История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
Скачать 5.21 Mb.
|
184 свои действия — «энергии», которые неотделимы от его сущности, но, одновременно, доступны человеческому восприятию. Самым впечатляющим признаком божественного присутствия является так называемый «Фаворский свет», впервые открывшийся еще апостолам в их бытность на горе Фавор. Он не тождественен физическому свету или же интеллектуальному озарению. Более близким будет его описание как внутреннего мистического состояния души, пронизанной божественными «энергиями». Увидеть сияние этого света христианин может лишь погружаясь в «священно-безмолвствующее» молитвенное созерцание. Тело, находясь в неразрывном единстве с душой, помогает этому процессу. В результате последовательных психофизических усилий человек впадает в экстаз, при котором душа и тело наполняются ощущением преисполненности «нетварным светом». В середине XIV века паламизм рассматривался как официальная доктрина византийской церкви. Впоследствии он утрачивает былое влияние, но и по сей день остается в числе излюбленных тем православного богословия. Повышенная акцентация исихазма на индивидуальной углубленно-созерцательной практике оказалась не вполне совместима с установившимся в православии соборно- литургическим типом отправления культа. Возникла проблема адаптации, в решение которой весомый вклад внес византийский богослов Николай Кавасила (ум.1371 г.). В сочинении «О жизни во Христе» и других трактатах он, по сути, переложил исихастскую концепцию богообщения на язык православных литургических приемов и таинств, обосновав непосредственное соучастие и присутствие в них божественных «энергий». Согласно Кавасиле, в восточном чине призвания Святого Духа на дары присутствует «энергия», раскрывающая Бога в бытийном, тварном мире. Следующее за этим таинство причащения содержит уже другую «энергию», вводящую божественность Христа в человеческое существо. В итоге, посредством литургии и таинств совершается мистический акт приобщения к Богу. Можно утверждать, что к XV веку круг основных идей и понятий православно- богословской мысли сформировался и получил законченные очертания. Ортодоксия, став не только самоназванием, но и стержнем конфессионального уклада, диктовала отказ от каких-либо «поновлений» и развития догматики. Главной задачей выступает сохранение неповрежденности 185 учения, защита его от чуждых православному духу религиозных и светских идеологий. На этом поприще, время от времени, возникали богословские споры, разрабатывалась дополнительная аргументация в защиту истин веры, складывались национальные религиозно-политические концепции. Последнее весьма наглядно прослеживается, как известно, в истории русской церкви, оставшейся с падением Византии самой масштабной и влиятельной представительницей православия. Причем ведущими темами становятся роль православия в судьбе России и роль православной России в мировой истории. Вокруг этого стержня разворачиваются и «антилатинская» идеология киево- печерского монашества, и автономистские претензии церкви, и противостояние пронизанного духом афонского исихазма нестяжательства иосифлянскому возвышению «царства» над «священством», и разнообразные вариации на тему «Москва - третий Рим», и вогосударствление церкви в синодальный период, и религиозно-реформаторские Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 113 настроения рубежа XIX-XX веков, и современные размышления о «вертикальном» и «горизонтальном» способах связи Бога с миром. В какой бы социально-политической конкретике ни оказывалась русская церковь, общий настрой ее богословского «самосознания» оставался по преимуществу традиционно-консервативным. То же можно сказать и о состоянии всей православно-богословской ментальности на протяжении XV-XX веков. Поворотных событий, в виде возникновения каких-то радикальных богословских систем (если не считать конъюктурной концепции «созвучия» христианства коммунистической идее), православию удалось избежать. В целом, православная мысль — иногда оперативно, иногда с отставанием — занималась освоением меняющихся социально-исторических условий в привычных для нее тра- диционных понятиях восточно-христианского богословия. Это всегда позволяло хранить образ неизменного, обладающего истиной и поэтому в любых ситуациях необходимого учения, В настоящее время средоточием православного богословствования являются «академические» круги церкви — профессорско-преподавательский состав духовных учебных заведений. Их деятельность охватывает несколько ведущих направлений: ос- новное богословие (апологетика), догматическое богословие, 186 нравственное (практическое) богословие, пастырское богословие (с примыкающими к нему литургикой и гомилетикой), экзегетику и сравнительное богословия. Ведущим мотивом в содержании всего этого спектра было и остается систематическое изложение вероучения и обоснование его применимости в жизни православных христиан. За последнее столетие настойчиво заявило о себе и так называемое светское православное богословствование. Оно гораздо разнообразнее по тематике, идейному содержанию, языку и стилю, нежели церковно-богословская традиция. Во многом этот род богословских исканий вызван неудовлетворенностью православных мирян тяжеловесной и не всегда ясной позицией церкви по ключевым вопросам текущей жизни. По существу же, речь идет о попытках вывести православную мысль на более значительный — религиозно-философский уровень. В России такие попытки обнаруживаются с середины XIX века. Они встречаются уже в концептуальных построениях славянофилов, почвенников, «русском византизме». Особую насыщенность философскими идеями православное миросозерцание получило в трудах представителей «нового религиозного сознания». Однако, внесение «философского фермента» привело, среди прочих последствий, к заметной дифференциации в самой вне-церковной богословствующей среде. На смену ортодоксальной монолитности приходит свободный творческий поиск, зачастую удаляющий мыслителя от устоявшихся догматических стандартов. Так получилось, например, с воззрениями «софиологов», которые в рассуждениях о «премудрости божьей» пришли к созданию целого ряда неканонических образов («четвертой ипостаси», не-ипостасной сущности Бога и т.д.). Разброс мнений проявился даже по «классическим» мировоззренческим проблемам. Иллюстрацией этому может служить серьезное расхождение взглядов двух выдающихся православных писателей XX столетия — Л.П.Карсавина и В.Н.Лосского - по вопросу соотношения веры и разума, взятых в контексте «философствующего» богословия. Для первого из них, разум (познание) и вера не имеют противоположности, так как одинаково направлены на истину, а она содержится только в одном источнике — Боге. Это дает повод для оптимистической идеи Карсавина о возможности созидания целостного богословско-философского мировоззрения. 187 Иначе понимал эту проблему В.Н.Лосский, для которого подобный «синтез» казался немыслим. Знание, считал он, уместно лишь как средство, подводящее к главной цели. Сама же цель — соединение с Богом — сверхразумна. Поэтому правильное рассуждение о Боге-Слове и искреннее слово о едином Боге, то есть собственно богословие, прежде всего — мистичны и в философской рефлексии не нуждаются. Характерно, тем не менее, что этот и многие иные примеры идейных исканий светских православных мыслителей свидетельствуют о явном непринятии ими безоговорочного Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 114 единомыслия, статичности и самодостаточности, присущих основной массе профессиональных служителей культа. В то же время, реакция официального православия на религиозно-философское творчество своих последователей нередко оказывается крайне сдержанной. Даже осознание интеллектуально развитой частью клира необходимости в конфессионально ориентированном философском подкреплении церковной идеологии, позитивным исходом обернуться не может. Внесение разумного начала в православное богословствование просто противоречит его исходным мистическим основаниям и потому, рано или поздно, отторгается. Вследствие этого, светское богословие находится, фактически, в параллельном ряду с господствующей церковной линией, да и не столь уж безоговорочно приветствуется с ее стороны. Впрочем и вся история православного богословия показывает, что собственно философская проблематика в большинстве случаев была необязательна для церковного мышления и только вносила излишнее смятение, нарушая спокойствие монументального вероисповедного традиционализма. Кардинальными компонентами религиозного комплекса, именуемого православием, всегда оставались не столько текст и размышление, сколько чувство и практическое культовое действие. Культовая практика православия Алтарь в православном храме Православию (как и вообще всякой религии) свойственно различение двух областей мироустройства. С одной стороны, это — мир видимый, посюсторонний, земной. С другой же — неземной, потусторонний, незримый. Их соотношение понимается однозначно: высшим и абсолютным началом выступает область трансцендентного. Что касается человеческого бытия, то оно мыслится сотворенным, вторичным и преходящим. Содержание культа при таком способе мировосприятия заключается в установлении связи творения с Творцом, наведении «мостика», соединяющего человеческое с божественным. Этой цели служат особые священнодействия, при совершении которых, по христианскому учению, на верующих нисходит божья благодать. Общее название данных действий — таинства. В православии к ним причислены крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). Видимыми символическими актами, сопровождающими таинства, становятся Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 115 разнообразные церковные обряды. Считается что установление таинств и их введение в богослужебную практику принадлежит самому Иисусу Христу и его ученикам- апостолам. 189 Первым по значимости является крещение. Вероучительный смысл этой процедуры толкуется как «умирание» человека для жизни грешной и переход к воцерковленному состоянию, которое духовно возрождает окрещенного и открывает ему перспективу спасения. Кульминационный момент этого таинства - омовение крещаемого водой. Как символ очищения, подобный обряд известен еще с дохристианских времен, в культовых системах многих народов мира. Православие допускает крещение людей практически любого возраста, хотя чаще всего это — новорожденные. Вскоре после имянаречения младенец приносится в храм, где священник, произнося молитвы, начертывает ребенком подобие креста и троекратно погружает в купель. Тем самым крещаемый как бы сопогребается и совосстает с Христом, воскресая для служения Богу. Затем звучат слова отречения от «Сатаны и всех дел его» и другие, необходимые по ритуалу, тексты (за новорожденного это делают его воспреемники — крестные отец и мать). Далее следует облачение в белую крестильную одежду, обнос вокруг купели и надевание нательного креста — знака совершившегося акта. При крещении взрослого, к чтению установленных молитв и Символа Веры добавляется произнесение заповедей Декалога, принародное отречение от прежних верований (для прозелита) и «преподание благодати» (священник трижды дует человеку в лицо, осеняет крестом и накладывает свои руки ему на голову). Завершается все поклоном и славословием Святой Троице. Во время крестильных действий происходит также совершение таинства миропомазания. Для его проведения, предварительно, производится освещение оливкового масла (елея), белого вина, трав и ароматических добавок, которые затем смешиваются в особый состав, именуемый миро. Полученное благовоние используется для помазывания частей тела крещаемого. Через этот обряд члену церкви передается печать благодати Святого Духа, что знаменует посвящение христианина Богу. Одновременно в верующем открывается способность к усвоению и культивированию так называемых «плодов Св.Духа», дающих силу для борьбы с грехом. К ним православие относит любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, веру, кротость, воздержание. 190 Обретаемая таким образом возможность «духовного возрастания» понимается православным человеком и как поддержка его повседневной, в частности, семейной жизни. Таинством, которое закрепляет супружеский союз, является брак. До XIII века оно осуществлялось во время литургии, позднее выделилось в самостоятельный ритуал. Действующий ныне в русском православии порядок основных обрядов церковного бракосочетания установлен с XVII века. Совершение этого таинства положено предварять трехнедельным периодом так называемых «обыска» и «оглашения» (устного и письменного оповещения о готовящемся событии), чтобы выяснить вероятные препятствия к браку. Имеется обширный перечень ограничений к религиозному оформлению брака: возраст, состояние психического здоровья, нерасторгнутое предыдущее супружество, четвертый брак и т.п. Церковное бракосочетние не допускается, также, по вторникам, четвергам, субботам, на пасхальной и сырной неделях, накануне двунадесятых и престольных праздников, во время целого ряда постов и в некоторые другие дни (хотя, с благословения правящего архиерея, возможны исключения). Значение таинства состоит в освящении семейной жизни, уподобляемой духовному союзу Христа и церкви, и получении верующими благодати на рождение и христианское воспитание детей. Первый этап таинства — обручение, в ходе которого священник перед аналоем (стол с Евангелием) трижды осеняет крестом жениха и невесту, вручая им освященные кольца. Затем происходит обмен кольцами. Второй этап — венчание. Жених и невеста у аналоя Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 116 вопрошаются о добровольности вступления в брак, после чего молитвенно испрашивается божье покровительство и благословение их союзу, целомудрию, многочадию и благочадию. Далее следует «возложение» венцов, благословение от священослужителя и троекратный обход с пением молитв вокруг аналоя. При повторном браке обоих супругов ритуал дополняется их покаянными молитвами. Традиция воцерковленного бытия подразумевает обрядовое сопровождение также и печальных обстоятельств жизни. В этих случаях происходит таинство елеосвящения (соборования). Его принято совершать над заболевшим человеком. Внешняя форма таинства состоит в семикратном обмазывании елеем лба, щек, губ, рук и груди больного. Затем группа 191 священнослужителей, окружив верующего, символически воспроизводит целительные действий Иисуса (наложение рук), прикладывая раскрытое Евангелие письменами к голове христианина. Оканчивается таинство молитвой служителей культа к Христу об исцелении тела и души соборовавшегося. Кроме того, завершающая молитва таинства содержит и призыв о прощении грехов, в которых верующий до заболевания исповедаться еще не успел. Поэтому соборование практикуется и в случае приближения смерти, когда человек уже не в состоянии сам придти к покаянию. С уходом верующего из жизни связан ряд специальных обрядов, составляющих православный похоронный ритуал. Очно (после внесения умершего в храм) или заочно (над горстью земли с могилы) производится молебен о прощении грехов покойного — отпевание. Процедура погребения включает специальное богослужение над умершим (панихиду), вынос тела и захоронение. Забота о душе, покидающей этот мир, требует от родных и друзей выполнения и последующих поминальных действий с молитвенными просьбами об ее упокоении: на третий, девятый, сороковой дни, в годовщины смерти и по особым («родительским») дням. Спасение души, по христианским понятиям, есть ее полное освобождение от постоянно присутствующего в земной жизни греха. Путь к этому, согласно православным воззрениям, начинается с глубокого осознания верующими своей греховности. Назначение церкви - помочь христианам в противостоянии греху, для чего им предлагается таинство покаяния (исповедь). В раннехристианскую эпоху исповедь нередко носила публичный характер. С VII века она становится тайным индивидуальным признанием вины в присутствии священнослужителя. Это таинство принято православной и католической конфессиями. Протестантизм также поощряет раскаяние, однако таинством не считает, поскольку грех полагается неустранимым при жизни и оправдывается не ритуалом, но личной верой. Свидетелем покаяния является священник. Православие отводит ему роль поверенного: он не отпускает грехи, но служит «проводом», соединяющим кающегося с Богом. Достижение цели исповеди зависит от искренности верующего. Поэтому таинству должен предшествовать продолжительный период эмоционально-психологического настроя на пока- 192 яние - посещение церковных служб, размышления над Библией и житийной литературой, говение (пост, исключающий животную пищу). Православный вариант исповеди предполагает троекратное поклонение в храме кресту и Евангелию, открытие грехов по вопрошениям священника, коленнопреклоненное выслушивание разрешительной молитвы, творимой иереем от имени Христа. Характер приносимых к покаянию грехов определяет их оценку служителем культа. Он может дать совет или наставление, либо назначить епитимию (наказание в виде особых требований к поведению верующего на определенный срок). Священник, в свою очередь, не имеет права разглашать содержание исповеди. 1 При совершении всех таинств главными участниками обрядовых действий выступают священнослужители. В православии к ним относят ту часть клира (совокупности профессиональных служителей церкви), которой «преподан» дар божественной благодати — особой силы для преодоления греховности. Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 117 Наделение этим даром осуществляется через хиротонию (рукоположение), от уже имеющих благодатное дарование иерархов, в ходе таинства священства. Цель таинства — возведение достойного христианина в сан, дающий право участия в богослужении и пастырской деятельности. Среди православного духовенства различаются три категории священнослужителей: диаконы, пресвитеры (иереи) и епископы. Низшей степенью является диаконат. Диаконы — служители, которые участвуют в церковных обрядах, но самостоятельно совершать таинств не могут. Обычно они принадлежат к белому духовенству, хотя могут быть и из числа монашествующих (иеродиаконы). Наиболее заслуженные удостаиваются почетного титула старших диаконов — протодиакон. Средняя и самая многочисленная категория — пресвитеры (настоятели приходских храмов: из белого духовенства — иереи, священники; из черного — иеромонахи). Они обладают правом совершения любых обрядов и таинств за исключением священства. 1 В 1721 г. русская церковь получает "Духовный регламент", обязывавший приходских священников доносить властям полученные на исповеди сведения о покусительстве на интересы императора, его семейства и государства. |