экономическое учение Маркса и Энгельса. экономическое учение к. Маркса и Ф.Энгельса». Лекция 4 экономическое учение к. Маркса
Скачать 1.07 Mb.
|
2)Учении о прибавочной стоимости, сформулированное К.Марксом и демонстрирующее, каким образом эксплуатируется пролетариат, почему богатеют капиталисты и нищают (абсолютно и относительно) рабочие. Ждать от капиталистического способа производства другого распределения продуктов, образно выразился Ф.Энгельс, имело бы такой же смысл, как требовать, чтобы электроды батареи, оставаясь в соединении с ней, перестали разлагать воду и собирать на положительном полюсе кислород, а на отрицательном – водород; 3)Учении о классовой борьбе как движущей силе развития общества с антагонистическими классами. О классовом делении общества и роли классовой борьбе писали и до К.Маркса, в частности, французские историки в начале XIX века – Тьерри, Минье и Гизо. Но если последние сделали первый шаг в научном социально-политическом исследовании капиталистического общества первой половины XIX в., то К.Маркс – развил дальше упомянутое учение в рамках “научного социализма”. Ответ на вопрос, в чем состояло это развитие, дал сам основоположник марксизма в письме к Вейдемейеру: “То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1)что существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства, 2)что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3)что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов “. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.28.С.427). В этих лаконичных строках изложена целостная марксистская концепция классовой борьбы. К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что только классовая борьба пролетариата избавит человечество от социальных бедствий. Вне классовой борьбы пролетариата социализм есть пустая фраза или наивное мечтание. И, напротив, социалистические мечтания превращаются в социалистическую борьбу миллионов благодаря тому, что “научный социализм” связывает преобразовательные стремления с борьбой определенного класса – пролетариата. Теория классовой борьбы, разработанная К.Марксом и Ф.Энгельсом, подчеркивает, что пролетариат не сможет свергнуть капитализм и построить коммунистическое общество без революционной борьбы против буржуазии, без пролетарской революции, без установления диктатуры пролетариата. 4.Учении о пролетарской революции как комплексе коренных преобразований в экономической, социальной, политической и духовно-идеологической сфере, как смене одного общественного строя другим. Политическая составляющая революции включала в себя завоевание пролетариатом под руководством партии государственной власти, установления диктатуры пролетариата и слом буржуазной государственной машины. Причем первая фаза – завоевание власти могла осуществляться как посредством вооруженного восстания, минуя существующие институты власти, так и относительно мирным путем, используя демократические институты, в частности, выборы в Парламент. Большинство социалистов-утопистов рассматривали революции как болезненные отклонения от нормального пути развития общества, которых всеми средствами нужно стараться избежать. К.Маркс и Ф.Энгельс придерживались иной позиции. Революции необходимы потому, отмечал соратник К.Маркса, что нельзя иным способом свергнуть господствующий класс, а свергающий класс только с помощью революции может очиститься от всей грязи старого общества и стать способным создать новое общество. К.Маркс образно назвал революции локомотивами истории. Ведь во время революций развитие общества происходит так стремительно, что в очень короткий период времени совершенно изменяется лицо общества. Таким образом, по мнению К.Маркса, коммунизм – это закономерный этап в поступательном развитии человечества, общественно-экономическая формация, грядущая на смену капитализму, в недрах которого вызревают ее социально-экономические предпосылки. Переход от старого строя к более прогрессивному произойдет в ходе пролетарской революции, после чего будет отменена частная собственность, упразднено буржуазное государство и возникнет бесклассовое общество. В данном пункте не обойтись без цитирования ключевого и вдохновляющего простой люд фрагмента “Критики Готской программы” К. Маркса. “На высшей фазе коммунистического общества, - писал основоположник учения своего имени, - после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделения труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям“. ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19.С.20). Итак, в основе марксистского понимания коммунизма как цели общественного развития, с достижением которой настанет подлинная история человечества, лежит убеждение в истинности, объективном характере законов общественного развития, впервые открытых (как они думали) и сформулированных К.Марксом и Ф.Энгельсом. Система взглядов на общество, получившая название “научный социализм“, основана на представлении о всеобщем характере метода диалектического материализма и материалистического понимания истории, подходящего для объяснения всех явлений, событий общественной жизни. “Научный социализм”, с точки зрения его приверженцев, теоретически обосновывает особую миссию пролетариата в истории и его право на революцию для ниспровержения господства капитала. После ее победы на место разрушенного буржуазного государства приходит диктатура пролетариата, осуществляющая в интересах трудящихся революционное насилие. Это первый этап коммунистической формации – социализм; при нем, хотя и отменена частная собственность, все еще сохраняются классовые различия, существует необходимость борьбы со свергнутыми эксплуататорскими классами и защиты от внешних врагов. На данной, “первой фазе коммунистического общества“, при сохранении “родимых пятен старого общества”, каждый производитель станет получать “такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда”, сколько сам “он дал обществу”. К.Маркс и Ф.Энгельс были убеждены, что переход к высшей стадии коммунизма произойдет, когда высокий уровень производительности труда при господстве общественной собственности на средства производства позволит воплотить распределительный принцип нового общества – по потребностям, а классы исчезнут.Тогда необходимость в государстве отпадет, но оно не будет отменено, как буржуазное, а постепенно отомрет само. Коммунизм подразумевает максимальное развитие способностей и творческого потенциала каждого человека, поэтому каждый станет заниматься тем, к чему у него есть способности. Люди возьмут от общества все, что им необходимо, и отдадут обществу свои творческие усилия. Коммунистическое общество – это “скачок человечества из царства необходимости в царство свободы”. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20.С.295). Именно с коммунизмом неразрывно связано отношение К.Маркса к свободе: “Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех”. Всестороннее, свободное развитие каждой личности станет главной целью, “самоцелью” общества. Еще при жизни создателей “научного социализма” их идеи подверглись серьезной критике даже со стороны единомышленников, не говоря уже об их откровенных противниках. К.Маркса осуждали за экономический детерминизм, обвиняли в том, что он сводит все разнообразие социума к конфликту между производительными силами и производственными отношениями. Последние, по К.Марксу, являясь экономическим базисом, определяют всю совокупность “надстроечных” отношений – не только политическую и социально-классовую сферу, но и культурную, духовную жизнь общества, включая семейные связи, отношения между полами, религиозные чувства людей. Критикую Ф.Лассаля и других вождей немецкой социал-демократии, К.Маркс выступал против свободы совести: коммунисты должны бороться с правом человека верить в Бога как с “религиозным дурманом”. Эту линию последовательно продолжили российские большевики, когда захватили власть в 1917 г. Среди последователей К.Маркса и Ф.Энгельса было немало тех, кто в отличие от основоположников, видел в капиталистическом строе значительный потенциал развития и колоссальные резервы. Отсутствие объективных предпосылок для революции, промышленный рост в большинстве европейских странах, Северной Америки, России, заметное улучшение материального положения рабочих, появившаяся возможность для трудящихся участвовать в политической жизни легальными средствами через партии, профсоюзы, используя парламентскую трибуну – все это делало неактуальным лозунг пролетарской революции немирным, насильственным путем уже к концу XIX в. в ряде стран Запада. Пришедший на смену Международному товариществу рабочих, созданному К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине XIX в., II Интернационал фактически отказался от лозунга немедленной пролетарской революции и выступил за проведение реформ с целью постепенного “врастания” буржуазного общества и государства в социализм. Наиболее убедительно предпочтительность такого пути для мирового социалистического движения, для мирового пролетариата доказывал вначале Э.Бернштейн, а затем и его критик – К.Каутский. В России ярым противником немедленного революционного, насильственного захвата власти выступал патриарх российской социал-демократии Г.В.Плеханов. По его мнению, в стране еще не сложился сознательный пролетариат и из-за недостаточного развития капитализма отсутствуют экономические и социальные предпосылки для социализма. Его оппонентом был В.И.Ленин, который уже в одной из своих ранних работ пытался доказать, что развитие капитализма в России идет бурными темпами, а отсутствие многочисленного сознательного пролетариата не является непреодолимым препятствием для проведения революции. Главное условие ее успеха – наличие сильной организации революционеров, партии “нового типа”. От социал-демократических парламентских партий Европы ее отличает крепкая дисциплина, базирующаяся на принципе “демократического централизма”. С момента возникновения партии большевиков-коммунистов в России начался процесс подготовки революции, целью которой было свержение существующей власти и - вследствие объективных и субъективных обстоятельств - форсированное строительство коммунистического общества. Октябрьский переворот 1917 г. в России, а затем и революция, впервые в мировой истории привел к власти политическую силу, которая на практике стала воплощать в жизнь теоретические максимы марксизма и строить коммунистическое общество. Сам К.Маркс первой пролетарской революцией называл захват власти в Париже коммунарами в 1871 г. Однако этот кратковременный(70 дней) и ограниченный коммунистический эксперимент не оказал сколько-нибудь серьезного воздействия ни на европейское рабочее движение, ни на исторические судьбы Франции. Октябрьская же революция имела всемирно-историческое значение не только потому, что открыла первый в мировой истории опыт построения реального коммунизма в масштабах огромной многонациональной страны, но и спровоцировала революционные процессы во многих странах. За относительно короткий период целый ряд стран Европы, Азии, Латинской Америки взял курс на строительство нового общества на основе марксистской теории “научного коммунизма”. Здесь необходимо взять паузу и, прежде чем, перейти к советскому, российскому коммунизму в теории и на практике, следует дать современную оценку марксизму. (Продолжение последует). Экономические учения Маркса от alexalf | skachatreferat.ru Министерство образования РФ Архангельский Государственный Технический Университет Институт экономики, финансов и бизнеса Кафедра экономической теории РЕФЕРАТ по Истории экономических учений на тему «Марксистская политическая экономия» Выполнил студент 2 курса 7 группы NIKOBRAZ Проверила преподаватель Шапарова Инна Петровна Архангельск 2001 Содержание Введение. Исторические условия возникновения марксизма 3 Основные положения общей теории Маркса. Социально-философские взгляды Маркса 4 1. Основные экономические учения Маркса 7 Заключение. Маркс перед судом истории 17 Список литературы 21 Исторические условия возникновения марксизма Марксизм возник в 40-х годах XIX века. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли. Важным этапом развития капиталистической экономики был промышленный переворот , наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Он ознаменовал небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к фабричной системе , основанной на широком применении машинной техники, обусловив утверждение капиталистических производственных отношений. Важной исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство , что капитализм одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы , уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предыдущим способом производства , но также и противоречивость своего развития , все большее нарастание конфликта между трудом и капиталом. Промышленный переворот , осуществившийся вначале в Англии , а затем и в других странах Западной Европы , создал качественно новую основу для развития производственных сил и , следовательно , реальную перспективу резкого увеличения после социальной революции производства материальных благдля трудящихся , и увеличения свободного времени – основы всестороннего развития всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известны проявления активной революционной роли рабочего класса в 1831 – 1834 годах , а также чартистское движение 30 – 40-х годов в Англии. То обстоятельство , что развитие капитализма в Германии в этот период сочеталось с сохранением значительного проявления феодальных отношений , придало этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того, что в условиях назревавшей в этой стране буржуазно – демократической революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота классовых противоречий в Германии 40–х годов во многом благоприятствовала тому , что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране. Наряду с революционными выступлениями рабочего класса , важнейшее значение в подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранее развитие общественной мысли : немецкой классической философии , классической английской политической экономии и французского утопического социализма. Основные положения общей теории Маркса. Социально-философские взгляды Маркса По признанию самого К. Маркса, как ученый он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и утопического социализма. У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда. У вторых — идеи диалектики и материализма, у третьих — понятие классовой борьбы, элементы социологического устройства общества. Автор «Капитала» является не единственным в числе исследователей начала и середины XIX в., рассматривавших политику и государство как вторичные явления по отношению к социально-экономическим,предпочитавших, следуя причинно-следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные, считавших экономические законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временными. Однако центральное место в методологии исследования К. Маркса занимает его концепция базиса и надстройки, о которой он заявил еще в 1859 г. в работе «К критике политической экономии». Основная идея в этом произведении была сформулирована так: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Между тем, по большому счету, в концепции базиса и надстройки предпринята попытка дать экономическую интерпретацию истории с учетом развития производительных сил и производственных отношений, которая подсказывает, по замыслу К. Маркса, процесс перехода от капитализма к социализму, ибо «буржуазной общественной формацией, — пишет он, — завершается предыстория человеческого общества». По Марксу, недиалектический подход и необоснованное признание законов капиталистической экономики универсальными, не позволили понять представителям классической политической экономии, которые собственно открыли эти законы, что они имеют специфический и преходящий характер. Обращаясь к сути рассматриваемой концепции К. Маркса, следует заметить, что идея анализа общественного развития как чередования базиса и надстройки не проста в применении.Например, «производительные силы зависят одновременно от технической оснащенности и от организации совместного труда, которая в свою очередь зависит от законов собственности. Последние принадлежат к юридической сфере. Но «право — это часть государства, а последнее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения базиса и надстройки». Но, несмотря на это, с тех пор, да и сейчас, «для марксиста экономический подход означает, что организация производства играет решающую роль, предопределяя социальную и политическую структуру, и основной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочими и капиталистами и всеобщем подчинении одного класса другому». По убеждению К. Маркса, капитализм, эра которого «берет свое начало в XVI веке», исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. А что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свободного времени, то оно, по Марксу, «мерилом богатства» станет не при капитализме, а при коммунизме. Однако у автора «Капитала» действительно «нет никаких убедительных данных ни о том моменте, когда капитализм перестанет функционировать, ни даже о том, что в данный конкретный момент он должен перестать функционировать". Маркс представил определенное число доводов, позволяющих считать, что капиталистический строй будет все хуже и хуже функционировать, однако он не доказал экономически, что внутренние противоречия капитализма разрушат его. Следует подчеркнуть, что в доводах К. Маркса о неизбежном крахе капитализма главным является не нарушение рыночных принципов распределения доходов между классами общества, а то, чтоэта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам. Общественным идеалом он считает социализм и коммунизм, называя их фазами неантагонистического коммунистического общества, при котором средства производства не будут более объектом индивидуального присвоения и каждый человек обретет свободу. Впрочем, убежденность К. Маркса в торжестве идеалов бесклассового общества зиждется прежде всего на теории классов, ставшей достоянием классической политической экономии еще со времен физиократов и А. Смита. Считая себя последователем «классиков», он действительно занимался «в основном проблемой экономического роста, а именно роста благосостояния и дохода, а также проблемой распределения этого растущего дохода между трудом, капиталом и землевладельцами», т.е. между классами. Но центральной идеей его теории классов является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества. Еще в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс писал: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». Основные экономические учения Маркса Марксистская политэкономия одна из самых интересных в 19 веке направлений экономической мысли, развившей классическую политэкономию в той его части, где рассматриваются основы трудовой стоимости. Учение, получившее свое название по имени его основоположника, было создано вынужденным эмигрировать из Германии революционным политическим деятелем Карлом Генрихом Марксом (1818—1883) при непосредственном, участии его друга и соратника Фридриха Энгельса (1820—1895). Оно изложено с наибольшей полнотой вмноготомной работе Маркса «Капитал». Первый том «Капитала» опубликован в 1867 г., второй и третий были подготовлены к изданию Энгельсом уже после смерти Маркса (1885 и 1894), четвертый, оставшийся в набросках, был выпущен в свет под названием «Теории прибавочной стоимости» учеником Энгельса Карлом Каутским (1905-1910). Среди собственных работ Ф.Энгельса, затрагивающих проблемы экономической теории, следует назвать прежде всего «Переворот в науке, совершенный господином Евгением Дюрингом» (1878), чаще сокращенно именуемую «Анти-Дюринг». Марксистское экономическое учение генетически связано с английской классической школой в политической экономии. 1. Товар. Двойственный характер стоимости товара. Двойственный характер труда Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств. Любой товар имеет две стороны: потребительную ценность и меновую ценность. Товарное тело (железо) есть потребительная стоимость, или благо. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Меновая стоимость представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорций, в которых потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Как потребительные стоимости товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия. Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом (воздух). Вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления. Величина данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем вданном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Как потребительные ценности товары, по Марксу, несравнимы. Сопоставимыми их делает то, что все они - продукты труда. В потребительной стоимости каждого товара содержится определенная целесообразная производительная деятельность или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда. Маркс говорит о двойственном характер труда, воплощенного в товаре. С одной стороны, это всегда определенный конкретный труд, и в этом качестве он создает конкретную потребительную ценность. Но всякий труд, независимо от его конкретного вида, есть затрата человеческой энергии, мускулов, нервов, и это делает продукты труда сравнительными. Труд, рассматриваемый в таком плане, Маркс называет абстрактным трудом. Абстрактный труд создает стоимость товара, проявляющуюся в меновой ценности (или меновой стоимости), т. е. пропорции, в которой товар обменивается на другой товар. Деньги, или обращение товаров Товар, функционирующий в качестве меры стоимости есть деньги. Деньги возникли из товарного обращения исторически. Вначале обмен носил случайный характер, затем он стал постоянным явлением и тогда из общей массы товаров стал выделяться один как всеобщий эквивалент. Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом (или серебром), которое и стало деньгами. Мера стоимостей Золото – всеобщая мера стоимостей и поэтому становится деньгами. Деньги – необходимая форма проявления имманентной товарам меры стоимости, - рабочего времени. Выражение стоимости товара в золоте есть денежная форма товара или его цена. Деньги являются как общее воплощение человеческого труда, масштабом цен – как фиксированный вес металла. Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда. Форма цены допускает возможность количественного несовпадения величины стоимости с ценой. Средство обращения а. Метаморфозтоваров Процесс обмена товара совершается в виде смен форм: Товар – Деньги - Товар. Товар - Деньги – первый метаморфоз товара или продажа. Деньги – Товар – второй (заключительный) метаморфоз – купля. Заключительный метаморфоз одного товара образует сумму первых метаморфоз других товаров. Два метаморфоза представляют собой в то же время противоположные частичные метаморфозы двух других товаров. b. Обращение денег Деньги функционируют как покупательное средство. Движение денег есть лишь движение собственной формы товара. Масса денег, функционирующих в качестве средств обращения равна отношению суммы цен товаров к числу оборотов одноименных денежных единиц. c. Монета. Знак стоимости Весовая часть золота, представленная в цене, или в денежном названии товаров, должна противостоять последним в процессе обращения как кусок золота, или монета. В денежном обращении нет возможности заместить металлические деньги в их функции монеты знаками из другого материала или простыми символами. Закон обращения бумажных денег: выпуск бумажных денег должен быть ограничен тем их количеством, в каком действительно обращалось бы символически представленное ими золото (серебро). d. Мировые деньги Выходя за пределы сферы обращения, деньги сбрасывают с себя приобретенные ими в этой сфере локальные формы – масштабы цен, монеты, знаков стоимости – и опять выступают в своей первоначальной форме слитков благородных металлов. Мировые деньги – всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство Прибавочная стоимость В основе исследований К. Маркса - утверждение Смита и Рикардо о том, что в основе стоимости всех товаров лежит количество труда, затраченное на их производство. Маркс создал стройную и непротиворечивую теорию, описывающую законы функционирования и развития капиталистической системы хозяйства. Он разрешил противоречие, которое поставило в тупик основателей классической политэкономии: поскольку стоимость создается только трудом,прибыль капиталиста есть результат присвоения продукта труда рабочих. Английская классическая школа не могла объяснить происхождение прибыли без признания нарушения закона стоимости: если капиталист покупает труд рабочего по стоимости, прибыль невозможна; если она существует, значит труд покупается ниже стоимости. Иначе говоря, проблема была в том, что рабочий получает стоимость меньшую, чем производит своим трудом и отсюда делает вывод, что либо нарушается основной закон товарного производства (эквивалентность обмена), либо в создании стоимости наряду с трудом принимают участие другие факторы. Маркс предлагает такое решение: капиталист покупает не труд, а рабочую силу, т.е. способность трудиться. Как и любой другой товар, она имеет стоимость и потребительную стоимость, где первая определяется стоимостью рабочей силы - затратами на ее воспроизводство: на питание, одежду, образование и приобретение квалификации, содержание детей, которые должны будут заменить физически выбывающую рабочую силу родителей и т.п., т.е средствами существования работника и его семьи, а потребительная стоимость заключается в способности рабочей силы создавать стоимость большую, чем она сама стоит. Разницу между стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, Маркс именует прибавочной стоимостью. Прибавочная стоимость — источник прибыли капиталиста. То есть в условиях эквивалентного обмена товаров естественно существование прибыли и ренты, которые являются не чем иным, как присвоением неоплаченного труда рабочего, по сути, эксплуататорскими доходами. Отсюда логично утверждение, что капитал есть накопленный неоплаченный труд наемных рабочих. В течение рабочего дня рабочий должен прежде всего произвести стоимость, эквивалентную стоимости его рабочей силы. Затрачиваемый на это труд Маркс именует необходимым трудом. Всю остальную часть рабочего дня рабочий занят прибавочным трудом, создавая прибавочную стоимость. Соотношение прибавочного и необходимого труда(или, что то же самое, прибавочного и необходимого рабочего времени) характеризует степень эксплуатации рабочих капиталистами или норму прибавочной стоимости: [pic] Отсюда легко получить массу производимой прибавочной стоимости. Масса производимой прибавочной стоимости равна прибавочной стоимости, доставляемой рабочим днем отдельного рабочего, помноженной на число применяемых рабочих. Масса производимой прибавочной стоимости равна величине авансированного переменного капитала, помноженной на норму прибавочной стоимости Классическая школа не могла согласовать с трудовой теорией стоимости фактически наблюдаемое равенство нормы прибыли в отраслях с разным органическим строением капитала, т.е. почему норма прибыли на капитал определяется не количеством привлеченного труда (логично по трудовой теории стоимости), а размерами капитала. Маркс декларирует следующее решение проблемы. Капиталы устремляются в отрасли с низким строением капитала, а следовательно, с высокой нормой прибыли. Усилившаяся в этих отраслях конкуренция сбивает цены ниже стоимости. Наоборот, в отраслях с высоким органическим строением капитала, откуда капиталы уходят, предложение отстает от спроса и цены повышаются. Переливание капитала из отрасли в отрасль продолжается до тех пор, пока цены не установятся на уровне, обеспечивающем выравненную, среднюю норму прибыли. При развитом капитализме, утверждает Маркс, товары продаются не по стоимости, а по ценам производства (издержки плюс средняя прибыль). Закон стоимости нарушается в каждой отрасли, поскольку цены производства отклоняются от стоимости то в одну, то в другую сторону, но он действует в обществе в целом, ибо эти отклонения взаимно погашаются и общая сумма цен производства равняется общей сумме стоимостей. Прибавочную стоимость Маркс рассматривает как единый источник промышленной прибыли, процента, торговой прибыли и земельной ренты. Промышленные капиталисты уступают торговцам и банкирам часть прибавочной стоимости, полученной ими за счеттруда рабочих в производстве. При этом они высвобождаются от затрат своего капитала на склады и торговые предприятия, уменьшают за счет заемного потребность в собственном капитале. В результате норма их прибыли только повышается. Развивая рикардовскую теорию ренты, Маркс доказывает существование наряду с дифференциальной рентой, связанной с различиями в плодородии и местоположении участков, еще и абсолютной ренты, обусловленной самим фактом собственности на землю, представляющей по сути монополию. Абсолютная и относительная прибавочная стоимость Маркс видит два пути повышения степени эксплуатации: прямое увеличение прибавочного труда за счет удлинения рабочего дня и изменение соотношения прибавочного и необходимого труда в пределах фиксированного или даже сокращенного рабочего дня. Первый путь он называет получением абсолютной прибавочной стоимости, второй - получением относительной прибавочной стоимости. Первый характерен для раннего капитализма, второй - для зрелых его форм. Удлинение рабочего дня за те границы, в которых рабочий был бы в состоянии произвести только эквивалент стоимости своей рабочей силы, и присвоение этого прибавочного труда капиталистом – вот в чем состоит производство абсолютной прибавочной стоимости. Она образует всеобщую основу капиталистической системы и исходный пункт производства относительной прибавочной стоимости (рабочий день уже с самого начала разделена на 2 части: необходимый и прибавочный труд). С увеличением прибавочного труда сокращается необходимый труд. Сокращение необходимого времени может быть достигнуто без понижения жизненного уровня работников при удешевлении средств существования рабочих за счет роста производительности труда. Также Маркс выделяет еще один путь увеличения прибавочной стоимости: получение избыточной прибавочной стоимости путем снижения индивидуальных (для данного предприятия) издержек производства по сравнению с общественно необходимыми. Но этот вид прибавочной стоимости не может присваиватьсявсеми капиталистами и даже у отдельных капиталистов он носит временный характер. Постоянный капитал и переменный капитал Маркс вводит деление капитала на постоянный (представленный в виде средств производства) и переменный (вложенный в рабочую силу). Та часть капитала, которая превращена в рабочую силу, в процессе производства изменяет свою стоимость. Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток, прибавочную стоимость, которая, в свою очередь, может изменяться, быть больше или меньше. Из постоянной величины эта часть капитала непрерывно превращается в переменную (переменный капитал). Та часть капитала, которая превращается в средства производства, т.е. в сырой материал, вспомогательные материалы и средства труда в процессе производства не изменяет величины своей стоимости (постоянная часть капитала). 1. Выражение стоимости продукта в относительных долях продукта Капитал распадается на две части: денежную сумму С, израсходованную на средства производства; и другую денежную сумму V, израсходованную на рабочую силу. С – часть стоимости, превращенная в постоянный капитал. V – часть стоимости, превращенная в переменный капитал. Стоимость = С + V + m. Распад продукта – результат процесса производства на три части: на количество продукта (труд, заключенный в средства производства); другое количество, представляющее только необходимы труд, присоединенный в процессе производства, или переменную часть капитала, и третье – прибавочный труд, присоединенный в этом самом процессе или прибавочную стоимость. Органическое строение капитала Отношение постоянного капитала к переменному он называет органическим строением капитала и связывает с ним динамику занятости, движение нормы прибыли и ряд других явлений. Поскольку органическое строение капитала вследствие технического прогресса повышается, спрос на рабочие руки растет медленнее, чем величина капитала. Отсюда, по Марксу, неизбежность роста армии безработных, аследовательно — ухудшение положения рабочего класса по мере развития капиталистического производства. Существование хронической армии безработных вследствие вытеснения труда машинами также обеспечивает эффективный механизм удерживания зарплаты. Маркс формулирует «всеобщий закон капиталистического накопления»: накопление богатства на одном полюсе, у класса капиталистов, есть накопление нищеты и муки труда на другом полюсе, на стороне рабочего класса. Рост органического строения капитала порождает и тенденцию к снижению нормы прибыли, рассматриваемой как отношение прибавочной стоимости ко всему авансированному капиталу. Это, по Марксу, именно тенденция, так как понижению нормы прибыли препятствуют такие факторы, как рост степени эксплуатации, уход капитала в колонии, где органическое строение капитала ниже, и ряд других. Стремясь к увеличению нормы прибыли, капиталист снижает затраты, главным фактором уменьшения затрат является повышение производительности труда путем внедрения новой техники и технологии. Следствием является рост технического строения капитала (капиталовооруженность труда), что приводит к уменьшению совокупной массы прибавочной стоимости и уменьшению нормы прибыли в рамках народного хозяйства, что является свидетельством ограниченности капиталистического способа производства по Марксу. Простое и расширенное воспроизводство Маркс строит схемы простого и расширенного воспроизводства. Все общественное производство он разбивает на два подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления. Их взаимосвязь представляется уравнением, в котором фигурируют постоянный и переменный капитал и прибавочная стоимость. Вывод из этой примитивной модели гласит: при простом воспроизводстве сумма переменного капитала и прибавочной стоимости первого подразделения должна равняться постоянному капиталу второго подразделения, а при расширенном воспроизводстве она должна быть больше этого постоянного капитала.Кризисы производства Маркс отвергает сэевскую концепцию невозможности всеобщих кризисов производства. Он доказывает неизбежность таких кризисов в силу анархии производства. Капиталистическое производство он объявляет цикличным, проходящим через фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема - к новому кризису. Причиной экономических кризисов является, то, что расширение производства не порождает автоматического пропорционального увеличения эффективного спроса. Маркс отрицал перманентность этого состояния и был не согласен с доктриной постоянного недопотребления, связанного с низкой зарплатой, отмечая, что в периоды предшествующие кризису, зарплата наиболее высока. Дело в том, что реальная зарплата, воплощенная в средствах существования, не увеличивается столь же быстро, как выработка на одного человека и это представляет собой конечную причину кризисов. Механизм выхода из кризиса - массовое обновление капитала (напоминает механизм мультипликатора, проанализированного подробно Дж. Кейнсом). Неизбежность коммунистического общества В теории Маркса большую роль играет закон концентрации и централизации капитала и производства. В силу этого закона мелкое производство уступает крупному, а оно, в свою очередь, крупнейшему. По Марксу, мелким и средним предприятиям не остается места в развитом капиталистическом обществе. Но из этого закона вытекает и неизбежность замены крупной капиталистической собственности единой общенародной собственностью. Маркс и Энгельс считали, что коммунистическое общество пройдет в своем развитии две стадии (позднее среди марксистов они получили название «социализм» и «коммунизм» или «полный коммунизм»). На первой стадии уже исчезнет частная собственность, но необходимо будет осуществление распределения по труду. Энгельс это распределение толкует как распределение по количеству, но не по качеству труда, т.е. не по квалификации, уровню умелости и т.п. Поскольку образование и обучение профессии будет осуществляться за счет общества,то и плоды, приносимые квалификацией, должны доставаться обществу, а не самому работнику. На второй стадии, когда гигантски вырастут объемы производства и труд станет жизненной потребностью человека, распределение по труду сменится распределением по потребностям. Энгельс подчеркивает, что распределение и на первой стадии коммунизма не будет носить характер торговли. Товарно-денежные отношения отпадут. Квитанции, которые будет получать работник за свой труд и которые послужат для него основанием приобретения на общественных складах нужных потребительских благ, столь же не являются деньгами, как театральный билет. Заключение. Маркс перед судом истории Творческое наследие К. Маркса имеет много общего с достижениями его предшественников по «классической школе» экономической мысли, особенно А. Смита и Д. Рикардо. Однако их теоретико-методологические позиции, как полагал автор «Капитала», стали лишь вершиной основ «буржуазной» экономической теории, и после их трудов «классическая политическая экономия» якобы себя исчерпала. Уже в главе 1 тома 1 «Капитала» К. Маркс заявляет, что «вульгарный экономист» отошел от принципов Смита—Рикардо, игнорирует «реальные» и «определяющие факторы», скользит по поверхности экономических явлений и имеет дело с субъективным отношением к денежным издержкам экономических агентов. При этом «вульгарный экономист», по Марксу, является выразителем буржуазной (классовой) идеологии и по данной причине (даже не имея намерений быть неправдивым) лишен возможности толковать реальность объективно. В свою очередь, можно сказать, что теория Маркса также явилась лишь классовой идеологией – только другого класса (пролетариев). Как едко заметил один из современных авторов : «Теория Маркса неверна, потому что бессильна». Указанные выше противоречия в построении теории, неоспоримые признаки тенденциозного подхода и запрограммированности конечных результатов, намеренное усложнение и введение абстрактных эмпирически неподтвержденных понятий, явное несоответствие реальности – вот неполный перечень того в чем обвиняют Маркса. Ученый может допускать ошибки но не имеет право на недобросовестность и тенденциозность. Как бы то ни было, его экономические, политические, философские воззрения оказали столь значительное воздействие на умы людей как прошлого так и настоящего века, что отказать Марксу в значительности его трудов невозможно. В ответ на ретроспективные доказательства неправоты Маркса, заметим, что Марксов постулат о пролетарской революции в наиболее развитых странах был отвергнут в России – революция произошла в самой отсталой и непролетаризированной стране Европы. Как журналисту Марксу невозможно отказать в убедительной силе фактического материала приведенного в его работах – картины обнищания и деградации пролетариата и т.п. Очевидно, что лишь недостаточным развитием производственных сил, как утверждает М.Блауг, данные примеры объяснены быть не могут – дело в действительно хищническом и бесчеловечном характере производства современного Марксу капитализма. Тем не менее, переиначив известный афоризм Черчилля о демократии, возразим, что капитализм – самое худшее общественное устройство, но другие – еще хуже. Марксизм , его политическая концепция были реалистичной теорией эпохи промышленной революции , резкой критикой либерализма, попыткой навязать разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй половине ХIХ века марксизм значительно распространился в многих странах мира . где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное влияние на судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса выйдя на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70—90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивался в различных регионах Азии, получил распространение в Африке, Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в однихон был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей — пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть. Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества. Но не все идеи социально – политической концепции марксизма выдержал проверку временем. Историческое развитие человечества привело к таким изменениям , которых эта теория не предвидела. Сложились серьезные изменения в составе общественных сил , которые ведут борьбу за социальный прогресс , в способах и методах осуществления социальных перемен. Утратили актуальность идеи конфронтации , революции, вооруженной борьбы. В этих условиях по–другому выглядит и сам процесс общественногоразвития. Меняются представления про власть и ее носителей , государство и роль насилия , диктатуру и демократию, представления , которые раньше слаживались под влиянием психологии противостояния и борьбы. Они должны быть пересмотрены с позиции современного этапа мирового развития, общечеловеческих интересов. Общественная практика показала , что исторически ограниченным оказалось положение марксизма о насилии как бабы-повитухи истории, о всемирно-исторической миссии пролетариата и его диктатуре, о исчезновении товарно-денежных отношений в эпоху социализма. Но и сейчас остаются актуальными диалектический метод анализа общественных явлений , идеи социальной справедливости и солидарности, положение про то, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. В перспективе дальнейшего развития человечества философские решения кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные от различных догматических и вульгарных наслоений и истолкований, станут несравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий период истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими», а в наше время называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса. Списокок используемой литературы B.H. Костюк «История экономических учений» К. Маркс «Капитал» Н.Е. Титова «История экономических учений» 4. А. Ю. Брегада. Основы политологии. Киев. КНЕУ 1998 5. Агапонова И.И. “История экономической мысли. Курс лекций”, - Москва: Экмос, 1998 г. Василевский Е.Г. “История экономических учений”, Ч.1 – Москва: МГУ, 1989. Левита Р.Я. История экономических учений. М.: 1995. История экономических учений. Часть1./Под ред. В.А. Шамина, Е.Г. Василевского/ М.: . История экономических учений. /Под ред. Кузнецова А.А./ Мичуринск, 1998. Министерство здравоохранения Республики Беларусь УО «Гродненский Государственный Медицинский Университет» Лечебный факультет Кафедра социально-гуманитарных наук Реферат по курсу «Экономическая теория» На тему: «Экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса» Выполнил: Студентка 10 группы Проверил: Марченко З.Н., преподаватель Гродно 2014 |