершили пасху, начали питаться «из произведений земли сей» и манна перестала падать с неба (Нав.5). Один за другим Бог предавал в руки Иисуса города, указывая тактику их захвата (напр., Иерихона — Нав.6) и определяя их безжалостное уничтожение. Бог ожесточал сердца заиорданских царей и они войной встречали Израиль, и за это были преданы заклятию и истреблению (Нав. 11:20). Бог принимал и непосредственное участие в преследовании противника, бросая на него с небес большие камни и «больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом» (Нав.10:11). Господь сражается за Израиль, доколе исполняются его воля и приказания. Нарушение воли Бога приводит к неминуемой трагической расплате. Так, израильтяне потерпели сокрушительное поражение от жителей Гая, потому что некто Ахан из колена Иудина взял «из заклятого» в разрушенном Иерихоне (Нав.7), т.е. Израиль согрешил перед Богом и был наказан. Лишь когда ослушник был обнаружен и умерщвлен вместе с семьей, Господь отдал Иисусу Гай. 66 Состарившийся Иисус Навин, выполняя повеление Бога, поделил по жребию землю в уделы сынам Израиля. Перед смертью он предупреждал о необходимости точно соблюдать написанное в книге закона Моисея, запретил общаться и вступать в родство с соседними народами и поклоняться их богам. В противном случае эти народы «будут для вас петлею и сетью, и бичом для ребер ваших, и терном для глаз ваших, пока будете ис- треблены с этой доброй земли, которую дал вам Господь, Бог ваш» (Нав.23:13). Реальное завершение исхода может быть отнесено ко второй половине XIII в. до н.э. Археологические раскопки подтверждают насильственное разрушение многих ханаанских городов в этот период. В то же время считается, что древнейшие части книги составлялись лишь около 900 г. до н.э. Книга Судей Книга Судей описывает продолжение начатого Иисусом Навином завоевания Ханаана. В ранней догосударственной истории Израиля, названной эпохой Судей, еврейские племена еще не имели общей политической власти и управлялись старейшинами, прислушиваясь также к изречениям пророков. В наиболее трудные периоды племена объединялись, подчиняясь избранному или самозванному вождю-судье (шофет). В книге приводится горестное сетование на трудные времена, наставшие со смертью поколения, помнившего дела Господни во дни Иисуса. Сыны Израиля оставили Бога своих отцов и обратились к богам окружавших народов, «и стали поклоняться им, и раздражили Господа» (Суд.2:12). Бог воспылал гневом на Израиль и предал его в руки врагов. Для наставления и из жалости к народу, Господь «воздвигал» судей-спасителей и даже сам «был с судьей», спасая людей от «угнетавших и притеснявших их». Но когда умирал очередной судья, люди «делали хуже отцов своих», уклоняясь к другим богам (Суд.2:10-23). Содержание наступившей эпохи, согласно книге Судей, составляет повторяющийся несколько раз цикл: грех нечестия и идолопоклонства — разграбление имущества и многолетнее угнетение — осознание того, что страдания народа есть наказание за непослушание — раскаяние и избавление от ига через поставленного Богом защитника — некоторое время жизни в благочестии — новое впадение в грех. Некоторые судьи упомянуты коротко: Гофониил воздвигнут спасителем от порабощения месопотамским царем (Суд.3:9-10); 67 Аод поставлен спасителем от ига моавитского царя, коварно убив которого, он обезглавил и разбил вражеское войско (Суд.3:15-30); Самгар спас Израиль, побив воловьим рожном 600 филистимлян (Суд.3:31). Во времена судьи и пророчицы Деворы сыны Израиля были преданы в руки ханаанского царя. Через эту пророчицу Бог призвал спасителем Варака, раскрыл ему план военных действий и помог в их осуществлении. Огромное войско врагов было раз- громлено. Победная песнь Деворы (Суд.5), по общему признанию библеистов, наиболее Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 45 древний текст Библии, возможно восходящий к XIII в. до н.э. В ней возвышенно и торжественно прославляется отмщение Израиля: «Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей» (Суд.5:31). Спасителем от мадианитян Бог послал Гедеона, младшего сына самого бедного рода колена Манасиина. Первое, что сделал избранник по велению Бога — разрушил жертвенник Ваала, которому поклонялся его отец, и принес всесожжение на вновь построенном жертвеннике Яхве (Суд.6:25-31). Дважды Гедеон спрашивал у Бога подтверждения своей избранности спасителем Израиля и оба раза получал знамения (Суд.6:36-40). Однако, отказавшись от предложенной ему народом царской власти, Гедеон из части пожертвованного золота сделал некий предмет — эфод (Суд.8:24-27), чем проложил новый путь к идолопоклонству, которое вновь расцвело после его смерти. Попытку установить царскую власть в родном городе Сихеме предпринял Авимелех, сын Гедеона. Он убил 70 своих братьев и тиранически властвовал три года. Во исполнение проклятия, произнесенного случайно спасшимся младшим из братьев — Иофамом, Авимелех погиб от сброшенного на него обломка жернова (Суд.9). За кратким упоминанием о судьях Фоле (Суд. 10:1 -12) и Иаире (Суд. 10:3-5) следует повествование об Иеффае, сыне блудницы, изгнанном братьями из дома отца. Старейшины просили его стать начальником в период борьбы с аммонитянами, в руки которых Бог отдал Израиль за служение чужим богам, и обещали оставить судьей после победы. Разгромив врага, он выполнил обет, данный Богу: «Тот, кто выйдет из дверей дома моего навстречу мне, когда я буду возвращаться с миром от Аммонитян, тот будет Господу, и я вознесу того на всесожже- 68 ние» (Суд. 11:.1). Жертвой стала единственная дочь Иеффая, достойно принявшая свою участь: «...делай со мною то, что произнесли уста твои, когда уже Господь совершил ради тебя отмщение врагам твоим» (Суд. 11:36). После смерти Иеффая, сменяя друг друга, судьями Израиля были Есевон, Елон и Авдон (Суд.12:8-15). Двенадцатым судьей над Израилем стал богатырь Самсон. Бесплодной жене Маноя явился Ангел Господень и предсказал рождение сына и его предназначение: «бритва не коснется головы его, так как Назорей Божий будет этот младенец от самого чрева, и он начнет спасать Израиль от руки Филистимлян» (Суд. 13:5), которым на сорок лет были преданы в угнетение израильтяне за зло, «творимое пред очами Господа». С детства в Самсоне действовал Дух Божий (Суд. 13:25), укрепляя героя в самые ответственные моменты. Когда израильтяне, желая избежать военного столкновения, вынуждены отдать филистимлянам связанного Самсона — «сошел на него Дух Господень,... и упали узы его с рук его» (Суд. 15:14), после чего он убил тысячу врагов ослиной челюстью. Гибельной для Самсона оказалась любовь к филистимлянке Далиле. Подкупленная единоплеменниками, женщина трижды пыталась выведать тайну его великой силы, трижды Самсон обманывал ее, но все же открыл, что он назорей Божий и сила его в волосах (Суд. 16:17). Богатырь был острижен во сне, ослабел, был схвачен и ослеплен. На празднике бога Дагона его привели для забавы собравшимся в храм. И здесь, по молитве Самсона, Бог укрепил его для последнего подвига: сдвинув центральные столбы, он обрушил здание и «было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд. 16:30). Последние главы книги повествуют об отступничестве от истинного Бога. «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21:25). Во времена Судей сосуществуют, оказывая взаимное воздействие, городское классовое общество ханаанеев и родо-племенное общество древних евреев. Переход к оседлости, занятия ремеслами и земледелием, воздействие более развитой ханаанской культуры, появление начатков городской жизни способствовали созданию предпосылок образования государства. На рубеже П-I-го тыс. до н.э. происходит ослабление и распад |