ЛЕКЦИИ по АСГ. Лекция 1 Введение. Понятие архитектурный проект Цель и задачи учебной дисциплины Основы архитектурного проектирования
Скачать 8.23 Mb.
|
ЛЕКЦИЯ №1 Введение. ПОНЯТИЕ «АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ»
Проектно-графические средства отображения информации об объектах дизайна широко используются во всех сферах жизни общества. Изучение графического языка как синтетического, имеющего свою семантическую основу, является необходимым, поскольку он общепризнан в качестве международного языка общения. Большое значение графический язык приобретает в рамках подготовки педагогов профессионального образования в области дизайна. Учебный курс «Основы архитектурного проектирования» на художественно-графическом факультете содержит учебный материал, который предназначен для углублённого изучения инженерной графики в области архитектурно-строительного проектирования, готовит студентов к профессиональной работе в учебно-производственных мастерских. Цель курса: в специальной подготовке студентов ХГФ развить их творческое мышление при решении профессионально ориентированных задач, направленных на проектирование несложных архитектурных объектов; формирование проектно-графической культуры у будущих специалистов «Профессионального обучения (дизайн)». Для достижения этой цели должно быть решены следующие задачи:
Данные задачи обучения архитектурно-строительному проектированию решаются в ходе целенаправленного обучения при своевременном выполнении студентами ХГФ комплекса заданий, направленного на проектирование несложных архитектурных объектов. Итак, в результате изучения курса студенты должны овладеть знаниями по основам архитектурного проектирования и методикой выполнения архитектурно-проектных решений. Требования к уровню освоения содержания дисциплины знать: теорию построения строительного чертежа и особенности его выполнения; способы изображения пространственных форм архитектурных объектов на плоском чертеже; основные способы решения задач; основные приемы построения простых архитектурных объектов; назначение и содержание стандартов ЕСКД по темам курса; основные правила оформления архитектурно-строительных чертежей; правила выполнения изображений на чертежах; требования о составе проекта и этапах его разработки; уметь: проектировать и конструировать несложные архитектурные объекты; применять теоретические знания при выполнении строительных чертежей, перспективных изображений и чертежей в проекциях с числовыми отметками; выполнять перспективные построения архитектурных элементов и строительных форм; решать основные метрические и позиционные задачи на плоском чертеже; выполнять и читать чертежи деталей в соответствии со стандартами ЕСКД; владеть навыками: чтения и выполнения строительных и топографических чертежей; владения теоретическими сведениями об архитектурном проектировании и использования первоначального опыта практической проектно-графической работы в профессиональной деятельности художника и педагога-дизайнера.
Строительство любого архитектурного сооружения производится по проекту. Проектом называется техническая документация, полностью характеризующая намеченное к строительству здание, сооружение или комплекс зданий. Он состоит из чертежей, расчетов, пояснительной записки и сметной документации. Чертежи содержат графическое изображение принятого архитектурного и конструктивного решения проектируемого здания, его элементов и деталей. В пояснительной записке излагают обоснования принятых архитектурно-планировочных, конструктивных и инженерных решений, основные технико-экономические показатели. Сметная документация определяет общую стоимость строительства. Исходным документом для начала проектирования является задание на проектирование, которое составляет заказчик вместе с проектной организацией. В задании на проектирование содержатся необходимые данные для проектирования объекта: место строительства, объём строительства, назначение и тип задания, применяемые конструкции и материалы, стадийность проектирования, указания по разработке демонстрационных материалов и другие данные. Проектирование может осуществляться в две стадии – проект и рабочая документация или в одну стадию – рабочий проект. Проект (первая стадия проектирования) разрабатывается на основании утвержденного задания на проектирование. Он служит для рассмотрения и оценки архитектурно-планировочных и конструктивных решений, вопросов инженерного оборудования и организации строительства, его сметной стоимости и основных технико-экономических показателей с целью определения возможностей и целесообразности строительства запроектированного объекта и принятия решения об утверждении проекта. Утвержденный проект является основанием для разработки рабочей документации. В состав проекта здания входят: пояснительная записка, схема генерального плана с нанесением проектируемых и существующих зданий, ситуационный план, основные чертежи здания – планы, разрезы, фасады, материалы по технологии в организации строительства, сметная документация» а также демонстрационные материалы. Рабочая документация со сметами (вторая стадия проектирования) составляется на основании утверждённого проекта. Она предназначена для строительно-монтажных работ. В состав рабочей документации входят:
Рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости разрабатывается на основании задания на проектирование. Он предназначен как для рассмотрения и утверждения проектного решения, так и для производства строительно-монтажных работ. Рабочий проект представляет собой проект, совмещённый с рабочей документацией. Проектирование объектов с несложным техническим решением производят в одну стадию. К таким объектам относятся садовые домики. Строительство зданий осуществляется по типовым, индивидуальным и экспериментальным проектам. Типовой проект предназначен для многократного применения. При его разработке должны быть учтены все экономические, эксплуатационные требования, природно-климатические условия района строительства, требования высокого уровня объемно-планировочного и конструктивного решения. При применении типового проекта разрабатывают проект привязки. При привязке типового проекта перерабатывают конструкции фундаментов с учетом гидрогеологических и топографических условий площадки; проектируют подключения к сетям водоснабжения, теплофикации, канализации и др.; рассчитывают толщину ограждающих конструкций, число отопительных приборов в зависимости от расчетной зимней температуры; заменяют отдельные конструктивные элементы на индустриальные конструкции и детали, выпускаемые местными предприятиями стройиндустрии; определяют сметную стоимость объекта. Чертежи типового проекта в процессе привязки корректируют. При значительных изменениях выполняют расчеты и разрабатывают новые чертежи. Индивидуальный проект разрабатывают для строительства сложных и уникальных зданий и их комплексов. Проекты экспериментального строительства предназначены для возведения зданий новых типов и их проверки в эксплуатационных условиях с целью последующего внедрения в массовое строительство. Вопросы для самоконтроля:
Литература:
ЛЕКЦИЯ №2 ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ.
Средства графического изображения Любое изображение не является точной копией объекта, заимствованного из окружающей действительности. Изображение конструируется с помощью средств изображения — точки, линии и цвета. Необходимо сразу оговориться, что точка в архитектурной графике играет значительно менее заметную роль, чем в промграфике, станковой, книжной, иллюстративной графике и пр. В проекции архитектурной графики точка чаще всего является бесконечно малой частью линии, ряд точек, смыкаясь, воспринимается как линейное образование, составляет фрагмент линейного рисунка. Именно по этим причинам в палитре средств архитектурной графики чаще фигурируют три ее важнейшие разновидности — линия, тон и цвет. Понятие средств изображения в архитектурной графике неразрывно связано с ее содержанием, основой которого является модель архитектурного объекта. Сама природа этого объекта настолько специфична и качественно своеобразна, что ее свойства активно воздействуют на содержание и изобразительную форму архитектурной графики, выделяют ее по ряду признаков из других видов графического искусства. Чем же специфичен архитектурный объект? Его отличают следующие основные свойства. Свойства архитектурного объекта Положение в пространстве — качество, определяемое конкретными условиями взаимоотношения архитектурного объекта с окружающей предметной или природной средой. Архитектурный объект неподвижен относительно земли и окружающего ландшафта. Связь объекта с рельефом земли, характер его природного окружения активно влияют на композицию, пластический строй сооружения, условия его восприятия человеком. Эти свойства архитектурного объекта требуют четкой пространственной ориентации, ясной изобразительной информации о характере окружения. В процессе формирования архитектурной идеи объект всегда мыслится, как нечто неотрывное от конкретных условий среды. Этим объясняется потребность отражения в графике условий расположения объекта, показа его окружения. Крупный размер — качество, отличающее архитектурный объект от большинства других искусственно созданных объектов предметного мира. Это качество заставляет нас изображать архитектурный объект в масштабе, т.е. соотносить в определенной кратной пропорции длину изображаемых в графике линий с длиной соответствующих линий в натуре. Сравнительно крупный размер — величина архитектурного объекта взаимосвязана с таким сложнымпонятием как масштабность. Масштабность — соразмерность архитектурного сооружения с его основным потребителем — человеком. Масштабность служит показателем величины архитектурного сооружения и измеряется в метрах, футах или саженях, а в пропорциональном соответствии с фигурой человека. Особенно сложно отразить масштабность сооружений в графике, где в зависимости от характера и полноты изображения это качество может восприниматься весьма затрудненно. Масштабность объекта, его величина читаются яснее в случае изображения человеческой фигуры, соразмерных с ней деталей предметной и природной еды. Тектоника — совокупность приемов средств, определяющих художественную выразительность конструкций архитектурного объекта. Это свойство архитектурного объекта весьма специфично, ибо оно отражает особый, отличный от искусственно созданных объектов предметного мира строй языка архитектурных форм. Язык в архитектуре неразрывно связан с таким понятием, как стиль. Стиль, с помощью которого кодируется композиционная выразительность архитектурного объекта, является... как бы художественным «материалом», в котором формируется, строится эстетическая информация, сущность которой выражается гармонией элементов, конкретной образной формой. Перечисленные качества архитектурного объекта выделяют его в ряде других объектов художественной практики. Если живописец, график, скульптор, художник-прикладник в процессе творчества имеют дело непосредственно с объектом своей художественной практики (живописным полотном, произведением станковой графики, скульптурой, резьбой по дереву или кости, ювелирным изделием и пр.), связан с объектом напрямую, без посредников, то архитектор имеет дело лишь с моделью будущего объекта. Поэтому знание и понимание качественной сущности объекта архитектурного творчества, умение отразить эти качества средствами изображения (в графике) или приемами макетирования (в объемной модели) составляют основу профессиональных умений архитектора. Качества архитектурного объекта, отраженные в содержании архитектурной графики, влияют и на форму графического выражения, палитру технических приемов, которые конструируются с помощью средств изображения. Свойства графического изображения Стиль изображения — неотъемлемое качество, отражающее сложный комплекс взглядов, вкусов и настроений, характерный для определенного времени. В каждый исторический период творчества графиков, живописцев, дизайнеров, архитекторов вырабатывается некий общий стереотип оформления изобразительной информации. В архитектурной профессии эта «схожесть» чертежей, рисунков, эскизов объясняется общностью умонастроении людей, причастных к архитектурной профессии, отражением направления архитектурной мысли, традиций, условий художественной культуры. Результатом такого процесса является определенный характер графического языка, своеобразный «стиль» профессионального изобразительного лексикона. «Стиль» — понятие широкое, отражающее самые характерные черты архитектурной графики в проектной практике, а также идеи, бытующие в прогрессивных архитектурных школах. Стиль архитектурной графики, свойственный определенному времени, не способствует нивелировке индивидуального почерка каждого мастера-современника. Индивидуальная манера специалиста естественна, ибо одним из признаков профессионала высокого класса является творческая индивидуальность, неповторимость личной точки зрения на аспекты профессионального творчества. По этим причинам в архитектурной школе необходимо поощрять индивидуальность каждого учащегося. В процессе обучения архитектурная графика неминуемо следует определенным традиционным правилам, подчиняется конкретным стандартам. Соблюдение этих правил не должно лишать учащегося возможности вырабатывать свой личный стиль проектной и графической работы. Специфические качества архитектурного объекта заставляют специалиста целенаправленно конструировать изображение. Культура изображения подразумевает осознанность усилий, приводящих к определенным требуемым результатам. Для архитектора-профессионала работа над изображением протекает почти бессознательно, интуитивно, ибо цель такой работы давно осознана, практические навыки отшлифованы и совершенны. В этом процессе у архитектора-профессионала особо важную роль играет подсознание. Для учащегося архитектурной школы такая работа требует больших усилий, должна направляться педагогами, подчиняться определенным правилам. В этом процессе большую роль играет знание, трезвая оценка особенностей архитектурной графики, понимание, почему и зачем процесс профессионального изображения приводит к определенным результатам. Учащийся архитектурной школы осознает, что архитектурная графика является языком, выражающим замыслы архитектора. Полнота и информативность этого языка зависят от его специфических свойств — стиля, условности, лаконизма изображения. |