Главная страница
Навигация по странице:

  • Синтоизм не обещает спасения в каком-то ином мире, а идеалом считает гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовном единстве.

  • В синтоизме нет учения об аде, рае, страшном суде, о загробном мире.

  • Мир реальный рассматривается ими как самый лучший из миров.

  • Человек рассматривается в синто как часть природы. Жизнью и всем с нею связанным необходимо дорожить (жизнеутверждающее мировосприятие).

  • Большинство японских буддийских школ в отличие от индийских и китайских ориентируют человека на поиски спасения именно в его земной жизни.

  • учение дзэн-буддизма зародилось в Японии с 8 века.

  • Буддизм-ламаизм

  • В их учении много мистики и сложные обряды.

  • Далай-лама – учитель, чьи знания бесконечны, как океан.

  • Сегодня Далай-лама 14-й живет в Индии, в вынужденном изгнании. Ламы занимаются йогой. Достигнуть нирваны можно с помощью медитации. Проводником на этом пути (Тантре)

  • Живые существа, люди при перерождении могут попасть в любую из этих категорий.

  • Лекция 3 Индуизм – национальная религия Индии. 1. Возникновение индуизма. Индуизм и кастовое деление общества.

  • К текстам откровения относятся

  • Тримурти

  • Религиоведение, лекции ИЭУП. Лекция 1 Введение


    Скачать 473.5 Kb.
    НазваниеЛекция 1 Введение
    АнкорРелигиоведение, лекции ИЭУП.doc
    Дата03.02.2017
    Размер473.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРелигиоведение, лекции ИЭУП.doc
    ТипЛекция
    #1938
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Основная часть жителей Китая не являются чань-буддистами, а придерживаются конфуцианства и даосизма, и даже принято говорить о конфуцианско-даосистском типе культуры.
    Дзэн-буддизм
    На формирование этнической психологии японского народа повлияло особое географическое положение Японии.

    Страна восходящего солнца расположена на 4 тысячах островов, омываемых Тихим океаном и морями, из них: 4 крупных: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку. Имеет 150 вулканов, из которых 40 действующих. Японию ежегодно потрясает около 1,5 тысяч землетрясений, через ее территорию проходит 10-15 тайфунов, убытки от которых нередко более значительные, чем от землетрясений.

    Япония – страна гор, занимающих 80% территории всей страны. Здесь нет важнейших собственных природных ресурсов (нефти, газа, металлов). Здесь сильная тропическая влажность и недолговечность вещей. Японцы живут на земле, которая постоянно движется, угрожает, разрушает. Спасает японцев красота. Природные условия оказали немаловажное воздействие на формирование эстетических критериев японского народа. Природа Японии разнообразна и красива, однако в ней сочетаются и мягкость, и жесткость.У японцев ярко выраженный тип восточного менталитета. Основа японского национального характера – развитое эстетическое чувство и чувство гармонии. Именно культ красоты помогает воспитывать такую личность, которая в состоянии преодолевать экстремальные условия географической среды, дефицит природных ресурсов.

    Становление психологического склада японского народа, его религиозного мировоззрения, эстетических идеалов происходило в древности. Древняя национальная религия японцев Синто или Синтоизм. Мы вынуждены вкратце остановиться на этом, чтобы потом был понятен дзэн-буддизм.

    Название религии «синто» состоит из двух иероглифов: «син» и «то». «Син» - божество, «то» - путь. Таким образом, дословный перевод «синто» - «путь богов». Синтоизм, как называют европейцы, это национальная, языческая религия японцев. Основу ее составляет культ предков и поклонение силам природы. Боги именуются ками. Ками (боги) незримо присутствуют везде. Говорят, что в Японии 8 млн. божеств.

    В синтоизме сохранились: тотемизм, фетишизм, магия. Ритуалы сохранились фактически без изменений. Отсутствуют четкие различия между людьми и ками. Люди произошли непосредственно от ками и могут переходить в разряд ками после смерти. Синтоизм не обещает спасения в каком-то ином мире, а идеалом считает гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовном единстве.

    Место о добре и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Если человек «запачкался», т.е. совершил нечто неподобающее, он должен пройти через ритуал очищения. В синтоизме нет учения об аде, рае, страшном суде, о загробном мире. Смерть рассматривается как неизбежное затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Мир реальный рассматривается ими как самый лучший из миров. Не требуется ежедневных молитв и частых посещений храма. Ничто не мешает синтоисту исповедовать любую другую религию или даже считать себя атеистом. Исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своем обряды не рассматриваются как проявления религиозности.

    Человек рассматривается в синто как часть природы. Жизнью и всем с нею связанным необходимо дорожить (жизнеутверждающее мировосприятие).

    Первые идеи чан-буддизма пришли в Японию из Китая в 8-9 вв. н.э., а с 12 века на Японских островах возникло несколько дзэнских школ. Жизнеутверждающее мировосприятие оказало влияние на характер буддизма в этой стране. Большинство японских буддийских школ в отличие от индийских и китайских ориентируют человека на поиски спасения именно в его земной жизни. Синтоизм и буддизм бесконфликтно сосуществовали, так как основа синтоизма – обрядность, а буддизм был сосредоточен на внутреннем мире человека. Синтоистские боги были объявлены покровителями буддизма. Буддийское учение, в свою очередь, помогает японским богам спастись. На территории синтоистских храмов сооружались буддийские часовни, и буддийские тексты читались непосредственно перед алтарем синтоистских святилищ. Затем, в синтоистских храмах появились изображения, заимствованные из буддизма. Так возникли смешанные синто-буддийские учения.

    Буддизм проник в Японию в то время, когда у японцев уже было время глубокого общественного кризиса, жестоких междуусобиц, падение авторитета императорской власти, выдвижения на первый план воинского сословия – самураев. Самураи – верные князю (сёгуну), призирали смерть и страдания, были готовы к любым лишениям. Самураи принадлежали к господствующему сословию. Религией господствующего класса становится буддизм. Вначале учение дзэн строго копировало китайское чань. Позднее пришлось учитывать и местное влияние синтоизма. Так постепенно формируется разновидность буддизма – дзэн-буддизм. Буддизм не был популярен среди крестьян. Они придерживались синтоизма. Однако на протяжении столетий дзэн стал религией господствующего класса.

    С IX в. до XIX в. буддизм являлся официальной государственной религией Японии. До начала XYIII в. в Японии была военно-феодальная диктатура. К этому времени она исчерпала свои исторические возможности и назрела необходимость перемен в обществе и восстановления законной власти императора. Синтоистские теоретики развивают императорский миф. Синтоистская мифология соединяется с конфуцианской этикой (подчинение вышестоящим, сыновняя почтительность). Основные положения нового учения сводятся к следующему: небесные боги продолжают жить во всех японцах и действовать через них. Император – живое воплощение богини солнца - Аматэрасу – почитается наравне с богами. Япония рассматривается как государство-семья, в которой император и подданные связаны родственными узами и взаимной любовью. Непрерывность императорской династии, божественный дух японского народа определяют особое назначение Японии и превосходство ее над другими странами.

    В результате незавершенной революции Мэйдзи (1867-1868 гг.) императорская власть была восстановлена. Император официально был признан живым богом. Правительственным указом буддизм был отделен от синтоизма, и подвергнут гонениям. Теперь синтоизм стал государственной религией Японии. Но это длилось не долго - с 1868 до 1882г. Все-таки господство дзэн-буддизма на протяжении практически тысячелетия оставило свой след. В 1882г. правительство страны провозгласило свободу вероисповедания. При этом синтоизм сохранял за собой статус официального ритуала и идеологии. Учение о национальной исключительности отныне стало обязательным для преподавания во всех учебных заведениях Японии. Был введен ритуал поклонения императору. Сегодня каждый японец синтоист, но ничто не мешает синтоисту исповедовать любую другую религию или даже считать себя атеистом. Еще раз повторимся, что исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своем обряды не рассматриваются как проявления религиозности.

    Итак, учение дзэн-буддизма зародилось в Японии с 8 века.

    Слова «я не знаю» - лейтмотив погружения в дзэн. Мир переменчив; истина, не познаваемая умом, постоянно ускользает, хотя кажется – вот она, рядом, и еще немного, и она откроется ищущему.

    Когда-то Дамо оставил одну из основных истин чань-буддизма: «Передавайте учение вне слов». Однако, самая древняя история о символической безмолвной передаче учения восходит ко временам Будды – Сиддхартхи Шакьямуни. Однажды ученики Будды попросили его развернуть перед ними «величественную гирлянду цветов учения». Но тот, вместо проповеди лишь едва заметно указал глазами на цветок, находящийся у него в руках. Никто не заметил этого. Только близкий ученик Будды воспринял и понял этот знак учителя, и едва заметно улыбнулся ему в ответ. Из этой «цветочной проповеди» Будды выросла впоследствии целая традиция передачи дзэн с помощью знаков, намеков и «уловок». Особенно яркое выражение это нашло в дзэнском искусстве, все виды которого побуждают к постижению своей истинной природы, подталкивают к Просветлению.

    Число разнообразных творческих проявлений дзэн колоссально. Это и строительство чайных домиков и чайная церемония. Это и разбивка своеобразных садов; создание «сухих садов»; искусство икэбаны; дзэнская живопись и каллиграфия (текст представляет собой своего рода картину); музыкальный дзэн, стихосложение и многое другое.

    Если в Китае чань-буддизм проповедует отказ от многих ритуалов, чисто интуитивное постижение истины, то в Японии дзэн, наоборот, ритуализирован. Мир самурайской культуры был глубоко символичен. Каждый жест, поворот головы и т.д. исполнены внутреннего смысла. Все имеет символическое значение. Боевые искусства Японии: кэндо, айкидо, каратэ, сумо и мн. другие носят театрализовано-игровой, ритуальный характер, хотя большинство на Западе, незнакомые с историей формирования боевых искусств, воспринимают их именно как «искусство боя». Дзэн утверждает, что к Просветлению можно прийти и через совершенствование в боевых искусствах.

    Буддизм-ламаизм
    Буддизм-ламаизм – своеобразное направление буддизма. Господствует в Тибете (Китай), Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве. Тибет – это горная и труднодоступная страна в центре Азии, которая ныне в составе Китая. В древнейшие времена там существовала некая шаманская религия. Буддизм проник в Тибет из Индии в 5-6 в. н.э. Буддизм наложился на местные верования, культы. Из Тибета в 16-17 вв. ламаизм проник в Монголию. Ламаисты настаивают на том, что только они единственно правильно трактуют учение Будды. В их учении много мистики и сложные обряды.

    Название этой религии происходит от слова «лама» (букв. высший). Лама – это жрец, учитель, наставник, монах (астролог, врач, музыкант, танцор и т.д.). Титул главы ламаистского духовенства – Далай-лама (живой Бог). Далай-лама – учитель, чьи знания бесконечны, как океан. В истории Тибета 14 человек носили титул далай-ламы. Смерть Далай-ламы становится началом его нового земного воплощения. Специальная комиссия из лам отыскивает среди младенцев в возрасте от 49 дней до 2 лет мальчика, в которого вселилась божественная сущность. Новый духовный вождь воспитывается в монастыре. У него есть опекун, наставник и учитель – панчен-лама. До совершеннолетия нового Далай-ламы опекун выполняет его функции. Чтобы дольше пребывать в должности Далай-ламы до совершеннолетия ребенка, этого ребенка разными способами умерщвляли и, на его месте оказывался очередной Далай-лама. Так 9,10,11,12 Далай-ламы подряд умерли. 13-му Далай-ламе (1875-1933 гг.) удалось избежать участи своих предшественников. Его опекун сам стал жертвой заговора враждебной группировки, которая нашла общий язык с молодым Далай-ламой. На протяжении XIX века продолжалась борьба между Китаем, Англией и Россией за овладение Тибетом. 13-й Далай-лама ловко лавировал между этими государствами. Но в ХХ веке у страны было мало шансов сохранить свою независимость. Сегодня Далай-лама 14-й живет в Индии, в вынужденном изгнании.

    Ламы занимаются йогой. Достигнуть нирваны можно с помощью медитации. Проводником на этом пути (Тантре) будет наставник (гуру). Ламы признают учение о сансаре, нирване, карме. Детально разработано учение о рае и аде. Верят в наступление царства божьего на земле. Ламаизм верит в существование (неизвестно где) Шамбалы, неведомого государства, которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и нашей земли. Из Шамбалы явится в мир Будда-Майтрейя и победит сатану. Затем наступит желтая эра (это цвет буддизма).

    Буддизм-ламаизм отличается очень сложной обрядовостью. Богослужения продолжительны и состоят из молитв, жертвоприношений, музыки, исполняемой на традиционных музыкальных инструментах и хором. В особые дни тибетцы разыгрывают сложные представления – мистерии. Смысл их – изгнание злых духов, борьба с силами зла. Участники наряжаются в яркие костюмы и надевают устрашающие маски птиц и звероголовых божеств, танцуют, устраивают пантомимы, либо ведут сложные диалоги между собой. В этом обряде особенно явно проявляется добуддийская религия Тибета. Большую роль играют молитвы. Чтобы не повторять их многократно, тибетцы делают своеобразные «мельницы» - цилиндры с молитвами, приводимые в движение ветром или водой. Они вращаются и, молитва тем самым повторяется огромное количество раз.

    Бесчисленные миры ламаистской космологии заселены бесчисленной массой существ, которых насчитывается шесть типов: боги, люди, животные, асуры, преты и обитатели ада. Живые существа, люди при перерождении могут попасть в любую из этих категорий. Из этих 6-ти типов существ четыре принадлежат к сверхъестественным.

    - асуры – это злые демоны, антиподы богов. В злых демонов перерождаются грешники и преступники.

    - преты – существа, вечно мучимые голодом и жаждой. В них перерождаются скупые и корыстные. Их тело становится величиной с гору, а горло как игольное ушко и, они вечно мучаются голодом.

    Тибетский ламаизм имеет свои особенности. Тибетские ламы великолепно усвоили многие приемы воздействия на человеческую душу и тело. Над всей культурой и религией Тибета распространяется ореол загадочности и всемогущества. Издавна людей всех стран и культур привлекает чудодейственная тибетская медицина. Тибет и его столица Лхаса до сих пор оккупированы Китаем, который пытается искоренить ламаизм и китаезировать эту территорию.

    Монгольские и тибетские ламы активно распространяли буддизм среди бурят, калмыков и тувинцев. В Бурятии и в Читинской области действуют два ламаистских монастыря (дацаны).


    Лекция 3

    Индуизм – национальная религия Индии.
    1. Возникновение индуизма. Индуизм и кастовое деление общества.
    Индуизм – это национальная религия, которую исповедует большая часть населения Индии (91%) и королевство Непал. Около 1 миллиарда верующих.

    До начала 2-го века н.э. буддизм был господствующей религией в Индии. Индуизм возник в процессе соперничества буддизма с брахманизмом. В борьбе с буддизмом брахманизм приспособил свои культы к потребностям народа. Культы стали более демократичными. Появились публичные церемонии, обряды, места паломничества. Создали обряды народных богов, спасителей народа. Возникло своеобразное цучение об аватарах (воплощениях): каждое небесное существо может иметь свою земную аватару. Боги-спасители – земные боги как в буддизме. Наиболее популярными из них были Кришна (аватара Вишну), а в южной Индии – Рама.

    Индуизм унаследовал от брахманизма:

    • Деление общества на варны (по сословному признаку). Только теперь появились касты (деление по профессиональному признаку). Принадлежность к касте была наследственной. Кастовый строй в Индии просуществовал до 1955 года. В настоящее время конституция Индии запрещает дискриминацию людей по кастовому признаку, однако на практике система каст остается живой и функционирующей.

    • Роль брахмана как посредника в общении людей с богами.


    Священные тексты индуизма делятся на две большие группы:

    1. тексты откровения

    2. тексты предания.


    К текстам откровения относятся: тексты Вед. Они снабжены комментариями. Большинство ведических богов ушло в прошлое, так как они были слишком далеки от людей. Появились новые боги, более приближенные к людям.

    Тексты Вед многослойны, так как создавались на протяжении двух тысяч лет (до середины 1 тыс. н.э). В Ведах содержатся гимны и песнопения богам, магические заклинания, жертвенные формулы, объяснения ритуалов. Завершают ведическую литературу Упанишады («сидеть и внимать наставлениям учителей»). Здесь содержится изложение основ всей религиозно-философской мысли индуизма. Упанишады также называют «Ведантой», что означает «завершение» или «конец Вед». Упанишад очень много. Наиболее авторитетными для традиции являются 108 упанишад. Они создавались примерно с 8-7 вв.до н.э. до 5-6 в.н.э.

    К текстам предания относится индийский эпос, пураны и нормы поведения для разных социальных слоев. Из древнеиндийского эпоса наиболее популярны: «Махабхарата» и «Рамаяна».

    Пураны – это сочинения богословского характера, в которых религиозно-философские идеи переплетаются с пересказом древних мифов.

    Индуизм не представляет собой единой организованной религии с единой иерархией и церковными институтами. Он существует в виде отдельных направлений, школ и сект. Все признают авторитет Вед и верят в божественный характер сословно-кастовой системы. Индуизм включил в себя местные культы и богов. Обряды и поклонения богам самые разнообразные. Ритуализированы многообразные социальные и даже физиологические проявления жизни (цикл обрядов от зачатия до смерти); почти все культы имеют ярко выраженную эротическую окраску. Сексуальное воспитание начинается с рождения. В честь богов строятся храмы и изготавливаются статуи богов. Жрецы в индуизме называются брахманы, как когда-то в брахманизме. Вся жизнь индусов подконтрольна брахманам. Индуизм – религия

    Главный Бог в индуизме называется Тримурти. Он представлен в трех лицах:

    Брахма – бог-творец.

    Шива – созидатель и разрушитель

    Вишну – поддерживает мировой порядок

    Это три различные грани одного и того же Бога. Брахма в культовой практике заметной роли не играет. В основном индусы поклоняются либо Шиве, либо Вишну. Выделяют два основных направления в индуизме:

      1. шиваизм

      2. вишнуизм




    1. Шива – бог смерти, разрушения и созидания, изменения, ритма, танца. Это наиболее почитаемый бог. Энергия его направлена на разрушение и воссоздание мира. В культе Шивы на первом плане находится созидание. В храмах и в домашних алтарях имеются скульптуры Шивы. Он изображается сидящим в медитации. На лбу у него всегда закрытый третий глаз. У Шивы много рук. Рядом с Шивой находится скульптура его жены. У него было много жен: Сати, Парвати, Дурга, Кали. После смерти Сати Шива был неутешен в горе и боги предложили ему жениться на Парвати, но он отказался. Тогда бог любви Кама выстрелил в сердце Шиве. В это время Шива открыл свой третий глаз и сжег Каму, но стрела любви попала в сердце Шивы, он влюбился, женился, вновь воссоздал Каму. От брака с Парвати родился слоноголовый сын Ганеша, который призван сделать людей богатыми и счастливыми. У жены Дурги было 10 рук. Она олицетворяет Великую Мать, женское начало в природе. В честь Дурги в Бенгалии осенью каждый год устраиваются праздники. Однако больше всего индусы покланяются жене Кали. У нее третий глаз на лбу, звериный оскал лица, четыре руки, в ушах серьги из тел младенцев, а на шее ожерелье из черепов, в каждую руку вложено оружие. Она руководит демонами: может их насылать или останавливать. Она покровитель преступного мира. Только в честь Кали совершаются жертвоприношения (белый козленок). С другой стороны рядом с Шивой стоит скульптура бычка Нанди с подчеркнуто выразительными половыми признаками. К Шиве и его жене Кали приходят просить потомства бездетные женщины. Поклоняются его жизненной силе Шивы и мужскому началу. Этот культ выражается в форме почитания лингама, мужского животворящего начала. В храмах индусов и в домашних алтарях обязательно имеются столбовидные изваяния – лингамы. Женское начало символизируют круглые скобы, которая не дают лингаму упасть. Эту конструкцию называют йонилингам – это символ единства Шивы и его женской половины, это изображение первопричины их энергетического могущества. Существует также культ всех жен Шивы. Сводное название всех жен – Дэви. В честь Дэви построено множество храмов. С культами Шивы и его жен тесно связан культ бога Камы (бога любви). Еще в Древней Индии было разработано учение о трех ценностях:

      • Духовно-религиозных

      • Материальных

      • Любовно-чувственных.

    Искусством любви должен владеть каждый индийский мужчина. Индуистские храмы снаружи украшены барельефами со сценами из «Камасутры», скульптурами священных животных (слон, змея, обезьяна, бык) и скульптурными композициями из «Камасутры». Учиться искусству любви нужно в храмах у танцовщиц. В Индии есть каста танцовщиц – дэводаси (жрицы любви). Рожденные девочки получают профессию матери по наследству. Семья в Индии всегда была крепка благодаря богу Каме: искусство любви было призвано компенсировать отсутствие браков по любви.

    1. Вишну – бог, поддерживающий мировой порядок. Его основная функция – сохранительная. Почитатели Вишну ставят его скульптуру в домашнем алтаре. Он также, как и Шива сидит в медитации, однако у Вишну нет третьего глаза, но в отличии от Будды у него 4 руки. Шива также может изображаться в следующих обликах:

    • Черепаха

    • Рыба

    • Вепрь (дикий кабан)

    • Человек-лев (сфинкс)

    • Карлик-великан

    • Воин Парашурама

    • Рама

    • Кришна

    • Будда

    • Мессия Калка, приход которого ожидается.


    Наиболее почитаемыми в вишнуизме являются Рама и Кришна. Когда усиливается зло и миру грозит опасность, Вишну нисходит на землю и действует в облике животного или человека-героя. Эти нисхождения называют аватарами. Обращаться к Вишну и прославлять его можно под разными именами. Они собраны в разделе «Махабхараты», который называется «Гимн тысяче имен Вишну».

    Индуизм – это политеистическая религия, в которой много богов.

    Индуизм признает циклический характер вселенной. Мир периодически разрушается и возрождается. Индуизм терпим ко всем формам духовного поиска. В индуизме также как и брахманизме, и буддизме есть понятия о сансаре (перерождение души в мире), о карме (закон воздаяния). Считается, что все зависит от соблюдения норм поведения для данной группы, касты. Браки между кастами запрещены, так как это может осквернить человека и в следующий раз он родиться в низшей касте – «неприкасаемых» или в образе животного.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта