Религиоведение, лекции ИЭУП. Лекция 1 Введение
Скачать 473.5 Kb.
|
Лекция 4 Иудаизм – национальная религия евреев
Термин иудаизм происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, которое считается по Библии самым многочисленным среди 12 еврейских племен (колен). Выходцами из рода Иуды были цари Давид и Соломон, И.Христос. В широком смысле слова термин иудаизм употребляется для обозначения всей еврейской цивилизации. В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая среди еврейских племен. Название «евреи» произошло от имени Евер. Евер был потомком Ноя и его третьего сына Сима. «Иудей» и «еврей» практически синонимы. Еврей – тот, кого родила еврейка, и кто принял иудаизм. Как считает большинство исследователей, предками иудеев были скотоводческие племена, жившие в северных районах Аравийского полуострова. Там же жили и предки современных арабов, с которыми евреи состоят в родстве, т.к. относятся к одной и той же группе семитических народов. По Библии, семиты – это те, кто ведет свое происхождение от Сима, бывшего одним из трех сыновей праведного Ноя. Отказавшийся от иудаизма и даже принявший иную религию, все равно, остается евреем, но как бы нарушившим Союз с Богом. Этот союз был заключен еще Богом с праотцом евреев и арабов – Авраамом в 19 веке до н.э., а затем в 13 веке до н.э. со всем еврейским народом у горы Синай. Иудаизм как комплекс представлений создавал прочную основу для развития хозяйства и науки. Он высоко ставил ценности совместного труда и взаимопомощи евреев, отличался большим уважением к знанию. В 444 г. до н.э. был принят закон, запрещавший евреям вступать в родство с представителями других народов. Богом избранный народ. Поэтому иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание. За длительную историю существования еврейской религии лишь Химьяритское царство в Южной Аравии в 517-525г. и Хазарский каганат в 8 веке (их население не было еврейским) провозгласили иудаизм своей религией. В древности евреи говорили на иврите, однако затем в течение 2-х тысяч лет они говорили на других языках, а иврит оставался лишь языком молитв, священных книг. В ХХ веке он возрожден как государственный язык Израиля. (Это единственный случай в истории). Итак, происхождение еврейского народа Библия связывает с праотцом Авраамом. Он был уроженцем города Ур в южной части Междуречья Тигра и Евфрата около 2000 г. до н.э. (Сейчас это земли государства Ирак). Ур слыл одним из могущественных высококультурных центров цивилизации древних шумеров. Религия была языческая. Отец Авраама делал идолы для храмов. Он рассказывал сыну шумерские мифы о богах, героях. Авраам рано уверовал в единого Бога. Внезапно отец Авраама решает покинуть с родственниками Ур. Кочевая жизнь их продолжалась очень долго. В 205-летнем возрасте отец Авраама умер. Авраам уже прожил долгую жизнь, когда сам Господь избрал его и призвал отправиться дальше на северо-запад – в землю Ханаанскую (между р.Иордан и побережьем Средиземного моря). Бог заключил с Авраамом союз – завет, и в его лице - с еврейским народом. Бездетному в то время Аврааму Бог обещал за послушание большое потомство, что от него начнется новый великий народ. Авраам долго странствовал в сопровождении жены Сары и племянника Лота. С ними шли слуги и приближенные. Странники гнали стада скота, везли имущество. Наконец они дошли до Ханаана. Ханаан – это обширная полоска земли с севера на юг вдоль восточного побережья Средиземного моря. С юга и востока ее ограничивали степи и пустыни. Сейчас на этой территории расположены государства Ливан, Израиль и западная часть Сирии. С древних времен сюда притягивались племена, потому что здесь хорошие климатические условия; близость моря открывает возможности для торговли. Никогда на этой территории не было единого государства. Племенные объединения и города-государства постоянно воевали друг с другом и подвергались нападениям со стороны крупных держав ( о богах см. с.111 Энциклопедия для детей Т.1) В 12 веке до н.э. здесь поселились филистимляне (греки называли их пеласгами). Отсюда и происходит название Палестина. (см. с.96 «Свет вифлием.звезды»). Таким образом, земли древних евреев уже греческие и римские писатели называли Палестиной. Палестина – это маленькая земля от 50 до 130 км с запада на восток и чуть больше 200 км с севера на юг. С севера она отгорожена Ливанскими горами, с востока – Сирийской пустыней, с юга – Аравийской пустыней, а с запада – Средиземным морем. С севера на юг страна разрезана глубокой Иорданской впадиной, находящийся более чем на 300 м. ниже уровня моря. Это одно из самых низменных мест на нашей планете. В районе Мертвого моря впадина глубже – более 400 м. Там, где на земле находятся впадины, очень благоприятные условия для жизни и энергетика. Там хороший приплод скота и улов рыбы и т.д. В такие места всегда стремятся и за такие места дерутся. Единственная река Палестины – Иордан берет свое начало из нескольких источников на севере, протекает сквозь 2 озера: Меером и Генисаретское. Она неглубока с быстрым течением. Иордан впадает в Мертвое море, являющееся, по сути, озером. Из него вода уже никуда не вытекает, а просто выпаривается под палящим зноем. Авраам со своей женой и близкими родственниками поселились в Ханаане в окрестностях Хеврона. Они продолжали вести обычную пастушескую жизнь. В окрестностях Хеврона стоит огромное дерево со стволом более 3 м в обхвате. Его считают «дубом Авраама». Кусок земли вокруг дуба с 1868 г. н.э. – собственность России. С тех пор здесь стоит православная часовня. Хеврон, город Авраама, - святое место для христиан, мусульман и иудеев. Бог все не давал Саре потомства. По настоянию Сары Авраам взял себе наложницу Агарь и она родила ему сына Измаила, которого арабы почитают своим родоначальником. Но, когда Аврааму было 100 лет, родила и 90-летняя Сара – Исаака, от которого по Библии пошел еврейский народ. Затем Бог потребовал, чтобы сын был принесен в жертву. Авраам смиренно возложил на Исаака дрова для сожжения тела после жертвоприношения, и направился к вершине одной из гор. Но в решающий момент, когда нож уже был занесен над Исааком, Ангел отвел руку Авраама. В жертву был принесен ягненок. (Сразу надо сказать, что мусульмане считают, что Авраам хотел принести в жертву Измаила). У Исаака был сын Иаков (Иаков-Израиль – Божий воин). У него было 12 сыновей и 1 дочь. Потомки каждого из сыновей называются коленами. Таким образом, было 12 ветвей или колен Иакова-Израиля. Отсюда и происходит название «народ Израиля». Четвертый по старшинству сын – Иуда – дал свое имя религии евреев – иудаизм. У Иакова-Израиля был любимый сын – Иосиф. Завистливые братья продали его в египетский плен. Отец долго горевал о пропаже сына. В Египте Иосиф стал крупным чиновником при фараоне и уважаемым человеком. Во времена Иакова-Израиля в Ханаан вторглись воинственные племена гиксосов. Из-за разорения и голода еврейские племена двинулись в Египет, в долину Нила. Там они встретили Иосифа, и семья воссоединилась. Египтяне приняли соседей неплохо, и там евреи работали пастухами. 430 лет жили евреи в Египте. Со временем евреи оказались в Египте на положении низшей расы, почти что рабов. Поэтому этот длительный период называют египетским пленом. Вывел евреев из Египта в 13 в. до н.э. Моисей. Кто такой Моисей? (см. Наука и религия, 2000, № 8, с.48-51). В Ветхом завете нет имен родителей Моисея. Когда евреев стало слишком много, фараон приказал убивать евреев – младенцев мужского пола. Моисея вырастили в семье фараона как родного. Однажды он заступился за еврея и убил жестокого египтянина-надсмотрщика. После этого Моисею пришлось бежать. Покинув Египет, он пас скот, женился и обзавелся детьми. Когда ему шел 80-й год, в его судьбе вновь произошел резкий поворот. Бог обратился к нему, и Моисей взял на себя великую миссию – вывести свой народ из плена. Фараон не хотел их отпускать. Тогда Бог вмешивается и Тора повествует «о десяти казнях египетских» - бедствиях, постигших Египет за отказ фараона отпустить евреев из «дома рабства».
Таким образом, Моисей вывел евреев из Египта. Он считается в иудаизме вторым после Авраама величайшим пророком. 40 лет блуждали евреи по пустыне. Усталые люди то и дело роптали, а сатана искушал их отвергнуть Моисея и вернуться. Часть евреев отпала от Бога, и начала поклоняться идолу – золотому тельцу, который был ложным, вещественным, осязаемым богом. (Под культом золотого тельца с тех пор понимается порочная страсть к накопительству, излишествам и богатству, власть денег). В разгаре похода, Бог снова призвал Моисея, только теперь уже на гору Синай Народ оставался у горы. Бог вручил Моисею каменные пластины – скрижали, на которых были изложены основные Божьи заповеди. 4 заповеди посвящены отношениям с Богом и 6 – социальной жизни людей.
Моисей один говорил с Богом и пересказал народу услышанное. Итак, у горы Синай Бог заключил с евреями союз. Зримым символом союза евреев с Богом стали скрижали. Незримым символом союза евреев с Богом является обрезание. Скрижали поместили в Ковчег Завета – деревянное вместилище (сундук), обитое металлом и украшенное изображениями херувимов (крылатых ангелов с телом льва и лицом человека). Во время переходов Ковчег Завета переносили на длинных деревянных шестах, продетых в кольца священниками-левитами (происходивших из рода Левия) – одного из сыновей Иакова-Израиля. Через Моисея Бог научил евреев молиться, установил главные положения об обрядах, ритуалах. До Ханаана не дошел почти никто (кроме 2-х чел.), из вышедших из Египта. Туда добрались только их потомки. Сам Моисей тоже скончался по дороге, издалека с горы увидев напоследок Землю обетованную. Место его захоронения осталось неизвестным. Довел евреев до места преемник Моисея – Иисус Навин. Итак, в 13 веке до н.э. евреи вернулись в Ханаан. В Ханаанской земле на тот момент уже проживали филистимляне – язычники. Пришлось с ними воевать. Ковчег Завета оказался в их руках. Но они не захотели ссориться с чужим Богом и вернули ковчег обратно. 200 лет евреи жили без царя. У них было самоуправление. В 11 веке до н.э. появилась еврейская монархия. Самыми знаменитыми были цари: Давид (любимец) и его сын Соломон (мирный, благодатный). При Давиде евреи сделали г. Иерусалим политической и религиозной столицей. Царь Давид был не только выдающимся политическим деятелем, но и великим поэтом. «Псалмы Давида» вошли в Библию. С ним связано возникновение одного из символов иудаизма – шестиконечной звезды Давида. Во времена Соломона древнееврейское царство достигло наивысшего могущества. При нем был построен первый еврейский храм. В нем приносились жертвы Богу – животных и голубей. В синагогах нет жертвоприношений. Но после смерти Соломона (928 г. до н.э.) усилилось влияние языческих культов, и единое государство распалось на 2 части: 1) Израиль (северное царство) со столицей в Самарии. Там осталось жить 10 колен. 2) Иудея (южное царство) со столицей в г. Иерусалим. Там осталось жить 2 колена. В 722 г до н.э. Израиль был разгромлен ассирийцами. 10 живших там колен были уведены в плен. Переселенцы из ассирийских владений смешивались с оставшимися. Так образовалось новое племя самаритяне. Эти люди признавали законы Моисея, но не отсчитывали свое происхождение от Авраама. Не верили в свою исключительность. Эти 10 колен сгинули бесследно. В 586 г. до н.э. пал Иерусалим под ударом войск вавилонского царя Навуходоносора. Храм был разрушен. Ковчег завета исчез. Евреи были угнаны в вавилонский плен, где были 47 лет. Так началась эпоха рассеяния (диаспоры) еврейского народа. Однако там, в плену, они не ассимилировались. Когда они поняли, что наказаны за грехи, то Вавилон пал под ударами войск персидской армии и, персидский царь Кир II отпустил их домой. Храм был восстановлен. В 334 г. до н.э. А.Македонский завоевал Персидскую державу и Израиль. Но он проявлял к евреям терпимость и не запрещал поклоняться их Богу. После смерти А.Македонского образовалось 3 царства: Македонское, Египетское и Селевкидов (Сирия, Месопотамия и Иудея). Иудея нищала и приходила в упадок. При сирийском царе Антиохе IY начались гонения на евреев. В 63 г. до н.э. Иудея попала под власть Римской империи. Так, евреи почти на две тысячи лет потеряли свою государственность, но землю свою не забыли и язык свой (иврит) сохранили. Евреев также продолжали подвергать гонениям и переселяли в разные части римской империи. Где они селились, создавались диаспоры. Так начался период рассеяния – диаспоры. Евреи Центральной и Восточной Европы стали говорить на идише, а Западной Европы – на ладино. Однако пока еще сохранялся еврейский храм и там продолжали совершать жертвоприношения. В 70 г. н.э. (это уже через некоторое время после распятия И.Х.) римляне разрушили второй еврейский храм. Осталась часть западной стены. Она получила название Стены Плача, ибо здесь собираются евреи из всех стран рассеяния, чтобы оплакать разрушение Храма и разлуку со страной Израиля. Стена – символ единства и надежды на то, что Бог соберет всех евреев в стране и восстановит Храм. Евреи верят в то, что храм будет отстроен, и жертвоприношения возобновятся. Третий Храм будет построен во времена Мессии. Сейчас на Храмовой горе, в самом центре Иерусалима, возвышаются две мечети: 1) Куббат ас Сахра или Омара 2)Аль-Акса. Пока храм не построен, евреи собираются для молитвы в синагогах. Синагога - это не храм, а молитвенный дом. Это центры еврейской общины. Общинами руководят раввины - учителя, знатоки Св. Писания, духовные лидеры. 2.Основы вероучения. Священные книги в иудаизме. Иудаизм является первой ясно сформулированной монотеистической религией. Он является предшественником христианства и ислама. Всякое изображение Бога в виде картины или статуи строго запрещено, т.к. это вело бы к поклонению идолу. Даже само имя Бога не произносимо: поскольку он по своей природе является недоступным и непознаваемым, и мы не можем знать его имени. Единственным знаком является эквивалент на иврите четырех букв ИХВХ, которые обозначают Бога в скрижалях Завета, полученных Моисеем. Эти буквы можно интерпретировать как «Тот, кто есть» (по Мишелю Малербу) или «сущий», «всемогущий» (у Кулакова), однако произношение ИХВХ неизвестно. Из них были произвольно образованы Яхве или Иегова. В некоторых частях Библии Бог евреев именуется как Элохим, Адонай, Саваоф. Бог един, всемогущ и вечен. Он создал мир. Бог руководит бесконечным движением человечества. Божий Закон не насаждается силой, однако тот, кто его не соблюдает, понесет наказание за это. До н.э. основным источником вероучения евреев было Священное писание (названное христианами Ветхим Заветом) – Тора. Слово «тора» на иврите означает «учение», «теория», «концепция». Но если оно пишется с заглавной буквы, то речь идет об исходящем от Бога знании. Существует Письменная Тора и Устная Тора.
Первый вариант Талмуда был создан в Палестине (Иерусалимский), второй – в Вавилоне (Вавилонский). Вавилонский Талмуд получил большее распространение. Талмуд состоит из двух частей: Мишна и Гемара. Каждая из ни также делится. Каждый еврей должен стремиться изучать Тору и Талмуд, чтобы узнать, как он должен вести себя в любой ситуации. В современном иудаизме существует 3 основных направления: 1. ортодоксы (во всем следовать всем заповедям до мелочей) 2. реформисты 3. консерваторы. Они занимают промежуточное положение между ортодоксами и реформистами. Они за осторожные реформы в традициях. В ортодоксальных синагогах мужчины либо отделены от женщин специальной перегородкой, либо женщины молятся на балконах. Они молятся на иврите. Во время молитв утром к голове (на лоб) и к правой руке прикрепляются ремешками две черных коробочки – тфилин (с 13 лет у мужчин). В коробочках текст молитв. Ортодоксы считают, что текст (тфилин) тесно прижатый к коже, как бы входит через нее внутрь человека и помогает достичь высшей сосредоточенности. У консерваторов и реформистов мужчины и женщины молятся вместе и на языке той страны, в которой живут. |