Главная страница

Религиоведение, лекции ИЭУП. Лекция 1 Введение


Скачать 473.5 Kb.
НазваниеЛекция 1 Введение
АнкорРелигиоведение, лекции ИЭУП.doc
Дата03.02.2017
Размер473.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРелигиоведение, лекции ИЭУП.doc
ТипЛекция
#1938
страница2 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

После смерти Будды его тело, согласно обычаю в Индии, было сожжено. Прах Будды разделили на 8 частей. Урны захоронили в разных частях Индии и на этих местах воздвигли ступы (часовни). Ступа – это «погребальный холм» - самое важное монументальное строение в буддийском искусстве. Рядом со ступами были основаны буддийские монастыри. В III в. до н. э. в Индии правил царь Ашока, объединивший под своей властью почти всю территорию полуострова Индостан. Он был покровителем буддизма. По его повелению выкопали 8 урн, и теперь прах Будды разделили на 84 тысячи частей (именно столько Будда совершил чудес). Таким образом, было построено 84 тысячи ступ. Сеть монастырей покрыла всю Индию.

Сиддхартха Гаутама Будда Шакьямуни был на земле 28-м Буддой. За ним, через 500 лет должен был появиться Будда Майтрейя. Этого еще не произошло. Очередной акт эпопеи наступает тогда, когда на земле падает вера, портятся нравы и, очередной Будда должен восстановить правую веру.
3. Учение Будды. Основные идеи и направления буддизма.
В своих проповедях Будда критиковал как брахманизм, так и джайнизм. В брахманизме его не устраивало пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, а в джайнизме – аскетизм (отказ от одежды, а в конце жизни от пищи, чтобы освободиться от кармы). Он за средний путь. Рассмотрим ядро учения Будды.

Главное открытие Будды – это 4 истины:

  1. жизнь есть страдание

  2. причина всех страданий – желания

  3. страдания можно прекратить путем избавления от желаний

  4. чтобы прекратить страдания нужно вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания», т.е. следовать благородному восьмеричному пути.

«правильное поведение» включает в себя:

  1. не убей

  2. не причиняй никому вреда

  3. не укради

  4. не лги

  5. не прелюбодействуй

  6. не употребляй дурманящих разум напитков

  7. основная линия монашества – аскетизм (не спать на мягкой постели, не умываться душистым мылом и т.д.)

«правильное знание» включает в себя:

  1. самоуглубление и внутреннее созерцание - медитация

Этот восьмеричный путь позволит вырваться из бесконечной цепи перерождений и достичь нирваны.

Учение Будды призывает человека не творить зла, не воровать, не лгать, не наносить ущерба ничему живому, не прелюбодействовать, не употреблять спиртного и т.д. Человек должен избегать «красного петуха» - гордыни, тщеславия и эгоизма, «черной свиньи» - невежества и неразборчивости, «зеленой змеи» - коварства и злобы. Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, дарить людям часть своей собственности, щедро делиться с ними собственным опытом и познаниями. Но Будда не заставляет всех следовать по этому пути, а лишь указывает его людям.

Система буддизма направлена главным образом на то, чтобы регулировать поведение человека. Буддийская этика – пассивная этика. Следует доброжелательно относиться и к добрым и к злым людям, преступникам, убийцам. Не защищать других людей от зла и насилия. Нежелательно мстить и наказывать за преступления. Осуждается привязанность к какому-либо человеку. Учение Будды глубоко нравственно. Он учит, что «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью».

Священные книги. До начала нашей эры священных книг в буддизме не было. Легенды буддизма столетиями передавались из уст в уста. Поэтому, когда была составлена Священная книга, каждая глава в ней начинается со слов «так я слышал». Священная книга буддизма была впервые составлена в 80 г. до н. э. на Шри-Ланке, и называется «Типитаки» или «Трипитаки», что означает «три корзины» или «три сосуда», так как все тексты разделены на три части – питаки.

  1. Винная-питака. Посвящена правилам поведения монахов и порядкам в монашеских общинах.

  2. Сутта-питака. Рассказывает о жизни Будды в его прежних воплощениях.

  3. Абхиддама-питака. Содержит проповеди, поучения на этические и абстрактно-философские темы. В Трипитаке содержится 84 тысячи поучений Будды.

Древние тексты выполнялись на узких полосках пальмовых листьев, и хранились в специальных корзинах. В 1871г. на V Соборе было решено начать работу по собиранию буддийских текстов в разных странах Востока. Собранный материал составил 729 текстов (столько текстов в Трипитаке). При издании получилось 39 томов большого формата. Многие тексты представляют собой повторение сказанного. Из 39-ти томов 19 томов - комментарии. Одновременно необходимо отметить, что священная книга в буддизме-ламаизме включает в себя 333 тома. Многие из текстов – комментарии на комментарии. По внутреннему содержанию буддийские тексты очень противоречивы.

Устройство мира в буддизме. По буддизму у мира нет ни начала, ни конца, следовательно, нет и места Богу-творцу и акту творения. Таким образом, буддизм не признает Бога-творца вселенной. Под Богом буддисты понимают некий абсолют, универсальное начало, пустоту, абстракцию. При этом небо и земля заселены многочисленными богами из пантеона Вед, брахманизма, индуизма. Будда – не Бог. Он лишь совершенный человек, великий гуру (учитель), указывающий другим людям путь к совершенству. Он также и не спаситель людей.

Согласно буддизму, мир не является единым – он состоит из множества самостоятельных миров и пространств, живущих, зарождающихся и умирающих независимо друг от друга. В буддизме нет учения о загробной жизни. Все в мире есть сочетания материальных, физических и психических частиц – дхарм. С точки зрения буддизма, в результате распадения соответствующего сочетания дхарм наступает смерть. Но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию, происходит перерождение индивида в соответствии с законом кармы (воздаяния) в зависимости от поведения в предыдущей жизни.

Символ буддизма – колесо. Жизнь человека подобна колесу. По представлениям буддизма человек живет много жизней. Бесконечная цепь перерождений называется сансарой (круговорот). Нужно стремиться вырваться из сансары, то есть прекратить перерождения и достигнуть нирваны. Нет четкого определения нирваны. Она понимается и как определенное состояние, характеризующееся полным слиянием чувств, воли и интеллекта, абсолютным покоем, независимостью, полной свободой и состоянием озарения. Нирвана понимается также и как состояние блаженства, сверхбытия, когда больше не умирают и не рождаются. Идеалом буддизма является человек, достигший полной отрешенности от жизни. Его не должны волновать ни собственные проблемы, ни страдания других.

Из брахманизма буддизм заимствовал религиозную символику:

  • использование знака свастики;

  • возведение памятных погребальных сооружений – ступ;

  • почитание деревьев, цветка лотоса, животных.

Буддизм против жертвоприношений.

Никаких начал культа и богослужений в раннем буддизме не было. Не было по началу и собственных буддийских храмов. Со временем святыми местами стали считаться города, где жил и проповедовал Будда, дерево, около которого он вошел в нирвану. Основным культовым сооружением являлась ступа – искусственный холм с часовней (круглой или квадратной). Верующие покланялись ступе и заключенной в ней реликвии (волос Будды, зуб Будды и т.п.). Рядом сооружались монастыри. Поначалу изображений Будды не было, а затем его стали изображать сидящим на лотосе со спокойным выражением лица. В качестве даров используются цветы и благовония.

Зародившись в Индии, буддизм начал быстро распространяться за ее пределы. В начале нашей эры постепенно сложилось два главных направления буддизма: южный буддизм и северный буддизм. Затем появился буддизм-ламаизм.

Главные направления буддизма

Буддизм-ламаизм или эзотерический буддизм, так как знания передаются от «посвященного к посвящаемому». Этот буддизм именуется также «ваджраяна» (алмазная колесница.)


Южный буддизм, основанный на самой ранней буддийской школе (тхеравада), получивший позднее название хинаяна (малая колесница).

Это узкий путь к спасению.

Северный буддизм, именуемый махаяна (большая колесница). (Широкий путь к спасению).

Очень разнообразное и противоречивое направление, т.к. впитало в себя местные религии и культы.

Тибет, Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тыва.

На Цейлоне (Шри-Ланка) и в странах Юго-Восточной Азии: в Тайланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме (Бирма)

В странах Азии, находившихся к северо-востоку от Индии. В Китае, Японии, Корее, Бутане, Вьетнаме, Малайзии, Бангладеш и т.п.

В текущей или в последующей жизни можно достичь просветления, стать Буддой. Путь к просветлению для монаха – это размышления перед изображениями богов, для мирянина – почитание духовного наставника. Основа учения – представление о двуединой природе мира: о мудрости, разлитой во вселенной, и методе, позволяющем постичь эту мудрость.


Это ортодоксы. Сторонники неизменного и неуклонного следования учению. За полное и максимальное сохранение каждого слова, жеста и эпизода из жизни Будды.

Нет учения о рае и аде.

  1. Будда Гаутама в большей степени Бог, чем учитель. Создан сложный и пышный культ Будды.

  2. Будда – воплощение сверхчеловеческих сил. Число Будд, бывших и будущих, бесконечно.

  3. достичь состояния Будды может каждый человек. При помощи Бодхисаттв (полубудд) можно изменить свою карму, улучшить ее.

  4. в нирвану могут войти не только монахи, но и миряне.

  5. получила развитие мифология, апоминающая учение о рае и аде.

  6. община нищенствующих монахов превратилась в настоящую церковную организацию со множеством богатых храмов, монастырей, могущественным духовенством.

  7. пышные богослужения и сложные обряды.







Ранний буддизм больше похож на философско-этическую систему, чем на религию.

Именно религия.



  1. Буддизм в разных странах. Чань-буддизм. Дзэн-буддизм. Буддизм-ламаизм.


Зародившись в Индии, буддизм стал распространяться за ее пределы. Распространяясь, он накладывался на местные обычаи, традиции, менталитет и т.д. Соответственно, в разных странах буддизм имеет свои особенности. В Китае он называется - Чань-буддизм; в Японии - дзэн-буддизм; в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Тыве – буддизм-ламаизм.
Чань-буддизм
Буддизм проник в Китай из Индии в I –III в. н. э. В это время в Китае господствовали даосизм и конфуцианство.

Распространяясь и укрепляясь, буддизм в Китае приспособился к социальной структуре, к запросам традиционного китайского общества, принял некоторые национальные особенности.

Особой китайской разновидностью буддизма стал чань-буддизм. Уже в IY в. н. э. китайские буддисты пытались доказать, что Будда – это воплощение Дао.

Буддизм для низов (народный буддизм) быстро стал своего рода разновидностью китайского даосизма. Буддийский монах бок о бок с даосским отправлял несложные обряды, принимал участие в ритуалах и празднествах, охранял буддийские храмы и т.д. Буддизм удовлетворял запросы простых китайцев. Простой народ в Китае принял главное в буддизме – то, что было связано с облегчением страданий в этой жизни, спасением, вечным блаженством в жизни будущей.

Верхи китайского общества, его интеллектуальная элита, черпали из буддизма значительно больше. Они делали упор на философию этого учения и пренебрегали его обрядовой стороной и магической практикой. На основе синтеза философских идей буддизма, традиционной китайской мысли с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из самых интересных течений в буддизме – чань-буддизм (яп. – дзэн).

«Чань» в переводе с китайского буквально означает «созерцание», «медитация». Появился в 6 в.н.э. Чань – это особый тип целостного восприятия мира. Чань – это есть сама жизнь. В фольклоре чань-буддизма существует притча по этому поводу:

- Однажды маленькая рыбка обратилась с вопросом к большой:

- Мне приходилось часто слышать, как люди рассуждают о событиях в море. Море – что же это такое?

- То, что тебя окружает, и есть море!

- Так почему же я его не вижу?

- Море – оно и внутри тебя, и вокруг тебя. Ты рождаешься и умираешь в море. Море охватывает всю тебя, а поэтому оно подобно твоему телу!

Итак, чань подобен морю, а человек – рыбке, живущей в его глубинах.

По легенде чань-буддизм возник в Китае после того, как туда переселился из Индии в начале YI в. н.э. знаменитый патриарх индийского буддизма Бодхидхарма (сокращенно Дамо), чье имя дословно означает «закон просветления». После долгих странствий Дамо пришел в монастырь Шаолинь на горе Суншань. Монахи Шаолиня механически заучивали сутры и все дальше отходили от истинного просветления. Дамо объявил, что цель буддизма – реализовать Будду внутри себя, стать Буддой здесь и сейчас.

По его мнению, буддизм в Китае понимали неправильно, искаженно, подменяя работу механическим ритуалом. Самое главное искренность и «чистота сердца». Их не выразить ритуалом. Достоин почитания лишь тот, кто обрел Будду в себе, пробудил «природу Будды» в своем сердце. Кто постиг истину. Истина передается без всяких посредников, она не нуждается в словах, в письменных знаках. Она передается от учителя к ученику. Монахи Шаолиня не поняли наставлений Дамо, и тот удалился в пещеру, расположился в позе сидячей медитации, и так медитировал почти 9 лет (а по некоторым другим источникам – 11 лет). За это время монахи прониклись уважением к силе его духа, и к его учению. После такой длительной медитации Дамо не смог подняться: его ноги потеряли способность двигаться. Однако, используя особый комплекс упражнений, он восстановил жизненную активность.

Двоих монахов Дамо взял в ученики – Даоюя и Хуэйкэ. Хуэйкэ сам отрубил себе руку и положил ее перед учителем, демонстрируя чистоту своих помыслов и решимость без страха постигать учение чань. В память об этом подвиге шаолиньские монахи кланяются, поднося к груди лишь одну ладонь, а не две, как все буддисты. Своим ученикам Дамо «передавал истину» в течение 5-ти лет. Дамо считается основателем чань-буддизма и I-м патриархом, а Хуэйкэ (преемник) – II-м патриархом.

Дамо рекомендовал монахам сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. Эти упражнения представляли собой различные психотехники, воздействующие как на психику, так и на физическое тело, в том числе комплексы кулачного боя, различных боевых искусств. Монахи активно принялись за тренировки. Дамо нашел краткую формулу для духовного учения. Она выражалась в требовании: «2 проникновения и 4 действия». «2 проникновения» - это 2 способа достижения Просветления: первый – путем созерцания своей истинной природы при помощи медитации (духовное проникновение), второй – путем совершения добрых дел (проникновение посредством действия).

Созерцания своей истинной природы может быть при помощи медитации, но не только. Способ медитации казался на первый взгляд очень простым. Необходимо полностью успокоиться, расслабиться, а затем, контролируя циркуляцию жизненной энергии (ци) в теле обрести незамутненное состояние сознания – «пустое». Таким образом, шаолиньские монахи занялись медитацией; регулировали свою энергию, умиротворяли сердца, т.е. шли по пути достижения Просветления.

«4 действия» - это 4 вида поступков:

      1. отсутствие ненависти

      2. отсутствие мирских стремлений

      3. служение дхарме

      4. следование судьбе

Выполнять «2 проникновения и 4 действия» означало – прожить жизнь во всей ее полноте, поскольку человек переставал метаться в поисках небесного предопределения, а полагался на истинный путь всех вещей – Дао. «Где бы вы не находились, сохраняйте умственный покой и ни к чему не стремитесь». Покидая монастырь, Дамо оставил монахам трактат по искусству совершенствования «Об изменениях в мышцах».

Учению чань были присущи трезвость и рационализм китайцев, которые оказались напластованы на глубочайшую мистику брахманизма и буддизма. Чань-буддизм опровергал все канонические буддийские ценности. Не следует стремиться к туманной нирване. Надо обратить свои взоры к жизни, научиться жить, причем жить именно сейчас, сегодня, пока ты жив, пока ты можешь взять от жизни то, что в ней есть. Главное в том, что Истина и Будда всегда с тобой, они – вокруг тебя, надо только уметь их найти, увидеть, узнать и понять. Истина и Будда вокруг и во всем – в пении птиц, в нежном шелесте листвы, в дивной красоте горных хребтов, в умиротворенной тиши озера, в сказочной красоте природы, в очищающей и просветляющей силе медитации, в радости труда и т.д. Нужно уметь жить, познавать жизнь, радоваться ей, воспринимать ее во всем ее богатстве, многообразии и красоте.

Чань-буддизм ставил в центр своего внимания свободного от обязанностей и привязанностей человека, готового отрешиться от мирских забот и посвятить всего себя умению и искусству жить, но жить только для себя. Познать истины чань-буддизма и принять его принципы было непросто, для этого требовалась специальная длительная подготовка.

Как постичь Истину? Этот вечный вопрос чань-буддизм решал до удивления просто. Истина есть озарение. Оно нисходит на тебя внезапно, как интуитивный толчок, как внутреннее просветление. Однако и подготовленному человеку не гарантировано, что он постигнет Истину. Он должен терпеливо ждать своего часа. В практике чань-буддизма обычно использовали различные методы искусственного стимулирования внезапного озарения – резкие окрики, толчки, даже удары, которые неожиданно обрушивались на погруженного в транс и задумавшегося, ушедшего в себя человека. Считалось, что именно в этот момент на него может снизойти озарение, просветление. В качестве средства стимулирования мысли напряженной работы мозга чань-буддизм широко использовал практику загадок.

Еще одним странным методом поиска Истины и подготовки к озарению были диалоги между мастером и его учеником. В процессе этого диалога, когда обе стороны обменивались друг с другом лишь краткими репликами, зачастую внешне почти лишенными смысла, значение имели не столько сами слова, сколько общий контекст, даже внутренний подтекст диалога.

Чань-буддизм оказал огромное влияние на развитие китайской, японской и всей дальневосточной культуры. Многие выдающиеся мастера литературы и искусства были воспитаны на парадоксах и идеях чань-буддизма. Однако при всем своем огромном значении в жизни Китая чань-буддизм всегда оставался малочисленной эзотерической сектой, располагавшей лишь несколькими известными центрами-монастырями.

В чань-буддизме существует несколько десятков различных школ. Например, школа «кулака и палки» (линьцзи), школа фаянь, школа цаодун. Школа «кулака и палки» стремится в буквальном смысле пробудить потенциального Будду внутри человека. Последователи школы цаодун принимали активное участие в мирской жизни, служили инструкторами боевых искусств. Не существует единой чаньской доктрины, как и единых законов чаньской монашеской жизни. Всегда существовали монастырский чань-буддизм и светский чань-буддизм. Каждый вел свой, присущий его среде образ жизни. Чань-буддизм предоставляет своим последователям огромный простор для духовного поиска. Это сложное буддийское направление со сложнейшими методами духовной практики.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта