Главная страница
Навигация по странице:

  • Интенсивность заполнения чертежа деталями антуража и стаффажа.

  • Поэтапное исполнение процесса проектирования

  • Этапы учебного проектирования.

  • Светотень и виды теней Тени на ортогональных чертежах Тени в аксонометрических проекциях Построение теней в перспективных проекциях

  • Тени на ортогональных чертежах Направление световых лучей .

  • Тень прямой линии

  • Тени

  • Тень горизонтальной окружности

  • Тень вертикальной окружности

  • ЛЕКЦИИ по АСГ. Лекция 1 Введение. Понятие архитектурный проект Цель и задачи учебной дисциплины Основы архитектурного проектирования


    Скачать 8.23 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Введение. Понятие архитектурный проект Цель и задачи учебной дисциплины Основы архитектурного проектирования
    АнкорЛЕКЦИИ по АСГ.doc
    Дата02.05.2017
    Размер8.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛЕКЦИИ по АСГ.doc
    ТипЛекция
    #6321
    страница8 из 14
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

    Расположение деталей антуража и стаффажа и проекций сооружения. На практике архитектору приходится чаще всего сталкиваться с проблемой компо­новки деталей антуража и стаффажа с ортогональной проекцией здания, реже с его перспективным или аксонометри­ческим изображением



    При размещении элементов антуража и стаффажа симметрично относительно центральной оси сооружения компози­ция чертежа смотрится примитивно.

    Если детали антуража и стаффажа изображены ниже линии горизонта, то их контур зрительно не связан с контуром здания, что затрудняет целостное восприятие композиции чертежа.



    Если де­тали антуража и стаффажа расположены выше уров­ня горизонта, то они кажутся чересчур удаленными, что затрудняет их зрительную связь с проекцией со­оружения, не дает информацию о его масштабе.

    Следует закреплять зритель­ную связь деталей антуража и стаффа­жа с проекцией сооружения, распола­гать их на линии горизонта, пересекать их контуры с абрисом здания. В этом случае изображение антуража и стаффажа вы­являет размер сооружения, создает впе­чатление реальной среды, окружающей здание.

    Интенсивность заполнения чертежа деталями антуража и стаффажа. В композиции чертежа архитектурный объект должен восприниматься легко и ясно. Основное значение проекции ар­хитектурного объекта заставляет с осо­бым вниманием отнестись к интенсив­ности заполнения чертежа, количеству и манере изображения деталей антуража и стаффажа. Если чертеж не перегружен и ос­нащен минимальным числом деталей рисунка, то активно вос­принимается композиция сооружения, пластика его формы, размер. Антураж и детали стаффажа выполняют свою ос­новную задачу, — помогают зрителю ос­воить идею архитектурного замысла.



    1. Поэтапное исполнение процесса проектирования


    Чтобы понять специфический язык архитектурной графики на разных стадиях проектной работы, следует рас­смотреть содержание проектного про­цесса, цели и задачи каждого из его эта­пов.

    Ориентировка — первый этап. В этот период ведется подготовительная работа, предшествующая проектирова­нию. Происходит знакомство с требова­ниями, предъявляемыми к будущему объекту, его местом в окружающей сре­де. Подбирается необходимый для рабо­ты литературный материал, нормативы и каталоги. Складывается общее впечат­ление о характере объекта, его содержа­нии и функции. Как только сформиро­вались представления о вопросах, свя­занных с объектом проектирования, по­являются первичные расплывчатые кон­туры его образа. В это время исполня­ются простейшие графические схемы участка застройки и его окружения, не­обходимые для последующей работы с эскизом.

    Поиск — второй этап. На этом этапе последовательно дополняются, расши­ряются, конкретизируются представле­ния автора о будущем объекте. Подавля­ющее большинство архитекторов выра­жает свои поиски на бумаге в виде эс­кизов, причем каждой стадии поиска соответствуют свои формы графического эскизирования. Их можно характеризо­вать следующим образом (см. часть 1, глава 3):

    эскиз-идея — поиск основных конту­ров образа объекта;

    фор-эскиз — эскизная разработка идеи объекта;

    рабочий эскиз — эскизная разработ­ка состава проекта, эскизы проектных чертежей.

    Исполнение проекта — третий этап. Необходимо уточнить, что «проектиро­вание» — обобщенное название всех ста­дий работы над объектом. Название тре­тьего этапа — «исполнение проекта» — условное обозначение комплекса дей­ствий, в процессе которых происходит самая трудоемкая, углубленная разра­ботка проектной темы. Именно на тре­тьем этапе работы формируется оконча­тельный образ проекта, конкретизиру­ются детали его функциональной, кон­структивной структуры. В этот период также возможна работа над эскизными схемами отдельных узлов, эскизами от­дельных фрагментов объекта. Однако это эскизирование имеет подсобное зна­чение, ибо основа структуры объекта в общих чертах решена на предыдущем этапе. В учебном проектировании «ис­полнение проекта» состоит в работе над комплексом чертежей, доказательно объясняющих проектную идею учебного задания.

    Оформление проекта — четвертый этап. На этом этапе в отечественной проектной практике идет интенсивная творческая работа над комплексом рабо­чих чертежей, так называемыми РЧ. В российской проектной практике есть случаи, когда исполняется «Технорабочий проект», соединяющий в себе по смыслу проектирования и составу чер­тежей этапы «Проект» и РЧ. Для каждой стадии проектной работы



    характер­ны свои формы изображения, свои при­емы рациональной графической работы. Так, на первом этапе наиболее широко распространены схематические чертежи. На втором этапе наиболее целесообраз­ны эскизные чертежи, наброски, поиско­вые макеты в сочетании с демонстраци­онной чертежной графикой. На третьем этапе происходит основная работа над проектными чертежами. Четвертый этап состоит в углубленной работе над рабо­чими чертежами» по которым с изменениями, добавлениями и корректировкой происходит строительная реализация проектной идеи.



    Этапы учебного проектирования.

    Эффективная организация учебного проектирования предполагает четкое разделение на этапы с фиксацией нача­ла и конца каждого из них в установленные сроки. Для каждого этапа учеб­ного проектирования характерна своя форма исполнительской графики. На первом этапе учащийся, знакомясь с условиями учебного задания, исполня­ет линейные наброски и схемы, кото­рые служат материалом, необходимым для начала проектирования. На втором этапе в российских архитектурных школах сначала исполняется клаузура — первая непосредственная реакция на чтение проектного задания. Затем учащийся выполняет линейные, то­нальные, цветные эскизы, поисковые объемные модели. В исполнении каж­дого курсового и дипломного проекта есть обязательная стадия сдачи эскиза, представляющая собой как бы итог всей поисковой работы. На третьем эта­пе работа происходит в форме учебных чертежей, выполняемых в линейной, тональной, цветной графической техни­ке.




    Вопросы для самоконтроля:

    1. Чем характеризуются виды архитектурной графики?

    2. Чем характеризуются этапы архитектурного эскизирования?

    3. Какие виды чертежей используют в архитектурном проектировании?

    4. Что такое ортогональный чертеж?

    5. Какие изображения выполняют в ортогональных чертежах?

    6. Чем отличается аксонометрический чертеж от перспективного?

    7. Какие бывают виды аксонометрических чертежей?

    8. В каком положении архитектурные объекты могут быть изображены в перспективе?

    9. Для чего применяют архитектурный рисунок?

    10. Что такое стаффаж?

    11. Что такое антураж?

    12. Какие этапы проходит процесс архитектурного проектирования?


    Литература:

    1. Крашенинников А.В. Придумай свой дом. - М.: Высшая школа, 1993.

    2. Кудряшев К.В. Архитектурная графика. - М.: Архитектура – С, 2004.

    3. Тосунова М.И. Архитектурное проектирование. – М.: Высшая школа, 1978.

    4. Франсис Д.К. Чинь. Архитектурная графика. – М.: АСТ-Астрель, 2007.

    5. Шимко В.Т. Архитектурно- дизайнерское проектирование. – М.: Архитектура – С, 2004.


    ЛЕКЦИЯ №4

    ПОСТРОЕНИЕ ТЕНЕЙ НА АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖАХ


    1. Светотень и виды теней

    2. Тени на ортогональных чертежах

    3. Тени в аксонометрических проекциях

    4. Построение теней в перспективных проекциях

    • Виды освещения

    • Перспектива теней при естественном освещении

    • Солнце перед зрителем. Солнце сзади зрителя. Солнце сбоку




    1. Светотень и виды теней


    В изобразительном искусстве, архитектурном и художественном проектировании выявление светотени имеет большое значение для реалистического изображения окружающей действительности на картинах, для придания большей наглядности и выразительности чертежам. Тени строят на чертежах в прямоугольных, аксонометрических и перспективных проекциях, в проекциях с числовыми отметками.

    Светотень выявляет объемную форму пространственных объектов. Так, например, чертежи, выполняемые в процессе архитектурно­го проектирования, помимо удобоизмеримости и метрической определенности должны быть и наглядными. Архитектурный чертеж с изображе­нием светотени значительно полнее и нагляднее выявляет объемно-про­странственную структуру объекта, чем чертеж, выполненный в линейной графике. Зная масштаб чертежа, можно без плана, который, как правило, помещается на других листах проекта, определить размер или «вынос» любой выступающей от плоскости фасада части здания.

    Аналогичную роль могут выполнять тени и на чертежах генеральных планов застройки. По величине тени, падающей на землю, можно судить о высоте зданий. Поэтому тени должны строиться точными приемами геометрических построений в соответствии с формой и размерами элементов проектируемого сооружения. Рисование теней «на глаз», не имеющее проекционной связи с формой объекта, ведет к ошибкам в оценке объемно-пространственной композиции будущего сооружения.

    Изображение светотени на чертеже, а также в аксонометрии и перспективе состоит из двух этапов: первый – это построение контуров (границ) теней точными приемами геометрических по­строений и второй – выявление и передача на чертеже градаций освещенности с учетом физических закономерностей и «воздушной» перспективы.

    Тень, которая получается на неосве­щенной части поверхности предмета, называют собственной тенью. Граница (линия) на поверхности предмета, разде­ляющая освещенную часть от находящейся в тени, называется контуром собственной тени.

    Тень, отбрасываемая предметом на горизонтальную плоскость или на дру­гую плоскость или поверхность, называется падающей тенью, а линия, ограничивающая ее - контуром падающей тени. Таким образом, контур падающей тени - это линия пересечения обертывающей луче­вой поверхности с поверхностью, на которую падает тень (рис. 1). Иными словами, контур падающей тени является тенью от контура собственной тени. Контуры собственной и падающей тени всегда представляют собой замкнутую фигуру.



    Рис.1

    Все операции по построению теней сводятся к определению линии касания обертывающей лучевой поверхности к объекту и к построению линии пересе­чения ее с поверхностью, на которой строится падающая тень. На проекционных чертежах (эпюрах) действие воздушной среды не учитывается, однако зону собственной тени принято по­казывать светлее падающей тени.


    1. Тени на ортогональных чертежах

    Направление световых лучей. При построении теней в ортогональных проекциях направление лучей света принимают параллельным диагонали куба (рис.2), грани которого совмещены с плоскостями проекций. Проекциями диагонали куба являются диа­гонали квадратов, т.е. горизонтальная и фронтальная проекции светового луча составляют с осью проекции xугол 45º (рис.3)


    Рис.2 Рис.3 Рис.4

    Такое «стандартное» направление световых лучей создает определенные преимущества при построении теней и выполнении архитектурного чертежа:

    • во-первых, достигается постоянство и простота построения проекции лучей и теней на чертежах фасада и плана объекта;

    • во-вторых, облегчается чтение черте­жа и понимание форм, пропорций и размеров элементов изображенного объекта, так как размер тени, отбрасываемой отдельными частями здания, определяет в масштабе чертежа величину выступов и отступов от плоскости фасада здания. При этом тень от вертикально расположенных элементов фасада замеряется по горизонтали вправо, а тень от горизонтально расположенных элементов - по вертикали вниз.

    Тень точки. Для построения падаю­щей тени от точки на плоскость или поверхность через точку следует провести луч параллельно принятому направле­нию световых лучей и определить точку пересечения луча с плоскостью или поверхностью. Так, тень от точки на пло­скости есть точка пересечения луча с ближайшей на его пути плоскостью.

    На ортогонально-проекционном чертеже через проекции точки следует провести соответствующие проекции луча (рис. 4, а) и построить его след на плоскости проекций. В данном примере - это фронтальный след луча аV, вторым следом будет горизонтальный след ан. Первый след-это реальная тень точки А, а второй след - мнимая тень.

    На рис. 4,б построена падающая тень от точки В на плоскости Н. В рассматриваемых примерах тенью точки является след светового луча на плоскости проекций.

    Для построения падающей тени от точки на плоскость общего положения или поверхность (рис. 4,в) следует через точку провести световой луч и по­строить точку пересечения его с плоскостью или поверхностью. Так как световой луч является прямой линией, то построение тени точки сводится к построению точки пересечения прямой с плоскостью или поверхностью .

    Тень прямой линии. Световые лучи, проходящие через множество точек пря­мой линии, образуют лучевую плоскость. Пересекаясь с плоскостью или поверхностью, лучевая плоскость обра­зует падающую тень прямой.

    Для построения падающей тени прямой линии на плоскость достаточно по­строить тени двух ее точек. Тенью прямой линии будет прямая, соединяющая эти точки (рис. 4,г).

    Тени прямых частного положения. Тени от прямых частного положения на плоскости проекций будут довольно ча­сто применяться при построении па­дающих теней различных архитек­турных деталей и фрагментов.



    Рис.5

    1. Тень отрезка прямой, перпендикулярного плоскости проекций, совпадает с проекцией луча на эту плоскость (рис. 5,а).

    2. Тень отрезка прямой, параллельного плоскости проекций, равна и параллельна самому отрезку (рис. 5,6).

    3. Тень отрезка горизонтальной прямой, расположенного под углом 45° к фронтальной плоскости проекции, располагается на этой плоскости с уклоном 1 :2 (рис. 5,в).

    4. Тень отрезка горизонтальной прямой, параллельной лучевой проецирующей плоскости, в зависимости от ее положения или совпадает с проецирующим следом этой плоскости, или расположена перпендикулярно оси проекций, как в данном примере (рис. 5, г).

    Все указанные выше особенности построения теней от прямых частного по­ложения остаются неизменными при аналогичном положении прямых отно­сительно другой плоскости проекций. Остановимся более подробно на первом случае и отметим следующие его особенности. Проекция падающей тени на любую поверхность от прямой, перпендикулярной плоскости проекций, совпадает с проекцией луча на эту плоскость, а на другой плоскости проекций повторяет контур нормального сечения этой поверхности, повернутый влево.

    Тени плоских фигур. Вид тени от плоской фигуры зависит как от ее формы и положения в пространстве, так и от формы поверхности, на которую падает тень.

    На рис. 6,а построена падающая тень от плоскости общего положения, заданной треугольником АВС на плоскости проекций. Тени от вершин треугольника оказались на разных плоскостях проекций. Построение тени треугольника следует вести в той же последовательности, как и построение тени прямой. Сначала строят тень на плоскости Н, включая и часть мнимой тени, а затем строят тень на плоскости V. Тень треугольника преломится и перейдет с плоскости Н на плоскость V.



    Рис. 6

    Тень, падающая от плоской фигуры на параллельную ей плоскость, тождественна самой фигуре. Эта закономерность дает возможность значительно сократить построения. Достаточно построить тень от одной точки фигуры, а затем изобразить равную (конгруэнтную) ей фигуру-контур падающей тени (рис. 6,б,в).

    Тень горизонтальной окружности. Тень от горизонтальной окружности на фронтальной плоскости проекций изобразится в виде эллипса, который является результатом пересечения плоскости обертывающей лучевой цилиндрической поверхностью.

    Контур тени может быть получен путем построения теней ряда точек окружности. Тень от окружности может быть построена также с помощью построения тени описанного квадрата, в которую вписывается затем эллипс по восьми точкам .

    На рис. 6,г даны две проекции го­ризонтальной окружности. Тень опи­санного квадрата представляет собой параллелограмм. Его стороны и диагонали - это тени прямых частного положения (см. рис. 5). В параллелограмм вписывается эллипс. В процессе прямой в соотношении стороны квадрата к его диагонали, равном 0,707 (0,7). Тень окружности на фасаде может быть построена без плана, так как тень одной из диагоналей располагается вертикально.

    Тень вертикальной окружности. На рис. 6,д построена тень на плоскости V от вертикальной окружности, расположенной в профильной плоскости. Од­на из диагоналей описанного вокруг окружности квадрата дает тень по гори­зонтали b1-dV. В параллелограмм, который является тенью описанного квадрата, вписывают эллипс по восьми точкам.

    Тени геометрических тел

    При построении теней геометриче­ских тел сначала следует определить контур собственной тени, а затем приступить к построению падающей тени, которая является тенью контура собственной тени.

    Тень призмы (рис. 7). Задняя и правая боковая грани призмы находятся в собственной тени. Ребра, разделяющие освещенные и затененные грани призмы, образуют контур собственной тени. Они представляют собой прямые частного положения, падающие тени от которых строятся просто (см. рис. 5). Ширина падающей тени на фасаде от столба прямоугольного поперечного сечения равна сумме сторон плана.

    Тень цилиндра (рис. 8). Контур собственной тени определяется двумя образующими 1 и 5, по которым лучевые плоскости касаются его боковой поверхности. Фронтальная проекция контура собственной тени может быть определена без плана с помощью равнобедренного треугольника с засечкой на гипотенузе, построенного на половине фронтальной проекции основания. Это относится и к цилиндру, располо­женному горизонтально (рис. 6,г). Построение падающей тени на плане и фасаде включает уже известные элементы - построение тени горизонтальной окружности и теней вертикальных прямых.


    Тень конуса (рис. 9). При построении тени конуса сначала строят падающую тень, с помощью которой определяют затем контур собственной тени. Начинают с построения падающей тени вершины на плоскость основания конуса. Такой тенью является мнимая тень sH. Касательные, проведенные из этой точки к основанию конуса, определяют теневые образующие конуса, которые и являются контуром собственной тени. Точки касания графически точно определяются с помощью окружности, построенной на проекции падающей тени s-sH высоты конуса. Контур собственной тени конуса - линия касания боковой поверхности конуса лучевыми плоскостями, параллельными световым лучам, а контур падающей тени - горизонтальные следы лучевых плоскостей.

    Тень сферы (рис. 10). Световые лучи, касающиеся поверхности сферы, образуют обертывающую цилиндрическую лучевую поверхность. Она касается сферы по большой окружности-контуру собственной тени сферы. Проекциями контура собственной тени являются эллипсы. Большая ось эллипса равна диаметру сферы, а малая ось 0,61D. Чтобы определить этот параметр, можно применить замену плоскости проекции H и построить новую проекцию сферы и ее собственную тень на плоскости проекций, параллельной лучам света. В этом случае при истинном наклоне луча (35°) новая про­екция контура собственной тени будет перпендикулярна проекциям лучей (графическое построение угла в 35° показа­но на дополнительной проекции). Построение падающей тени сферы на фронтальную плоскость проекций понятно из чертежа.


    На рисунке 11 показан пример построения собственных и подающих теней капители.

    Рис. 12. Пример построения теней на фасадах и на плане крыши

    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14


    написать администратору сайта