Главная страница
Навигация по странице:

  • Несколько советов по работе с тем­ перой и гуашью.

  • Требования к технологии покраски цветом с использованием аэрографа

  • Противопоказания при работе аэро­ графом.

  • Архитектурный эскиз как средство поиска архитектурной идеи

  • Архитектурный чертеж как средство выражения проектного замысла

  • Архитектурный рисунок как одно из средств оформления проектного чертежа

  • Архитектурная графика и архитектурное проектирование

  • Архитектурный эскиз и архитектур­ ный рисунок.

  • Архитектурное эскизирование

  • Требования к технике исполнения эскизов

  • В работе над эскизом-идеей

  • ЛЕКЦИИ по АСГ. Лекция 1 Введение. Понятие архитектурный проект Цель и задачи учебной дисциплины Основы архитектурного проектирования


    Скачать 8.23 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Введение. Понятие архитектурный проект Цель и задачи учебной дисциплины Основы архитектурного проектирования
    АнкорЛЕКЦИИ по АСГ.doc
    Дата02.05.2017
    Размер8.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛЕКЦИИ по АСГ.doc
    ТипЛекция
    #6321
    страница5 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Качество красок и техника исполь­зования гуаши и темперы. Длялюбых видов архитектурной графики годятся все выпускаемые промышленностью разновидности гуашевых и темперных красок. Однако следует помнить, что краски с высохшей влажностной сыво­роткой для работы не годятся. Этот не­достаток определяется на глаз при рабо­те с гуашевыми красками в банках (краска высохла, потрескалась, на ощупь твердая и сухая) и на ощупь при работе с красками в свинцовых тюбиках (тюбик на ощупь каменно твердый). Можно добиться сравнительно сносного состояния высохшей гуаши — она мел­ко растирается пестиком в ступке и сме­шивается с водой. Однако качество та­кой краски невысокое и на бумаге в кра­сящем слое неминуемо будут присут­ствовать мелкие крупинки. Высохшая темпера для работы не годится. Лучшей считается гуашь с тонкотертым крою­щим составом. Такая краска дает тон­кий, укрывистый слой красящего ра­створа. Лучшая темпера отличается пас­тообразной, ровной по цвету и составу красящей массой, которая легко, без особых усилий выдавливается из тюби­ка. Качественная гуашь и темпера при размешивании дают ровный, тонкий слой краски без пузырьков и сгустков, сквозь который не просвечивает бумага. Краски с прозрачной сиккативной жид­костью, сгустками или крупинками кра­сящего состава годятся только в смеше­нии с кроющими красками. Особенно важно иметь в наборе красок кроющие белила и сажу. Если в наборе небольшое количество цветов, то можно путем сме­шивания нескольких красок получить сносные составные цвета. Лучшие ре­зультаты дает пользование чистыми цветами или их сочетаниями с одним-двумя компонентами.

    Несколько советов по работе с тем­перой и гуашью. В покраске гуашью и темперой СОВЕТУЕМ:

    1) составлять гамму цветов на основе одного (ведуще­го) цвета, который как компонент вхо­дит в состав всех цветов, применяемых в работе. Так составляются гаммы теп­лых, холодных, коричневых, зеленова­тых и других цветов;

    2) изображение для покраски гуашью или темперой сна­чала вычерчивается в карандаше, затем плоскости изображения обводятся по контуру цветными линиями той же краской, а обведенные рейсфедером по­верхности закрашиваются соответствую­щими красящими растворами;

    3) краску следует наносить тонким ровным слоем без потеков и пузырьков;

    4) для получе­ния разбеленных растворов сначала в небольшой по площади мазок краски постепенно добавляют белила и затем, получив нужный разбеленный цвет, в тех же пропорциях размешивают нуж­ное количество смеси краски и белил;

    5) работа ведется чистыми кистями, на чистых листах бумаги или керамических палитрах;

    6) кисти после работы начис­то промываются (особенно после ис­пользования темперы);

    7) для получе­ния несмываемого слоя гуашь можно размешивать на основе поливинилацетатных белил или (при работе на карто­не, оргалите, дереве) с добавлением 10— 15% раствора ПВА;

    8) помнить, что слой гуаши при высыхании светлеет и в общих чертах сохраняет цвет исходной краски. Слой темперы при высыхании не только светлеет, но часто сильно ме­няет оттенок. Целесообразно перед по­краской произвести пробу всех выкрасок на листе чистой бумаги и, согласу­ясь с результатами высохших проб крас­ки, внести коррективы в цветовую гам­му некоторых красящих растворов.

    В покраске гуашью и темперой НЕ СОВЕТУЕМ:

    1) работать с загрязнен­ными красками, используя непромытые кисти;

    2) работать на непрочной бумаге с рыхлым, ворсистым поверхностным слоем;

    3) пользоваться кистями с тупы­ми или неряшливо ворсистым волося­ным конусом;

    4) смешивать кроющие краски с акварелью или гуашью;

    5) на­носить толстый слой краски;

    6) приме­нять в архитектурной графике резкие, контрастные по цветовым отношениям сочетания цветов;

    7) обмакнув кисть или тампон в красящий раствор, сразу наносить краску на поверхность изобра­жения. Необходимо произвести в сторо­не на бумаге пробный мазок.

    Обращаем внимание: применение кроющих красок в цветной архитектур­ной графике целесообразно там, где тре­буется: покраска отдельных деталей изображения, которые должны по за­мыслу автора отличаться по плотности, текстуре, величине цветовой поверхнос­ти1 (например, покраска цветных кро­вель и деталей здания, отражение в цве­те текстуры, фактуры бетона, дерева, камня и т. д.); покраска изображений объекта, материал и пластическая фор­ма которого легче и выразительней от­ражается в цветной графике с примене­нием гуаши или темперы; покраска де­талей окружающей среды, плотная цве­товая гамма которой контрастно выяв­ляет выполненный в другой графичес­кой технике архитектурный объект (на­пример, исполненный в технике туше­вой лессировки или акварельной по­краски); покраска деталей или всего изображения в клаузуре, плоскостной графике, где главным средством выявле­ния композиции является цвет.
    Требования к технологии покраски цветом с использованием аэрографа

    Правила работы с аэрографом. Из­готовление масок. Разведение крася­щего раствора. Целесообразность гра­фики с применением аэрографа. По­краска аэрографом требует определен­ной суммы навыков. Этой графической технике, широко применя­емой в дизайнерской и прикладной гра­фике, уделяется чрезвычайно мало вни­мания на страницах специальных работ, посвященных вопросам архитектурной графики. Между тем в настоящее время специалистами-дизайнерами, художни­ками разработана эффективная методи­ка использования аэрографа в покраске с применением цветных растворов. В целом это искусство зиждется прежде всего на соблюдении ряда правил, зна­нии технологии моделирования формы с помощью аэрографа.

    При использовании аэрографа СО­ВЕТУЕМ:

    1) изобразить на бумаге, на­тянутой на подрамник или наклеенной на планшет, карандашный контурный рисунок или чертеж объекта, который требуется смоделировать цветом;

    2) из­готовить необходимые маски, шаблоны, лекала из ватмана, синтетической плен­ки или светлого картона. Светлая повер­хность масок необходима для того, что­бы тон маски не контрастировал с плоскостью и тоном бумаги, что позволяет точно оценивать качество применяемых цветных растворов;

    3) основная маска, закрывающая фон чертежа, изготавлива­ется из самоклеющей пленки. Чтобы из­бежать порчи поверхности бумаги и на­несенных слоев красок, клеящий слой маски пробрызгивают с обратной сторо­ны жидко разведенными гуашевыми бе­лилами. Предварительно пленку перево­рачивают клеящей стороной кверху и снимают с нее провощенный защитный слой бумаги;

    4) после высыхания тонко­го слоя набрызга из разведенных белил пленка готова к работе. Ее можно безбо­язненно наклеивать на поверхность бу­маги, сильно проглаживать для удале­ния пузырей и переводить на нее линей­ные контуры моделируемого объекта. Поверхности, которые нужно покрывать набрызгом, вырезаются по контуру лег­ким и острым макетным ножом с такой осторожностью, чтобы не порезать слой бумаги. Снятые части, после нанесения и высыхания слоя набрызга, можно сно­ва наклеить на старое место;

    5) контуры требуемых для набрызга плоскостей пе­реводятся на прозрачную пленку и да­лее с рисунка на бумагу или рисуются мягким карандашом, ша­риковой ручкой прямо на пленке. На поверхность непрозрачных масок из бу­маги и картона контуры объекта перево­дятся с кальки;

    6) перед работой оголовник аэрографа настраивается на нужное качество распыления;

    7) подбирается требуемая для каждого вида графики густота красящего раствора. Разведен­ным раствором туши или акварели (в некоторых случаях гуаши) моделируют­ся гладкие цветные поверхности (плас­тика формы, освещенность архитектур­ных объектов). Густые цветные раство­ры гуаши, темперы, поливинилацетатных белил служат для моделирования крупнофактурных поверхностей, а так­же поверхностей, имитирующих тексту­ру камня, бетона, штукатурки и т.д.;

    8) текстуру и фактуру рваного камня, грубо обработанного бетона можно моделировать, применяя набрызг под уг­лом 10—20° к поверхности бумаги, нане­сением на бумагу рисунка полос и ка­пель резинового клея (который после высыхания краски удаляется), наложе­нием под струю набрызга различных ра­створов, сеток, крупноячеистых тканей, марли и т.д.

    Противопоказания при работе аэро­графом. В цветной архитектурной гра­фике с применением аэрографа НЕ СО­ВЕТУЕМ:

    1) применять вульгарные, от­крытые цвета красящих растворов;

    2) гру­бо имитировать фактуру и текстуру мате­риала, так как в этом случае нарушается масштабность изображения;

    3) забывать о бережном отношении к листу бумаги. По­крывать бумажный лист большими повер­хностями цвета без разрывов, без пауз между отдельными частями цветовой композиции, так как в этом случае по­верхность непокрытой цветной бумаги перестает играть роль нейтральной среды, зрительно соединяющей отдельные компоненты изображения.

    Качество графики с применением аэрографа зависит от суммы навыков графической работы, практического опыта применения различных приемов и приспособлений. Без эскизных проб, многократной отработки приемов пользования техникой аэрографа и сме­шения красящих растворов применение аэрографа не рекомендуется.

    Завершая раздел о средствах изобра­жения, необходимо заметить, что приме­нение линии, тона и цвета зависит от задач изображения, для выполнения ко­торых исполняется тот или иной вид АГ. Таким образом возникает необходи­мость понимания специфических задач различных видов АГ, каждый из кото­рых имеет свои особенности, отвечает тем или иным целевым установкам про­фессиональной или непрофессиональной деятельности архитектора.

    Вопросы для самоконтроля:

      1. Какие средства используются в архитектурной графике?

      2. Какие свойства имеет архитектурный объект?

      3. Какими свойствами обладают графические изображения?

      4. Чем характеризуется линейная графика?

      5. Какие инструменты применяют в линейной графике?

      6. Какие особенности имеет тональная графика?

      7. Какие инструменты применяют в тональной графике?

      8. Какую графику называю цветной?

      9. Какие инструменты и приспособления применяют в цветной графике?


    Литература:

    1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. - М.: Архитектура – С, 2004.

    2. Кудряшев К.В. Архитектурная графика. - М.: Архитектура – С, 2004.

    3. Франсис Д.К. Чинь. Архитектурная графика. – М.: АСТ-Астрель, 2007.

    ЛЕКЦИЯ №3

    ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ


    1. Архитектурный эскиз как средство поиска архитектурной идеи

    1. Архитектурный чертеж как средство выражения проектного замысла

    • Ортогональный чертеж

    • Аксонометрический чертеж

    • Перспективный чертеж

    • Требования к технике исполнения архитектурного чертежа

    1. Архитектурный рисунок как одно из средств оформления проектного чертежа

    • Архитектурный рисунок

    • Требования к технике исполнения архитектурного рисунка, оформляющего чертеж.

    • Приемы построения композиции рисунка, оформляющего чертёж

    1. Архитектурная графика и архитектурное проектирование

    • Поэтапное исполнение процесса проектирования



    1. Архитектурный эскиз как средство поиска архитектурной идеи


    Виды архитектурной графики

    Про­ектирование архитектурного объекта не может обходиться без изобразительного отображения замыслов архитектора в графике и объемных моделях. Большая часть изобразительной информации, возникающей в. процессе проектирова­ния, передается и формируется в графи­ке. Ко второй половине XVIII в., когда повсеместно была признана теория изображения архитектурного объекта в ортогональных проекциях, сформирова­лись основные виды архитектурной гра­фики, которые к настоящему времени отражают задачи проектного процесса и носят название эскиз, чертеж и архитек­турный рисунок. Каждый из названных видов архитектурной графики имеет свою изобразительную специфику, отве­чает определенным требованиям. Характер процесса проектирования построен таким образом, что поиск архитектур­ной идеи осуществляется с помощью эс­киза, а оформление архитектурного чер­тежа — с помощью архитектурного ри­сунка.

    Архитектурный эскиз и архитектур­ный рисунок. Изобразительная форма архитектурного эскиза и архитектурно­го рисунка очень схожи, их различает только целевое назначение изображе­ния. Архитектурный эскиз — способ совершенствования творческого замыс­ла архитектора. Архитектурный рису­нок любое рисованное произведение архитектора, назначение которого не обязательно преследует профессиональные цели. Сюжет архитектурного рисун­ка может иметь самостоятельное значе­ние (набросок с натуры, графический рисунок — иллюстрация и т. д.), но мо­жет быть составной частью чертежа, эс­киза. Навыки эскизирования, рисования имеют для архитектора важное значе­ние, ибо с их помощью фиксируются профессиональные замыслы архитекто­ра, совершенствуются его графическое мастерство, творческие способности. Кроме того, навыки архитектурного ри­сунка необходимы для изображения ок­ружающей предметной и природной среды, элементов оборудования, так как с их помощью архитектурный объект приобретает реальные размеры, пра­вильно соотносится с человеком, приро­дой. Архитектурный эскиз — форма изобразительного поиска, с которого на­чинается проектный процесс. Основным видом графического изображения в архитектурной деятель­ности является чертеж.

    Архитектурный чертеж — это изоб­ражение, передающее информацию о размере, форме и конструкции объекта.

    В современном чертеже построение объекта обязательно исполняется по за­конам начертательной геометрии. Чер­теж применяется на всех стадиях проек­тной работы, для каждой из которых свойственна своя манера чертежной гра­фики (эскизный чертеж, обмерочный чертеж, рабочий чертеж, демонстраци­онный чертеж, крок).
    Архитектурное эскизирование

    Эскиз — изобразительная форма проектного поиска, которая в большин­стве случаев исполняется автором от руки.

    Вполне очевидно, что эскизирование — это процесс, прогнозирующий черты будущего сооруже­ния. Организация этого процесса зави­сит от индивидуальных творческих осо­бенностей архитектора, традиций про­фессиональной среды и архитектурной школы, в которой формировалась лич­ность зодчего.

    Более того, каждому спе­циалисту понятно, что эскизирование — сложный процесс, развитие которого предполагает разную сложность эскиза на различных этапах поиска идеи. В российс­кой архитектурной практике принята следующая классификация эскиза: «эс­киз-идея» — поиск основных контуров образа проектируемого объекта; «фор-эскиз» — углубленная эскизная разра­ботка идеи объекта; «рабочий эскиз» — эскизная разработка состава проекта, эс­кизы проектных чертежей.

    Ниже рассмотрим особенности каж­дой из форм поиска архитектурного за­мысла.

    Эскиз-идея. Эскизирование есть творческий поиск, в процессе которого зодчий постепенно уточняет, углубляет, дополняет образ архитектурной темы. Первоначальный образ — расплывчатое, нечеткое представление архитектурного объекта, отражающее лишь общие кон­туры идеи. Содержание образа настоль­ко обобщено, что может быть выражено изображением — знаком.

    Фор-эскиз. Если поисковая разра­ботка идеи есть лишь определение об­щих контуров образа, то цель фор-эски­зов — определение всех параметров объекта, необходимых для его проект­ной разработки. У разных архитекторов этот процесс занимает не одинаковое по продолжительности время, строится по сугубо индивидуальной схеме, однако в подавляющем большинстве случаев на стадии фор-эскиза происходит качественное уточнение замысла. Если идея объекта не сформировалась окончатель­но, то в фор-эскизах происходит поиск ее вариантов.

    Специфика графического исполне­ния фор-эскиза состоит в том, что авто­ру эскизирования необходимо понима­ние различия целей — исполнения эски­за-идеи как поиска идей проектной темы, и целей развития этих идей в фор-эскизах. Само понятие «развитие идеи» предполагает более высокую сте­пень конкретности изображения в фор-эскизе.

    Постепенно приобретается четкое понимание ритма проектного поиска, работа над фор-эскизом становился ба­зой для следующей стадии эскизирова­ния — подготовки к рабочему эскизу.

    Рабочий эскиз. Цель такого эскизи­рования — выяснение композиции про­ектного чертежа или комплекса проект­ных чертежей. Рабочий эскиз является подсобной графикой, выявляющей не только параметры проектируемого объекта, но и особенности его изображе­ния в чертежной графике. В архитектурной практике известны две разновидности рабочего эскиза.

    Первая разновидность рабочего эс­киза — эскизный чертеж с изображени­ем, выполненным от руки или с помо­щью чертежных инструментов, с учетом масштаба изображения или без таково­го.

    Вторая разновидность рабочего эс­киза — рабочая схема проектной экспо­зиции. В работе архитектора наступает момент, когда необходимо решить, какое количество чертежей достаточно для раскрытия идеи проектного замысла. Количество чертежей зависит от объема проектной работы, уровня культурной подготовки заказчика. Принятое реше­ние определяет объем и содержание эк­спозиции, состоящей из нескольких чер­тежей.
    Требования к технике исполнения эскизов

    Работа над эскизом составляет суще­ственную часть процесса проектирова­ния. От того, насколько эффективно ар­хитектор эскизирует, зависит конечный результат его труда.

    В работе над эскизом-идеей, когда представления объекта еще очень некон­кретны и расплывчаты, целесообразно применять простые и автоматические карандаши с мягкими грифелями, уголь и угольные стержни, сангину, фломасте­ры с толстым фетром. Именно с помо­щью этих инструментов легче найти первые еще не очень конкретные конту­ры образа будущего сооружения. Удоб­но эскизировать на небольших листах эскизной бумаги стандартных размеров (в 1/8; 1/6 формата стандартного чер­тежного листа), которые можно разло­жить рядами и сопоставить полученные результаты. Можно эскизировать и на больших форматах бумаги (в 1/2; 1/4; 1/6 стандартного формата чертежного листа), когда на одной изобразительной плоскости умещается множество эски­зов, что очень удобно для их сопостав­ления.

    В работе над фор-эскизом, когда композиционные и пластические пара­метры образа в общих чертах определи­лись, целесообразно применять инстру­менты, с помощью которых можно по­лучить качественное линейное изобра­жение — рапидографы, фломастеры с тонким фетром, микрографы. Это не ис­ключает работы над фор-эскизом с при­менением угля, сангины, толстого гри­феля. Линейная графика настолько кон­кретна, что с ее помощью легче обозна­чить эскизные контуры фасадов, планов, перспективных рисунков, раскрываю­щих картину пластических, конструк­тивных и композиционных особеннос­тей объекта. В соответствии с характе­ром применяемых инструментов для этой стадии эскизирования использует­ся особая бумага — с гладкой мелкофак­турной поверхностью (ватман, калька, миллиметровка и т. д.).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта