Главная страница
Навигация по странице:

  • 5 признаков постиндустриального общества

  • Характеристики системы

  • Формы описания системы

  • Лекция 1 Управление как процесс


    Скачать 77.16 Kb.
    НазваниеЛекция 1 Управление как процесс
    Анкорfilosofia_upravlenia2.docx
    Дата19.03.2019
    Размер77.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_upravlenia2.docx
    ТипЛекция
    #26072
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Августин выделял два вида любви:

    1. Любовь к себе, доходящая до забвения Бога – порождает град земной (государство).

    2. Любовь к Богу, доходящая до забвения себя – град небесный (церковь).

    С очки зрения Августина государство необходимо для обуздания зла, вызванного падением человека. Правитель назначен Богом для поддержания порядка на территории, и народ обязан подчиняться правителю. Поскольку обязан подчиняться воле Бога. Церковь выполняет функции морального воспитания и надзора за государством. В конечном итоге, как считал Августин, история завершится апокалипсисом и вытеснением града земного градом небесным.

    Философия эпохи возрождения перенесла вопросы социального управления из потусторонней сферы в объективную реальность. В эпоху возрождения было два основных направления в исследовании основ государства:

    1. Связано с поиском идеального образца государства – утопический социализм. Идеи утопического социализма были разработаны в трактатах английского философа Томаса Мора «Утопия». Так же идеи разрабатывалась итальянским философом в трактате «Город Солнца». В обоих этих трактатах разрабатываются и развиваются идеи Платона об идеальном государстве. Основными признаками идеального государства у обоих философов считаются:

    • ликвидация частной собственности, вплоть до обобществленного и производственного образа жизни;

    • всеобщий труд;

    • во главе государство должны стоять философы, которые избираются пожизненно.

    1. Связано с исследованием государства не такого, каким оно должно быть, а такого, какое оно есть на самом деле. Никола Макиавелли считал, что нужно исследовать государство и людей такими, какими они есть. Макиавелли исходил из того, что природа человека эгоистична и поэтому нужно исходит из этого постулата, в соответствии с этим, общество – арена борьбы и страстей, и государство нужно для того, чтобы привести этот хаос в порядок. Макиавелли, в отличии от Августина, считал, что воспитывает человека не церковь, а государство. С точки зрения Макиавелли, основная цель правителя – обеспечение блага государству и в этой цели нет ни добра, ни зла. Хорошо все, что на благо государства, плохо все, что ему вредит.

    Английский философ Томас Гоббс сформировал теорию общественного договора. С точки зрения Гоббса человек эгоистичен и его желания неограниченны. Без государства каждый человек имеет только свои естественные права на жизнь, на свободу и на собственность, но поскольку эти права ничем не ограничены, каждый человек, имея свои собственные права, он имеет права на все, что находится вокруг его.

    Люди заключают между собой общественный договор и учреждают государство. По этому договору каждый человек передает государству право распоряжаться жизнью, свободой и собственностью. Идеальной формой государства Томас Гоббс считал неограниченную власть одного правителя.

    18.03.12

    Лекция 4.

    Локк оспаривал Гоббса.

    1 основание – одна власть, ничем не ограниченная, создает основу для злоупотребления. Локк утверждал, если у одного индивида неограниченная власть, тогда общественный договор будет не полным, т.к. правитель находится в естественном состоянии ничем не ограниченным.

    Локк выдвинул концепцию разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная, которые независимы друг от друга – это норма, которая закреплена в любой приличной конституции.

    Локк оспаривал точку зрению Гоббса на права человека. Гоббс считал, что человек имеет право лишь на личную безопасность, государство существует, чтобы ее обеспечивать.

    С точки зрения Локка, человек имеет право не только на безопасность, но и на свою собственность, и государство не может лишить этой собственности гражданина. Таким образом, собственники – гражданское общество для защиты своей безопасности, они выбирают власть, которые независимы друг от друга и контролируют друг друга.

    Жан Жак Руссо представил иное понимание собственности. С его точки зрения человек от природы жил в гармонии с окружающими. Миром и потреблял столько, сколько ему нужно по потребностям. По мысли Руссо, все зло началось с того момента, когда один человек сказал что «вот это мое», возникло тогда, когда возникла частная собственность. Вместе с частной собственностью возникло и неравенство, и соперничество. Чтобы устранить это зло, люди заключают общественные договоры. Их основная задача – создать такую общность, которая будет охранять личность и свободу каждого. В соответствии с этим Правитель – это наемный менеджер ,который в интересах общества обеспечивает свободу, безопасность и неприкосновенность сограждан.

    Дальнейшее развитие теории управление связано с диалектикой Гегеля. Искал разумное начало в обществе. Как считал Гегель, в природе развития нет, оно возможно только в обществе. В природе есть только повторение одного и того же цикла. В соответствии с этим, народы, у которых нет государства, они представляют собой часть природы и их история еще не началась. История начинается тогда, когда народный дух конкретизируется в государстве.

    Народный дух – единство законов, государственных учреждений, религии, искусства и философии. Каждый народный дух отражает в себе ту или иную стадию развития мирового разума.

    Гегель выделял ряд стадий развития абсолютного разума:

    1. Государство древнего востока. Свободен лишь один царь, все остальные – его рабы.

    2. Античная Греция и Рим. Меньшинство свободных граждан и большинство рабов. Свобода меньшинства за счет поклонения меньшинства.

    3. Свобода каждого является условием свободы всех. Люди воспринимает царя как равного себе. Царит взаимоуважение, подъем жизни, свободы и собственности возможен лишь при принятии 12 равных господ. Современная ему Прусская империя.

    Признал свою страну венцом развития.

    «Каждый народ бастует со своим правительством». Народный дух воплощается в системе правления, в системе власти.

    В материалистической диалектики Маркса отражается иное материалистическое понимание истории. Он считал развитие общества объективным естественно историческим процессом, независимым от воли и сознания людей. Отдельный человек ход истории изменить не может. Определяющим фактором Маркс считал материальное производство, которое включает в себя 2 составляющие:

    1. Производительные силы – система субъективных и объективных элементов труда. Субъективные элементы труда – люди, участвующие в процессе производства, человеческий фактор. Объективные – предмет и средства труда.

    2. Производственные отношения – отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В системе производственных отношений есть 2 системообразующих отношения:

      1. Основное производственное отношение – отношение собственности на средства производства.

      2. Исходные производственные отношения – тип хозяйства. Натуральное и товарное хозяйства.

    Сформулировал основные законы общественного развития:

    • Закон, определяющего воздействия материального производства на все стороны жизни общества.

    • Закон соответствия производственных отношений характеру, потребностям и уровню развития производительных сил.

    • Закон активного обратного воздействия производственных отношений на производительные силы.

    Выделив экономическую основу общества, сформулировал понятие общественно-экономической формации – общество на определенной стадии своего развития, характеризующееся своим экономическим базисом и соответствующим ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.

    Формации:

    1. Первобытно-общинная. Этническая форма – сначала род, а потом племя. Семья выполняет функции биологического производства. Государства еще не было, мифологическое мировоззрение объединяет все формы общественного сознания.

    2. Рабовладельческая – труд присваивается вместе с его носителем. Хозяйство – натуральное, меняются отношения производства, распределения и потребления. Народность – общность людей, которые имеют общую территорию, язык, культуру и зачатки экономических связей.

    3. Феодальная - работник сохраняет за собой право на предмет труда, средства труда, обязан безвозмездно отдавать часть твоего времени и продукта, не вправе без согласия добровольно оставлять свое место жительства.

    4. Капиталистическая – механические технологии в распоряжении владельца, который сам не работает, присваивает рабочую силу, обменивает ее на товар, товар можно обменивать на деньги и выполнять обратные операции.

    5. Коммунистическая – от каждого по способностям. Каждому по потребностям.

    Нация

    1. Общая территория.

    2. Общий язык.

    3. Общую экономическую жизнь.

    4. Общие черты характера.

    5. Национальное самосознание.


    22.03.2012

    Лекция 5.

    Общественное сознание каждой эпохи включает в себя:

    1. Общественная психология – совокупность чувств, настроения, обычаев, побуждений, характерных для общества в целом и для каждой из больших социальных групп.

    2. Идеология – система теоретических взглядов, отражающих степень познания общества мира в целом и отдельных его сторон прямо или опосредованно, отражающих интересы различных социальных групп.

    Формы общественного сознания:

    1. Мораль

    2. Политическое сознание

    3. Право

    4. Искусство

    5. Наука

    6. Религия

    7. Философия

    Духовно-практические и духовно-теоретические формы сознания.

    Концепции постиндустриального общества исходят из деления истории на три периода:

    1. Традиционное аграрное общество, когда доминировали ручные технологии.

    2. Индустриальное общество, когда ручные технологии вытесняются механическими технологиями.

    3. Информационно-компьютерное общество (постиндустриальное), когда доминируют автоматические технологии.

    Концепции постиндустриального общества разрабатывали два американских социолога, а так же российский ученый Владислав Иноземцев.

    В аграрном обществе: элита – феодалы и священнослужители.

    В индустриальном обществе: доминирующие технологии – механические, доминирующая сфера общественной деятельности – промышленное производство, основной ресурс – денежный капитал, главная форма социальной организации – корпорации, элита – бизнесмены.

    В постиндустриальном обществе: доминирующие технологии – автоматические, на первое место выходит третичная сфера деятельности (наука, образование и сфера услуг), основной ресурс – информация, основная форма социальной организации – университет, элита – интеллектуальная элита (люди умственного труда).

    Дэниэл Белл выделял 5 признаков постиндустриального общества:

    1. Переход экономики от производства товаров к производству услуг.

    2. Среди занятых специалистов преобладают профессиональные менеджеры и техники.

    3. Ведущая роль теоретического знания.

    4. Ориентация техники экономической среды на контроль над технологией.

    5. Постиндустриальное общество имеется там, где процесс принятия решений обеспечивается интеллектуальными технологиями.

    В индустриальном обществе происходит разделение экономики и политики. Экономика основана на принципах индивидуализма и конкуренции. Политика осуществляется в интересах всего общества. Эти сферы оказываются противоположны.

    Менеджмент – это вид профессиональной деятельности людей по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных походов.

    Как наука менеджмент изучает:

    • Управленческий процесс

    • Структуру, систему и механизмы межличностных отношений

    • Стимулирование и мотивацию трудовой деятельности

    • Организационное поведение

    Классические теории менеджмента возникли в начале 20 века (теории Х). Они возникли вместе с массовым производством. Их методологическую основу составляли принципы классического идеала научности.

    1. Фундаментализм (есть единственный и наилучший способ решения любой организационной задачи, который устанавливается с помощью научного подхода).

    2. Редукционизм (основные законы, правила и принципы менеджмента, универсальные для любой организации, независимо от ее масштабов и сферы деятельности).

    3. Деперсонализм (люди, входящие в состав организации, рассматриваются лишь с точку зрения их ролевой функции).



    29.03.12

    Лекция 6.

    Наш мир – мир систем. Не всякое множество элементов является системой. Есть множества – нагромождения несвязанных частей.

    Признаки отличия системы от нагромождения:

    1. В системе взаимосвязанные части действуют как единое целое, тогда как нагромождение – это совокупность разрозненных частей.

    2. Система меняется, если что-то добавить или убавить, нагромождения же не изменяются.

    3. Если мы разделим систему на части, мы получим поврежденную и не функционирующую систему. Если мы делим на части нагромождения, получаются нагромождения меньшего объема.

    4. В системе взаимное расположение частей имеет решающее значение. В нагромождении же взаимное расположение частей значения не имеет. В

    5. В системе взаимосвязанные части работают вместе. В нагромождении части между собой не связаны и могут функционировать отдельно.

    6. В системе отдельная часть не может выполнять функции всей системы и при выходе из системы теряет те функции, которые у нее были в системе. В нагромождении отдельная часть выполняет функции целого и сохраняет их при выходе из целого.

    7. В системе соединение частей вызывает новое качество, которым не обладает ни одна часть в отдельности. В нагромождении соединение частей имеет только количественное значение.

    8. Поведение системы зависит от ее структуры и меняется вместе с ними. В нагромождении поведение, если оно вообще есть, зависит от размера или количества частей.

    Сопоставив эти признаки, мы можем вывести определение системы.

    Система – это сущность, которая в результате взаимодействия ее частей может поддерживать вое существование и функционировать как единое целое.

    Системообразующие факторы делятся на внешние и внутренние.

    • Внешние – те факторы среды, которые способствуют возникновению и развитию системы. Эти факторы во многом случайны.

    • Внутренние факторы – факторы, которые порождаются отдельными элементами или их группами, связями и отношениями между ними. Эти факторы закономерны, среди них выделяют:


      • Общность природного качества элементов.

      • Взаимодополнение, взаимодействие, дифференциация и интеграция, субординация и координация элементов и подсистем обратной связи.

      • Стремление достраивать систему до целостности.

      • Жесткие стабилизирующие связи, структурные отношения.

      • Связи обмена между ее элементами.

      • Необходимые функциональные связи.

    Критерии классификации систем:

    1. Системы делятся по субстрату на физические и абстрактные

    2. Делят на естественные и искусственные.

    3. По сложности функционирования системы делят на простые, сложные и сверхсложные.

    4. По степени определенности функционирования.

      1. Детерминированные - поведение четко предсказуемо.

      2. Вероятностные - существуют различные варианты поведения.



    Сложность системы может быть двух видов:

    • Детальная сложность системы. Есть множество частей, каждая из которых имеет только одно место в целом. Пазл.

    • Динамическая сложность системы. Элементы вступают между собой в разнообразные отношения, и изменение позиции одного элемента меняет структуру в целом. Шахматы.

    Характеристики системы:

    • Целостность. Можно выделить систему как некоторое единство относительно окружающей среды. Разделение системы приводит к понятию элемента единицы. С одной стороны такой элемент неделим в рамках единого целого, с другой стороны свойства и функции элемента единицы определяется в рамках единого целого.

    • Наличие связей между элементами. Мы считаем элементы взаимосвязанными, если при изменении в одном из них, мы можем судить об изменении в другом.

    • Структурность. Структура – способ организации взаимосвязи отдельных частей.

    • Реализация определенной функции. Функционирующая система имеет свои, присущие только ей связи с другими системами и окружающей средой.

    Формы описания системы:

    1. Параметрическая – эмпирическое описание свойств, признаков и отношений объекта.

    2. Функциональная – описания функциональных зависимостей между параметрами и элементами системы.

    3. Морфологическая – выделение элементов, их связей, отношений и структуры системы.

    4. Информационная – определяет зависимость морфологических и функциональных свойств системы от качества и количества внутренней и внешней информации.

    В любой системе можно выделить два основных блока : управляющий и управляемый. Вследствие этого система способна реагировать на изменение окружающей среды. Самоуправляемая система сама приводит себя в соответствии с состоянием среды. При отсутствии выбора отсутствует и управление.

    Даже самые простые системы никогда не являются изолированными. Они являются частью более сложной системы. Это свойство и образует иерархию системы.

    Взаимодействие системы с окружающей средой достигается за счет входов и выходов. Входом называют воздействие внешней среды на систему. Выходом – воздействие системы на окружающую среду. Если часто системы взаимосвязаны, то воздействие системы на окружающие элементы или на среду, вызовет их изменение и эти изменения и последствия, в итоге достигнут той части, с которой началось изменение.

    Необходимым условием функционирования системы является устойчивость к внешним изменениям. Устойчивость достигается посредством двух типов связи – прямой и обратной.

    • Прямая связь – связь между входом и выходом.

    • Обратная – между выходом и входом.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта