Религиоведение, лекции ИЭУП. Лекция 1 Введение
Скачать 473.5 Kb.
|
Лекция 5 Христианство – вторая мировая религия.
Христианство – вторая мировая. По последним данным на Земле проживает около двух млрд. последователей христианства. Христианство зародилось в восточной части Римской империи, в Палестине. Господствующей в Римской империи была религия римлян. В честь богов строились храмы, воздвигались статуи за пределами Рима. Но античные боги (Юпитер, Юнона, Минерва и др.) в основном не были ни добрыми, ни милосердными. А люди хотели верить в богов справедливых. Местные религии – племенные и национальные не объединяли жителей римской империи, а создавали искусственные перегородки между людьми. Тяжелая жизнь народа в Римской империи, всеобщее бесправие и привели к потребности в религиозном утешении. Восставших уже тогда распинали на крестах. Некоторые стали пытаться найти ответы на вопросы: о смысле жизни, о причинах удач и неудач, о справедливости, о способах спасения, избавления от страданий. Философия 1 века не могла предложить путь к спасению, который был бы доступным, понятным и обнадеживающим. Итак, нужна была такая религия, которая могла бы не разъединить, а объединить широкие массы разноплеменного и разноязычного населения Римской империи. Христианство возникло в Палестине – в восточной провинции Римской империи. Большую часть населения Палестины в это время составляли евреи, исповедующие свою национальную религию – иудаизм. Евреев переселяли. Где они селились, создавались диаспоры. Палестина в это время управлялась царем Иродом Великим, который находился в политической зависимости от римского императора. После смерти Ирода царство его было разделено между тремя его сыновьями и постепенно перешло под непосредственное управление римлян. С 6-го года н. э. Иудеей (область Палестины со столицей г. Иерусалимом) управлял римский прокуратор, пятым из которых был Понтий Пилат. Он управлял с 26 по 36 гг. Древний иудаизм находился в состоянии глубокого кризиса. В нем появились течения – секты. Это были:
Итак, психологический фон, на котором возникло христианство – это нестабильное состояние окружающего мира, тревога, страх и неуверенность в будущем, неизбежность перемен. По вопросу о происхождении христианства выделяется два основных направления: 1.Традиционная богословская точка зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, который жил в Палестине в начале 1 в. н. э. и проповедовал свое учение. Его ученики – апостолы передали человечеству учение Иисуса Христа. 2.Научное направление. Ученые находят в христианстве многочисленные совпадения с древними восточными культами, а также считают, что раннее христианство – это своего рода синтез восточных (иудаистских) и западных (эллино-римских) религиозно-философских идей. Был ли И.Х. исторической личностью? Дискуссии по этому вопросу привели к образованию в науке двух основных школ – мифологической и исторической. Представители мифологической школы считают, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. В Евангелиях много противоречий, неточностей, разночтений. Эта школа проводит аналогии со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах. Эта школа считает, что образ И.Х. мифологичен. Он является продуктом сложения нескольких древних мифов (об Осирисе, Митре, Заратустре и др.) и частично древнееврейских пророчеств. День рождения Митры 25 декабря – в момент зимнего солнцестояния – стал днем рождества И.Х. Эта школа считает, что Евангелия основаны на мифах, заимствованных и переработанных. Историческая школа (ныне преобладающая) считает И.Х. реальной личностью, но его образ дополнен многочисленными фантазиями. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел и др., непосредственно связанных с Христом. В центре христианства находится фигура И.Х. Имя Иисус (или Иегошуа) буквально означает Яхве-Спаситель. Для получения точного портрета И.Х. можно полагаться на документы Н.З. Евангелия ничего не сообщают о годе, месяце и дне рождения И.Х. Это трудно установить, так как раньше было летоисчисление со дня основания Рима. Католики и протестанты отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января. Не совсем ясно, сколько длилась проповедническая деятельность И.Х. Согласно первым трем Евангелиям – один год, а по четвертому Евангелию – три года. Согласно преданию И.Х. умер в 30-33 года в неделю еврейской пасхи, которая приходится на весну. Иисус происходил из колена Иудина и был потомком знаменитого царя Давида. Его рождение предсказал архангел Гавриил, явившийся его матери Деве Марии. Мария с мужем, престарелым плотником Иосифом, жила в небольшом палестинском городе Назарете. Однако младенец Иисус появился на свет не в доме родителей, а в хлеву, среди домашних животных в г. Вифлиеме, куда его родители отправились в связи с проводившейся римлянами переписью населения. Иосиф был родом из Вифлиема. Волхвы (восточные жрецы и маги) и пастухи, привлеченные светом зажегшейся в небе звезды и ангельским хором, первыми пришли поклониться божественному младенцу. На сороковой день младенца принесли в храм для посвящения богу. Спасаясь от преследований жестокого царя Ирода, родители с младенцем бежали в Египет. Позже, в отроческом возрасте, Иисус попал в Иерусалим, где удивил мудрецов-фарисеев своим умом и проницательностью. На этом жизнеописание И.Х. как бы прерывается и следующий эпизод относится ко времени, когда ему уже около 30 лет. Этот эпизод – крещение И.Х. в водах р. Иордан, которое совершил пророк новой веры Иоанн Креститель. При крещении над головой Иисуса явился Дух Святой в обличье голубя и раздался глас Божий: «Сей есть сын мой возлюбленный». Затем Иисус удалился на 40 дней в пустыню. В пустыне его искушал сатана, предлагая власть и богатство, но Иисус устоял против соблазнов. С этого времени начинается эпопея странствований Иисуса по землям Палестины с проповедями нового учения. Приняв крещение от Иоанна Крестителя, И.Х. не стал его учеником и не примкнул к его ученикам, а начал вести самостоятельную проповедь. И.Х. совершал чудеса, исцеляя больных, воскрешая мертвых. Одна из вершин его проповедей – знаменитая Нагорная проповедь, которая начинается словами: «Блаженны нищие духом» (т.е. блаженны те, которые не считают себя духовно самодостаточными, а принимают «духовную пищу» от И.Х.). Проповеди И.Х. вызывали гнев и вражду. В дни перед еврейской Пасхой Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим. Сидя на ослице (символ кротости и миролюбия), он ехал по улицам древнего города, приветствуемый людьми. В память об этом событии в церкви празднуется день «Вход Господень в Иерусалим» или Вербное воскресенье. Веточки вербы в руках верующих напоминают цветы и пальмовые ветви, которыми народ приветствовал Иисуса. В пятницу, во время пасхального ужина с учениками (Тайная Вечеря), Иисус предсказывает предательство одного из них (Иуды), а также свои земные страдания и смерть. Христос подает своим ученикам хлеб и вино, олицетворяя ими свое тело и кровь. Иисус проводит ночь с учениками в Гефсиманском саду, куда приходят вооруженные стражники, и по указанию Иуды, поцеловавшего Иисуса, хватают его и ведут на суд высшего иудейского священства. Суд приговаривает Иисуса к смерти за провозглашение себя Мессией. Но приговор должен быть утвержден наместником римского императора – прокуратором (управляющим) Иудеи Понтием Пилатом. Пилат, сомневаясь в виновности Христа, обращается к народу с просьбой помиловать подсудимого в честь праздника, но толпа кричит «распни его» и требует (по наущению иудейского священства) отпустить не Иисуса, а убийцу Варавву. Так, сам народ, точнее толпа, окончательно приговаривает Христа к смерти. Иисуса распинают на кресте, на горе Голгофе, в окружении двух разбойников. Над ним издеваются: «Если ты Бог, сойди с креста!» Но он страдает и умирает как человек. Смерть Иисуса сопровождается затмением Солнца и землетрясением. Страдания Христа открывают путь человечеству к спасению, который был закрыт Богом со времен грехопадения Адама. Иисуса распяли именно за то, что Он назвал Себя Сыном Божьим. Его утверждения были сочтены богохульством, и он был приговорен к распятию. После смерти Иисуса христианство стало распространяться по многочисленным провинциям Римской империи, приспосабливаясь к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. Таким образом, христианство никогда не представляло собой единого течения. Христиане подвергались гонениям. В 381 г. на II Вселенском соборе следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых 4-х автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохской, Иерусалимской. Вскоре от Антиохской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. С V в. разгорелась ожесточенная борьба за руководство в христианстве. В 1054 году произошел раскол на католичество и православие. В западной части бывшей Великой Римской империи церковь стала называться католической, а в восточной части – в Византии – православной. В Византии была сильна государственная власть и, церковь сразу же оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся император.
Православие – религия, строго следующая традиции, старине. Термин «православие» является буквальным переводом с греческого слова «ортодоксия». «Ортос» – «правильный», а слово «докса» имеет в греческом 2 значения: «суждение», «мнение» и «слава», «славление». Таким образом, слово «ортодоксия» можно было бы перевести на русский язык и как «правомыслие» как «православие», правильное вероучение. Именно в этом значении это слово употребляется с IV в. – с начала Эпохи Вселенских соборов. Активную роль в распространении православия в славянском мире сыграли братья Константин и Михаил (в миру), выходцы из знатной греческой семьи, при постриженье в монахи получившие имена Кирилл и Мефодий. Они являются составителями славянской азбуки – глаголицы и кириллицы. В 988 г. на Руси было принято православие. Центром монашеского движения в XI-XII вв. стала Киево-Печерская лавра. Она началась с пещер («печер»), которые выкопал в песчаных берегах Днепра для своего отшельнического жития Антоний Печерский (983-1073). Он являлся духовным наставником братии, а организатором монастыря стал Феодосий Печерский. Они двое признаны Церковью Святыми. Церковная организация. В отличие от католической православная церковь не имеет единого руководства. Она состоит из ряда самостоятельных (автокефальных) церквей. Сегодня их 15. Перечислим их в порядке, учитывающем время получения независимости.
Кроме того, имеются автономные церкви, которые частично самостоятельны и подчиняются одной из автокефальных церквей (Синайская, Финляндская, Критская, Японская). 9 из автокефальных церквей управляются патриархами, остальные митрополитами и архиепископами. Константинопольский патриарх считается вселенским (старшим), но ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей. Для всех православных церквей общими являются вероучение и культ. Особенности вероучения. Православие опирается на Священное писание (Библию) и Священное предание. Священное писание – Библия – написана конкретными авторами, но по внушению самого Бога (путем божественного откровения). Библия (букв.с гр.книги). В состав Библии входит множество книг Ветхого Завета (до пришествия Иисуса Христа) – 50 и Нового завета (жизнь и учение Иисуса Христа и его учеников – апостолов) – 27. Ветхий завет признается священным и в иудаизме. Он был переведен с древнееврейского на греческий, затем с греческого на латинский, древнеславянский и др. национальные языки. Христиане включают в состав Ветхого завета гораздо больше книг, чем иудеи (например, некоторые книги пророков). В самом христианстве между тремя направлениями также существуют расхождения по поводу Ветхого Завета. Их Библии несколько различаются по составу и тексту. Новый завет – это в первую очередь 4 Евангелия, написанные учениками Иисуса Христа. - от Матфея. Это один из 12 апостолов, ученик И.Х. Его Евангелие написано примерно в 42 г. для палестинских христиан. - от Марка. Это сотрудник одного из 12 апостолов – Петра. Написано в 50-х годах для римских христиан, бывших язычников. - от Луки. Это бывший язычник, один из сотрудников апостола Павла. Написано в 61-62 гг. для Феофила – христианина, чтобы он укрепился в вере. - от Иоанна. Это один из 12 апостолов. Написано в 90-х годах. Евангелия от Матфея, Марка и Луки очень похожи. Все они описывают внешнюю сторону деятельности И.Х.:
Евангелие от Иоанна отличается от первых трех. В нем содержится рассказ самого И.Х о своем отношении к Богу-отцу. Кроме 4-х Евангелий Новый завет содержит еще 23 книги. Это описание деяний апостолов и их вероучительные послания, а также самая загадочная и страшная книга – «Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис», где рассказывается о грядущей истории человечества, полной катастроф, войн, эпидемий, после которой состоится решающая битва (Армагеддон) Мессии с сатаной. Победа Мессии будет означать конец земной человеческой истории, воскрешение мертвых. Произойдет страшный суд, в результате которого грешники попадут в ад, а праведники – в рай, изображаемый в виде Иерусалима – прекрасного города на небесах. Необходимо заметить, что трактовка Апокалипсиса христианами очень разниться в зависимости от направления христианства и богословской школы: от символического понимания описанных в этой книге событий до буквального. Священное предание – это сочинения Отцов Церкви. Существует специальная церковно-историческая и богословская наука – патрология, которая изучает учение об отцах и отцов церкви. Католическая патрология ограничивает понятие «отцы Церкви» хронологическими рамками YIII в. (последний отец Иоанн Дамаскин). Протестантизм вообще не признает Священное Предание. В православной патрологии ограничений нет, ибо признается что Святой Дух постоянно действует в православной Церкви, а поэтому церковное Предание всегда живет и развивается. Перечислим лишь некоторых «Отцов церкви»: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Макарий Египетский, Иоанн Лествичник, Григорий Синаит и др. В Священное предание входят также решения первых 7 Вселенских соборов (IY-YIII в.). Православный культ. Культ в любой религии – это сложный вид религиозной деятельности. Содержание его определяется вероучением. Основными средствами служат церковные здания (храмы, утварь, кресты, свечи, одеяния священников. Вся культовая деятельность пронизана символическим значением, воплощается в обрядах, таинствах, праздниках и т.п. Целым комплексом церковных обрядов является богослужение – литургия. Для удобства верующих службы объединены в 3 блока:
Существуют так называемые требы (заказные), совершаемые по просьбе конкретных верующих по определенному поводу: молебны, заупокойные и т.д. Вопрос о языке богослужения решает сама автокефальная церковь. Большое значение в богослужении имеет музыка, которая исполняется только человеческими голосами. Символическое содержание культа более всего проявляется в таинствах, при совершении которых на верующих сходит божья благодать. |