ЛЕКЦИИ по АСГ. Лекция 1 Введение. Понятие архитектурный проект Цель и задачи учебной дисциплины Основы архитектурного проектирования
Скачать 8.23 Mb.
|
Архитектурно-строительные чертежи Основной комплект архитектурно-строительных чертежей содержит изображение планов, разрезов и фасадов здания. Для их изображения применяются масштабы 1:50; 1:100; 1:200; 1:400. Изображения выполняются, в основном, на отдельных листах. Рекомендуется вычерчивание изображений в следующем порядке: сначала планы этажей, затем разрезы, и затем фасады. Планом этажа называется изображение горизонтального разреза, секущей плоскостью, проходящей на уровне половины оконных проемов. На планах этажей показывают стены, перегородки, оконные и дверные проемы, лестничные клетки, санитарно-техническое оборудование, и, при необходимости расстановку мебели. На планах наносят размеры и площадь помещений. На чертеже плана несущие стены, попавшие в секущую плоскость, обводят сплошной основной линией, толщиной 0,8-1 мм, контуры, находящиеся за секущей плоскостью – тонкими линиями, толщиной 0,4 мм. Последовательность вычерчивания плана здания:
На планах наносят размеры в следующем порядке:
Разрезы. Разрезом называется изображение здания, полученное сечением вертикальной секущей плоскостью, проходящей через оконные и дверные проемы и лестничные клетки. Разрезы, в зависимости от положения относительно конька крыши, бывают продольными и поперечными. По назначению разрезы бывают архитектурные и конструктивные. Если на архитектурных разрезах выявляют только планировочное решение здания по вертикали, то на конструктивных разрезах показывают материал условными графическими обозначениями. Последовательность вычерчивания разреза здания:
Фасады. Проекция здания на вертикальную плоскость называется фасадом. Он должен давать представление о внешнем виде здания. Фасад строится как третья проекция, по двум проекциям – плану и разрезу. Фасад может быть главным, боковым или дворовым, в зависимости от направления взгляда. На фасаде показывают: 1) координационные оси, 2) отметки уровней земли, 3) марки оконных блоков или типов окон, если они не приведены на планах, 4) размеры и привязку элементов, неуказанных на планах и разрезах. Видимые контуры фасадов обводят тонкими сплошными линиями, толщиной 0,2 и 0,4 мм. Последовательность вычерчивания фасада здания:
Генеральный план составляют при проектировании отдельных зданий, кварталов при застройке городских территорий и промышленных комплексов. Чертеж генерального плана представляет собой документ, показывающий принцип организации застройки или подлежащей застройке территории Его составляют на основе топографической основы и геодезической съемки, где рельеф местности изображают горизонталями в абсолютных или относительных отметках, отсчитываемых от условного нулевого уровня. На генеральном плане наносят существующие и проектируемые здания, указывают границы отведенных участков, дороги и другие сооружения. На генеральном плане могут быть показаны рельеф местности в горизонталях, планировка зеленых массивов и отдельных насаждений (газоны, клумбы и т.п.). Масштабы, принятые для выполнения генеральных планов (ГП): план инженерных сетей - 1:500, 1:1000, 1:5000; благоустройство территории - 1:500, 1:1000; профили планировки: горизонтальный - 1:500, 1:1000, 1:2000; вертикальный - 1:50, 1:100, 1:200. Генеральные планы с нанесенными горизонталями используют при вертикальной планировке строительных площадок. Кроме существующих горизонталей на генеральный план наносят проектируемые горизонтали, которые останутся после производства работ по вертикальной планировке. На плане проставляют отметки тех и других горизонталей, направление и размер уклонов. Затем высчитываются отметки (рабочие), необходимые для производства земляных работ. Эти отметки определяются как разность отметок существующих и проектируемых. На генеральных планах, выполняемых в масштабе 1:200, наименования зданий наносят внутри контуров. При более мелком масштабе здания и сооружения на плане обозначают цифрами, а наименования выносят в экспликации. Вопросы для самоконтроля:
Литература:
ЛЕКЦИЯ №6 ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Архитектурное проектирование всегда направлено в будущее, которое неоднозначно, поэтому при проектировании следует оторваться от условностей сегодняшнего дня и посмотреть на изобретение дома как на творческий процесс. Процесс архитектурного проектирования исходит из требований к сооружениям: надежность, удобство, уют, содержательность. Надежность включает представления об устойчивости, долговечности, безопасности жилища, которое рассматривается как убежище от неблагоприятных факторов внешней среды. Удобство обусловливается функциональной целесообразностью пространственной организации бытовых процессов: сна, приема пищи, общения, воспитания детей, хранения одежды и др. На основе анализа этих процессов определяются минимальные размеры площади помещений, ширина проходов, размещение комнат и компоновка объема здания. Уют в доме достигается постоянной заботой о нем. Архитектурное решение дома может способствовать созданию доброжелательного социального микроклимата или усложнять жизнь семьи. Социологический анализ бытовых процессов дает основание не только для улучшения планировки дома, но и для архитектуры семейных отношений. Содержательность постройки зависит от фантазии застройщика. Закономерности восприятия формы здания раскрываются при помощи языка архитектурной композиции. Выразительные качества геометрических объемов, плоскостей, линий, форм рассмотрим применительно к простому сооружению. Надежность Особенности климата, местные материалы, бытовой уклад определяют форму народного жилища. Особенностью народного жилища является максимальная адаптация к местным условиям. Если можно обеспечить покой и безопасность, а природные факторы не слишком суровые, то можно обойтись вообще без постройки. Для индейцев Колумбии «домом» служит подстилка или гамак в защищенном от ветра месте. Вьющаяся зелень защищает от солнца, мешки и корзинки, составляющие «имущество», висят на шесте. Накопление и хранение имущества связано с сооружением амбаров, клетей, погребов. Крепнут стены, двери, засовы, изменяется облик жилища. Первичное назначение жилища — быть надежным убежищем. Самыми простыми и легкими постройками такого типа служат палатка, шалаш, землянка. Народное жилище начиналось с этих сооружений. На севере до сих пор оленеводы используют чум или ярангу. Это удивительное сооружение, которое в сочетании с меховой одеждой может обеспечить комфорт в самых экстремальных условиях. Опыт организации кочевого жилища используется сегодня при проектировании временного жилища — домов-караванов, трайлеров, «плавающих домов» на баржах и лодках. Строительный материал для такого жилища должен быть легким и компактным, чтобы дом можно было легко перевезти на новое место, а также доступным и простым в обработке. Скудость древесной растительности предопределила формы древней глинобитной архитектуры Двуречья и Малой Азии. Здесь впервые применили купольные конструкции и своды. Теплый влажный воздух р: Хуанхе, частые землетрясения породили каркасную архитектуру Китая. Речной лозой, жесткой степной травой и войлоком ограничивается состав материалов для изготовления кочевого жилища — юрты или палатки. Землянка, полуземлянка и срубный деревянный дом — характерные типы жилища народов лесостепной полосы северного полушария. В процессе освоения природы, развития хозяйства, формирования культуры еще в первобытнообщинном строе был накоплен опыт строительства, приемы и решения, обеспечивающие надежность жилища. Надежность современного жилища складывается из устойчивости, долговечности, пожарной безопасности, защиты от атмосферных осадков и грунтовых вод, зашиты от перегрева и охлаждения. Удобство Организация внутреннего пространства дома определяется содержанием хозяйственно-бытовых процессов, происходящих в жилище, В более ранних типах жилища (Например, кавказские дома типа «дарбази») дифференциация внутреннего пространства на помещения различного назначения не проводилась, однако и там (рис. 2.1) уже было принято функциональное зонирование общего пространства. С течением времени произошло разделение жилых и хозяйственных помещений. Жилые помещения включали мужскую и женскую, парадную и будничную половины, совершенствовалось техническое решение бытовых и подсобных помещений. Структура жилища все более усложнялась. Сделать жилище экономным и рациональным, как машину — таков был лозунг функционалистов в первой половине XX в. Самым плодотворным архитектурным течением этого времени стал функционализм. Для более эффективной организации пространства проводились исследования и делались замеры минимальных размеров комнат и коридоров, санитарных узлов и дверей. Функциональная архитектура была очень экономной и индустриальной, ее выразительность заключалась в строгой пластике форм и аскетизме средств. В условиях острой нехватки жилья, недостатка строительных материалов и ресурсов во всех странах Европы стали появляться одинаковые тепловые дома. Главным критерием архитектурной практики было «удобство для всех». Удобство дома или квартиры складывается из выверенных размеров планировочных ячеек (комнат и помещений),оптимальных пространственных связей между ними (компоновка и зонирование жилища), обеспечения коммуникациями и ресурсами (вода, газ, электричество, канализация, теплосети и др.) Кроме того, жилой дом является единицей системы более высокого планировочного уровня (поселка, деревни, хутора) и удобство проживания зависит от размеров, связей, ресурсов всего поселения. Чтобы создать необходимые условия для жизни человека, архитектурное сооружение должно отвечать множеству утилитарных требований, таких, как температурный и влажностный режим, воздухообмен, звукоизоляция, освещенность, которые в сочетании с бытовыми процессами составляют функциональную программу — основу любого проекта. В этой главе мы рассмотрим элементы функциональной программы, определяющие удобство использования помещений: антропометрика пространства; жилые помещения дома; подсобные и хозяйственные помещения; типология малоэтажного жилища; приусадебный участок. Уют Функциональными требованиями не исчерпывается наше отношение к жилищу. Часть людей вполне обоснованно считает, что современные и ультрафункциональные вещи представляют собой абсурд и чудачество. Важно, чтобы у дома был постоянный владелец, а семья могла полностью распоряжаться своим благоустройством. Каждый житель должен иметь свое место в доме. В пределах, персональной территории каждый может реорганизовать и перестраивать свое непосредственное окружение. Такое отношение (психологи называют его идентификация) обеспечивает ощущение свободы и прилив внутренних сил, делает жилище неподражаемым и уникальным. Уют жилого дома определяется социально-психологическими факторами жилой среды. Организация пространства должна быть направлена на формирование оптимальных условий закрытости — открытости, контроля, идентификации для всех членов семьи. Люди чувствуют себя уютно в доме, если они свободны приспосабливать и видоизменять его планировку, оформление и оборудование согласно личным желаниям и вкусам. Сегодня мы начинаем убеждаться в том, что дом часто не отвечает требуемому уровню удобств, комфорта еще задолго до того, как появляются какие-либо признаки разрушения. Про старую машину, по сравнению с более усовершенствованной и удобной для работы, говорят, что она «морально устарела». Такое понятие существует уже давно, но по отношению к жилью его стали применять лишь недавно. Трудно представить, какие изменения произойдут в вашей семье через 10...20 лет. В первоначальном проекте дома нельзя предугадать последующие изменения образа жизни, но можно предусмотреть возможности пристроек и трансформаций. Лучше начать с небольшого сооружения «ядра дома», достаточного по современным меркам, чем строить пустующие хоромы про запас. Каждая семья уникальна и неповторима, индивидуальным должно стать и жилище. Основа индивидуальности заключается в понимании особенностей бытового уклада семей. В связи с этим проблема уюта определена на примере различных типов семей: дом для одного человека, дом для двоих, семья с детьми, большая семья, общий дом. Содержательность Человек стремится сделать красивой любую вещь, которую он производит: одежду, мебель, игрушки, собственное жилище. Стремление к красоте, содержательность, способность воспринимать и оценивать прекрасное свойственно людям. У совершенства и красоты есть свои объективные законы в живописи, музыке, архитектуре. Личное, субъективное ощущение красоты во многом определяется подготовленностью, образованностью человека, богатством его образного мышления и в целом связано с духовным развитием. В традиционных культурах формировались и канонизировались идеалы прекрасного. В наше бурное время смешения культур мы привыкли больше доверяться установкам моды. Модные веяния сменяют друг друга, а архитектурные сооружения продолжают стоять десятки и даже сотни лет. Внимательный наблюдатель сможет на глаз определить не только технические достижения строителей и расчетливость планировки, но и принадлежность дома к определенной культурной традиции, социальные отношения людей того времени. Степень художественного совершенства и содержательность облика определяют в конечном счете и ценность постройки и эффективность затрат. Красота издавна тесно связана с богатством. Украшения всегда дорого ценятся, богатство стремится утвердить себя красотой. Красота в архитектуре не сводится к украшению фасадов и разнообразию материалов. Истинная природа прекрасного раскрывается в борьбе против поверхностного украшательства, в поисках гармонии, целостности, гуманности. Художественные достоинства здания непропорциональны его материальной стоимости — то, что дорого, не всегда красиво. Эстетическая оценка в архитектуре связана прежде всего с совершенством объемно-пространственной композиции ансамбля, организацией поверхностей (стен, пола, крыши и др.), гармонией с окружающей средой. Упорядоченная, ритмическая повторяемость объемов, плоскостей, проемов, соотношений деталей, цветовых и световых ощущений вызывает у человека эмоции, ответные чувства, которые во многом связаны с подготовленностью индивида (воспитанием, образованием, жизненным опытом) и могут меняться при коллективном сопереживании событий и под влиянием общественного мнения. Использовать все средства архитектурной выразительности в построении ансамбля так же трудно, как писать симфоническую музыку, но пренебречь ими — значит заранее обречь свой дом на пестроту или безликость. Архитектурная организация пространства учитывает занятия людей. Мера эмоционального удовлетворения зависит от того, насколько восприятие соответствует ожиданию. Архитектурная форма и деятельность людей связаны взаимообратно: с одной стороны, сооружение строится для определенного жизненного уклада, с другой, вселяясь в дом, люди начинают осваивать пространство так, как позволяет его пространственная структура и в соответствии с тем эмоциональным настроем, который создается в жилой среде. Вот те качества постройки, которые определяют ее художественный облик: архитектурная композиция, единство и соподчиненность форм, соразмерность и масштабность, цвет и свет, символика формы. Вопросы для самоконтроля:
Литература:
ЛЕКЦИЯ №7 МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ |