Главная страница
Навигация по странице:

  • Священное Писание

  • Литература

  • Лекция-5. Лекция 5 Литература эпохи Зрелого Средневековья. План Французский героический эпос. Испанский героический эпос


    Скачать 122.56 Kb.
    НазваниеЛекция 5 Литература эпохи Зрелого Средневековья. План Французский героический эпос. Испанский героический эпос
    Дата10.04.2023
    Размер122.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция-5.docx
    ТипЛекция
    #1049840
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Научная дидактика, иначе говоря, научно-популярная литература эпохи, свидетельствует о ещё продолжающемся господстве религиозно-схоластическо­го мировоззрения. Космография и естественная история почти полностью подчинены библейским легендам. В лучшем случае к этому примеши­ваются без всякой связи в разрозненном и искажённом виде сведения и объясне­ния, почерпнутые из древних авторов.

    Кроме множества трактатов в стихах и прозе на самые разнообразные частные темы, ещё в XIII в. возникает ряд энциклопедических сочинений, охватывающих чуть ли не все области человеческого знания. Во Франции примером такой энциклопедии может служить поэма лотарингского монаха Готье из Меца «Картина мира» (около середины XIII в.).

    У этого автора можно найти немало здравых мыслей и толкований, свидетельствующих о его незаурядной по тем временам образованности. Он сообщает, что мир имеет форму шара, что небесный свод – разреженный воздух, который греки называли «эфиром», что облака образуются из влаги, которую притягивает к себе солнце, и т. д. Но наря­ду с этим мы находим у Готье рассказы о «чудесах мира» – об острове близ Ирландии, где могут жить только мужчины и самцы животных, о реке Шабаш, которая перестаёт течь по субботам.

    Моральная дидактика представлена огромным количеством стихотворных рассуждений, озаглавленных «Книга о нравах», «Наставление князьям», «Ми­лосердие» и т.п., в которых обычно содержатся жалобы на упадок доблести и благородства среди князей и рыцарства, на развращённость духовенства, на пороки горожан, на притеснение мелкого люда. Сентенции и выражение чувств чередуются здесь с конкретными примерами, иллюстрирующими сказанное.

    Одно из наиболее замечательных произведений такого рода – «Разумение» немецкого поэта Фрейданка (около 1230 г.), серия моральных изречений, почерпнутых в значительной степени из народных пословиц.

    Одновременно как в крестьянской среде, так и среди горожан стали возни­кать религиозные ереси, начавшие борьбу против господства феодальной римско-католической церкви. Стало расти движение, наметившее широкую реформу католической церкви, первоначально получившее поддержку и королевской власти, и парламента, с завистью смотревших на богатства английской церкви, стремившихся освободить её из-под опеки папского престола и подчинить своей власти.

    Идеологом этих ранних реформационных течений явился оксфордский богослов Джон Уиклиф (John Wicliff, 1324-1387), сочине­ния которого вызвали оживлённую полемику с ним католического лагеря и были осуждены в Риме. Провозгласив Священное Писание единственным источни­ком веры, Уиклиф вместе со своими сотрудниками перевёл Библию с латинского языка на английский; этот перевод сыграл известную роль в формировании английской литературной прозаической речи.

    Ученики Уиклифа, получившие прозвание «лоллардов», в течение последней четверти XIV в. продолжали вести энергичную, но безуспешную борьбу за де­мократическую реформу церкви и всего феодального общества.

    Самый выдающийся памятник морально-дидактической поэзии в Англии, тесно связанный с общественным движением второй половины XIV в., – «Виде­ние о Петре Пахаре». Это большая аллегорическая поэма на среднеанглийском языке в старых аллитерационных стихах. Она приписывается Вильяму Ленгленду, о жизни которого нам мало известно. Мы знаем только то, что родом он был, вероятно, из крестьянской среды, воспитан при монастыре, а затем жил ряд лет в Лондоне, сильно нуждаясь и не имея определённых занятий.

    Поэма дошла до нас в большом количестве рукописей, подтверждающих её значительное распространение среди английских читателей накануне Великого крестьянского восстания 1381 г. Она существовала в нескольких редакциях, время возникновения которых относится приблизительно к 1362, 1377 и 1393 гг.; вероятно сам автор переделывал и дополнял своё произведение в различные этапы своей жизни.

    В конце XIV в. появилось много подражаний «Видению» Ленгленда, из которых наиболее известны «Верую» Петра Пахаря» и «Жалоба Петра Паха­ря»; оба они вышли из среды приверженцев Уиклифа, предъявляли требования религиозного обновления и связанных с ним социальных реформ.

    Интерес этого произведения заключается не только в возвеличении и идеа­лизации образа крестьянина – в чём именно и можно усмотреть влияние поэмы Ленгленда, – но и в его описании, которое составляет одно из правдивых и са­мых красноречивых описаний английского крестьянина XIV столетия.

    Эта яркая картина английской общественной действительности, необычная в средневековой литературе по своей художественной силе, перекликается с обличительными проповедями Джона Болла и идеями проповедников народной реформации.

    Литература:

    1. Алексеев М.П., В.М.Жирмунский и др. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.., Изд. «Высшая школа»., 1987.

    2. Пуришев Б.И. Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия. М.., Изд. «Высшая школа»., 2004.

    3. Т. Роллестон. Энциклопедия. Кельтская мифология. М., Изд. «Geddes Crosset»., 2008.

    4. Вл. И. Новиков. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание. М., ООО «Издательство ACT»., 1997.

    5. Н.В.Хаткина. Современная энциклопедия. Мировая литература от Античности до Ренессанса. М., Изд. «Мир книги»., 2008.

    6. Серия «Эрудит». Литература от античности до XVIII века. М., Изд. «Мир книги»., 2006.

    7. Н.Широкова. Мифы кельтских народов. М., Изд. «Мир книги»., 2007.

    8. Р.М.Самарин. Зарубежная литература. М., Изд. «Высшая школа»., 1987.

    9. Е.Д.Смирнова., Л.П.Сушкевич., В.А.Федосик. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Минск., Изд.«Беларусь»., 1999.

    10. В.М.Найдыш. Мифология. Учеб.пособ. М., Изд. «КНОРУС»., 2010.

    11. М.А.Орлов. Сказания и легенды средневековой Европы. Санкт-Петер., Изд. «Северо-Запад»., 2007.

    12. Т.Булфинч. Мифы и легенды рыцарской эпохи. М., Изд. ЗАО «Центрполиграф»., 2009.

    13. Мабиногион. Эпосы, легенды и сказания. Волшебные легенды Уэльса. М., Изд. «ООО «Издательство ACT»., 1997.

    14. История немецкой литературы. IX-XVII вв. Том-I., М., Изд. «Академия наук»., 1962.

    15. История всемирной литературы. Т-2., М., Изд. «Наука»., 1984.

    16. Ресурсы всемирной сети Интернет: http://www.russianplanet.ru., http://godsbay.ru., http://smallbay.ru., http://www.monsalvat.globalfolio.net., http://www.ae-lib.org.ua.,

    http://www. lib.ru., http://www.mif-legenda.ru., http://ru.wikipedia.org., http://svr-lit.niv.ru
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта