Главная страница
Навигация по странице:

  • Линейная графика и приемы ее изображения Линия, линейная графика

  • Инструменты и приспособления для линейной графики

  • Первая группа инструментов для линейной графики.

  • Карандаши простые

  • Уголь и сангина

  • Требования к бумаге

  • Вторая группа инструментов для линейной графики

  • Рапидографы

  • Третья группа приспособлений для линейной графики

  • ЛЕКЦИИ по АСГ. Лекция 1 Введение. Понятие архитектурный проект Цель и задачи учебной дисциплины Основы архитектурного проектирования


    Скачать 8.23 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Введение. Понятие архитектурный проект Цель и задачи учебной дисциплины Основы архитектурного проектирования
    АнкорЛЕКЦИИ по АСГ.doc
    Дата02.05.2017
    Размер8.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛЕКЦИИ по АСГ.doc
    ТипЛекция
    #6321
    страница2 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Условность — свойство изображе­ния, выявляющее самые существенные черты объекта, идею его содержания. Стремление к условности — преднаме­ренное обобщение изобразительной ин­формации. Условность подразумевает отображение самого главного, суще­ственного и одновременно вызывает не­обходимость отбраковки второстепен­ных, несущественных черт объекта. Чем больше обобщено изображение по степе­ни передаваемой информации, тем в большей степени оно условно. По этим причинам качество профессиональной графики находится в прямом соответ­ствии с ее условностью.

    Емкость передаваемой в условной графике информации должна соответ­ствовать целям изображения. Любая словесная информация, любой содер­жательности текст не скажут професси­оналу так точно и в таком необходимом объеме то, что можно передать в услов­ном изображении. Эта направленная способность к отображению самых ха­рактерных свойств объекта в макси­мально простой изобразительной фор­ме носит название ОСОЗНАННОЙ ус­ловности. В противоположность ей НЕОСОЗННАЯ условность — интуи­тивное стремление любого человека к изображению предмета наипростейшим способом. Особой концентрации это качество достигается при требовательном отношении к ис­полнению любых видов архитектурной графики.

    Лаконизм особенность изображе­ния, определяемая простотой изобрази­тельных приемов. Стремление к лако­низму — преднамеренная простота гра­фического языка, экономное использо­вание средств изображения. Условность графики обязательно предполагает лако­низм ее изобразительной реализации. Если условность является качественной характеристикой изображения, то лако­низм отображает его количественную сущность, рациональность его конструи­рования.

    Оценка качественных особенностей содержания проектной графики зависит от того, какие графические средства ис­пользуются автором для выражения тех или иных профессиональных задач. От­ражение различных состояний архитек­турного объекта, выражение его образ­ных, тектонических, функциональных свойств специфично для каждого из средств изображения и вида архитектурной графики. Такие понятия как стиль, условность, лако­низм видоизменяются в зависимости от применения графики линейной, тональ­ной или цветной. Неодинако­во по своему содержанию и восприятие чертежей и рисунков, выполненных с применением линии, тона или цвета. Специфика каждого из средств или ви­дов архитектурной графики глубоко своеобразна.


    1. Линейная графика и приемы ее изображения


    Линия, линейная графика

    Линия является самым распростра­ненным средством изображения. Значе­ние линии как изобразительного сред­ства состоит в особой природе челове­ческого зрения. Любой объект наблюде­ния воспринимается посредством дви­жения глаз, прослеживающих контур объекта (его наружную линию), грани­цы поверхностей объекта (в виде их ли­нейных очертаний). Опыт человеческо­го восприятия позволяет воспринимать контур не как самостоятельную линию, а как линейное образование, характери­зующее структурные качества предмета. Человеческое сознание воспринимает контур как часть конструкции любого объекта с учетом поправок на перспек­тивное искажение форм, индивидуаль­ные особенности конструктивной струк­туры предмета, условия его освещенно­сти и положения в пространстве. Линей­ное (контурное) восприятие предмета передает содержательную информацию о размере, массе, форме и ракурсе объекта. Основой построения «любого изображения, в том числе тонового и цветного, также является линия. Ли­ния — изобразительное средство самого распространенного вида графической техники — линейной графики.

    Линейная графика — основная тех­ника исполнения чертежа, эскиза, ри­сунка, технической схемы. Главное сред­ство ее выразительности — контрастное соотношение линий с поверхностью бу­маги. На контрастном соотношении по­верхности изображения и линии опреде­ленной толщины, наклона, кривизны и протяженности базируется плоскостное или пространственное восприятие изоб­ражения, его статичность или динамичность. Различная фактура линий, зависящая от материала, инструментов и приемов исполнения, создает различное впечатление материальности изображаемой предметной формы, отра­жает активность или сдержанность в беспредметной композиции. Линейная графика — самый распро­страненный, наипростейший способ изображения архитектурной формы, де­талей предметной среды, и потому для архитектора очень важно овладеть этой техникой.
    Инструменты и приспособления для линейной графики

    Инструменты и приспособления, применяемые в технике линейной гра­фики, можно разделить на три группы.

    Первая группа инструментов для линейной графики.

    Эта группа состоит из самых прими­тивных по устройству, надежных и эф­фективных по результатам применения устройств карандашей (обыкновен­ных и автоматических), угольных пало­чек, перьев и кистей. Изменение накло­на инструмента, сила его нажима, использование бумаги гладкой или фак­турной позволяет изображать линии различной толщины, кривизны и факту­ры. Умение использования названных инструментов для рисунка и черчения от руки (без применения специальных разметочных и чертежных приспособле­ний) составляет основу профессиональ­ной культуры изображения.

    Карандаши простые являются са­мыми удобными и универсальными для начинающего графика инструментами. Умение затачивать карандаши острым или пологим конусом, оставлять длинный или короткий грифель, позво­ляет каждому графику четко регулиро­вать удобство пользования инструмен­том в соответствии с личными вкусами и особенностями графической работы.

    В архитектурной графике применя­ется следующая маркировка каранда­шей: для черчения — ЗТ, 2Т, Т, ТМ (отечественная маркировка), ЗН, 2Н, Н, F, НВ (зарубежная маркировка); для рисунка - ТМ, М, 2М, ЗМ, 4М, 5М, 6М (отечественная маркировка), F, НВ, В, 2В, ЗВ, 4В, 5В, 6В (зарубежная марки­ровка).

    Уголь и сангина для удобства рисо­вания и черчения вставляются в специ­альные держатели. В наше время эти материалы широко распрост­ранены в виде прессованных стержней, применяемых как грифели в толстых механических карандашах-вставках. Ли­нейный рисунок этими материалами имеет свои особенности, так как с помо­щью угля и сангины можно получить широкую рыхлую линию, что позволяет применять такую технику в эскизных чертежах, клаузурах, в чертеже и рисун­ке на кальке, гладкой и фактурной бу­маге. Для получения живописного ха­рактера рисунка, обобщенного чертежа, эскиза объекта, целесообразно использо­вать уголь и сангину. В процессе рабо­ты этими материалами необходимо по­мнить, что линии и штрихи проводятся «без нажима, легко, как бы скользя по бумаге». Резкие нажимы приводят к ломке, крошению угольной палочки, сангины, толстого грифеля. Стирать изображение можно чистой тканью или чистым и очень мягким ластиком, клячкой.

    Кисти для рисования и черчения применяются чрезвычайно редко. Такая техника линейной графики характерна для китайского и японского рисунка. В архитектурном обучении рисунок кис­тью используется специально для развития осознанной условности, так как в процессе рисования кистью концентри­руется внимание, сущность формы ото­бражается в нескольких линиях, выра­зительность и точность которых определяют качество изображения. Лучшими матери­алами для рисунка кистью является ки­тайская тушь, акварель и гуашь.

    Требования к бумаге при работе в указанных видах техники менее строги, чем при линейном черчении в туши, при отмывке и покраске китайской тушью и акварелью.

    Для линейного черчения в каранда­ше необходима бумага с плотной повер­хностью, позволяющая легко стирать ре­зинкой карандашные линии. Чем хуже качество бумаги (чем более ворсиста ее поверхность), тем мягче должен быть грифель. На хорошей бумаге легко мож­но чертить жесткими карандашами (ЗН, 2Н, Н). Качественный чертеж на плохой бумаге можно получить только при ус­ловии использования мягких грифелей (F, НВ, В, 2В).

    Для линейного рисунка в каранда­ше необходима бумага со сравнительно плотной поверхностью. Чем мягче гри­фель простого или механического ка­рандаша, тем менее качественной мо­жет быть бумага. Рисунок мягким гри­фелем (4В, 5В, 6В), угольным стерж­нем, сангиной не требует особого каче­ства бумаги. Для этих целей могут быть использованы крафт, обои, тонкий кар­тон, калька (лучше карандашная). При выборе бумаги следует исходить из того, какие цели преследует данный чертеж или рисунок. Если от линейной композиции не требуется четкого изоб­ражения объекта, а необходимо отобра­зить лишь его общие параметры и при­знаки, то можно использовать для ра­боты бумагу с рыхлой, ворсистой по­верхностью. Если линейный рисунок должен сравнительно точно отражать параметры объекта, то бумага для его исполнения должна иметь относитель­но плотную и гладкую поверхность (на­пример, мелованная бумага или карандашная калька)

    Вторая группа инструментов для линейной графики

    Эта группа состоит из следующих современных инструментов:

    графоса (самопишущей ручки с перовыми и трубчатыми насадками);

    фломастера (баллона с типографской краской, пи­тающей фетровый наконечник);

    рапидографа (самопишущей ручки с трубчато-игольчатыми оголовниками);

    авто­матического карандаша с выдвижными тонкими грифелями, рейсфедера.

    Все эти инструменты приспособлены для изображения линий одной толщины. Только опытный график, манипулируя поворотом фетра фломастера или иглы рапидографа под разными наклонами и с разным нажимом, может выполнить линию переменной толщины. Как пра­вило, все названные инструменты (кро­ме фломастера) предназначены для черчения. Кроме того, отличительной особенностью названной группы инструментов (кроме механи­ческих карандашей) является невоз­можность их исправления. Линии, про­веденные графосом, фломастером, рапидографом, рейсфедером очень трудно исправить, так как для этого требуется срезать изображение с бумаги или зак­рыть неправильно проведенную линию слоем белил. Такая особенность вы­нуждает графика работать с повышен­ным вниманием, четко контролировать себя, так как любая неточность приво­дит к искажению рисунка, снижению качества чертежа. В учебной графике эта группа инструментов часто используется специально с целью развития внимания учащихся, приобретения на­выков точного выражения несколькими линиями сущности изображаемого предмета.

    Циркульные кривые вычерчивают с помощью циркулей различной величи­ны и устройства. Комплект циркулей, измерителей, рейсфедеров и разнообраз­ных насадок называется готовальней. Современные готовальни имеют специ­альные приспособления, позволяющие вычерчивать кривые как с помощью рейсфедеров, так и с помощью оголовников рапидографа. Имеются готоваль­ни, комплектуемые различными насад­ками графоса.

    Освоение навыков использования рейсфедера, фломастера, графоса, рапи­дографа, тонкого автоматического ка­рандаша-микрографа целесообразно после освоения техники использования обыкновенного карандаша, пера, тонкой кисти, угля.

    Рейсфедеры являются идеальными инструментами для вычерчивания пря­мых и кривых линий, составляющих ос­нову любого чертежного изображения.

    Качество рейсфедера определяется следующими требованиями: очертания лопастей инструмента при взгляде сверху и снизу должны быть симмет­ричными без асимметричного стачива­ния одной из сторон лопасти; при взгля­де сбоку концы лопастей инструмента должны быть одинаковой длины, т. е. одна из лопастей не должна выступать относительно другой (в этом случае рейсфедер царапает бумагу); лопасти рейсфедера не должны иметь заусенцев, острых выступов, зазубрин, перекосов. Дефекты лопастей рейсфедера устраня­ются затачиванием на мягком оселке (кругообразными движениями с легким нажимом). Заточка завершается зачист­кой поверхности лопастей мелкозернис­той наждачной шкуркой и суконкой. Навыки работы с рейсфедером заключа­ются в умении содержать инструмент в чистоте, заправлять его качественным раствором туши (или гуашевой, темпер­ной краски) такого объема, который не приводит к вытеканию жидкости из по­лости лопастей, каплеобразным утолще­ниям в начале и в конце линий при соприкосновении с бумагой или отрыве инструмента от плоскости чертежа. Не­обходима также выработка навыка пра­вильного держания рейсфедера в про­цессе черчения. Лучшее его положе­ние — вертикальное по отношению к плоскости бумаги или слегка наклонное в сторону движения инструмента. Вести линию необходимо плавно с одинако­вым нажимом на бумагу. При сильном нажиме лопасти рейсфедера расходятся, царапают бумагу, что приводит к утол­щению контура линий или образованию капель. Грубое обращение с инструмен­том способствует искривлению и стачи­ванию лопастей, является причиной непроизвольного истекания раствора туши на бумагу.

    Графос — перьевая насадка с руч­кой, снабженной внутренним резервуа­ром для туши. Специфика ра­боты с графосом мало отличается от аналогичных процессов с применением тонких рейсфедеров. Главное для каче­ственного использования графоса — это чистота его пера и подбор правильной густоты раствора туши. Излишне раз­бавленная тушь приводит к образова­нию капель, загустевший тушевой ра­створ быстрее засыхает, что ведет к зат­рудненному функционированию инстру­мента, прерывистым линиям, прочеркам и т. д. Требования к качеству начерта­ния линий с помощью графоса анало­гичны требованиям к технике владения рейсфедером — инструмент необходимо вести по бумаге строго вертикально к ее поверхности и без нажима. В процессе черчения плоскость пера, графоса, рейсфедера должна быть параллельной на­правлению изображаемой линии.

    Рапидографы — самые распростра­ненные из выпускаемых в наше время чертежных инструментов. Рапидограф — самопишущая ручка с трубчато-игольчатым оголовником.

    Несмотря на общую схожесть прин­ципа устройства рапидографов имеются фирменные различия в конструкции и качестве материала трубчатого заверше­ния оголовника — поршня с иглой, креп­ления баллона для туши, форме корпуса, защитного колпачка и его деталей. Лучшими считаются рапидог­рафы такой конструкции, в которых при любых условиях работы игла с поршнем свободно перемещается в корпусе ого­ловника, исключено просачивание туши в месте выхода трубки, все детали рапидографа легко разбираются и могут без затруднения подвергаться чистке и пос­ледующей сборке. Успешная работа с рапидографом за­висит от соблюдения ряда обязательных для всех видов конструкций правил.

    Рапидографы имеют на оголовниках маркировку, обозначающую толщину ли­ний, для начертания которых предназна­чен каждый инструмент. Маркировка обозначает диаметр рабочей трубчато-игольчатой оконечности оголовника или в десятых долях миллиметра — 0, 1; 0, 2; О, 3; 0, 4; 0, 5; 0, 6; 0, 7; 0, 8; 1, 0; 2, 0 мм, или в сотых долях миллиметра, а имен­но - 0, 13; 0, 15; 0, 18; 0, 25; 0, 35 мм. Такая широкая гамма линий, получае­мых с помощью рапидографа, необходи­ма скорее в техническом черчении. В архитектурной графике для черчения особенно широко употре­бимы: для начертания тонких линий — 0, 1; 0, 13; 0, 15; 0, 18; 0, 2 мм; для начерта­ния средних линий — 0, 25; 0, 3; 0, 35 мм; для начертания толстых разрезных ли­ний — 0, 5; 0, 7; 0, 8 мм. Для заливки ту­шью поверхностей чертежного изображе­ния - 1, 0; 1, 2; 1, 4 мм.

    Во время работы рапидограф следу­ет держать строго перпендикулярно по отношению к плоскости бумаги. В про­тивном случае трубчатая насадка стачи­вается, и инструмент царапает бумагу.

    Фломастеры — баллоны со стержнем из фетра. В настоящее время фломастеры широко применяются в черче­нии и рисовании, хотя качество линий, полученных с помощью фломастера, от­личается своими особенностями — линия имеет нечеткие, расплывчатые границы, подплывает при работе на любой бумаге (кроме ватмана и кальки). Если рейсфе­дер, графос, рапидограф в процессе чер­чения необходимо вести перпендикуляр­но к плоскости бумаги, то для работы с фломастером это не обязательно. Флома­стером можно чертить и рисовать с лю­бым наклоном, чем достигаются разные по своей выразительности графические эффекты. Эти свойства флома­стера учтены и использованы в конструкции нового инструмента типа «вариограф», который представляет собой заправляемый специальной тушью инстру­мент с фетровыми игольчатыми оголовниками толщиной 0, 2; 0, 3; 0, 5; 0, 7 мм. Длину фетра можно регулировать, при снашивании фетр можно заменять. С по­мощью вариографа удобно рисовать, на­носить на бумагу линии и штрихи с пе­ременным нажимом.

    Требования к бумаге:

    а) при работе рейсфедером и флома­стером нет особенно жестких требова­ний к качеству бумаги. Желательно чер­тить на бумаге с плотной поверхностью (ватмане или картоне), но и на плохой бумаге с рыхлой, ворсистой поверхнос­тью рейсфедеры и фломастеры можно применять для начертания линий. Чем ниже качество бумаги, тем шире и с бо­лее округлым окончанием должны быть лопасти рейсфедера, тем толще должен быть фетр фломастера;

    б) при работе графосом, рапидографом, вариографом необ­ходимо особо обращать внимание на ка­чество бумаги. Эти инструменты хоро­шо функционируют при черчении на бумаге с гладкой, плотной поверхностью (чертежном ватмане), специальной ка­рандашной и тушевой кальке, милли­метровке.

    Третья группа приспособлений для линейной графики

    Эта группа состоит из приспособле­ний, с помощью которых линейная гра­фика моделируется из готовых элементов. К этим устройствам относятся летрасет, специальные трафареты и шабло­ны.

    Летрасет — изображение линий, раз­личных фактур, шрифтов, деталей анту­ража и оборудования, нанесенное на ли­сты прозрачной бумаги методом декаль­комании. Применение летрасета экономит время, сообщает чертежу четкость, ясность, универсальность вос­приятия символики графической ин­формации. Однако специалист, приме­няющий летрасет, целиком зависит от качества линейного рисунка, воспроизведенного в промышленном образце. К сожалению, большинство образцов летрасета по характеру линейного изобра­жения оставляет желать много лучшего. В обучении применение летрасета целе­сообразно только после освоения куль­туры линейной графики, воспроизведен­ной собственными руками.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта