Главная страница

Лекция 1 Особенности курса История стран Азии и Африки в новейшее время (19182000)


Скачать 3.39 Mb.
НазваниеЛекция 1 Особенности курса История стран Азии и Африки в новейшее время (19182000)
АнкорIstoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya.doc
Дата21.11.2017
Размер3.39 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаIstoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya.doc
ТипЛекция
#10335
страница28 из 64
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   64

II. Основные события «культурной революции» (1966-1969)

18 августа 1966 г. в Пекине состоялся грандиозный митинг хунвей­бинов с участием 1,5 млн. человек. Встреченный овациями Мао Цзэдун призвал поддержать хунвейбинов в их критике и исправле­нии руководителей. Всем участникам кампании гарантировался бесплатный проезд и питание. «Бунт — дело правое!» — этот лозунг Мао повторяли в Китае на все лады. Началась активная «деятель­ность»: хунвейбины громили официальные учреждения, измыва­лись над образованными людьми, уничтожали музеи и произведе­ния искусства.

Была прекращена деятельность Федерации профсоюзов, китай­ского комсомола, женских и спортивных организаций, творческих союзов — все они считались частью бюрократической системы.

Правда, в сентябре 1966 г. деятельность хунвейбинов несколько ог­раничили: им запретили поездки в сельскую местность — нужно было сосредоточиться на работе в городах. В декабре 1966 г. было решено перенести «культурную революцию» на промышленные предприя­тия — там из рабочей молодежи создаются отряды цзаофаней.

Кампании перевоспитания проводились в массовом порядке: всего, по официальным китайским данным, пострадало 100 млн. человек. Обычным явлением стала высылка из городов: только до октября 1966 г. было выслано свыше 400 тыс. человек. Всего за годы «культур­ной революции» было репрессировано 2 660 китайских писателей, 142 тыс. преподавателей, 53 тыс. деятелей науки и техники.

4 января 1967 г. нзаофани начали в Шанхае захват редакций газет, а затем и всех официальных учреждений. Было разгромлено здание горкома партии, захвачены все коммунальные службы города. Мао Цзэдун призвал сторонников распространить опыт цзаофаней по всей стране; аналогичные события стали происходить и в других городах — только в Пекине было разгромлено свыше 300 центральных учрежде­ний. Создалась угроза полной анархии.

В этих условиях армия как единственная дисциплинированная си­ла стала по собственной инициативе восстанавливать порядок, брать под контроль предприятия и коммунальные службы в городах.

С февраля 1967 г. началось создание ревкомов — новых органов вла­сти, призванных заменить уничтоженные государственные структу­ры. Они должны были состоять из трех элементов: революционных масс (хунвейбины и цзаофани), революционных руководящих кадров (начались призывы: «не снимать всех подряд») и военных.

Бюрократия была напугана разгулом инициативы. В феврале 1967 г. группа членов Политбюро ЦК КПК во главе с Тань Чженьлинем потребовала «усилить контроль со стороны партии». «Февральское противотечение» проявилось и в противодействии ряда местных органов и военных кадров. Ревкомы создавались с трудом.

С апреля 1967 г. в «бесчинствах хунвейбинов» пытаются обвинить Лю Шаоци; начались столкновения между отрядами хунвейбинов, цзаофаней и военными. Пик пришелся на июль, когда произошли серьезные беспорядки в Ухани, где местные цзаофани арестовали и избили прибывших из Пекина деятелей во главе с министром обще­ственной безопасности Се Фучжи. Пришлось направлять туда вой­ска, чтобы провести чистку как в гарнизоне, так и среди цзаофаней. Ряд экстремистски настроенных лиц стали призывать распростра­нить «культурную революцию» на армию, захватывали оружие, скла­ды с боеприпасами и т. д.

Осенью 1967 г. Мао Цзэдун дал указание: «сплотить ряды» — уме­рить активность, создавать ревкомы, проводить подготовку к IX съез­ду КПК. Реорганизация партии должна проводиться под контролем хунвейбинов и цзаофаней. Согласно инструкциям ЦК КПК, от пар­тийной работы следовало отстранять: «изменников», «подозреваемых в измене», «секретных агентов» и «лиц, показавших себя с плохой сто­роны», а также тех, «к кому цзаофани имеют серьезные претензии».

В апреле 1968 г. начался новый всплеск кампании: проводилась «ре-волюционизация ревкомов», «чистка классовых рядов». Повсеместно проходшш митинги-судилища, возобновились стычки с войсками, нападения на коммуникации, учреждения, банки и магазины. В июне 1968 г. состоялась встреча Мао Цзэдуна с руководителями хунвейбинов и цзаофаней в Пекине, где он поблагодарил их за «проделанную работу», но попросил прекратить насилие. Было принято решение организовать в учебных заведениях «рабочие бригады»; популярным стал лозунг: «Рабочий класс должен руководить всем!». Армия интенсивно взялась за наведение порядка, повсеместно создавались новые органы власти — ревкомы.

В октябре 1968 г. XII Пленум ЦК КПК исключил Лю Шаоци из партии, одобрил отстранение от занимаемой должности Дэн Сяопи­на и других видных деятелей, принял решение о создании «школ 7-го мая» для перевоспитания партийных кадров. В декабре 1968 г. по ре­шению партии активисты «культурной революции» направляются в сельские и окраинные районы, где они должны были собственным примером продемонстрировать новое отношение к труду. Истинной причиной было, конечно же, намерение убрать этот «горючий материал» из городов, поскольку «культурная революция» явно шла на спад.

Можно было уже подвести некоторые итоги. Бесчинства хунвейби­нов и цзаофаней привели к параличу инфраструктуры и дезорганизова­ли производство. В 1967 г. спад в промышленности составил 20%, рез­ко нарушилась работа транспорта, сократилась добыча угля. Только после того, как армия взяла предприятия под свой контроль, удалось приостановить спад и к 1969 г. восстановить производство на уровне 1966 г.

Вопреки первоначальным намерениям возврата к социально-эко­номической политике времен «большого скачка» не произошло; все вни­мание было сконцентрировано на политической борьбе — отдавать со­ответствующие указания по вопросам экономической политики было некогда. Лишь в самом конце 1968 г. последовала установка на всемер­ное развитие местной промышленности в рамках региональных эко­номических комплексов.

Важным обстоятельством стало то, что ущерб, нанесенный сельско­му хозяйству, был относительно невелик: поездки хунвейбинов в сель­скую местность были запрещены. Кроме того, хорошие погодные усло­вия способствовали росту урожайности зерна (1966 г. — 180 млн. т). Не был затронут «культурной революцией» и сектор военной промыш­ленности; именно в 1968—1969 гг. проведены три успешных испытания китайской водородной бомбы.

В апреле 1969 г. состоялся IX съезд КПК. Он отметил «решающие ус­пехи культурной революции». Многие наблюдатели в то время конста­тировали усиление роли армии в жизни общества. На съезде подчерки­валось, что именно «армия является опорой государства и диктатуры пролетариата». В новом Уставе КПК министр обороны Линь Бяо был назван в качестве «наследника и продолжателя дела Мао Цзэдуна»; поч­ти половину состава ЦК и Политбюро составляли военные. Подчерки­валось, что «культурная революция» будет продолжаться и впредь, но очевидным было, что основной ее этап уже завершен.
III. Завершение «культурной революции» (1970—1976)

Несмотря на победные реляции, звучавшие на IX съезде КПК, стало ясно, что Китай постигла огромных масштабов катастрофа. Скрыть ее было невозможно. Самое важное следствие — массовое разочарование людей. Коммунистическая власть потеряла свой престиж; она не су­мела гарантировать того, что от нее ожидали: надежности, стабильности, отсутствия потрясений. В годы «культурной революции» десятки миллионов людей подверглись насилию. То, что кампания велась ру­ками молодежи, затронуло традиционные ценности Китая, где почи­тание старших было основой отношений. Был скомпрометирован и принцип «потери лица», значение которого для поддержания морали в обществе было всегда исключительно велико.

Кроме того, «культурная революция» позволила еще раз убедиться в несбыточности идей коммунизма, в невозможности изменить при­роду человека, даже если воздействовать на его психику массовыми митингами-судилищами, принуждать к публичному покаянию и т. п.

Да, государственный аппарат был разрушен, его институты рас­формированы, чиновники напуганы и даже повергнуты в шок. Но не­обходимость административных функций в обществе сохранилась, а для этого были необходимы профессиональные кадры. Они появи­лись и в новых органах власти — ревкомах; очень скоро их работники уже ничем не отличались от прежних ганьбу.

Разочарование в результатах «культурной революции» было повсеме­стным. Оно затронуло и некоторых здравомыслящих руководителей. Мао Цзэдун, как полагают многие исследователи, после этих событий испытал глубокое разочарование. Фактически, он стал свидетелем крушения собственной мечты; неслучайно после 1969 г. Мао не пред­принимал никаких инициатив, довольствуясь ролью стороннего на­блюдателя и лишь изредка вмешиваясь в ход событий. Правда, и сре­ди лидеров КПК, и среди ее активистов было еще немало радикалов, упорно придерживавшихся прежних взглядов.

Но люди в массе своей осознали иллюзорность пути, на который их подвигли коммунисты; они были готовы поддержать любые изме­нения, даже стратегического характера.

Сразу после IX съезда КПК инициатива перешла к «прагматикам». Их лидер — премьер Госсовета Чжоу Эньлай — сохранил свой пост и не подвергся репрессиям. По его инициативе началось восстановление прежних государственных структур. С февраля 1970 г. по составленным им спискам началась реабилитация репрессированных, постепенно возобновили работу парткомы в провинциях и на предприятиях. При­мерно 45% руководящих органов партии было составлено из выдви­женцев «культурной революции»; постепенно их стали отстранять от власти.

Уже 16 ноября 1970 г. последовал «Указ об антипартийной деятель­ности Чень Бода». На него навесили убийственные ярлыки: интриган, карьерист, лжемарксист, антипартийный элемент. Затем исчез сам на­следник — Линь Бяо и еще 6 членов Политбюро. Официально об исчезновении Линь Бяо сообщили лишь 13 сентября 1971 г.: якобы он участвовал в заговоре против Мао Цзэдуна, бежал, погиб в авиацион­ной катастрофе на территории Монгольской Народной Республики.

Последовали чистки в армии: были сняты со своих постов десятки тысяч офицеров, в их числе начальник Генерального штаба, команду­ющие всеми родами вооруженных сил. Заменены также 23 руководи­теля провинциальных парткомов. Для расследования «преступлений Линь Бяо» была создана группа, возглавлявшаяся будущим руководи­телем государства — Хуа Гофэном.

Остававшиеся в руководстве КПК радикалы пытались противодей­ствовать усилению «прагматиков»: призывали к новым идеологичес­ким кампаниям, возобновлению «культурной революции», пропаган­дировали опыт Дачжая и Дацина. В феврале 1973 г. был реабилитирован и возвращен на пост первого заместителя премьера Дэн Сяопин. Он и возглавил фактическое руководство правительством — сам Чжоу Энь-лай был уже смертельно болен, находился в госпитале.

В августе 1973 г. состоялся X съезд КПК. Он подтвердил реабили­тацию репрессированных в прежние годы, но и выдвиженцы «куль­турной революции» сохранили свои позиции в руководстве. Вскоре после съезда они пытались развернуть новую кампанию «Критики Конфуция», но в феврале 1974 г. она была пресечена специальным ука­занием ЦК КПК. В течение 1974 г. радикалы предпринимали попыт­ки предотвратить дальнейшее укрепление прагматиков, Ван Хунвэнь разъезжал по всей стране с призывами возобновить «культурную ре­волюцию», но тщетно. В январе 1975 г. Дэн Сяопин был назначен на­чальником генштаба китайской армии и избран на пост заместителя председателя КПК.

Однако радикалы еще оказывали сопротивление: на сессии ВСНП в начале 1975 г. с докладом выступил член Политбюро Чжан Чунцяо. Он призывал к «борьбе с контрреволюцией», а главной задачей считал продолжение «культурной революции».

И вот настал 1976 год, по китайскому календарю — год дракона; по поверьям — это время больших несчастий, и они в самом деле постиг­ли страну. В январе 1976 г. умер премьер Госсовета Чжоу Эиьлай. Но радикалы воспротивились назначению на этот пост Дэн Сяопина. Преемником стал Хуа Гофэн, человек малоизвестный в столице, пар­тийный руководитель из родной провинции Мао Цзэдуна — Хунань. Были надежды, что он станет послушной игрушкой в руках радика­лов, поскольку не имеет связей в руководстве партии.

5 апреля 1976 г. в столице, на площади Тяньаньмэнь, произошли массовые демонстрации населения, в ходе которых звучали антиправительственные лозунги. Радикалы обвинили в их организации Дэн Сяопина, и он вторично попал в опалу. В июле 1976 г. произошло силь­нейшее землетрясение в Северном Китае: погибли 700 тыс. человек. Лишь в одном городе Таньшань жертвами стали 100 тыс. жителей, были разрушены современные металлургические заводы. 9 сентября 1976 г. умер Мао Цзэдун. Его преемником стал Хуа Гофэн. «Культурная революция» официально завершилась.
Выводы

  1. «Культурная революция» преследовала две главные цели: устранить бюрокра­тизм и осуществить массовое перевоспитание населения.

  2. Преодолевать серьезное сопротивление предстоящей кампании не пришлось; в среде ганьбу уже привыкли к периодическим чисткам и надеялись извлечь из этого для себя пользу. Проводить основные акции решено было руками моло­дежи.

  3. За время «культурной революции» ликвидированы основные государственные структуры и подвергнуты «перевоспитанию» десятки миллионов людей. Но страна оказалась на грани анархии; с февраля 1967г. армия вынуждена взять на себя функции управления.

  4. Несмотря на победные реляции IX съезда КПК, «культурная революция» вы­звала глубокое разочарование у населения Китая. После 1970 г. позиции ради­калов в руководстве государства стали слабеть; последняя их попытка пе­рейти в наступление на «прагматиков» была предпринята уже в 1976 г., "незадолго до смерти Мао Цзэдуна.

ЛЕКЦИЯ 28

Реформы конца 1970—1980-х гг. в Китае
I. Предпосылки перехода к радикальным реформам
Внутриполитические процессы

Исход «культурной революции» окончательно скомпрометировал имидж коммунистов и их общественных идеалов в глазах населения.

Народ это ясно осознавал и был внутренне готов к крутым поворо­там в политике. Хотя официально в Китае до сих пор не произошло радикальных изменений политической системы, сменился политиче­ский курс. Это позволяет сделать вывод: всем грандиозным экономиче­ским изменениям в Китае предшествуют политические.

Сразу после смерти Мао Цзэдуна в стране произошли неожидан­ные события. 6 октября 1976 г. Хуа Гофэн арестовал лидеров левацкой группировки, так называемую «банду четырех»: Цзян Цин, Ван Хунвэ-ня, Яо Вэньюаня, Чжан Чунцяо.

Началась реабилитация репрессированных. Хотя Дэн Сяопин об­ратился со специальным письмом к Хуа Гофэну еще 10 октября 1976 г. — в Китае не принято делать резких изменений; он был полно­стью реабилитирован и восстановлен на всех прежних постах лишь на Пленуме ЦК КПК в июле 1977 г.

С февраля 1978 г. меняется политика в сфере образования. Измени­лось и отношение к интеллигенции: ее наконец перестали называть «вонючей категорией», образованным людям стали отдавать предпо­чтение при назначении на должности. Было покончено с практикой посылки выпускников средних школ на 2 года в провинции для заня­тий физическим трудом.

В августе 1978 г. состоялся XI съезд КПК. Там прозвучала острая кри­тика «банды четырех» — их обвинили в эксцессах «культурной революции». Произошла чистка КПК от ее выдвиженцев — были сняты со своих постов 290 из 350 руководителей и их замов в провинциальных комитетах. Съезд свидетельствовал об укреплении позиций Дэн Сяопина, он был са­мым опытным в партийной иерархии, имел огромные связи и авторитет. Очень важно понимать особенности номенклатуры: там иногда значи­тельно большей властью располагает человек, официально не занимаю­щий высших постов, но имеющий авторитет среди коллег именно благо­даря старым связям. После съезда процесс реабилитации ускорился.

Хуа Гофэн осознавал ограниченность своих возможностей. 7 сен­тября 1979 г. он был смещен с поста премьер-министра, его преемни­ком стал протеже Дэн Сяопина — Чжао Цзыян. В феврале 1980 г. дру­гой выдвиженец Дэна — относительно молодой Ху Яобан — был назначен на специально созданный пост генерального секретаря ЦК КПК. Хуа Гофэн тогда оставался председателем ЦК КПК, но позже, в июне 1981 г., был снят с этого поста на Пленуме ЦК КПК, хотя и ос­тавался членом ЦК КПК. Ху Яобан был переведен на его место, а пост генерального секретаря ликвидирован.

На 3-м Пленуме ЦК КПК в декабре 1979 г. звучала особенно ост­рая критика в адрес прошлой политики и прежней идеологии, рассмат­ривалась стратегия будущих реформ. В ноябре 1980 г. начался судеб­ный процесс над членами «банды четырех», он продолжался до 25 января 1981 г. и сопровождался серией скандалов и обвинений в адрес действующих политиков КНР. Многие из репрессированных ранее были реабилитированы, на ключевых постах в партии и государстве расставлены люди Дэн Сяопина. Но как освободиться от старых кад­ров, которые уже не смогут работать по-новому? Уволить их сейчас, после восстановления и реабилитации, было бы слишком жестоко, учитывая льготы, положенные номенклатуре.

Выход был найден в сентябре 1982 г. На XII съезде КПК по предложе­нию Дэн Сяопина создана система советников на всех уровнях партии; сам Дэн возглавил Центральную комиссию советников. Многие после­довали его примеру, перейдя на посты советников и освободив таким образом места для более молодых и образованных членов партии. В сен­тябре 1985 г. на партийной конференции КПК ушла в отставку сразу по­ловина членов Политбюро — возможности для реформ были открыты.
Международные факторы

К тому времени для Дэн Сяопина и других лидеров группировки «праг­матиков» стал очевиден тупиковый путь «советской модели» экономики. После резкого скачка цен на нефть в конце 1973 г., в развитых стра­нах мира началась постиндустриальная революция: полностью менялась структура экономики, внедрялись новые технологии, оборудование. Лишь «мир социализма» оказался в стороне от этих процессов.

Это сделало особенно зримым его отставание от развитых стран. Стало ясно, что государственная экономика в принципе неэффективна, ее время прошло, требуются нестандартные подходы, чтобы создать в об­ществе систему стимулов к развитию. Особенно очевидным был пример соседнего Тайваня, который уже к концу 1970-х гг. стал одним из «четы­рех азиатских тигров» — наиболее развитых государств региона.

Важным фактором следует признать восстановление дипломатичес­ких отношений с Западом в 1970-е гг. Долгое время непримиримым противником Китая считались США. Уже в 1971 г. КНР вступила в ООН, а в 1972 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в Ки­тай. Благодаря «челночной дипломатии» Г. Киссинджера в январе 1979 г. были установлены полные дипломатические отношения между двумя странами. США сняли свои возражения против восстановле­ния прав КНР в других международных организациях. В феврале 1979 г. состоялся первый официальный визит Дэн Сяопина в США, в ходе которого он обратился к бизнесменам Запада с призывом вкла­дывать деньги в китайские реформы. С 1980 г. китайские студенты по­сылаются на учебу на Запад; только в США было направлено 20 тыс. студентов. Приток иностранных инвестиций в Китай оказался бурным, особенно со стороны китайской диаспоры — лиц китайского проис­хождения, проживающих за рубежом.
Разработка теоретической концепции реформ

Дэн Сяопин был человеком здравомыслящим и придерживался прин­ципа известной китайской пословицы: «все равно какого цвета кош­ка, лишь бы ловила мышей». Он был готов на любые реформы, но по­нял, что в условиях Китая они должны проводиться исключительно сверху, при сохранении контроля центральной власти. Аппарат гань-бу был запуган еще со времен «культурной революции», деморализо­ван, готов беспрекословно повиноваться.

По китайским традициям также ни в коем случае нельзя официаль­но подвергать сомнению высший авторитет, будь то авторитет кон­кретного человека (Мао Цзэдун) или авторитет партии (КПК). Нельзя признавать, что страна шла в ложном направлении несколько десяти­летий, а теперь руководство это осознало.

В 1978 г. была ослаблена цензура, что сразу же привело к резкой критике курса КПК. В Пекине была создана так называемая «стена демократии», где вывешивались дацзыбао с критикой в адрес комму­нистов и призывами свергнуть их власть. В ответ Дэн Сяопин в конце 1978 г. заявил, что при проведении реформ Китай сохранит диктатуру пролетариата, руководящую роль КПК и верность идеям Маркса-Ленина—Мао Цзэдуна. Реально это ничего, в сущности, не значи­ло — все понимали, что это всего лишь камуфляж. Впоследствии на Западе часто публиковали карикатуру: Дэн за рулем автомобиля, по­казывая левый поворот, тем не менее, едет направо. Признать «оши­бочным прежний курс» означало в Китае признать свое поражение, «потерять лицо». Этого делать было никак нельзя.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   64


написать администратору сайта