Главная страница
Навигация по странице:

  • АУСКУЛЬТАЦИЯ СЕРДЦА. ТОНЫ СЕРДЦА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

  • I. ВВЕДЕНИЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОНОВ СЕРДЦА. РЕГИСТРАЦИЯ ТОНОВ. 1) Введение.

  • 2) Определение тонов сердца .

  • 3) Регистрация тонов (аускультативная и фонокардиографическая ).

  • Первый ( I ) – систолический

  • Лекция7.Аускультация сердца.Тоны. Лекция7.Аускультация сердца. Лекция 7 аускультация сердца. Тоны сердца в норме и патологии (вторая редакция) Казань 2007


    Скачать 371 Kb.
    НазваниеЛекция 7 аускультация сердца. Тоны сердца в норме и патологии (вторая редакция) Казань 2007
    АнкорЛекция7.Аускультация сердца.Тоны.doc
    Дата22.04.2017
    Размер371 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекция7.Аускультация сердца.Тоны.doc
    ТипЛекция
    #5277
    КатегорияМедицина
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5


    КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ




    Профессор В.Н.Ослопов




    ЛЕКЦИИ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ



    ЛЕКЦИЯ № 7




    « АУСКУЛЬТАЦИЯ СЕРДЦА.

    ТОНЫ СЕРДЦА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ»



    (вторая редакция)

    Казань - 2007

    Тема: «АУСКУЛЬТАЦИЯ СЕРДЦА. ТОНЫ СЕРДЦА

    В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ»
    План лекции:

    1. Введение. Определение тонов сердца. Регистрация тонов. Частотная и временная характеристика тонов сердца. Местонахождение тонов в сердечном цикле.

    2. Правила аускультации.

    3. Механизм образования тонов.

    4. Проекции клапанов сердца и места их выслушивания (точки аускультации сердца).

    5. Отличие тонов при аускультации и на ФКГ.

    6. Свойства тонов, внесердечные и внутрисердечные причины их изменения.

    Усиление и ослабление обоих тонов.


    1. Изменения первого тона.

    2. Изменения второго тона.

    3. Расщепление и раздвоение тонов.

    4. Диастолические (трехчленные) ритмы:
    1. ритм галопа


    2) ритм перепела.

    1. Систолические экстратоны (систолический тон изгнания, систолический щелчок).


    I. ВВЕДЕНИЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОНОВ СЕРДЦА. РЕГИСТРАЦИЯ ТОНОВ.

    1) Введение.

    Из всех основных физических методов исследования для диагностики заболеваний сердца наибольшее значение имеет аускультация. При этом аускультации сердца, как основе пропедевтики, отводится одно из главных мест в подготовке врача (Сальваторе Манджони, Филадельфия, США, 2004). В этом плане заслуживает внимания такой факт: во многих зарубежных руководствах по кардиологии про другой физикальный метод исследования – перкуссию даже не упоминают, хотя чрезвычайно подробно описывают пальпацию и аускультацию (П.Х.Джанашия, Н.М.Шевчен-ко, 2006).

    Качество аускультации в значительной мере определяется стремлением и умением врача анализировать звуковые явления непосредственно во время выслушивания. «Бездумная» аускультация является наиболее частой причиной диагностических ошибок (В.А.Алмазов, 1996).

    Согласно В.Т.Ивашкину и О.М.Драпкиной (2003) «аускультацию сердца рассматривают как самое сложное из всех врачебных искусств, поскольку она требует:

    1. хорошего слуха,

    2. способности выявлять минимальные различия в частоте следования тонов и временных интервалов,

    3. ясного мышления,

    4. постоянной тренировки».

    Многие хорошие врачи так и не овладевают этим искусством в полной мере, поскольку не обладают острым слуховым восприятием или не стремятся довести это искусство до совершенства. Более того, у многих врачей имеются стетофонендоскопы, обладающие любыми качествами, за исключением тех, которые соответствуют законам акустики. Стетофонендоскопы должны быть хорошего качества с колоколом и диафрагмой и иметь умеренно жесткую резиновую трубку, которая лишь слегка поддается сжатию при компрессии. Оптимальная длина звукопроводящей трубки должна составлять 30-38 см.

    Человеческое ухо способно воспринимать звуки от 20 до 20 000 герц. Спектр звуков сердца расположен в диапазоне от 10 до 1 000 Гц, а наибольшая часть звуковой энергии тонов сердца приходится на диапазон от 100 до 200 Гц. Человеческое ухо чувствительно к высокочастотным колебаниям и плохо слышит низкочастотные звуки, при этом:

    1. воронкообразный стетоскоп лучше проводит (позволяет выслушать) низкочастотные звуки (35-200 Гц),

    2. стетоскоп с мембраной (фонендоскоп) лучше проводит высокочастотные звуки (более 200 Гц).

    Наиболее высокочастотный звук свойственен диастолическому шуму аортальной недостаточности – он достигает 800 Гц.
    2) Определение тонов сердца.

    Тонами сердца называются короткие, отрывистые звуки, слышимые (возникающие) при работе сердца.

    При выслушивании здорового сердца слышны два звука, периодически сменяющие друг друга. Эти звуки называют тонами, хотя с точки зрения физики, ввиду апериодичности звуковых колебаний, правильнее было бы называть их шумами.

    У здорового человека тоны и паузы между ними, к примеру, при 75 сокращениях в минуту, образуют определенный хронологический ряд: I тон – 0,11 секунды, первая (систолическая) пауза – 0,2 секунды, II тон – 0,07 секунды, вторая (диастолическая) пауза – 0,42 секунды. Ряд этот соответствует полному единичному циклу сердечного сокращения – так называемому revolutiocordis [лат. revolutio – переворот].

    Один из основоположников кардиологии, известный Венский терапевт Карл Фредерик Вéнкебах (1864-1940) говорил: «В кровообращении нет ни начала, ни конца, нет ни слуги, ни господина».
    3) Регистрация тонов (аускультативная и фонокардиографическая).

    Тоны сердца можно выслушать (аускультация сердца) и записать графически (методом фонокардиографии).

    Следует отметить, что аускультацию сердца стетоскопом впервые произвёл Рене Лаэннек* (1781-1826) в 1819 году (опубликовал трактат под названием «Руководство по посредственному выслушиванию и заболеваниям легких и сердца»), а фонокардиограмму впервые записал Уильям Эйнтховен (1860-1927) в 1894 г. с помощью ртутного капиллярного электрометра, который соединялся с угольным микрофоном.

    ____________________________

    * Рене Лаэннек так описывает свое открытие: «…Я скатал четверть листа бумаги в некое подобие цилиндра и приложил один его конец к области сердца, а другой к своему уху, и был немало удивлен и обрадован, найдя, что могу таким образом выслушать признаки работы сердца гораздо более ясно и отчетливо, нежели при непосредственном прикладывании уха к грудной области. С этого момента я ясно представил себе, что данное обстоятельство может послужить к созданию средств, которые позволят нам уточнять характер не только сердечных звуков, но и все звуки, производимые движениями прочих внутригрудных органов» (Рене Лаэннек «Трактат о грудных болезнях»).

    Реальное внедрение в клинику фонокардиография (ФКГ) получила лишь в 40-х годах

    XX века после введения в практику усилительных фонокардиографов. Аускультация и ФКГ являются не конкурирующими, а дополняющими друг друга.

    Однако, как отмечает историк медицины Ю.П.Лисицын (2004), «метод Ауэнбруг-

    гера [перкуссия] не встретил поддержки у коллег, наоборот, его, как и Р.Лаэннека, считали чуть ли не сумасшедшим».

    Хотя аускультация имеет известную долю субъективизма, и в этом смысле это менее точный метод, однако тем не менее некоторые звуки сердца лучше воспринимаются ухом, чем микрофоном. Кроме того, аускультация общедоступна в любых условиях. В то же время фонокардиография обеспечивает объективизацию и даёт возможность документировать звуки.

    ФКГ позволяет:

    1. регистрировать звуковые явления сердца (в частности, уточняет характеристику тонов сердца, позволяет уточнить местоположение тонов в сердечном цикле);

    2. количественно выразить звуковые явления;

    3) дать частотную характеристику звуковых явлений.

    Это нередко является весьма существенным для правильной трактовки результатов физикального исследования сердца. В связи со сказанным удобнее рассматривать аускультативные и фонокардиографические данные совместно. Следует отметить, что сопоставление результатов аускультации с данными инструментальных исследований (ФКГ, ЭхоКГ) позволяет максимально точно оценивать те или иные звуковые феномены.

    При аускультации мы слышим 2 тона – I и II. Первый (I) – систолический, с него начинается систола желудочков, второй (II) – диастолический, с него начинается диастола желудочков.

    4) Частотная и временная характеристики тонов сердца.

    Различия в частотных характеристиках и продолжительности тонов сердца представлены в таблице.

    Таблица
    Частотная и временная характеристика тонов сердца




    I тон

    II тон

    III тон

    IV тон

    частота колебаний

    120 Гц

    150 Гц

    10 - 70 Гц

    2-30 Гц*

    продолжительность

    звука (в среднем)
    пределы колебаний


    0,11″
    0,10-0,15″


    0,07″
    0,04-0,11″





    более короткий, чем III тон
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта