ЛЕКЦИИ по АСГ. Лекция 1 Введение. Понятие архитектурный проект Цель и задачи учебной дисциплины Основы архитектурного проектирования
Скачать 8.23 Mb.
|
Требования к технике монохромной покраски акварелью. Приемы технической покраски архитектурных чертежей монохромной акварелью практически ничем не отличаются от аналогичных приемов тушевой отмывки. Лессировка акварелью требует соблюдения определенных условий, при исполнении которых требуется: 1) применять акварель близких по цветовым отношениям к тонам теплой (коричневой) или холодной (голубоватой) китайской туши. Возможны следующие различные сочетания цветов: черная + умбра + охра золотистая (теплые оттенки) или черная + умбра + нейтральтин (холодные оттенки); 2) для работы полученный интенсивный тон акварели разводят водой в нескольких сосудах с разными по силе тона растворами; 3) наслоение тонов акварельных растворов друг на друга (лессировку) производят чрезвычайно осторожно — после полного высыхания каждого предыдущего слоя, едва касаясь кистью бумаги (сильный нажим на кисть приводит к смыванию предыдущего слоя и образованию пятен); 4) необходимо помнить, что акварель не обладает свойствами китайской туши, она легко смывается с бумаги после высыхания и не обладает аналогичной с китайской тушью прозрачностью. Из этого следует, что при лессировке акварельными красками надо ограничиваться меньшим количеством слоев раствора; 5) там, где графическая проработка изображения должна быть особенно прозрачной, следует применять способ акварельной покраски «по мокрому»; 6) в зависимости от обстоятельств практиковать сочетание тушевой отмывки с акварельной подкраской. Допускается грунтовка чертежа тонким слоем акварельного раствора. Например, для достижения иллюзии яркой солнечной освещенности изображение грунтуется раствором стронциановой охры золотистой; северное, рассеянное освещение имитируется грунтовкой чертежа разведенным раствором умбры или нейтралтина. Требования к технике монохромной графики с применением фломастера. Фломастер широко применяется для исполнения линейной графики с заливкой, штриховой графики. Особенности технического применения фломастеров состоят в том, что в архитектурной графике для работы избираются два типа фломастеров: 1) фломастеры с тонким фетром, имеющие аналогичное с рапидографом назначение и маркировку толщин фетра 0, 1; 0, 2; 0, 3 мм и т. д. (для вычерчивания линейных изображений); 2) фломастеры с фетром средней толщины диаметром 0, 5; 0, 7; 1, 0; 2, 0 мм и т. д. (для обводки и заливки сечений разрезов и планов). Пример такой графики изображен на рис. 52 и отличается от графических работ с использованием рапидографа лишь огрубленным характером линейного изображения и живописной штриховой фактурой залитых поверхностей. Графический стиль подобных изображений дополняется штриховой проработкой таких частей изображения, как тени, оконные проемы, детали антуража, для чего применяются фломастеры с фетрами среднего и большого диаметра. Следует учесть, что использование фломастеров целесообразно в тех случаях, когда по тем или иным причинам необходимо получить графику слегка небрежного эскизного характера. Для монохромной графики следует выбирать фломастеры с черной, серой, умбристой, коричневой заправкой. Фломастером можно работать на любой бумаге, но особенно хорошо ложатся линия и штриховка фетром на карандашной кальке, миллиметровке, гладком ватмане. Требования к технике монохромной графики с применением аэрографа. Техника моделирования формы с помощью аэрографа широко применяется в архитектурной, дизайнерной и прикладной графике. Суть этой техники состоит в том, что с помощью аэрографа (устройства, действующего по принципу обыкновенного пульверизатора) можно получить струю мелкораспыленного красящего раствора. В баллон, прикрепленный в нижней части распыляющего устройства, заливают, в зависимости от надобности, раствор туши, акварели, гуашевых или темперных красок, типографской краски и т. д. Густота и интенсивность раствора согласуются с диаметром выходного отверстия распыляющего устройства и мощностью ручной или механической компрессорной установки. Если раствор густой (насыщен крупными частицами красящего вещества), то распылитель может засориться или даст струю с крупными каплями. Если раствор жидкий, то потребуется наложить большее количество слоев краски. Поэтому в работе аэрографом необходимы солидный практический опыт обращения с его механическими частями и навыки разведения разных по своим свойствам и показателям консистенций красящих растворов. В монохромной графике красящие растворы составляются на основе разведения различных видов туши, а также акварельных, темперных и гуашевых красок черного, серого, коричневых и умбристых тонов. Следует помнить, что сразу после работы растворами химической туши, гуаши и других красок (особенно темперной и типографской), распыляющие устройство и баллон аэрографа следует тщательно промыть. Одной из самых существенных особенностей техники моделирования формы с помощью аэрографа является умение вычерчивать и вырезать маски. Масками называют трафареты, выполненные из бумаги, картона или синтетических пленок, которыми закрывают части изображения, не покрываемые в данный момент красящим раствором. По мере того, как отдельные части изображения покрываются слоями красящего набрызга, сменяются и разные по форме и размеру маски. С помощью струи красящего раствора можно исполнять «растяжку» тонального покрытия плоскостей изображения, т. е. моделировать переходы от светлого к темному, высветление или потемнение отдельных участков поверхности бумаги. При исполнении графики с использованием аэрографа необходимо: 1) работать на бумаге, натянутой на подрамник или наклеенной на планшет с подосновой из толстого картона или оргалита; 2) вырезать маски из плотной бумаги, картона или толстой синтетической пленки с закреплением масок на поверхности бумаги или друг к другу скотчем или лейкопластырем. Маску, закрывающую основной фон, следует вырезать из синтетической пленки; 3) в случае, если маски вырезаются из пленки, во избежание их коробления при набрызге раствора следует закреплять по контуру полосками лейкопластыря, скотча; 4) перед набрызгом раствора на плоскость изображения следует сделать пробный набрызг в стороне — на чистом листе ватмана; 5) перед повторным нанесением слоя красящего раствора следует дождаться полного высыхания слоя предыдущего набрызга; 6) поверхность бумаги перед набрызгом загрунтовать жидким прозрачным слоем клея ПВА или поливинилацетатных белил. Грунтовочный раствор наносить чистым куском поролона или кистью с мягким ворсом; 7) чтобы при наложении внутренние плоскости масок не прилипали к бумаге, их поверхность присыпают тальком или зубным порошком. В работе не рекомендуется: 1) наносить слои набрызга по мокрой бумаге; 2) направлять на бумагу набрызг, состоящий из крупных капель; 3) направлять на бумагу набрызг с близкого расстояния; 4) оставлять не прикрытыми маской части изображения, на которые во время набрызга неминуемо будут попадать капли раствора; 5) обводить тушью линейное изображение до нанесения слоя набрызга. До покраски аэрографом контуры изображения следует обвести бледной карандашной линией). Группа приспособлений для тональной графики С их помощью методом аппликации моделируется тональная поверхность. К этой группе относятся летрасет, аппликативные пленки и листы бумаги, коллаж. Выше уже упоминались специфические особенности летрасета, который так же, как и аппликация, и коллаж, находит все более широкое распространение в практике архитектурной работы и в обучении. С помощью этой техники можно сравнительно быстро моделировать тональное покрытие изображения. Следует учесть, что промышленность выпускает тангирные пленки различные по силе тона и градациям от светлого к темному. Поэтому изображения, выполненные методом аппликации, суше и аскетичней аналогичных изображений, выполненных в отмывке или покраске. Зная эти особенности, можно направленно конструировать изображения из аппликативной техники в лаконичной, условной манере, заранее прогнозируя желаемый стиль и характер графики. Такие же особенности отличают изображения с применением фотоколлажа. Использование летрасета, аппликации, коллажа в обучении требует на первых порах их ограниченного применения в виде схем и графиков. Требования к тональной графике с использованием летрасета, коллажа, аппликации Последовательность работы с летрасетом, коллажем, аппликацией. Для исполнения изображения с использованием техники летрасета, аппликации, коллажа необходимо следующее: 1) исполнить линейное изображение объекта в карандашной графике; 2) снять кальку с точной линейной копией исполненного изображения; 3) выбрать технику моделирования тональных отношений исполняемого объекта; перевести с кальки на листы летрасета (или листы тонированной бумаги, черно-белой фотографии) контуры деталей, которые будут затем закрываться плоскостями покрытий летрасетной пленки или аппликативных материалов, фотоколлажа; 4) точно вырезать контуры плоскостей каждой из моделируемых в тоне деталей изображения; 5) последовательно перевести на изображение тональное покрытие с летрасетной пленки (или закрепить с помощью клея детали аппликативных материалов, детали фотоколлажа); 6) осмотреть полученное изображение и при необходимости подправить острой бритвой или макетным ножом кромки пленок, неточно соответствующих контурам изображений. Техника использования летрасета, коллажа, аппликации, а) Переводить с пленками на бумагу рисунок летрасета надо с помощью тупозаточенного карандаша или круглозаточенного окончания деревянной или костяной палочки. Сильно давить на пленку летрасета не рекомендуется. б) Наклеивать детали аппликативных материалов или фотоизображений с помощью негустого слоя ПВА или резинового клея; применение канцелярских клеев не рекомендуется. в) При вырезании контуров аппликативных деталей учитывать, что кромка плоскости, вырезанная из толстого материала, даст тень на изображение. г) Крупная фактура, рельефная текстура аппликативных материалов огрубляет изображение, путает его масштабность. В архитектурной графике применять пленки с такими свойствами не рекомендуется. Любая графическая техника в проектной деятельности архитектора, обучении не является самоцелью. С помощью графики архитектор выражает свои замыслы, графика служит инструментом развития способностей мыслить, сопоставлять, запоминать, изображать увиденное, выражать в линиях, тоне, цвете свои фантазии. Если в линейной графике отражаются очертания, основные и второстепенные членения, конструктивные и структурные особенности формы, то тональная графика отражает более сложные ее состояния — массу, фактуру» текстуру, освещенность, пластические особенности, положение в воздушном пространстве и т. д. Большая часть проектной документации изображается с помощью приемов линейной и тональной графики, т. е. в графике монохромной. Особенности применения цвета имеют свою специфику, требуют специальных графических приемов и знания ряда правил и закономерностей использования цветной графической техники.
Цвет в архитектурной графике имеет иное значение, чем в живописи, в прикладной графике. Применение цвета целесообразно, если он является активным компонентом архитектурного образа, средством выявления пластики и архитектурной формы. Цветная графика эффективна в случаях, когда цвет отражает объективные характеристики архитектурной композиции, окружающей среды, освещенности, предметного окружения и т. д. Особенности цветной графики Цветная графика — способ передачи цвета архитектурной формы, прием изображения в цвете среды, окружающей архитектурный объект. Как правило, цветная графика применяется в проектировании ограничено — в виде цветных схем и графиков. Основными ее видами на практике является черно-белая линейная и тональная графика, в сочетании с которыми фрагментарно используется и цвет. На завершающей стадии проектного поиска в исполнении демонстрационных чертежей цветная графика применяется чаще, ибо информативность, полнота и достоверность впечатления от изображения объекта, окружающей среды в цвете оказывают на неподготовленного зрителя большее воздействие, чем исполнение того же объекта в многохромной графике. Для многих современных архитекторов характерно активное сочетание приемов цветной графики с графикой черно-белой. Для этих целей используется широкая гамма изобразительных приемов, где сочетается мокрая и сухая графическая техника, коллаж и летрасет. Инструменты и приспособления, применяемые в цветной графике. В общих чертах они отличаются от тех, которые применяются в тональной графике. Отличие состоит лишь в том, что график пользуется в этом случае цветными карандашами, фломастерами и рапидографами с цветной заправкой, использует в работе цветную тушь, акварель, наборы красок гуашевых и темперных, цветной летрасет и цветные аппликативные пленки, применяет аэрограф с цветной заправкой различных составов. Необходимо обратить внимание на то, что использование цвета усложняет изобразительные задачи исполнителя. Кроме сложностей, связанных с построением графической композиции в цвете, применение цветных фломастеров, рапидографов, цветных аппликативных пленок вынуждает графика использовать в изображении лишь те цвета, которые выпускает промышленность. Цветная тушь, цветная паста, цветные пленки, цветная бумага для аппликации по причинам технологии промышленного производства имеют открытые, яркие цвета, их неумелое применение может вульгаризовать графику. Если в цветном эскизе, цветной диаграмме, схеме возможно применение цветовой гаммы промышленных образцов фломастеров или заправленных цветной тушью рапидографов, то использование аналогичных цветов в графике демонстрационного чертежа — процесс весьма деликатный. Умение трезво оценить возможность применения имеющихся средств изображения — культура, без которой не может быть архитектора-профессионала. Такая культура складывается в процессе обучения, где учащийся усваивает, на каких стадиях графической работы возможно использование фломастера, цветного мелка, цветного летрасета, и где и в каких случаях профессиональная графика требует умения покраски гуашью, темперой, акварелью, умения виртуозно пользоваться аэрографом. Некоторые требования к покраске акварелью Выбор и применение акварельных красок. Для любых работ, связанных с цветным изображением, с успехом можно пользоваться как зарубежными, так и отечественными наборами акварели. Высокое качество отличает акварельные краски английского, бельгийского, голландского и китайского производства. Отечественная акварель вполне удовлетворяет всем требованиям взыскательного графика. Лучшей фирмой отечественной акварели является фабрика «Черная речка» (Санкт-Петербург). Для работы в одинаковой мере пригодны как акварельные краски в керамических или металлических ванночках, так и краски в свинцовых тюбиках, но для технической покраски акварелью удобнее пользоваться красками в ванночках. Несколько советов по работе с акварелью. В архитектурной графике с применением акварели СОВЕТУЕМ: 1) опускать в ванночку с краской чистую кисть; 2) смешивать различные цвета, не макая кисть в ванночки с разными красками, а размешивая краски в стороне на чистой бумажной или керамической поверхности (можно на плоскостях керамических изразцов, фаянсовых и фарфоровых тарелок и т. д.); 3) в растворах акварельных красок не оставлять густые крупицы краски, ибо они дают на бумаге цветные потеки; 4) при смешивании красок с белилами следует сначала получить нужный по густоте раствор белил, а затем добавлять в него красящий пигмент других цветов; 5) лучшее качество цветной покраски акварельными красками достигается при наложении цветного раствора на бумагу за один раз. Применяется также покраска акварелью по технологии тушевой отмывки, т. е. многократное последовательное наложение все более насыщенных растворов акварельных красок, что является по существу цветной отмывкой. Звучание цвета в этом случае приглушенное, менее яркое, чем при покраске акварелью «за один раз»; 6) помнить, что для применения цвета в архитектурной графике характерны сдержанные, локальные по цветовым отношениям гаммы красок, в колорите которых преобладает какой-либо основной (ведущий) цвет. Это может быть охра золотистая, кадмий желтый; кадмий оранжевый (теплые тона), или умбра, нейтральтин, изумрудная зеленая (холодные тона). В архитектурной графике с применением акварели НЕ СОВЕТУЕМ; 1) смешивать цвета, пользуясь грязными кистями и палитрой; 2) смешивать цвета, противоположные по своим цветовым характеристикам (например, желтый с голубым или оранжевый, красный с зеленым); 3) покрывать бумагу густыми, непрозрачными растворами акварельных красок; 4) пользоваться для покраски акварелью гладкой, лишенной фактуры бумагой или калькой; 5) использовать в покраске чертежа резкие, яркие цвета. Следует помнить, что применение акварельных красок в цветной архитектурной графике целесообразно там, где требуется: 1) тонирование туши с помощью растворов цветной акварели; цветная отмывка, исполняемая растворами акварельных красок; 2) покраска акварелью деталей или целого изображения архитектурных объектов и пейзажей; исполнение композиционных клаузур и плакатов с использованием прозрачных цветных растворов акварели. Некоторые требования к покраске гуашью и темперой Для покраски гуашью и темперой следует знать свойства кроющих красок. Суть их отличия от таких материалов как китайская тушь или акварель в том, что с нанесением гуаши и темперы на поверхность изображения получается плотный, непрозрачный слой краски, сквозь который не просвечивает бумага. Гуашь и темпера выпускаются в виде густой пасты, расфасованной в стеклянные или пластиковые банки с герметичными крышками (гуашь) или в пластиковые свинцовые тюбики (темпера и гуашь). Слой гуаши после нанесения на бумагу и высыхания может смываться водой. Слой темперы после высыхания становится водостойким и не смывается. Для работы с гуашью и темперой используются крупные и плоские кисти из мягкого волоса белки и колонка. Щетинные кисти и флейцы применяются реже — при покраске больших поверхностей изображения или при работе на грубой подоснове — картоне, оргалите, фанере и т. д. |