Религиоведение, лекции ИЭУП. Лекция 1 Введение
Скачать 473.5 Kb.
|
Англиканство. В Англии. Главой церкви является король или королева. Английские короли очень тяготились зависимостью от папы римского. Реформация стала хорошим поводом для разрыва местной церкви с Римом. В 1554 г. король Генрих YIII парламентским актом был провозглашен главой церкви. Эта церковь находится посередине между католичеством и протестантизмом. Священнослужители-англикане могут состоять в браке. Священниками могут быть и женщины. Здания храмов богато украшены. Сохраняется идея спасения через церковь. Два таинства. Существует принцип «оправдания верой». Баптизм и близкое к ним течение евангельских христиан. Получил развитие в XIX-XX вв. Название этого направления происходит от гр. погружать в воду, крестить в воде. Адвентисты. Название происходит от лат. адвентус пришествие (Христа). 21 марта 1843 г. ждали второго пришествия И.Христа. Квакеры. (Происходит от анг. трястись). Зародились в XYII веке и назывались «Христианское общество внутреннего света». Квакеры входят во время мотлитвенного собрания в своеобразный экстаз (озаряются внутренним светом), начинают говорить от имени Бога, трепещут, трясутся, пребывая в состоянии транса. Стараются жить в замкнутых общинах. Пятидесятники. По Новому Завету, на 50-й день после Пасхи на апостолов снизошел Святой Дух. Мистически общаются с Богом и от этого, как они считают, приобретают особые способности: исцелять больных, проповедовать и т.п. После поста и молитвы, в состоянии экстаза человек начинает говорить непонятными словами, а также использовать изречения на иностранных языках, которые никогда не изучал. Эти «иные языки» - свидетельство того, что данный член общины получил благодать Святого Духа. Свидетели Иеговы. Возникли в 1872 г. в США. Это направление далеко ушло от общепринятого направления христианства. Его последователи считают, что второе пришествие уже свершилось незримо. Троицу они не признают, единственный Бог для них – Иегова. Христос на земле был не Богом, а совершенным человеком. Верят в ангелов и демонов. Стержневая идея их учения – Армагеддон – война доброго и злого начал. Лекция 6 Ислам – третья мировая религия. 1. Возникновение и распространение ислама. 2. Общие черты мусульманского вероучения. 3. Основные направления, течения и секты в исламе. 1. Возникновение и распространение ислама. Ислам – третья мировая религия. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют 1,5 млрд. человек. В 28 странах ислам признан государственной религией. Среди них: Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Афганистан, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Северной Африке, Западной, Южной и Юго-Западной Азии. На территории бывшего СССР ислам исповедует большинство коренного населения государств Средней Азии, Азербайджана. В России огромно его влияние в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Чечне, Ингушетии, в других районах и республиках. Ислам имеет немалое распространение в Европе на Балканском полуострове (Албания, некоторые республики бывшей Югославии). «Ислам» в переводе с арабского означает покорность воле Аллаха. Последователи ислама называются мусульманами (от араб. «муслим» – те, кто покоряется). Ислам возник в 7 веке н.э. на Аравийском полуострове. Аравийский полуостров расположен на стыке Азии, Африки и Средиземноморского бассейна. Основная часть территории Аравии – степи, пустыни и полупустыни. Лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники-бедуины, которые называли себя арабами. Слово «араб» означало «лихой наездник». Занятием бедуинов было разведение верблюдов, лошадей, овец и коз. Часть племен проживала оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей. И кочевникам, и горожанам было трудно в непростых природных условиях, требовавших максимального напряжения сил для того, чтобы выжить. В их отношении к миру было немало сходства. Их жизненными ценностями были активность, предприимчивость и умение отказывать себе во всем. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами -Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Караванный путь проходил через Северо-Западную Аравию (Хиджас) из Йемена в Сирию, Палестину, Иран. Вдоль караванного пути появлялись поселения, жители которых охраняли дорогу, снабжали караваны верблюдами и проводниками, занимались ремеслами. Вдоль караванного пути появились такие города, как Таиф, Ясриб, Мекка. Город Мекка стал крупным в Аравии торговым и политическим центром. В Мекке проживало племя курейшитов, занимавшееся торговлей. Таким образом, народы Аравийского полуострова издавна были вовлечены в торговые, политические и культурные связи со странами Востока и Запада. Особое значение имели отношения с Ираном и Византией. В свою очередь каждая из этих монархий учитывала стратегическое значение Аравии и стремилась установить над нею свое господство. Ирану удалось захватить Йемен и установить свой контроль над транзитной торговлей. Теперь караванный путь стал проходить только через Иран. Это привело к экономическому упадку и разорению многих арабских племен. Потребности времени делали необходимым политическое объединение разрозненных племен и создание арабской государственности. Каковы же были религиозные представления у древних арабов? Арабы были язычниками. Каждое племя имело своих богов. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен - языческий храм Кааба (от араб. «куб»- храм, имеющий прямоугольную форму). Кааба - здание высотой 15 метров, углы которого ориентированы по частям света. В Каабе находилось более 300 племенных богов. В восточный угол Каабы вмурован «черный камень» (упавший метеорит) – по преданию посланный Аллахом людям как знак своего могущества и благоволения. Племенной бог курейшитов Аллах был в «черном камне». Ключи от Каабы находились в руках курейшитов. Кроме язычников на Аравийском полуострове проживали также христиане и иудеи. Идеи о едином боге распространяли не только иудеи и христиане, но также и ханифы – первые представители арабского монотеизма. Это были представители религиозного движения, предшествовавшие исламу. Возникновение ислама связано с деятельностью пророка Мухаммеда (Махаммад, Магомет). Годы его жизни 570-632 гг. Мухаммед происходил из рода Гашима, из племени курейшитов. Он рано осиротел. Отец его умер через 2 месяца после рождения сына (а по другой версии – до рождения сына) и, в любом случае, не видел его. Мать Амина умерла, когда Мухаммеду было 5 лет. Воспитывался Мухаммед в семье деда (80-ти летний дед служил хранителем ключей от Каабы), а затем у дяди Абу Талиба. Родственники Мухаммеда принадлежали к мекканской аристократии, но не были богаты, и мальчику приходилось немало трудиться. В детские и юношеские годы он пас скот, участвовал в снаряжении торговых караванов, а позже и сопровождал их. Затем молодой Мухаммед нанялся к богатой вдове – Хадидже – на работу посредником по торговым делам. Это была его двоюродная сестра, на 15 лет его старше. В возрасте 24 (25) лет Мухаммед женился на Хадидже и занялся самостоятельной караванной торговлей. У них родилось шестеро детей – 2 сына и 4 дочери, но сыновья скончались в младенческом возрасте. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После смерти Хадиджи Мухаммед заключал большое количество браков. Право пророка превысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было специально обосновано кораническим «откровением». В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Мухаммеда с различными родо-племенными группами. Любимой женой Мухаммеда, по преданию, была Айша, дочь Абу Бакра. Согласно преданию, у Мухаммеда было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины. Во время поездок по торговым делам, да и в самой Мекке Мухаммед часто встречался с христианскими монахами, иудеями, ханифами, беседовал, спорил с ними. Как гласит предание, нередко он удалялся в пещеру в окрестностях Мекки, где подолгу постился и предавался раздумьям. В возрасте 40 лет (около 610 г.) Мухаммеду впервые стали являться видения, слышаться голоса. Со временем эти явления, сначала испугавшие его, стали все более частыми, а услышанные речи – все более определенными. Это были откровения, исходившие от бога Аллаха. Первыми, кому поведал Мухаммед об этом, были его ближайшие родственники и друзья: Хадиджа, двоюродный брат Али, Абу Бакр, Омар, Осман. Они уверовали, что слышимое и произносимое Мухаммедом – слова Бога (Аллаха), а сам Мухаммед – посланник божий. Мухаммед бросил торговые дела и стал халифом – пророком-проповедником. Он призывал своих соотечественников, жителей Мекки, всех арабов отказаться от поклонения многочисленным племенным богам и верить в одного только бога – Аллаха, вести праведную жизнь, готовить себя к грядущему божьему суду. Призывал соблюдать простые нормы морали, ограничить ростовщичество, оказывать благотворительную помощь неимущим. В доказательство своих слов он рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего из ничего мир и человека, о том, что Аллах уже направлял людям посланников, таких же, как и он, но люди не слушали их и всегда бывали наказаны за свою строптивость. Среди этих предшественников Мухаммеда – главные персонажи Ветхого и Нового Завета – Муса (Моисей), Йусуф (Иосиф), Иса (Иисус). Особо выделен Ибрахим (Авраам), праотец арабов и евреев. Таким образом, идеи ислама не были новыми. Проповедь Мухаммеда привлекла часть мекканцев, но вызвала протест и ненависть верхушки города. Многие курейшиты серьезно встревожились. Они издавна исполняли почетные обязанности по обеспечению многочисленных паломников к Святилищу – Каабе – едой, питьем и кровом и не желали расставаться с этими прибыльными привилегиями. Требование Муххамеда утверждения веры в единого истинного Бога могло подорвать многобожие, привести к полному упадку идолопоклонничества и к сокращению числа паломников. В 619 году Мухаммед потерпел две тяжкие утраты: умерли Хадиджа и дядя Абу Талиб, два человека, которые представляли его главную опору. С тех пор Мухаммед стал искать союзников вне Мекки. Мухаммед стал подвергаться гонениям и вынужден был совершить бегство из Мекки в соседний город Ясриб. Этот город стал называться Медина - город пророка. Переселение (ар. «хиджра») произошло в 622 г. Этот год у мусульман считается точкой отсчета новой эры. От этого события (хиджры) ведется мусульманское летоисчисление. Счет времени ведется по лунному циклу (в году 354 дня) во всех мусульманских странах, кроме Ирана. Для европейцев 2002год, а по мусульманскому календарю – 1423 год. В Медине все жители приняли ислам. Там была создана мусульманская община – умма, члены которой признавали Мухаммеда своим пророком. Была построена первая мечеть, где молились 5 раз в день. Бедняков поддерживали милостыней. Мусульманскую общину (умму) объединяла единая вера, а не кровные связи. Доступ в умму был открыт для всех, кто принимал ислам и признавал Мухаммеда в качестве духовного и светского вождя. Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые установления. Мухаммед призывает к борьбе с неверными. Мединцы начали нападать на мекканские торговые караваны, а те в свою очередь вынуждены были защищаться. Лишь в 630 году мекканская знать вынуждена была принять новое учение. Из Каабы убрали всех языческих идолов. Мекка и Кааба стали святыней ислама. Со временем вокруг Каабы были возведены стены и построено много замечательных сооружений. Однако не все племена подчинились Мухаммеду, и язычество надолго сохранилось в Аравии. Было создано государство Арабский халифат. Это было феодальное государство. Вся светская и духовная власть находилась в руках халифов. Первым халифом (правителем) Арабского государства был пророк Мухаммед. Началась завоевательная политика, и стала расширяться территория Арабского халифата. Ислам не наделяет Мухаммеда никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем не менее вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому Мухаммеду грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Буураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Мухаммедом, - в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Мухаммеде сравнительно мало. В 632 году пророк Мухаммед умер и был похоронен в Медине. Из халифов (его заместителей) первые четверо, так называемые «праведные халифы», пользуются особым уважением у большинства мусульман. Это были Абу Бакр, Омар, Осман, Али. При них ислам стал мировой религией обширной империи. Во владения халифата вошли Египет, Сирия, Ирак и др. В более позднее время, пользуясь слабостью Византии и Персии, мусульмане подчинили своему господству народы Ближнего и Среднего Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии, отдельные народы Северного Кавказа и др. Через Турцию ислам проник в страны Балканского полуострова. 2. Общие черты мусульманского вероучения Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной книге» – Коране. Коран (ар.чтение, передача). Мусульманское духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммеду через ангела Джибраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Первое видение получило название «Лайлат ал-кадр» (ночь предопределения) и произошло в ночь с 26 на 27 число месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каждого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха о выполнении своего желания. Полный текст Корана был собран после смерти Мухаммеда, в течение примерно 25 лет. Коран делится на так называемые суры (букв.наиважнейшие ) - главы. Сур в Коране 114. Суры имеют различное число аятов (стихов) – от 286 до 3. Так как написана эта книга стихийно, без определенного плана, то читать ее человеку непосвященному очень трудно. Изложение отрывочно, хаотично и многопланово. Несмотря на это, Коран признан не только религиозным, но и выдающимся философским и литературно-художественным памятником древности. По правилам арабской письменности (как и еврейской) Коран читается справа налево, так что начало этой книги надо искать в конце (в таком виде она напечатана и в некоторых русских переводах). Кроме Корана появилась еще Сунна – это сборник хадисов (рассказов) о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников. Содержание Корана состоит из проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения. В нем содержатся бытовые правила и поучения из иудейской и христианской мифологии, древнего арабского фольклора. Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман:
5 важнейших обязанностей мусульманина:
На основе Корана мусульманские богословы разработали шариат (с ар. – правильный путь) – единую систему законов, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульман. Сформировался шариат в течение VII-VIII вв. К IX в. на базе норм шариата была разработана оценочная шкала для всех поступков верующих. |