ЛЕКЦИИ по АСГ. Лекция 1 Введение. Понятие архитектурный проект Цель и задачи учебной дисциплины Основы архитектурного проектирования
Скачать 8.23 Mb.
|
Программа-задание на проектирование Методы поиска новых решений Эскизирование (Творческий поиск) Процесс архитектурного проектирования оставляет реальные следы в виде эскизов, рабочих моделей, рисунков, раскрывающих движение мысли от замысла к исполнению. Для того чтобы проектировать, надо изобразить свой замысел. Рисунок или макет лучше всего передают идею сооружения.
Правильно поставленный вопрос содержит в себе уже половину решения. Правильно составленная программа проектирования — залог удачного проекта. Программа-задание на проектирование включает: общие положения; обоснование строительной системы, состава и площади помещений, социально-пространственной структуры и внешнего вида жилища, исходные данные о месте строительства. Цели и задачи проектирования зависят от того, какой образ жизни будет вестись в будущем доме: постоянное проживание и ведение подсобного хозяйства (сельский дом); постоянное проживание без подсобного хозяйства (коттедж); сезонное использование (дача); эпизодическое использование (летний домик, сторожка); коллективное использование на кооперативных началах (группа блокированных домов). Строительная система здания определяется материалами несущего остова и методами возведения постройки. Необходимо подобрать материалы для следующих частей здания: основание и фундамент; цоколь, отмостка; стены и каркас; перекрытия и полы; крыша и кровля; перегородки; окна и двери; наружная и внутренняя лестницы; терраса и веранда; материалы внутренней отделки помещений. При выборе строительных материалов имеют значение факторы надежности: устойчивость, долговечность, пожарная безопасность, гидроизоляция, теплозащита. Безусловно, выбор, строительного материала связан также с экономическими соображениями, с учетом местной строительной базы. Состав и площади помещений можно приблизительно установить исходя из существующей практики: однокомнатный дом (жилая площадь до 20 м2, общая — 30...40 м2 без учета летных помещений); дом с двумя комнатами (общая площадь 40...50 м2); трехкомнатный дом — 60...70 м2; четырех-, пятикомнатный дом (общая площадь 70...100 м2, жилая — 50...60 м2). Расчет состава и взаимного расположения помещений определяется требованиями удобства: размерами тела человека, минимальной площадью жилых и подсобных помещений, типом жилого дома, наличием надворных построек. В северных и южных районах возможно увеличение общей площади во всех домах на 10 % за счет площади комнат или подсобных помещений. Сумма всех жилых помещений образует жилую площадь дома; остальные теплые помещения составляют подсобную площадь. Сумма жилой и подсобной площадей составляет общую (полезную) площадь жилого дома. При сравнении экономичности различных типов жилых домов обычно используют эти показатели. Социально-пространственная структура жилища определяется индивидуальными особенностями семьи. Новый дом, как правило, связывают с новым образом жизни, в связи с этим перед началом проектирования следует составить небольшой социальный прогноз: = какой будет состав семьи через несколько лет; = сколько поколений будет жить под одной крышей; = как обеспечить индивидуальность каждого члена семьи; = каким общим делом будут заниматься все члены семьи; = как принять гостей и организовать досуг; нужно ли будет увеличить полезную площадь дома (при увеличении числа членов семьи) или изолировать соседние комнаты. Социально-пространственная структура жилища определяется требованиями уюта и комфорта для всех членов семьи. Возможно несколько основных вариантов дома: для одного человека; для семейной пары; для родителей с детьми; для семьи из нескольких поколений; кооперация нескольких семей. Внешняя форма здания определяется композицией внутренних помещений и условиями восприятия здания. Основные пожелания к форме здания можно сформулировать уже в начале проектирования, ответив на следующие вопросы: высокой, плоской или длинной должна быть форма постройки; постройка должна выделяться из окружающего ландшафта или сливаться с ним, быть «органичной»; спокойным или динамичным будет силуэт здания; здание по ощущению должно восприниматься массивным или легким; какие существующие постройки ближе всего по облику; какие характерные детали хотелось бы включить в оформление дома; будут ли в дальнейшем пристройки к зданию и какие постройки расположатся рядом; а основные точки восприятия здания; где расположены вход на участок, подъезд, удаленные точки восприятия; какая будет цветовая гамма стен и крыши; как будет ориентирована постройка по странам света. Общие представления о форме здания складываются из понимания содержательности элементов архитектурной композиции: соотношения объемов, пропорций, масштаба, использования закономерностей тектоники, орнамента, цвета. Художественный строй сооружения создает среду, наполненную смыслом и образами, эмоционально воздействующую на людей. Первоначальный образ дома рождается на основе творческой работы памяти и воображения при соприкосновении с новой реальностью. Первый импульс творчества, вокруг которого кристаллизируется идея, может возникнуть при знакомстве с участком, предполагаемой работой, отношениями людей. Исходные данные о месте строительства включают планировочные ограничения, указанные в генеральном плане поселка; данные о характеристике грунтов и геологии участка; данные о преобладающих ветрах и количестве осадков; условия снабжения и финансирования строительства, другие особенности строительства.
Тщательное составление программы-задания равносильно проведению небольшого предпроектного исследования. Вторая процедура проектирования состоит в конструировании замысла сооружения. Поиск решения, соответствующего всем требованиям программы-задания, происходит на основе выдвижения и проверки идей, выраженных в рисунках, макетах, эскизах. Приведем характеристики творческого процесса, полученные на основе анализа профессиональной деятельности: творческий процесс идет через ряд мыслительных процедур, особенности которых состоят в умении проводить анализ и строить гипотезы на основе неопределившихся до конца предложений, «перешагивая» через логические этапы «прямого» мышления; механизм эвристической деятельности раскрывается во всестороннем анализе результатов интуитивного поиска, которые для этого должны быть зафиксированы в схемах, образах, рисунках, моделях; эвристический подход характеризуется решением проблемы в целом, а не по частям, обычно на основе оригинального решения ключевой проблемы. Творческий процесс при решении непривычных задач проектирования на первых стадиях ориентируется на поиск плодотворных оригинальных идей. Для выработки первоначальной идеи существует несколько проверенных методик. Метод ассоциаций основан на изучении опыта, традиций и современной практики проектирования жилых домов. Архитектурные и художественные впечатления, основанные на знакомстве со специальной литературой, иллюстративным материалом, воспитывают чувство пластического языка и вкус. Прототипам, извлеченным из практического опыта, каждый человек находит свое применение. В качестве ассоциаций жилого дома можно рассмотреть различные исторические и современные типы домов. Метод преобразования основывается на постепенном улучшении исходного объемно-планировочного решения в соответствии с собственными представлениями об идеальном доме. В ходе проектирования мы как бы ведем диалог сами с собой, ставим перед собой вопросы и отвечаем на них. Что нас не устраивает? Здание трудно разместить на сложном рельефе; нет возможности достать запланированные строительные материалы; необходимо использовать местный строительный материал, что изменяет конструктивную схему здания, толщину стен; необходимо изменить состав помещений, прибавить или переоборудовать комнаты; требуется изменить связанность комнат с учетом конкретных бытовых условий; требуется изменить внешний вид дома, подчеркнуть его индивидуальность. Как улучшить положение? Для того чтобы улучшить базовый вариант, следует внести возможные исправления: использовать высокий цоколь, образовавшийся из-за перепада рельефа участка, для размещения мастерской или гаража; проследить изменения в конструкции, связанные с использованием других строительных материалов; предусмотреть возможность пристроек к основному корпусу или так устроить летние помещения, что при необходимости их можно использовать как жилые; □ использовать помещение под крышей; □ перестроить планировочную структуру дома и его внешний вид за счет другого расположения внутренней лестницы; устройство парадного крыльца; пристройка новых летних помещений; устройство внутреннего дворика и палисадника. Метод преобразований заключается в сравнении базового варианта с основными положениями программы-задания, анализе недостатков и поиске компромиссных решений. Метод приоритетных требований заключается в том, что после составления программы-задания мы выделяем в ней ключевую проблему: надежности, удобства, уюта или содержательности в соответствии со своими желаниями и экономическими возможностями. Чем выше уровень требований, тем дороже строительство. В ходе проектирования всегда приходится искать компромисс между ПОЛЬЗОЙ, ПРОЧНОСТЬЮ и КРАСОТОЙ исходя из фактических возможностей и ресурсов. Приоритет надежности предполагает поиск объемно-планировочного решения исходя из конструктивных свойств имеющихся строительных материалов тектонических конструкций. Построив предварительную пространственную коробку, ее «начиняют» необходимыми помещениями . Приоритет удобства связан с разработкой оптимальной функциональной схемы жилого дома. Для этого на листе бумаги строится структурная модель связанности различных помещений между собой. Далее на этой схеме (графе связанности) «проигрывают» ежедневные бытовые процессы, в результате чего оказывается, что некоторые помещения посещаются постоянно (между ними на рисунке «жирные» линии), а некоторые — эпизодически (одинарные линии); главные помещения собираются в «функциональные группы», а остальные обеспечивают связь между ними. Оптимизация функциональной структуры здания предполагает пространственное сближение элементов, соединенных «жирными» связями, группировка «функциональных групп» в отдельные объемы, деление всего здания на блоки с ярко выраженным назначением: жилые помещения, холлы и лестницы, общественная и спальная зоны. Получив оптимальную пространственную схему, ищут возможность «одеть» ее в конструкции. Приоритет уюта связан с «вживанием» в будущий дом, как будто бы он уже есть законченная постройка. Мысленно передвигаясь по комнатам, располагаясь у окна, вдыхая запахи кухни, мы мысленно составляем себе представление о том, что нам хотелось бы иметь в своем жилище, а чего лучше избежать. Собрав все прототипы, которые нам следует использовать при проекте, уточняется функциональная схема и подбираются конструкции. Приоритет формы означает первостепенное внимание к пластике решения задания. Поиск решения начинается со скульптурной модели будущей постройки. Форму стен, вынос крыши, рисунок окон ищут в нерасчлененном объеме. Найденное пластическое решение является основой для осмысления с точки зрения пользы и прочности. Приоритет окружающей среды заключается в поиске решения, направленного на сохранение природного окружения (или преодоления вредных факторов), максимального использования ценных качеств ландшафта, микроклимата, существующего антуража. Проект может предусматривать использование подземного пространства с сохранением растительности и грунта, создание наклонных поверхностей солнечных коллекторов, подъем здания над уровнем земли на опорах или другие технические решения, вытекающие из специфической постановки задачи. Приоритет существующих построек заключается в том, что на участке уже есть здания и сооружения, которые необходимо сохранить и использовать. Модернизация и реконструкция сопряжены с большим количеством ограничений, но такой подход способствует сохранению культурной ценности дома как места проживания нескольких поколений.
Этап творческого поиска — центральное звено процесса архитектурного проектирования. Поиск идеи и замысла проектного решения основывается прежде всего на информации, полученной в ходе разработки программы-задания и отбора исходных идей. Творческие процессы не всегда подчиняются общей схеме и основаны на индивидуальных способностях, образовании остроты мышления, владении средствами выражения идеи. В качестве исходной методики поиска проектного решения предлагается подведение итогов и фиксация результатов трех стадий: наброски (клаузура), эскиза-идеи, эскизных вариантов. Клаузура — вид проектной деятельности, предназначенный для кратковременной концентрации творческой энергии, выявлении своего отношения к теме, определения в общих чертах архитектурного и композиционного замысла. Цель этой фазы — получить первичное образное представление об объекте. Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным. В состав клаузуры входят рисунки плана, разреза, фасада, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику сооружения в окружающей среде. Исполнительная манера должна соответствовать жанру темы . В зависимости от истоков замысла на листе фиксируются прежде всего бесспорные, обязательные к исполнению элементы проекта: конструкции (если точно известен материал строительства); функционально-планировочная схема (если есть определенность в образе жизни будущих жильцов и техническом оснащении дома); структура социальных пространств (если можно предвидеть индивидуальные и групповые предпочтения каждого члена семьи, степень социальной открытости дома); внешний вид здания (если сложились определенные представления о форме сооружения, рисунке фасадов и деталей); расположение здания на участке (если существуют индивидуальные особенности рельефа, конкретные деревья, соседние объекты, специфика микроклимата и предпочтения в ориентации здания); капитальные стены существующей постройки (если речь идет о реконструкции); технологическая схема использования солнечной энергии, теплицы, отопления с вытекающими из этого ограничениями для каждого сооружения. Клаузура должна быть выполнена быстро, но в графике, понятной другим людям. Рисунки следует снабдить пояснительными подписями. Эскиз-идея — это фаза, на которой сочетаются исследовательский и собственно творческий процесс; на основе критической оценки собственных предложений, зафиксированных в клаузуре, формируются предложения по дальнейшему развитию темы. Цель фазы — ограничить область поиска и перевести проектирование в проблемную ситуацию. Проблемы возникают при столкновении первичной идеи с остальными компонентами программы-задания. Уяснение проблемы ограничивает сферу поисков, при этом внимание становится направленным, а поиск—избирательным. Эскиз-идея выполняется в графических набросках и рабочих макетах, которые подвергаются логическому анализу. При поиске эскиза-идеи применяют метод случайного перебора вариантов поиска компромиссов, неизбежных при столкновении первоначального замысла с другими условиями. Однако это не означает системный перебор требований программы-задания, так как подобная операция может привести к потере творческого вдохновения и путанице в мелочах. Ключевыми факторами при разработке эскиз-идеи служат исходные данные для проектирования. Разбор клаузуры можно проводить самостоятельно или вынести ее на благожелательное обсуждение, при этом ставятся вопросы и сразу же ищутся возможные ответы: а как разместить здание на участке? какие материалы можно использовать для стен, перекрытий, кровли? как решаются отопление и вентиляция? как обеспечить комфортные условия для всех членов семьи? что будет с домом через 10...20 лет, нужно ли подумать о будущих пристройках? откуда будет восприниматься дом и где устроить главный фасад? нравится ли образ дома, цвет, пропорции, масштаб, соотношение частей, величина окон, орнамент, другие украшения? какие экономические ограничения следует принять во внимание? на какие этапы можно разбить строительство дома? Завершение эскиза происходит путем разработки серии вариантов, из которых каждый последующий является модификацией предыдущего. Уточнения и изменения ведутся в рамках выбранной принципиальной схемы. Цель фазы — добиться совместимости всех учитываемых требований и гармонии с окружающей средой. Доработка эскиза — сложный творческий процесс развития рабочей гипотезы, выраженной в эскиз-идеи; ведется в масштабах эскиза «наложением кальки на кальку». На этой стадии одно предложение сменяется другим, возникают новые образы и ассоциации на основе повторного анализа исходных данных и освоения информации, связанной с выбранной проблемой. В процессе эскизирования новые идеи формируются путем оценки ситуации и состояния объекта, маловероятные решения отбрасываются, отдельные элементы и предложения исключаются, другие входят в новый эскиз, происходит постепенное уточнение замысла. Возникает центральное представление о решении задачи. Для того чтобы убедиться в том, что ваше решение единственно правильное, предлагается проделать и оценить следующие манипуляции: попробовать переставить и перегруппировать комнаты; изменить место входа в дом; поменять ориентацию дома относительно солнца; изменить высоту помещений и пропорции фасада, форму и вынос крыши; □ увеличить размеры или количество оконных проемов, выделить главное окно, эркер; максимально использовать пространство лестницы и промежуточные площадки; представить (и нарисовать), как будет выглядеть ваш дом ночью (проверка силуэта здания); □ попробовать изобразить планировочное решение в очень маленьком масштабе (на спичечном коробке) для проверки ясности его структуры. |