Главная страница
Навигация по странице:

  • Священное Писание (Библия) в православии: состав и переводы.

  • Священное Предание и особенности богословской мысли в православии

  • Культовая практика православия

  • Организация и церковное устройство современного православия

  • Дополнительная литература

  • Старинный рисунок Каабы и ее ограды

  • Вознесение Мухаммада Ислам

  • История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете. История религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе. Лекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт


    Скачать 5.21 Mb.
    НазваниеЛекции, прочитанные в санктпетербургском университете рекомендовано учебнометодическим советом философского факультета Санкт
    АнкорИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университете.pdf
    Дата15.01.2018
    Размер5.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория религии - Лекции, прочитанные в Петербургском университе.pdf
    ТипЛекции
    #14073
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница25 из 32
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   32
    209
    ЛИТЕРАТУРА
    Феномен ортодоксии в христианстве. Понятие православия.
    1.
    Болотов В.В.
    Лекции по истории Древней церкви. Репринт. изд. Вып. 1-4. М.
    1994.
    2. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М. 1991.
    3. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность.
    Византия. Древняя Русь. Л. 1988.
    4. Основы православного вероучения. Часть I. Текст подготовил свящ. С.
    Рассказовский. СПб. 1993.
    5.
    Шмеман А.,
    протоиерей. Исторический путь православия. М. 1993.
    Священное Писание (Библия) в православии: состав и переводы.
    1.
    Аверинцев С.С.
    Поэтика ранневизантийской литературы. М. 1977.
    2.
    Бернштейн СБ.
    Константин-философ и Мефодий: начальные главы из истории славянской письменности. М. 1984.
    3. Комиссия по научному изданию Славянской Библии (Русская Библейская
    Комиссия): Сборник справочных материалов. Л. 1990.
    4.
    Логачев К.И.
    Русская Библия во второй половине двадцатого века. СПб.
    1995.
    5.
    Рижский М.И.
    История переводов Библии в России. Новосибирск. 1978.
    6.
    Иларион,
    митрополит Киевский. Слово о Законе и Благодати. Текст и рус.пер. //Альманах библиофила. Вып.26. Тысячелетие русской письменной

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    127 культуры. М. 1989.
    Священное Предание и особенности богословской мысли в
    православии
    1.
    Карсавин Л.П.
    Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М. 1994.
    2.
    Карташев A.B.
    Вселенские соборы. М. 1994.
    3.
    Киприан (Керн),
    архимандрит. Золотой век Свято-Отеческой письменности.
    М. 1995.
    210
    4.
    Лосский В.И.
    Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догма- тическое богословие. М. 1991.
    5.
    Флоровский
    Г., протоиерей. Пути русского богословия (По изд.: Париж,
    1937). Вильнюс. 1991.
    6.
    Экономцев И.,
    игумен. Православие, Византия, Россия. М. 1992.
    Культовая практика православия
    1. Живое
    В.М.
    Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М.
    1994.
    2.
    Мень А.,
    протоиерей. Таинство, слово, образ. Богослужение Восточной церкви. Л. 1991.
    3.
    Нефедов Г.,
    протоиерей. Таинства и обряды Православной Церкви. Учебное пособие по литургике. Изд. 2-е. М. 1995.
    4.
    Покровский Д.
    Словарь церковных терминов. М. 1995.
    5.
    Рашковский Е.Б.
    С высоты Востока. Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М. 1993.
    Организация и церковное устройство современного православия
    1.
    Бессонов М.Н.
    Православие в наши дни. М. 1990.
    2.
    Иоанн (Максимович),
    архиепископ. Русская Зарубежная Церковь (Переизд. по тексту: Джорданвилл, 1991). СПб. 1991.
    3.
    Михаил (Мудьюгин),
    архиепископ. Русская православная церковность.
    Вторая половина XX века. М. 1995.
    4. Русское православие: вехи истории. Под ред. А.И.Клибанова. М. 1989.
    5. Христианство: Словарь. Под общ. ред. Л.Н.Митрохина. М. 1994.
    6.
    Скурат К.Е.
    История Поместных Православных Церквей: учебное пособие.
    В 2 т.—М., 1994.
    Дополнительная литература
    1.
    Григорий Нисский.
    Об устроении человека. Пер.—Спб., 1995.
    2.
    Дионисий Ареопагит.
    О Божественных именах и мистическом богословии.
    Пер. СПб. 1994.
    3.
    Иоанн Дамаскин.
    Точное изложение православной веры. Пер. М., Ростов-на-
    Дону 1992.
    4.
    Григорий Палама.
    Триады в защиту священнобезмолвствующих. Пер. М.
    1995.
    5.
    Иосиф Волоцкий.
    Просветитель. М. 1994.
    6. Русская философия: Конец XIX — начало XX века: Антология. Сост.
    А.А.Ермичев. СПб. 1993.
    211

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    128
    ИСЛАМ
    Ислам

    самая поздняя из великих религий мира. Ее основатель

    Мухаммад

    впервые возвестил о ней в 610 или в 612 г. после Рождества Христова. Но повторить
    вслед за французским историком Э. Ренаном, что Ислам возник при полном свете
    истории, значит существенно упростить картину. Другие расхожие представления об
    Исламе как о "религии меча " или "примитивном и наиболее последовательном
    единобожии" также искажают образ веры, с которой Россия имеет дело больше ты-
    сячи лет, как на своих рубежах, так и внутри своего историко-культурного
    пространства.
    Появившиеся в нашей стране за последние годы научно-справочные издания (здесь и
    далее см. аннотированный список рекомендуемой литературы в конце этого раздела)
    позволяют выбрать особый ракурс для освещения темы. Стоит ли давать по
    необходимости краткий очерк положения в Аравии на заре Ислама и подробную
    биографию Мухаммада, ест это с исчерпывающей полнотой и убедительностью
    проделано в первом томе книги О.Г.Большакова "История халифата"? Есть ли
    необходимость в цитатах из Корана, когда его лучите переводы на русский (переводы
    Г.С.Саблукова, И.Ю.Крачковского) перестали быть библиографической редкостью? О
    житии Пророка и его речениях

    хадисах, о толкованиях Корана и идейных
    расхождениях в Исламе, о мусульманском мистицизме (суфизм) и мусульманском праве
    (фикх) лучше всего составить представление по недавним коллективным работам
    наших исламоведов, возглавленных С.М.Прозоровым

    "Ислам: Энциклопедический
    словарь " и "Хрестоматия по исламу ". Другое дело, что для читателя невостоковеда
    пользование словарем и другими пособиями будет затруднено слабым знакомством со
    специальной мусульманской терминологией, незнанием не только арабского языка, но и,
    шире, языка Ислама как особого историко-культурного явления Надеемся облегчить эту
    задачу, ибо как раз о культурном языке Ислама и пойдет дальше речь.
    213

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    129
    Старинный рисунок Каабы и ее ограды

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    130
    Вознесение Мухаммада
    Ислам — религия Книги, Корана (арабск.
    ал-Кур'ан
    ),
    1
    что в переводе с арабского означает «чтение». Первым словом, которым ангел небесный предварил откровение
    Божие, данное
    Мухаммаду,
    было повеление «читай»! И хотя ангел держал в руках свиток с полным текстом Корана, Мухаммад запоминал откровение с голоса, частями, ибо полная Божеская истина, явленная человеку сразу, испепелила бы его. Слово важнее образа, буквы главнее рисунка. Ислам — религия надписей, которые сопровождают верующего всю его жизнь, даже если он не учен грамоте, как не был учен, если верить преданию, сам Пророк.
    Первое откровение навсегда изменило жизнь сорокалетнего уроженца аравийского города Мекки
    (ал-Макка),
    далекой окраины тогдашнего культурного мира. Выходец из рода
    хашим
    племени
    курайш,
    родившийся в «год слона» — год неудачного похода в
    Западную Аравию эфиопа Абрахи (по преданию, 570 г.) — Мухаммад лишился отца во младенчестве, а матери — на шестом году жизни. С пятнадцати лет он зарабатывал себе на пропитание, в
    1
    Здесь и далее курсивом выделяются ключевые исламские понятия, термины и имена, содержащиеся в энциклопедическом словаре «Ислам» (см. список рекомендуемой литературы №7).
    215
    двадцать пять женился на состоятельной вдове Хадидже, стал отцом, участвовал в торговых и бранных делах своих земляков. Задумывался ли он тогда о грядущем избранничестве? Возможно, задумывался, когда вместе с прочими сородичами занимался

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    131 перестройкой
    Ка'бы
    (арабск. «куб»), племенного культового центра, и брал в руки знаменитый «черный камень», закрепленный в «черном», т.е. восточном наружном углу святилища. Но это было за несколько лет до откровения, превратившего обычного мекканца в Пророка новой веры.
    Сам Мухаммад не называл эту веру новой. В Аравии до него уже были праведники —
    ханифы,
    отвергавшие местных племенных богов и идолов, верившие в Единого Бога, но не считавшие себя ни христианами, ни иудеями, хотя часть населения исповедовала христианство или иудаизм. Первым ханифом мусульмане почитают пророка
    Ибрахима
    (библейского Авраама), «друга Аллаха». Мухаммад видел свою миссию в восстановле- нии древнего завета Авраама среди аравитян. Иудеев же и христиан он первоначально причислял к своим единоверцам, ибо их всех объединяло единобожие, вера в божественное Откровение, ниспосылаемое через пророков, вера в День Суда в конце веков, в Рай и Ад, отвержение идолопоклонничества, понятие о грехе и воздаянии.
    Исламская догматика, ритуал, мировосприятие складывались постепенно; в нашу задачу не входит детальная характеристика этого процесса, но лишь выделение главных составляющих готовой картины.
    К цепи пророков (арабск. ед.ч.
    наби)
    Мухаммад добавил еще одного — себя. Эта цепь начинается с первочеловека Адама, который еще на заре человечества исповедовал единобожие и предрекал явление Мухаммада. Число древних пророков огромно: их не меньше ста тысяч (по некоторым свидетельствам, 124 тыс.), хотя в Коране упомянуто лишь 28.
    Девять из них называются «стойкими»: Нух (Ной), Ибрахим, Дауд (Давид, получивший Священное Писание — Забур, или Псалмы), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф),
    Аййуб (Иов), Муса (Моисей, которому была ниспослана ат-Таура, или Тора), Иса (Иисус, получивший Инджил, или Евангелие) и, наконец, Мухаммад, которому был явлен Коран.
    Пророки не сверхъестественные существа, это люди через которых вещает Господь. Вот почему они достойней всех ангелов небесных. Высшие из пророков — посланники (всего их 313), которым Бог ниспос-
    216
    лал Писание, а высший из посланников — Мухаммад, Посланник Аллаха, Печать
    Пророков, замыкающий цепь. Другие пророки и даже угодники — аулийа (ед.ч. — вали) творили чудеса («неподражаемое чудо» —
    муджиза,
    сравнительно с «дарованным свыше» чудом второго сорта
    — карама).
    Посланник Аллаха не делал ни того, ни другого, ибо все его помыслы, слова и поступки были ясным указанием на его миссию.
    Исламская традиция рассматривает Мухаммада как совершеннейшего человека (см. соответствующее арабское выражение
    ал-инсан
    ал-камил,
    переосмысленное мусульманскими мистиками). Жизнь его, особенно начиная с первого откровения, есть предмет тщательнейшего изучения, образец для толкования, почитания и подражания.
    Ведь Мухаммад непогрешим, т.е. еще во младенчестве, как учит предание, ангелы вскрыли ему грудь и очистили сердце от скверны.
    Проповеди Мухаммада собрали вокруг него небольшую, но преданную группу верующих. Когда число его приверженцев перевалило за три десятка, собрания были перенесены из дома Мухаммада в дом ал-Аркама, что стало событием в истории первоначального ислама: новая вера приобрела гласный характер. Так продолжалось несколько лет, пока со склона горы ас-Сафа Мухаммад не обратился к мекканцам с первой публичной проповедью, вселюдно объявив себя Пророком и призвав слушателей к почитанию Единого Бога. Его называли Аллах, ар-Рахман (Милостивый) ар-Рахим
    (Милосердный) и т.д. Позже сложилась теория прекрасных имен Аллаха (
    асма ал-хусна),
    всего 99, и сверх них — величайшее имя, известное только пророкам. От имен Аллаха происходит распространенная модель мусульманского именования, где одно из них предваряется словом «раб» (абд): Абдаллах, Абд ар-Рахман, Абд ар-Рахим и т.д.
    Равнодушие к проповедям Мухаммада сменилось у его земляков-язычников раздражением, когда он объявил, что предки курайшитов, жившие в эпоху «неведения»
    (джахилийа),
    за свое неверие горят в адском огне. Часть мусульман, спасаясь от преследования мекканцев, укрылась на время в Эфиопии (т.н. эфиопская
    хиджра).
    Мухаммад пытался примириться со своими противниками, признав местных богинь ал-

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    132
    Лат, ал-Уззу и Манат «дочерьми Аллаха» и «благородными предстательницами перед
    Аллахом». Однако он не мог отказаться от принципа единобожия и вскоре отменил эти стихи, объяснив
    217
    их наущением Сатаны. Это еще больше усилило напряжение между мусульманами и язычниками. Вернувшиеся было из Эфиопии снова отправились в добровольное изгнание.
    После смерти своей жены Хадиджи и Абу Талиба, главы рода хашимитов, Мухаммад лишился последней поддержки в родном городе. Пророк нашел помощь в оазисе Йасриб, куда по давнему аравийскому обычаю, был приглашен как третейский судья, чтобы разрешить споры местных племен.
    Незадолго до того как покинуть родной город, Мухаммад пережил чудесное ночное путешествие и вознесение
    (ал-исра ва-л-мирадж).
    На крылатом верховом животном
    ал-
    Бурак
    с человеческим лицом, блистающем в темноте, ангел Джибрил по воле Аллаха перенес Пророка на север «к отдаленнейшей мечети» (ал-харам аш-Шариф в
    Иерусалиме). На горе Мориа он молился с прежними пророками; ангелы же Господни рассекли его грудь и омыли его сердце. Затем Мухаммад был вознесен на все семь небес, увидел мировое древо Сидр, небесную Каабу, предстал перед Аллахом (которого, однако, не лицезрел), поведал Рай и Ад и вернулся в Мекку. Мекканцы встретили насмешками рассказ Пророка. Окончательный разрыв был предрешен.
    Время переезда (хиджра) Мухаммада из Мекки в город Йасриб, — позже названный
    Мадинат ан-Наби (Город Пророка), или просто Медина (622 г.), — стало отправной точкой мусульманского летоисчисления. Мекканские язычники преследовали Пророка, но он успел укрыться от них в пещеру: вход в нее паук тотчас заткал паутиной, чем обманул погоню, решившую, что там никого нет.
    Вместе с Пророком в Медину переселились мусульмане-мекканцы, которых прозвали
    мухаджиры,
    или «совершившие хиджру». Их встретили мединцы из племен аус и хазрадж, заключившие договор с Мухаммадом, принявшие Ислам и прозванные
    «помощниками» (ансар). Кроме них, в оазисе Йасриб проживали язычники, а также иудеи и христиане. С двумя последними группами отношения у Мухаммада все больше и больше обострялись. Это привело к изгнанию и частичному уничтожению местных иудейских племен и обрядовому отделению Ислама от родственных единобожных культов. Днем общей мусульманской молитвы стала пятница
    (джума),
    ориентиром
    (кибла)
    для молящегося — направление на мекканскую Каабу, а не на Восток или
    218
    на Иерусалим, как раньше. Паломничество к Каабе (состоящее из малого паломничества —
    умра
    и большого —
    хаджж)
    объявлялось долгом для каждого трудоспособного мусульманина. Была построена первая мечеть (масджид), установлены обрядовые правила. Кое-кто из новообращенных мединцев не утвердился в новой вере, колебался, замышлял козни, интриговал. Таких Пророк называл мунафикун, или
    «лицемеры».
    Мухаммад был не только племенным арбитром (хакам, хаким), провидцем (арраф) и духовным руководителем (имам) общины верующих
    (умма),
    предстоящим на молтиве.
    Конфликт с язычниками сделал его также предводителем (мукаддам, каид) воинства, постепенно подчинившего Исламу всю Аравию.
    Началось с нападения на бедуинов и разграбления мекканских караванов. Наиболее известный из этих мусульманских набегов вошел в историю как битва при Бадре (624 г.).
    В следующем году, после того как мусульмане отбили у мекканцев очередной караван, ополчение язычников двинулось на Медину и у горы Ухуд нанесло удар воинам Ислама.
    Сам Мухаммад, по преданию, потерял в этом сражении один из зубов. Положение с трудом спасла мусульманская конница. В 627 г. мекканцы, стремясь развить свой относительный успех, осадили Медину, но из-за внутренних раздоров сняли осаду и отступили ни с чем.
    В 628 г., сопровождаемый большим, хорошо вооруженным отрядом, Мухаммад направился в Мекку, объявив, что намерен совершить малое паломничество. В результате военного противостояния, на границе священной области Мекки
    (харам),
    в ал-Худайбии, обе стороны заключили перемирие, узаконившее положение Медины и сильно

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с.
    133 укрепившее мусульман. Мухаммад обратил свои взоры на Север, в сторону Сирии, за- воевав стоявшие на его пути оазисы Хайбар и Фадак с иудейским населением.
    Традиция утверждает, что примерно в это время Пророк направил послания византийскому императору Ираклию, иранскому шаху Хосрову II, эфиопскому негусу, арабскому вассалу Византии Гассаниду, наместнику Египта Георгию, правителям Омана,
    Йемена, Бахрейна и большого аравийского оазиса Йамамы. Всех их, исповедовавших православие, зороастризм, различные толки монофизитства и язычество, Пророк властно призывал обратиться в Ислам. Хотя ни одно из этих легендарных
    219
    посланий не имело немедленного положительного эффекта, а шах, как свидетельствуют хроники, даже разорвал в гневе письмо Пророка, мусульманская традиция относит именно к этому периоду превращение Ислама в мировую религию.
    Паломничество к Каабе было совершено в следующем, 629-м году, а в самом начале
    630 г. в Мекку почти без сопротивления вступили мусульманские войска.
    В мекканском святилище мусульмане уничтожили всех идолов, сохранив в Каабе лишь роспись, изображающую Деву Марию с младенцем. Если до этого принятие Ислама считалось личным делом каждого, то теперь Пророк поставил язычников перед суровым выбором — либо Ислам, либо меч (смерть). По существу, Пророк объявил войну язычникам. Примирившись с мекканцами, в массовом порядке принявшими ислам,
    Пророк расширил земли общины, осадив крупный аравийский город Таиф и после трудных переговоров принудив его к сдаче. Переговоры с жителями Таифа открыли «год посольств» (630 — 631) в течение которого Медину посетили многочисленные делегации
    Йемена,
    Центральной
    Аравии,
    Бахрейна,
    Йемамы, желавшие заручиться покровительством Мухаммада и согласные, на определенных условиях, принять Ислам.
    По преданию, один из аравийских лжепророков — Мусайлима, поклонявшийся в оазисе
    Йемаме
    ар-Рахману,
    предлагал Мухаммаду разделить Аравию между ними, однако
    Пророк отверг притязания самозванца и проклял его.
    Еще раньше, когда Мухаммад с большими силами выдвинулся далеко на Север — в граничащий с Византией оазис Табук, там его власть признали вожди местных христианских племен, епископ Эйлата Иоанн и представители нескольких других хри- стианских и иудейского поселений. Заключенный с ними договор о покровительстве
    (зимма), дающий иноверцам право на безопасность и свободу богослужения в обмен на выплату подушной подати
    (джизйа),
    считается самым ранним в Исламе (последующий связывается с именем Омара, см. ниже).
    К 632 г. все аравийские племена, почитавшие мекканскую Каабу, приняли Ислам.
    Новообращенные платили обязательную подать, тогда называвшуюся
    садака:
    из каждых сто голов скота — две. Оставалось превратить Каабу в исключительно мусульманское святилище. В 631 г. сподвижник и тесть Пророка Абу Бакр, будущий первый халиф
    (правильней
    халифа,
    т.е. преем-
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   32


    написать администратору сайта