История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
Скачать 5.21 Mb.
|
69 ряда могущественных держав, доминировавших на Ближнем Востоке. Это также способствовало становлению небольших молодых государств. Хотя полулегендарный пророк Самуил (иудейская традиция приписывает ему авторство книги Судей и 1-2 книг Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 46 Самуила) — последний судья, живший в конце XI в. до н.э. — был сторонником антимонархических настроений и обличал царскую власть, но и он был вынужден в пер- вой трети XI в. до н.э. провозгласить царя. Первая книга Самуила Первая книга Самуила открывается рассказом о том, как он был испрошен у Бога матерью — благочестивой Анной, долгое время пребывавшей в бесплодии. По материнскому обету благодарности Самуил был отдан «на все дни жизни его» служить Господу. Пророческая деятельность Самуила начинается на фоне истории первосвященника Илия и его сыновей. Дети Илия, служившие в скинии вместе с отцом, были «люди негодные», своими поступками отвращавшие народ от жертвоприношений Богу. Напрасно Илий пытался увещевать их. Попустительство такому поведению навлекло наказание, предреченное неким пророком (I Сам.2:27-36) и подтвержденное Богом через Самуила в те дни, когда «слово Господне было редко» (I Сам.3:1-16). Филистимляне напали на Израиль и побили в первом сражении около 4 тысяч человек. Желая обрести поддержку Бога, израильтяне доставили в военный стан ковчег завета, но Бог не стал им помогать. В следующем сражении пало уже 30 тысяч израильтян, а ковчег был захвачен врагом. Сыновья Илия погибли. Узнав страшные новости о детях и о судьбе ковчега, погиб первосвященник Илий. Пленение ковчега принесло филистимлянам страшные бедствия и поражение их бога Дагона. В конце концов, они вынуждены были вернуть святыню израильтянам (1 Сам.5- 6). Через двадцать лет «дом Израилев» изгнал иноземных идолов и обратился к Богу. Филистимляне были усмирены на все время Самуила (1 Сам.8). Состарившись, Самуил поставил судьями над народом своих сыновей. Но те уклонились с отцовского пути, «брали взятки и кривили на суде» (1 Сам.8:3). Тогда старейшины стали просить Самуила поставить им царя, тем самым отвергая власть Бога (1 Сам.8:7). Пророк был недоволен этим, но Бог дал ему совет все-таки объявить народу права царя, предупредив однако: «и возопиете в то время из-за царя вашего, которого выбрали себе; но не услышит вас Господь тогда» (1 Сам.8:18). Несмот- 70 ря на предупреждения пророка о строгости грядущей царской власти, народ настаивал в требованиях царя и, по согласию Господа, Самуил «послушал голоса их». Первым царем Израиля стал Саул из колена Вениамина. Он вышел из дома в поисках пропавших ослиц, а обрел царство (1 Сам.9). Самуил, предупрежденный свыше, принял Саула с почетом и помазал на царство. Позднее Саул был уже избран по жребию и поставлен публично, а после победы над аммонитянами вновь утвержден царем. Он создал войско, успешно воевал, возвеличил царство. Однако иногда этот царь проявлял умышленное непослушание Богу. Не дождавшись Самуила, он сам, не имея на то права, совершает жертвоприношение (1 Сам.13:8-10); победив амаликитян, вопреки божественному указанию, он сохранил жизнь их царю Агагу и оставил лучшее из скота для жертвы, по поводу чего Самуил сказал, что жертвоприношение взамен послушания неугодно Богу (1 Сам. 15:1-35). Все это отвращает от него Бога и царство Саула обречено. Господь направил Самуила в Вифлеем и там указал на будущего царя Израиля - молодого пастуха и музыканта Давида, сына Иессея из колена Иуды. Дух Божий отступил от Саула и почил на Давиде (1 Сам.16:13-14). Не зная о тайном помазании Давида, Саул приблизил его ко двору как певца и музыканта, чтобы успокаиваться его игрой, когда «возмущал» царя злой дух от Господа (1 Сам.16:14-23). Согласно другой версии, Давид был приведен к Саулу после чудесной победы над «необрезанным филистимлянином» Голиафом, против которого он бился почти безоружным, потому что «не мечом и копьем спасает Господь» (1 Сам.17:17). По мере возрастания популярности Давида, росла подозрительность и ревность Саула, неоднократно пытавшегося погубить юношу. Но Господь был уже с Давидом. Тот женился на полюбившей его дочери Саула Мелхоле. Искренняя дружба связывала Давида с сыном Саула Ионафаном, помогавшем вовремя узнавать о кознях отца и Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 47 избегать их. В то же время Давид, признавая в Сауле помазанника Божия, ни разу не воспользовался случаем его убить. Самуил к этому времени умирает. Царь Саул окончательно лишается поддержки пророка. Перед битвой с филистимлянами Саул, много сделавший для уничтожения чародейства и волшебства, сам 71 вынужден тайком обратиться за помощью к волшебнице из Ендора с просьбой вызвать тень пророка Самуила, чтобы тот оказал содействие. Но явившийся пророк напомнил Саулу о непослушании и предсказал утрату царства, которое перейдет к Давиду (1 Сам.28). Предсказание сбылось: Израиль потерпел сокрушительное поражение, в сражении погибли три сына Саула, а сам он покончил с собой, упав на острие меча (1 Сам.31). Давид стал следующим царем Израиля (1012-972 гг. до н.э.). Он добился значительных успехов в войне с филистимлянами, объединил еврейские племена в Палестине и подчинил ряд соседних небольших народностей. Он отвоевал у ханаанского племени иевуссеев Иерусалим и сделал его столицей государства, а также главным культовым центром. Вторая книга Самуила Вторая книга Самуила (и первая книга Паралипоменон, вошедшая в раздел Писаний) посвящена Давиду — процветающему царю и полководцу. Вначале только иудеи признавали его царем. Остальной Израиль сохранял верность Иевосфею, младшему сыну Саула. Это двоецарствие привело к смуте и столкновениям, но закончилось все же мирно. Династия Саула оборвалась, когда, вопреки желанию Давида, Иевосфей и поддерживавший его военчальник Авенир были предательски убиты (2 Сам.2-4). Для жительства Давид избрал взятый силой у иевуссеев и не принадлежавший никакому колену Иерусалим. Там был построен дворец, устроена богатая скиния и с почестями перенесен ковчег завета. Царь Давид всемерно заботится о восстановлении правильного поклонения Богу, но когда он захотел построить храм («я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под навесом»), то через пророка Нафана Бог отказал ему в этом (2 Сам.7). В последних глазах первой книги Паралипоменон этот отказ объяснен следующим образом: «... было ко мне слово Господне и сказано: крови много ты пролил и войны большие производил; ты не должен строить дом имени Моему, потому что крови много пролил ты на землю пред лицем Моим. Вот сын родится у тебя: он будет человек покоя; и Я дам ему покой от всех врагов его кругом; посему имя ему будет Соломон ... Он построит дом имени Моему» (1 Пар.22:8-10). Приблизительно столько же места, сколько посвящено государственной деятельности Давида, отводится в тексте и проблемам его семейной жизни (2 Сам. 11-20). 72 Дурным в глазах Господа было прелюбодеяние Давида с Вирсавией, женой храброго воина Урии Хеттеянина. Посланный в самое опасное место сражения с аммонитянами, Урия погиб. Когда время траура миновало, царь женился на Вирсавии, родившей ему сына. Бог через Нафана обличил Давида в преступлении, предрекая ему бедствия. Искреннее раскаяние Давида освободило его от наказания смертью, но его сыну суждено было умереть. Вскоре Вирсавия родила Соломона. Один из сыновей Давида — Авессалом, выступив против отца, поднял мятеж в Хевроне, где сторонники помазали его на царство. Давид был вынужден спешно покинуть Иерусалим. Вместе с ним бежали священник Садок и левиты, несшие ковчег завета. Однако царь велел им вернуться в город. С помощью советника Хусии, притворно вставшего на сторону мятежников, Давид смог победить войско царевича. Авессалом пытался бежать, но был настигнут и убит, вопреки воле Давида. День торжества превратился в день скорби о сыне. Давид вернул себе трон, но зло еще на несколько лет поселилось в его царстве. По избавлении от всех врагов Давид обратился к Богу с торжественной песнью благодарности (2 Сам.22). В заключительной главе описаны драматические события, связанные с наказанием Израиля за грех исчисления народа. Почему перепись явилась прегрешением, ясно не Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 48 указывается. Но Давид осознал произошедшее как грех и раскаивался. Через пророка Гада Господь предложил царю самому избрать наказание: 7 лет голода в стране, 3 месяца преследования от врагов, 3 дня моровой язвы. Уповая на милость Бога, Давид избрал последнее. Язва унесла жизни 70 тысяч человек. Давид обратился к Богу покарать за беззаконие его, а не безвинных. По совету Гада царь соорудил жертвенник Богу на гумне, купленном у иевуссея Орны, принес всесожжение и мирные жертвы, и «умилостивился Бог» — моровая язва прекратилась (2 Сам.24). Давид дожил до глубокой старости, он помазал Соломона на царство, назначил его своим преемником и завещал построить храм. Первая книга Царей (начальные одиннадцать ее глав) повествует о временах правления Соломона. В разделе Писаний об этом же рассказывают девять глав второй книги Паралипоменон. Воцарению Соломона препятствовал Адония, другой сын Давида, самозванно провозгласивший себя царем. По указанию 73 Давида, во исполнение воли Бога, священник Садок и пророк Нафан помазали на царство Соломона и всенародно объявили об этом. Адония укрылся в скинии и был пощажен Соломоном, при условии, что будет вести себя благородно (1 Цар.1). Публично признав преемственность Соломоном царства, Давид в личном обращении напомнил тому об ответственности послушания закону Моисея. Воссев на престол Соломон упрочил его, избавившись от всех заговорщиков (1 Цар.2). Во сне Соломон получил заверение от Бога, что будет выполнена его просьба даровать разумное сердце («чтобы судить народ... и различать, что добро и что зло»), а также царю достанется и то, чего он просить не решился — богатство и слава, если будет сохранять заповеди Божии (1 Цар.3:11-14). Главным делом Соломона стало сооружение храма на горе Мориа, куда некогда Авраам привел Исаака для жертвоприношения. В строительстве участвовали десятки тысяч человек. Храм был построен по примеру скинии, но в два раза больше и значительно богаче. Когда священники и левиты внесли в Святое Святых храма ковчег завета, «слава Господня наполнила дом Божий» (1 Цар.8:11). Соломон построил для себя великолепный дворец, активно развивал торговлю, проводил жесткую налоговую политику. Богатство и роскошь царского двора постоянно возрастали. Широко распространилась и слава о мудрости царя. Однако последний период сорокалетнего правления Соломона трагичен. Несмотря на запрет, он имел огромный гарем из 700 жен и 300 наложниц. Для жен-иноплеменниц были построены в окрестностях Иерусалима капища их богам. Сам царь поклонялся и совершал жертвоприношения финикийской Астарте, аммонитскому Молоху, моавитянс- кому Химосу. Идолопоклонство не могло остаться безнаказанным и разгневанный Господь объявил Соломону, что царство будет отторгнуто после его смерти из рук сына и династия Давида станет править только одной частью этого царства, «ради завета с Давидом и ради избранного Богом Иерусалима» (1 Цар.11:9-13). Вскоре после смерти Соломона пришел конец «золотому веку» Израильского царства. Его сын Ровоам не внял просьбам народа облегчить налоговые тяготы, ответив жестким отказом. В результате десять колен Израиля избрали своим правителем 74 Иеровоама (бывшего доверенного человека Соломона, имевшего пророчество о грядущем своем царствии) и отложились от дома Давидова. Ровоама признали царем только колена Иуды и Вениамина (1 Цар.12). В середине X в. до н.э. единое государство распалось на Иудею (Южное царство) со столицей в Иерусалиме и Израиль (Северное царство) со столицей в Самарии. В обоих государствах сохранялась наследственная монархия. Но если в Иудее явное превосходство колена Иуды обусловило устойчивость династии Давидидов, то в Израиле ни одно из колен не имело особого преимущества и острые социально-политические про- тиворечия вызывали частую смену династий. Между Иудеей и Израилем надолго устанавливается вражда, нередко доходящая до войны. В X в. до н.э. упадок, в котором находились Египет, Хеттское царство, Вавилония, в значительной степени позволял небольшим государствам Палестины и Сирии (Иудее, Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 49 Израилю, Дамаску и прочим) сохранять свою независимость. Но уже в IX в. до н.э. окрепла и начала завоевательную политику Ассирия; в VIII в. до н.э. она подчинила себе Вавилон и предприняла ряд военных походов в Палестину. В 722 г. до н.э. ассирийский царь Саргон завоевал Израиль, а сохранившая независимость Иудея платила Ассирии тяжелую дань. В конце VII в. до н.э. вновь возвышается Вавилон, ставший самым мощным государством Ближнего Востока. Иудея попадает в полосу соперничества между Вавилоном и усиливавшимся Египтом. В VI в. до н.э. вавилонский правитель Навуходоносор нанес решающее поражение египтянам, подчинил Сирию, вошел в Палестину и опустошил Иудею. В 586 г. до н.э. он разрушил Иерусалим, сжег храм Яхве и увел в Вавилон значительную часть населения Иудеи («вавилонский плен»). В середине VI в. до н.э. образовалось сильное Персидское царство. Его правитель Кир совершил несколько походов против соседних государств. В 539 г. до н.э. он захватил Вавилон и в следующем году специальным указом разрешил иудеям вернуться на родину. Период существования разделенного древнееврейского государства представлен в 1 и 2 книгах Царей, а также в ряде пророческих книг. 75 Северное царство. Желая предотвратить связи своих подданных с Иерусалимским храмом, израильский правитель Иеровоам поставил в Дане и Вефиле золотых тельцов, сказав народу: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (1 Цар. 12:28). Таким образом он ввел идолопоклонство, к тому же произвольно назначал священников и допускал неустановленные жертвоприношения. Господь дважды предупреждал его через пророков. Неназванный пророк из Иудеи за такое предостережение был взят под стражу. Другое предупреждение Бог дал через пророка Ахию: «Я наведу беды на дом Иеровоамов, и истреблю Иеровоама до мочащегося к стене... и вымету дом Иеровоамов как выметают сор ...» (1 Цар. 14:10). Династия Иеровоама прекратилась с убийством его сына Навата, делавшего, как и отец, «негодное пред очами Господа» (2 Цар.15:25-31). Воцарившийся Ваас, убийца Навата, истребил весь дом Иеровоама и постоянно воевал с Иудеей. Он не внимал словам пророка Иуя, провозглашавшего слово Господне и призывавшего царя служить истинному Богу (1 Цар.15:32-16:7). Исполнением пророчества стала смерть сына Вааса Ила, царствовавшего около двух лет. Основоположником самой знаменитой династии Израиля стал Амврий, двенадцатилетнему царствованию которого посвящено всего восемь стихов, упоминающих о построенном им городе Самарии и о том, что и он ходил греховным путем Иеровоама (1 Цар.16:21-28). Затем в Самарии, ставшей столицей Израиля, на два десятилетия воцарился Ахав, сын Амврия, превзошедший грехами своих предшественников. Он женился на финикийской принцессе Иезавели и стал поклоняться Ваалу, воздвиг жертвенник этому богу и насадил священную рощу (1 Цар. 16:29-33). Дважды доверился Ахав Богу, обещавшему победу над полчищами сирийского царя Венадада, но после победы сохранил * противнику жизнь и заключил с ним договор. Тогда через пророка Ахаву было дано слово Господне: «за то, что ты выпустил из рук твоих человека, заклятого Мною, душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа» (1 Цар.20:42). В правление Ахава появляется пророк Илия. Он предсказал царю засуху, которая прекратится только по слову пророка. По Божьему указанию Илия удалился в пустынное место у потока и 76 вороны приносили ему хлеб и мясо. Когда поток высох, Илия переселился к бедной вдове, у которой чудесным образом до конца засухи не иссякали мука и масло; по молитве к Богу пророк исцелил заболевшего ребенка вдовы. Через три года Бог велел Илие вернуться к Ахаву и обличить его в идолопоклонстве. Илия велел собрать Израиль Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 50 и пророков Ваала, вопросив: «долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, последуйте Ему; если Ваал, то ему следуйте» (1 Цар. 18:21). Напрасно 450 пророков Ваала, приготовив жертву, звали своего бога принять ее. В то же время приготовленное Илией всесожжение, хотя жертва и дрова были залиты водой, оказалось пожрано огнем Господним. Народ признал Господа своим Богом, пророки Ваала были убиты по указанию Илии. Сразу сделалось мрачно от туч и пошел долгожданный дождь (1 Цар. 18:45). Узнав о судьбе пророков Ваала, Иезавель начала преследовать Илию и он был вынужден бежать. Пророк скрывался в пустыне, затем в пещере у горы Хорив. Здесь Бог ободрил его тем, что есть еще 7 тысяч праведных израильтян, не поклонявшихся чужим богам, и дал поручение: помазать Ииуя в цари над Израилем, Азаила в цари над Сирией, Елисея — в пророки вместо себя. Вскоре Илия призвал Елисея. Еще раз Ахав и Илия встретились на винограднике Навуфея, оклеветанного и до смерти побитого камнями по наущению Иезавели, ради присвоения этого виноградника царем. Илия обличил Ахава в преступлении и грехе идолопоклонства, предсказав истребление его дома и страшный конец Иезавели. Раскаяние Ахава и его смирение смягчают наказание: беды на его дом будут наведены в дни его сына (1 Цар.21). Вскоре, однако, Ахав не последовал предостережению пророка Михея отказаться от войны с сирийцами и был убит в бою. Его сын Охозия, правивший два года, тоже «делал неугодное пред очами Господа» и ходил «неправедными путями» отца и матери (1 Цар.22:51-53). Заболев, он послал узнать, выздоровеет ли, к аккаронскому божеству Вельзевулу. Вышедший навстречу посланным пророк Илия предсказал за вопрошание к чужому богу смерть царю, что и произошло затем «по слову Господню» (2 Цар. 1 ). История пророка Илии завершается тем, что Елисей перенял от него в удвоенном виде духовное дарование и обрел способность к чудесам (например, раздвигать воды). Это произошло после того, |