Главная страница
Навигация по странице:

  • Угловая перспектива с одной или двумя точками схода

  • Требования к технике исполнения архитектурного чертежа

  • Архитектурный рисунок как одно из средств оформления проектного чертежа Архитектурный рисунок

  • Требования к технике исполнения архитектурного рисунка, оформляющего чертеж

  • Приемы построения композиции рисунка, оформляющего чертёж

  • ЛЕКЦИИ по АСГ. Лекция 1 Введение. Понятие архитектурный проект Цель и задачи учебной дисциплины Основы архитектурного проектирования


    Скачать 8.23 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Введение. Понятие архитектурный проект Цель и задачи учебной дисциплины Основы архитектурного проектирования
    АнкорЛЕКЦИИ по АСГ.doc
    Дата02.05.2017
    Размер8.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛЕКЦИИ по АСГ.doc
    ТипЛекция
    #6321
    страница7 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

    Фронтальная перспектива с одной точкой схода: случай построения перс­пективного чертежа, при котором карти­на располагается параллельно одной из плоскостей фасада изображаемого зда­ния. Такой способ был впервые теорети­чески обоснован Альбрехтом Дюрером. Дюрер, очевидно, применял для постро­ения перспективы известный среди уз­кого круга специалистов того времени способ проецирования изображения на плоскость матового стеклянного экрана (см. рис. 31, 2; 32). Располагая относи­тельно экрана прямоугольный по форме объект (например, модель здания) та­ким образом, чтобы один из его фасадов был параллелен плоскости экрана (или картинной плоскости К), и нанеся на эту плоскость контуры объекта и про­должения его ребер в виде проецирую­щих линий, можно получить их пересе­чение в некоторой точке Р, находящей­ся на линии горизонта. Если учесть, что все точки изображаемого объекта нахо­дятся на линиях, радиально сходящихся в точке схода Р, то понятно, почему та­кой способ называется еще и радиальным. Подобная методика построения перспективного изображения с помо­щью наложения бумаги на жестко зак­репленную вертикальную раму с экра­ном из матового стекла долгое время использовалась художниками, исследо­вателями, естествоиспытателями для точного копирования нужного объекта, что заменяло в XVII—XIX вв. фотоаппа­ратуру.

    Объекты с прямоугольной простран­ственной структурой экстерьера и инте­рьера сравнительно легки для построе­ния методом фронтальной перспективы. Объекты с криволинейной формой пла­на, объекты со сложной многогранной пластикой формы строятся методом фронтальной перспективы с помощью прямоугольной сетки координат, кото­рая вычерчивается в плоскости земли (на предметной плоскости 7). Криволинейные сочетания плана здания, деталей планировки и благоустройства вписыва­ются в такую же координатную сетку на ортогональном изображении плана, а за­тем, в соответствии с этой координатной разбивкой, переносятся и врисовываются в аналогичную линейную сетку на перспективном чертеже.

    Примеры перспективных чертежей, выполненных по методу фронтальной перспективы, характерны прежде всего для раскрытия композиционных осо­бенностей интерьерного пространства. Радиальная перспектива чрезвычайно удобна для выявления глубины, ритми­ческого строя помещения интерьера, пластика ограждающих поверхностей которого решена с помощью членений, метрически повторяющихся элементов декора, конструктивных элементов, де­талей потолка и плафона. Основу графического исполнения перспективы со­ставляет качественное линейное пост­роение, причем лучшие образцы перс­пективных чертежей демонстрируют не только точное построение в линиях элементов архитектурной формы, но и сохранение аппарата вспомогательных и проецирующих линий, с помощью ко­торых вычерчиваются грани и ребра, арки, детали, оконные проемы инте­рьерного пространства. Скрупулезное исполнение линейного построения по­зволяет выполнить чертеж в двух вари­антах графики.

    Первый вариант — исполнение пер­спективного чертежа в линейной гра­фике — с тушевой обводкой граней формы и оставлением карандашной по­досновы аппарата вспомогательных ли­ний. В этом варианте возможна легкая проработка тоном падающих и соб­ственных теней (см. рис. 56, 4, 5). Та­кая графическая манера особенно ха­рактерна для учебных чертежей, где убедительность линейного построения формы, точность аппарата вспомога­тельных графических построений гово­рят о качестве процесса чертежного исполнения перспективы.

    Второй вариант — исполнение пер­спективного чертежа в линиях с после­дующей фундаментальной проработкой светотеневых отношений объекта в тех­нике тушевой отмывки с применением акварели, гуаши и темперы, техники летрасета, аэрографа и т. д. В этом слу­чае большое значение имеет выявление эффекта воздушной перспективы, создающей иллюзию глубины, простран­ственной выразительности и т. д. Таким методом пользовались мастера разных поколений. Этот метод применяется в российской архитектурной графике до сегодняшнего дня (рис. 32, 33).

    Особое место в исполнении фрон­тальной перспективы интерьера с при­менением тона и цвета занимает дизай­нерская моделировка интерьерного про­странства. Цель такой графической тех­ники — в максимальной реалистичности отображения характеристик отделочных материалов, поверхностей, мебельных панелей, декоративных и отделочных тканей и т. д. Такая перспектива выпол­няется смешанными графическими при­емами — для поверхностей стен, потол­ка, остекления применяются техника ту­шевой отмывки или покраска аэрогра­фом. Поверхности деревянных панелей мебели, поверхности, отделанные тканя­ми, текстура декоративных тканей ис­полняются методом покраски (или там-повки) гуашью, темперой. Все виды вы­шеназванной техники невозможны без изготовления высококачественных ма­сок, трафаретов, лекал из бумаги, карто­на и синтетических планок.

    В заключение разбора приемов гра­фического исполнения перспективы следует сказать, что самым распростра­ненным методом графического построе­ния перспективного чертежа является линейная техника с использованием ра-пидографа, выявлением собственных и падающих теней способами заливки, штриховки, графического или полигра­фического тангира. Для заливки и штриховки используются рапидографы с толстыми иглами и фломастеры с толстыми фетрами. Для моделирования те­ней с помощью тангирных поверхностей используются листы летрасета, фото-тангир и аппликативные пленки.

    Угловая перспектива с одной или двумя точками схода — случай постро­ения перспективного чертежа, при кото­ром картина располагается под некото­рым углом к плоскостям фасада изобра­жаемого здания. В архитектурной гра­фике наиболее распространенным при­емом построения перспективного черте­жа такого рода является способ архитек­торов.

    Построение с двумя точками схода (Fj и F2) — картина проводится через одно из ребер объекта таким образом, чтобы вертикальное ребро, оставаясь в плоскости картины, сохраняло свою на­туральную величину и, следовательно, могло считаться линией натуральных величин (см. рис. 31, 1). Для построения остальных ребер объекта их перемещают в плане в направлениях, параллельных фасадам здания, до совмещения с карти­ной. Полученные точки переносят на картину и откладывают натуральные ве­личины ребер здания, после чего из по­строенных точек проводят прямые в одну из двух точек схода, пересечение которых с вертикалями определяет ве­личину каждого ребра [18, с. 245—266].

    Требуемая величина вертикалей на картине определяется откладыванием отрезков, взятых на основании картины, или от принятой на плане (в ортого­нальном чертеже) и на картине услов­ной точки отсчета.

    Построение с одной точкой схода (Fj) — аналогично с предыдущим, в ко­тором для удобства построения исполь­зуется одна точка схода. Построение отличается тем, что до совмещения с картиной (К) перемещаются несколько ребер формы, что делается не только для определения их истинной верти­кальной величины, но для получения системы точек, с помощью которых на картине получаются косоугольные про­екции фасадов здания, необходимые для построения формы с помощью точ­ки схода Fv

    Необходимо отметить, что использо­вание двух точек схода в угловой перс­пективе всегда повышает точность пост­роения, приводит к меньшим графичес­ким погрешностям. Использование од­ной точки схода целесообразно лишь в тех случаях, когда в процессе построе­ния нет возможности зафиксировать две точки схода и на листе бумаги в преде­лах картинной плоскости можно разме­стить лишь точку схода FvТогда логич­но, используя реальные возможности, применять построение с одной точкой схода.

    В архитектурной графике реального и учебного проектирования для изобра­жения объектов со сравнительно слож­ной объемной и планировочной структу­рой целесообразно использовать угловую перспективу с двумя (или одной) точка­ми схода. При таком способе перспектив­ного изображения легче подобрать опти­мальное положение картины (К), выб­рать такую точку зрения (5) и расстоя­ние от зрителя до объекта (sp), которые наиболее полно отражали бы характер­ные точки обозрения, наивыгоднейшие ракурсы здания. Примером таких постро­ений перспективы могут быть работы виднейших мастеров русской и европейской классики, мастеров новаторской ар­хитектуры 1920—1930-х гг., современных мастеров архитектуры. Каждый из этих перспективных чертежей показывает наиболее выигрышную точку зрения на объект, раскрывает в выразительных пер­спективных ракурсах форму, пластичес­кий рисунок, композицию сооружения. Графика исполнения таких чертежей ме­няется в зависимости от назначения чер­тежа. Если автору необходимо выяснить с помощью построения перспективного чертежа какие-либо вопросы проектиро­вания, то перспектива может быть испол­нена в карандаше или в тушевой линей­ной графике (рис. 33, 1).

    Если перспектива выполняет задачи, демонстрации проектного решения, то языком графического исполнения слу­жит использование тона или цвета (см. рис. 32, 2, 3, 4). Немалую роль в испол­нении перспективного чертежа играет стиль графической документации, свой­ственный конкретному историческому периоду. Так, все перспективы мастеров новаторской архитектуры 1920—1930-х гг. отличались аскетизмом графических приемов. Они исполнялись или в ли­нейной графике с заливкой, или в лако­ничной и простой тональной графике. Исключение составляли перспективы, авторы которых в своих архитектурных замыслах активно использовали цвет. Такие примеры характерны для творчес­ких работ В. Кринского, К. Мельникова, И. Леонидова и др. В учебной графике избрание того или иного технического приема исполнения перспективного чер­тежа должно четко координироваться с характером задач данного графического задания и отвечать определенным целям данного периода обучения.

    На младших курсах архитектурной школы целесообразно линейное постро­ение перспективы с легкой отмывкой собственных и падающих теней. Такая техника позволяет сохранить много­трудный процесс графического построе­ния деталей перспективы, а после обве­дения тушью видимых деталей формы легко проследить вспомогательный ап­парат линейного построения, вычерчен­ный в карандаше.

    На старших курсах перспективный чертеж строится в лаконичной линей­ной графике с моделировкой формы в технике тушевой отмывки с применени­ем цвета. Возможны и другие варианты графического исполнения, например по­краска гуашью. В целом графика перс­пективы не может существовать обособ­ленно от стиля исполнения всего комп­лекта проектных чертежей.

    При исполнении перспективного чертежа СОВЕТУЕМ: 1) с особым вни­манием отнестись к компоновке эскиз­ного чертежа, где обязательно должны быть вычерчены ортогональные проекции объекта в М 1:100; 1:200 (план или совмещенные поэтажные планы, фасады — основной и боковой разрезы). Выб­рать на эскизном чертеже варианты по­ложения картины (К), наиболее рацио­нальное расположение точек зрения (S), главной точки картины (Р), определить положение точек схода (fj и F2), точки схода диагоналей (D). Выстроить на эс­кизном чертеже ряд эскизных проб, оп­ределяющих наиболее выгодные ракур­сы перспективного изображения объек­та, которые строятся с картины с пере­носом размерных показателей без уве­личения (М 1:1) или с увеличением (М 2:1; 3:1); 2) помнить, что точка зрения (5) не должна находиться слишком близко или слишком далеко от объекта и, следовательно, от картины. Опти­мальное расстояние (Sp) точки зрения (5) от картины (К) не должно превы­шать 1—1, 5 Н, где Н — максимальная высота объекта (при его вертикальной композиции) или 1—1, 5 L, где Lмак­симальная ширина объекта (при его го­ризонтальной композиции). Нарушение этих параметров приводит к искажению перспективной проекции (при близком положении точки 5) или к вялости ее ракурсов (при далеком положении точ­ки 5); 3) помнить, что нецелесообразно строить чистовой перспективный чер­теж, механически увеличивая эскиз. Ка­чественное построение получается толь­ко при построении перспективы с пла­на, когда каждый размер берется в соот­ветствии с показателями на картине (К). Помнить, что сначала нужно ограничить рамки эскизного кадра, пропорции кото­рого должны соответствовать пропорци­ям перспективного чертежа. Для постро­ения качественной перспективы необхо­димо, чтобы размеры кадра были крат­ны по отношению к пропорциям перс­пективного изображения. Если кадр не составляет по своим горизонтальным размерам 1/2; 1/3; 1/4; 1/5; 1/6 таких же размеров перспективного чертежа, то картину с отметками горизонтальной ве­личины кадра перемещают вдоль главного луча параллельно самой себе до та­кого положения, когда размеры кадра достигают требуемой величины. Полу­чив новое положение картины, опреде­ляют расстояние до вновь полученных точек схода и начинают переносить не­обходимые для построения размерные показатели, увеличивая их в 2, 3, 4, 5 или в 6 раз (в соответствии с вновь по­лученными пропорциональными разме­рами кадра). Любое перенесение некрат­ных по размеру показателей величины кадра приводит к ошибкам.

    При исполнении перспективного чертежа НЕ СОВЕТУЕМ: 1) избирать горизонтальный угол зрения на объект между крайними лучами зрения в плане менее 20° и более 50°; 2) избирать такое положение точки зрения (5), при кото­ром вертикальный угол зрения (отсчи­тываемый от перпендикуляра, проведен­ного к картине, т. е. от главного луча зрения) превышает 40°; 3) избирать вы­соту горизонта больше высоты среднего человеческого роста, т. е. больше 1, 6—1, 8 м от уровня земли. Такая рекоменда­ция не относится к случаям, когда наме­ренно избирается точка зрения с птичь­его полета (так называемая «птичка»), или когда необходима точка зрения на объект снизу — в случаях его положе­ния на высоком постаменте или возвы­шенном рельефе.
    Требования к технике исполнения архитектурного чертежа

    1) Следить за удобством и чистотой рабочего места. Рядом с подрамником и чертежной доской держать только те инструменты и чертежные приспособления, которые нужны на данном этапе работы.

    2) Следить за тем, чтобы поверхность чертежного листа была идеально ровной и чистой. Для этого необходимо: закрывать бумагой или калькой те участки чертежа, на которых в данный момент не производится работа;

    содержать в идеальной чистоте рабо­чую поверхность (прилегающую к бума­ге) угольников, рейсшин, линеек, лекал. Если эти инструменты загрязнены, то их надо отмыть с мылом, а деревянные инструменты почистить резинкой.

    3) Исполнять чертеж только хорошо заточенными карандашами (простым и механическими) или с использованием микрографов с тонкими грифелями и маркировкой 0,3 мм; 0,5 мм; 0,7 мм. Ис­пользовать циркули и измерители с ос­трыми иглами, средней по усилиям за­тяжкой винта в шарнире.

    4) Обводку тушью карандашного чертежа осуществлять в зависимости от качества бумаги и назначения чертежа следующими инструментами: ортого­нальные, аксонометрические, перспек­тивные чертежи, выполняемые на круп­нозернистой бумаге, обводить тушью с помощью рейсфедеров. Для обводки чертежей, выполняемых на гладкой мел­кофактурной бумаге или кальке использовать рапидографы. Для обводки линий разной толщины применяются сле­дующие рапидографы:

    для обводки основных линий — ра­пидографы с толщиной оголовника 0,3 или 0,5 мм (0,25 или 0,35 мм);

    для обводки мелких шрифтовых надписей, цифр, размерных линий, ри­сунка антуража — рапидографы с толщиной оголовника 0,1; 0,2 мм (0,13; 0,15; 0,18; 0,25 мм);

    для обводки разрезных линий — ра­пидографы с толщиной оголовника 0,7 мм (0,8 или 1,0 мм);

    для крупных надписей заглавия в штампах использовать рапидографы с толщиной оголовника 0,25; 0,3; 0,35 мм.

    Для графического исполнения про­ектного чертежа необходимо не только ремесленное владение приемами и пра­вилами черчения, но и глубокое пони­мание целей и задач каждого чертежно­го документа. Главное в этом процес­се — осознанные усилия выявления раз­личных стадий проектного замысла в максимально простой и выразительной графической форме.

    Архитектор-проектировщик, уча­щийся архитектурной школы стремятся к овладению разнообразными средства­ми изображения, приемами эскизирования и черчения именно для того, чтобы в каждом конкретном случае проектной и учебной практики применять для вы­ражения своих идей самые эффектив­ные формы графического изображения. Большую роль в проектной работе иг­рает умение рисовать — легко и содержательно выражать на бумаге свои фантазии, точно и выразительно офор­млять с помощью рисунка проектный чертеж.



    1. Архитектурный рисунок как одно из средств оформления проектного чертежа


    Архитектурный рисунок

    Архитектурным рисунком называют­ся все графические работы зодчего, в том числе и не имеющие прямого отношения к проектированию, которые выполняют­ся от руки с помощью карандаша, угля, сангины, пера, кисти, рапидографа и фломастера.

    Специфика архитектурного чертежа та­кова, что в различных проектных ситуа­циях требуется показать средствами ар­хитектурного рисунка окружение — при­родную или предметную среду, в кото­рой существует архитектурный объект.

    Архитектурный рисунок, оформляющий проектный чер­теж, обобщенно называют антуражем и стаффажем.

    Архитектурный антураж и стаффаж являются стилизованными изображени­ями природного и предметного окруже­ния.

    В современном архитек­турном языке антуражем называется изображение деталей пейзажа в проект­ном чертеже. Стаффажем называют рисунки людей, автомобилей, животных, деталей оборудования, до­полняющие композицию проектного чертежа.
    Требования к технике исполнения архитектурного рисунка, оформляющего чертеж

    Начертание деталей антуража и стаффажа, выполненных карандашом, толстым грифелем, цветными мелками, резко отличается от рисунка кистью, фломастером, рапидографом. Выбор тех­ники исполнения предопределяет стиль, характер, структуру антуража и стаффа­жа. Знание особенностей исполнения деталей рисунка, деталей природной и предметной частей помогает программи­ровать технические приемы оформления чертежа. Таким образом, исходным кри­терием для выбора стилистики антура­жа и стаффажа служит характер чертеж­ного исполнения проекций здания.

    Если чертеж проекций здания выполнен в карандашной линейной графике, в ту­шевой линейной графике с относитель­но бледными линиями, в тональной или цветной графике с локальными светотеневыми отношениями, то для исполнения деталей антуража и стаф­фажа следует выбрать карандаш, цвет­ные мелки, сангину. Эти графические материалы в силу своих особенностей позволяют получать сравнительно ши­рокую гамму изобразительных приемов, конструировать детали антуража и стаффажа лшиями постоянной или переменной толщины, штрихами, кон­туром со слабым или сильным нажи­мом с учетом гладкой или фактурной поверхности бумаги.

    Если чертеж проекций здания выполнен в четкой и лаконичной тушевой линейной графике, в линейной графике с залив­кой, то для исполнения деталей антура­жа и стаффажа следует выбрать рапидограф, фломастер с тонким фетром. Для этих целей предпочтительны инст­рументы с маркировкой толщины линий в 0, 2; 0, 25; 0, 3; 0, 4 мм.

    Детали антуража и стаффажа, как и в предыдущем случае, могут носить сво­бодный характер с исполнением конту­ров рисунка от руки, но могут испол­няться и с применением чертежных ин­струментов — циркулей, линеек, уголь­ников, лекал и шаблонов. В этом случае тушевая графика линейного чертежа органично сочетается с графикой анту­ража и стаффажа

    Однако каковы бы ни были техни­ческие приемы исполнения антуража и стаффажа — исполняются они с помо­щью рукотворного рисунка или конст­руируются из деталей в технике летрасета — их качество зависит от умения компоновать чертеж, органично сочетать элементы чертежных проекций и анту­ража, учитывать индивидуальную специфику композиции каждого изображе­ния.


    Приемы построения композиции рисунка, оформляющего чертёж
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14


    написать администратору сайта