Главная страница
Навигация по странице:

  • Тональная графика и приемы ее исполнения Тон, тональная графика

  • Инструменты и приспособления, применяемые в технике тональной графики.

  • Фломастер с высохшим фетром

  • Вторая группа инструментов для тональной графики

  • Подготовка рабочего места.

  • Подготовка поверхностного слоя бумаги.

  • Начальная стадия тушевой отмывки.

  • Стадия тушевой отмывки с градаци­ ями от светлого к темному.

  • Первый способ (размывочный) — «слоевая тушевка»

  • Второй способ — размывочный (по сырому)

  • Третий способ — «по сырому» (лессировка)

  • Четвертый способ — «ретушь»

  • ЛЕКЦИИ по АСГ. Лекция 1 Введение. Понятие архитектурный проект Цель и задачи учебной дисциплины Основы архитектурного проектирования


    Скачать 8.23 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Введение. Понятие архитектурный проект Цель и задачи учебной дисциплины Основы архитектурного проектирования
    АнкорЛЕКЦИИ по АСГ.doc
    Дата02.05.2017
    Размер8.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛЕКЦИИ по АСГ.doc
    ТипЛекция
    #6321
    страница3 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Трафареты — листы из толстой пла­стмассы, пластмассовых пленок с выре­занными контурами изображений дета­лей оборудования; условных обозначе­ний, применяемых в техническом, кар­тографическом, архитектурном черче­нии; контуров окружностей, эллипсов и т. д. Трафареты значительно экономят труд чертежника, инженера, архитекто­ра, учащегося архитектурной школы, од­нако их использование целесообразно только при работе над графическими чертежами, где характер графики дол­жен быть предельно информативным с широким использованием условной символики, особым стилем огрубленной линейной графики в сравнительно толстых линиях. Эти приспособления ши­роко применяются в рабочем черчении, работе над техническими чертежами и схемами в архитектурной школе. В обу­чении к такому стилю графики нужно готовить целенаправленно. Навыки ком­позиционной работы, приобретенной на начальных этапах обучения в процессе рисунка, черчения с применением раз­личных простейших инструментов, фор­мируются в определенную культуру. Эти навыки позднее, на старших курсах архитектурной школы, способствуют грамотному, сознательному использова­нию летрасетов, трафаретов, шаблонов. Освоение приемов линейной графики является основой изобразительной культуры архитектора, учащегося архи­тектурной школы, за которым следует процесс овладения гаммой приемов то­нальной графики.


    1. Тональная графика и приемы ее исполнения


    Тон, тональная графика

    Тон есть понятие соотношения тем­ного и светлого, контрастного и нюанс­ного. Основное свойство тона — его ахроматичность, т. е. отсутствие ярко вы­раженных цветовых характеристик. По­нятие «тон» всегда неотделимо от по­нятия «поверхность». Тон может отра­жать темноту или светлоту как поверх­ности изображения, так и поверхности предмета. Тон так же, как и линия, может выражать разнообразные свойства формы. В отличие от линии тон имеет контраст не линейный, а поверхностный. Изображение в тоне светотеневых контрастов, фактуры, текстуры — при­емы выявления свойств поверхности предметной формы. Техника с исполь­зованием тона носит название «тональ­ная графика».

    Тональная графика — приемы наи­более убедительного изображения слож­ной пластики, эффективный способ выявления воздушной перспективы, осве­щенности. В процессе освоения приемов тональной графики формируются такие качества, как пространственное мышле­ние, умение моделировать форму, плас­тику, образ здания с помощью тональ­ных, светотеневых контрастов, умение пользоваться кистью, ретушью, мягким грифелем, углем, аэрографом. Освоение таких технических приемов архитектур­ой графики, как тушевка, лессировка, акварельная покраска, ретушировка ка­рандашом, углем, фломастером, требует длительного освоения ряда навыков. Изображение формы в тоне позволяет передать такие ее качества, как величи­на, вес, фактура, текстура, что имеет большое значение для передачи много­численных характеристик архитектурно­го объекта. Язык тональной графики легче воспри­нимается неподготовленным зрителем, так как изображение с использованием тона передает наиболее достоверную ин­формацию о свойствах предмета. Это легко проследить на сравнении полноты впечатления от изображения одного и того же объекта в линиях и в тоне.

    В архитектурной школе освоение то­нальной графики имеет большое значе­ние, так как с ее помощью развиваются как практические навыки учащегося, так и его фантазия, пространственное мыш­ление, воображение. Свобода владения тоном в очень большой степени помога­ет зодчему моделировать ситуации, где освещение, положение в пространстве наиболее выгодно выявляют форму про­ектируемого объекта.
    Инструменты и приспособления, применяемые в технике тональной графики.
    Первая группа инструментов для тональной графики

    Эта группа состоит из устройств, с помощью которых можно покрывать поверхность изображения сухой ретушировкой (эти же инструменты дают су­хую линию, сухой штрих). К таким ин­струментам относятся мягкие каранда­ши, угольные палочки, сангина, фломастеры с высыхающим фетром. Техника тонального рисунка, получаемая с помо­щью названных инструментов (кроме фломастера), отличается тем, что ее можно править, стирая или ослабляя ла­стиком покрытую тоном поверхность. Исправление рисунка дает возможность усиления или ослабления тона, модели­рования формы с более тонкими нюансами, получаемыми за счет протирания бликов, ретушировки поверхности ри­сунка специальными приспособления­ми, кусками ткани. Современные специалистыграфики считают, что освоение рисунка карандашом, углем и сангиной является основой культуры достоверно­го изображения формы.

    Простые и механические (цанго­вые) карандаши с мягкими грифелями являются самыми распространенными инструментами для штриховой графи­ки, ретушировки. Для исполнения ри­сунка или чертежа в тональной графи­ке применяются грифели мягкостью Т; ТМ; М; 2М; ЗМ; 4М (в российской маркировке) или F; НВ; В; 2В; ЗВ; 4В; 5В; 6В (в зарубежной маркировке). Аналогичная маркировка ставится и на толстых грифелях для соответствую­щих цанговых карандашей. В эти же толстые механические карандаши (в ар­хитектурной терминологии — «встав­ки») вставляются грифели, прессован­ные из крошки угля и сангины. Для штриховой графики необходима острая заточка конца грифеля простого или механического карандаша. Для ретуши удобнее плоская заточка грифеля с так называемым тупым концом. Необходи­мо учесть, что остро заточенный гри­фель мягкостью 4В; 5В; 6В при силь­ном нажиме обламывается.

    Уголь и сангина по технике испол­нения штриховой графики и ретуши от­личаются лишь тем, что с помощью угольной палочки сангины получается жирная штриховка, плотная ретушь для передачи огрубленных, контрастных, светотеневых отношений. Интенсив­ность штриха, сила тона в ретушировке может варьироваться изменением наклона, силы нажима угольного стержня, многократным наложением слоев мате­риала на лист бумаги. Править штри­ховку, графику и ретушь можно только мягким чистым ластиком или клячкой. Слои угольной ретушировки стираются чистой тканью.

    Фломастер с высохшим фетром — инструмент чрезвычайно удобный для рисунка рваной линией, рваной круп­нозернистой штриховки и ретушировки. Чем крупнее диаметр высохшего фетра, тем более сочной и живописной может быть штриховка, ретушь на по­верхности бумаги. Особенностью такой графической техники является невоз­можность ее исправления с помощью ластика, клячки. Рисунок сухим флома­стером должен быть предельно точным, любая его часть делается за один при­ем — сразу набело. Аналогичные гра­фические эффекты можно получить, работая заточенной палочкой, спичкой, толстым тупо заточенным гусиным пе­ром, конец которых обмакивается в тушь, темперу, гуашь.

    Требования к бумаге. Для штриховой графики, ретушировки в любой технике исполнения (мягкий карандаш, уголь, сангина, фломастер с высыхающим фет­ром) желательна бумага с крупнофак­турной, зернистой поверхностью. К та­ким видам бумаги относится бумага для эскизов, акварельная бумага, торшон. На листах бумаги такого типа поверх­ность, покрываемая штрихом, ретушью, имеет крупнозернистую фактуру, хоро­шо держит слой (или слои) угля, санги­ны, жирного грифеля.
    Вторая группа инструментов для тональной графики

    Эта группа включает устройства, с помощью которых получают мокрую поверхность изображения, — кисть, фло­мастер, аэрограф. Применяя кисть и фломастер можно получить тональное изображение, как с помощью ретуши (полусухой штриховки), так и с помо­щью заливки и лессировки. Использова­ние аэрографа позволяет покрывать по­верхность изображения путем последо­вательного наложения тона методом набрызга. С помощью этих инструментов осваиваются такие широко распростра­ненные приемы тональной графики, Как тушевая отмывка, акварельная покраска, заливка поверхностей тушью, гуашью, темперой, типографской краской; техни­ческая покраска аэрографом.

    Тональная графика в технике туше­вой отмывки, монохромной покраски акварелью

    Кисти — универсальный инстру­мент, с помощью которого исполняется тональная графика в технике тушевой отмывки, работы акварелью, гуашью, темперой. Для всех перечисленных гра­фических приемов применяются одни и те же виды кистей из мягкого волоса белки или колонка. Наиболее распро­страненные круглые кисти отечествен­ного производства маркируются следую­щими цифровыми индексами:

    тонкие кисти — для отмывки изоб­ражения мелких деталей и небольших поверхностей изображения — №№ 8, 9, 10, 11;

    средние кисти — для отмывки изображения средних по величине и площади деталей и поверхностей изоб­ражения — №№ 15, 16, 17, 18;

    толстые кисти — наиболее удобные для тушевой отмывки изображения акварелью крупных по площади деталей и поверхностей изображения - №№ 20, 21, 22, 23, 24. Следует обращать внимание на качество волосяного окончания круглых кистей. Хорошей можно считать беличью или колонковую кисть, конус которых при смачивании имеет ровную форму с ост­рым окончанием.

    Требования к качеству туши:

    Тушь, употребляемая в архитектур­ной графике, называется китайской пли­точной (или сухой). В настоящее время плиточная тушь, в виде прямоугольных, многогранных и круглых плиток-брикетов производится в Китае, Японии, Корее и других стра­нах Востока. Синтетические растворы китайской туши производятся в некото­рых странах Европы и продаются во флаконах. Тушь, предназначенная для заправки рапидографов, для выполне­ния технических приемов тушевой отмывки не годится. Качественная китай­ская тушь изготавливается из сухого эк­стракта красящих желез морского головоногого — каракатицы. Настоящую тушь от синтетической можно отличить по резкому запаху канифоли.

    Для получения раствора плиточная сухая тушь натирается на поверхности фаянсового блюдца или стекла с добав­лением небольшого количества кипяче­ной воды. Полученный раствор глубо­кого черного цвета обязательно трижды фильтруется через марлю и вату и хра­нится в чистом стеклянном сосуде с притертой пробкой. Для получения ра­створа различной интенсивности тем­ную тушь надо разбавлять кипяченой водой в чистых сосудах. После упот­ребления плитку сухой туши необходи­мо протереть насухо. В противном слу­чае торцы тушевого брикета растрески­ваются.

    Требования к качеству бумаги

    Бумага, употребляемая в чертежах с использованием техники тушевой от­мывки или акварельной покраски, дол­жна быть обязательно прочной с выяв­ленной фактурой и максимально свет­лой поверхностью. Такие требования вызваны тем, что техника тушевой от­мывки исполняется с условием при­емов лессировки — многократного покрытия бумаги слабыми по интенсив­ности прозрачными слоями туши. Эф­фект лессировки построен на выявле­нии светотеневых контрастов, которые читаются лишь на светлой поверхности бумаги.

    Исполнение отмывки требует иде­ально ровной поверхности, для чего влажный бумажный лист натягивается на подрамник с последующим высыха­нием и выравниванием поверхности бу­маги. Каждый слой тушевого раствора увлажняет бумагу, которая после высы­хания снова становится ровной и не мешает наложению следующего слоя.

    Требования к технике тушевой от­мывки.

    Подготовка рабочего места. Каче­ство любой графической работы зависит от соответствующей подготовки рабоче­го места. Для тушевой отмывки необхо­димо очистить рабочую площадь стола (стереть пыль и мелкий сор, убрать все лишние вещи). На столе оставляются: чистый лист ватмана размером в 1/4 чертежного листа (для нанесения проб­ных мазков туши), сосуд с чистой водой (для промывания кистей и устранения дефектов отмывки), флакон с натертой тушью, несколько сосудов с разными по силе тона тушевыми растворами, кусок чистой ткани и кисти. Подрамник для отмывки устанавливается в наклонном положении.

    Подготовка поверхностного слоя бумаги. Прежде чем приступать к ис­полнению тушевой отмывки, следует взять чистую кисть или кусочек мягко­го поролона и промыть водой поверх­ность бумаги для очистки и увлажнения ее поверхности перед работой тушью. Следует учесть, что любая соринка, по­павшая на влажную бумагу, может испортить ее поверхность, оставить жир­ный или красящий след.

    Начальная стадия тушевой отмывки. Сразу после высыхания бумаги наклады­вается первый, очень светлый по тону слой туши. Следует помнить, что при лессировке — многократном покрытии бумаги растворами туши — ровные (без пятен и подтеков) слои тона можно по­лучить лишь покрывая бумагу в начале работы светлыми растворами туши. Поверхность бумаги начинают покрывать с верхнего левого угла горизонтальным движением кисти, обильно смоченной раствором так, чтобы по нижней границе покрытой тушью полосы образовался не­большой натек. Далее зигзагообразными движениями кисти натек опускают вниз вдоль поверхности бумаги, сохраняя горизонтальное положение натека по всей ширине покрываемой раствором поверхности. Отмывка производится только по наклонной поверхности бумаги, причем интенсивность отекания раствора регу­лируется скоростью движения кисти и крутизной наклона. Когда необходимая площадь покрыта тушью, отжатой кис­тью снимается натек, образовавшийся у нижней границы покрываемой раствором поверхности и нанесенный слой туши высыхает. Необходимая сила тона получается за счет многократного нанесения слоев раствора. Таким образом достига­ется ровная поверхность отмывки, глуби­на тона которой зависит от силы и коли­чества раствора.

    Стадия тушевой отмывки с градаци­ями от светлого к темному. Существует несколько приемов тушевой отмывки с изменяющимися градациями тональной светлоты. Здесь и далее даются приме­ры отмывки, градации которой изменя­ются исключительно от светлого к тем­ному.

    Первый способ (размывочный) — «слоевая тушевка». В отмывке используется один раствор туши средней интенсивности тона.

    Поверхность бумаги делят на одина­ковые горизонтальные полосы 2—3 см ширины. Начинают отмывку сверху, по­крывая всю поверхность бумаги, разде­ленную на полосы, равным слоем ра­створа с натеком. В нижней кромке по­крываемой раствором поверхности соби­рают натек отжатой кистью и дают бу­маге высохнуть. Следующий слой ра­створа кладут, начиная с верхней кром­ки второй полосы (пропустив первую полосу) и заканчивают отмывку так же снятием натека в нижней кромке повер­хности. Каждый следующий слой от­мывки наносится с пропуском верхних полос, учитывая что самое большое ко­личество слоев раствора приходится на нижнюю полосу. В конечном результате получается поверхность, которая после­довательно утемняется слоями сверху вниз.

    Второй способ — размывочный (по сырому). Для отмывки используются несколько различных по светлоте и силе тона растворов. Для ра­боты нормально иметь три-пять разных градаций тушевого раствора. Размывоч­ный способ состоит в том, что поверх­ность отмывки покрывается светлым ра­створом с натеком, причем в последова­тельно спускаемый вниз горизонтально направленный натек постепенно добав­ляются все более темные тона тушевого раствора. Качество такого технического приема зависит от исполнения ряда пра­вил.

    При отмывке размывочным спосо­бом необходимо:

    1) для получения ин­тенсивного натека обильно смачивать кисть раствором, сохраняя оптимальный наклон подрамника и наклонное по от­ношению к плоскости бумаги положе­ние кисти;

    2) промывать и начисто от­жимать кисть перед опусканием в сосуд с более темным тоном раствора;

    3) до­бавляя в натек более темный тон ра­створа стараться не прикоснуться при этом к бумаге;

    4) напитав кисть более темным то­ном раствора произвести пробный мазок на чистом листе бумаги (таким спосо­бом с конуса кисти снимается загряз­ненная пленка);

    5) держать сосуды с раствором закрытыми крышкой, так как в открытых сосудах на поверхности ра­створа образуется загрязненная пылью пленка;

    6) сразу убирать отжатой кис­тью натек в нижней части изобразитель­ной плоскости.

    Третий способ «по сырому» (лессировка). Применя­ется для утемнения какой-либо из час­тей чертежа, для изображения воды, об­лаков, темных участков поверхности земли. Для исполнения отмывки «по сырому» поверхность чертежа увлажня­ют. Отжатой о край сосуда кистью с от­носительно темным раствором проводят по увлажненной бумаге в тех местах, которые необходимо утемнить (поверх­ности оконных и дверных проемов, тем­ные участки воды, земли, облаков). Гра­ницы утемненных участков слегка растушевываются. При использовании это­го способа отмывки необходимо помнить, что работа должна проходить только по увлажненной поверхности.

    Четвертый способ «ретушь». Ретушировка характерна не только для работы в технике отмывки, но и для технических приемов с исполь­зованием карандашей с мягким грифе­лем, угля, сангины.

    Суть такой графической техники со­стоит в наслоении штрихов, проведен­ных грифелем, углем, сангиной или по­лусухих мазков кистью. Разрежением или сгущением тона поверхности, по­крытой штрихами или мазками, достига­ется высветление или затемнение участ­ков изображения. В тушевой отмывке техника мелких мазков полусухой кис­тью существенно отличается тем, что работа производится мокрым материа­лом. Кисть увлажняется тушевым ра­створом, тон которого значительно свет­лее того, который требуется получить в результате работы на бумаге. Излишний раствор отжимается о край сосуда или с помощью чистой ткани до тех пор, пока кончик кисти при соприкосновении с бумагой начинает давать полусухие маз­ки-штрихи. Мазки (но не капли) нано­сят на бумагу один подле другого, следя при этом, чтобы между ними были про­межутки, и ряды мазков не сливались.

    Мазками заполняется та часть изобра­жения, которую нужно утемнить. После высыхания первого слоя мазков наносят следующие слои с расчетом заполнения последующими мазками светлых проме­жутков в предыдущем слое. Чем боль­шую глубину тона необходимо получить с помощью ретуши, тем большее коли­чество штриховых слоев надо положить на поверхность бумаги. Навыки ретушировки позволяют получить поверх­ность ровного тона, плавные переходы от светлого к темному. С помощью ре­туши исправляются пятна, резкие пере­ходы в некачественной отмывке, особен­но необходимые в тех случаях, когда плохое качество бумаги не позволяет использовать графические приемы ту­шевой лессировки.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта