Все темы. Лекция по дисциплине История и философия науки
Скачать 1.24 Mb.
|
ВыводыКлассическая наука рождается в середине XVI века. Первые 150 лет ее истории характеризуется следующим. На фоне переосмысления античного и средневекового наследия фор- мируется новая картина мира. В ее основе – представления об однородной и бесконечной Вселенной, пронизанной причинно-следственными связями. На своем фундаментальном уровне она состоит из движущихся материальных частиц (корпускул). Многообразие изменяющегося мира интерпретируется с позиций механики, законы которой позволяют предсказать любое состояние объекта. Природа все чаще предстает в образе машины, обладающей по- знаваемыми техническими характеристиками. Механицизм и детерминизм – существенные признаки классической науки, которая уходит от аристоте- левского понятия цели. На смену геоцентризму приходит гелиоцентризм. Натурфилософы XVI – XVII вв. уже не испытывают пиетета перед античностью, но продолжают считать себя учениками Аристотеля, Платона, Галена. Коперник опроверг не только геоцентризм. Сам того не желая, он поставил под сомнение идею Творения и христианский антропоцентризм. Но процесс «расколдовывания мира» (М. Вебер) только начинается, религиозная система смыслов, целей и ценностей остается доминирующей. Закладываются основы математического естествознания, формируется его концептуальный каркас. Физические объекты сближаются с объектами идеальными. Осознается важность объединения теории и эмпирии, абстракт- ного мышления и воплощенной инженерной мысли, демонстрируется объяснительный и прогностический потенциал такого синтеза. Возникает потребность в тщательно разработанной методологии, по- нимаемой как машина для производства достоверного знания. В рассматри- ваемый период создаются развернутые методологические программы – эмпиризм и рационализм, осуществляются успешные попытки их практи- ческого синтеза (Галилей, Паскаль, Ньютон, Гюйгенс). Разрабатываются частнонаучные методы, прежде всего, в математике, механике, оптике, астрономии. Априорные рассуждения, в которых мысль двигалась от ста- бильных определений к следствиям, вытесняются в натурфилософии рассуж- дениями апостериорными, когда мысль течет от наблюдаемых явлений к причинам и всегда есть место догадкам, скепсису, опровержениям. Зарождающаяся экспериментальная натурфилософия устанавливает фак- ты. Она видит свою задачу не столько в познании сущности природы, что пытался осуществить Аристотель, сколько в раскрытии ее конкретных пов- торяющихся, причинно обусловленных естественных проявлений. Данные о феноменах аккумулируются опытным путем, и с помощью измерительных приборов. Благодаря техническим изобретениям, с элементами мира начи- нают проводиться целесообразные манипуляции. И то, и другое требует точности, замены качественных понятий количественными. Формируются ясные представления об эпистемологических элементах науки, таких как проблема, предсказание, свидетельство, предположение, теория. Научный закон приобретает статус важнейшей формы научного знания. В плоть и кровь науки входят такие феномены как критика, кон- куренция, авторство, открытие, новизна, изобретение. Ведущие ученые того времени – сторонники точного описания экспериментов, независимого воспроизведение результатов опыта, проверяемости натурфилософского знания. Эти требования в XVIII в. погубили алхимию, которая во времена Ньютона и Бойля еще имела статус «закрытого», эзотерического знания. Бросается в глаза не только универсализм ученых XVI – XVII вв. (мно- гие из них успешно занимались несколькими дисциплинами), но и огромное влияние на них философских идей. Начинается процесс институциона- лизации науки (он становится необратимым в XIX в.) Формируется две относительно автономные научно-философские школы – британская и континентальная. В XVIII – начале XIX вв. в учение Ньютона влита свежая кровь. Эйлер, Лагранж, Лаплас не просто систематизировали и творчески дополнили классическую механику. Они ее «осовременили». Окончательное становле- ние классической оптики, связанное с успехами ее волновой парадигмы, а также формирование термодинамики и электродинамики – не только успеш- но реализованные программы в деле освоение природы. Это подготовка почвы для появления неклассической физики. Труды Герца, Максвелла, Больцмана подтвердили правоту тезиса о единстве мироздания и неисчер- паемости его тайн. Они сигнализировали о кризисных, в позитивном смысле этого слова, явлениях в науке. Ландшафт естествознания в конце XVIII –XIX веков был значительно усложнен за счет формирования новых великих наук – химии и биологии. Революционными идеями обогатили математику Гаус, Лобачевский, Галуа, Гамильтон, Риман, Ли, Гильберт. Значительно расширился горизонт астрономии. На сцену уверенно ворвались социально-гуманитарные науки. XIX столетие можно назвать периодом их самоидентификации. Окончательно утвердилась идея продуктивного синтеза эмпирии и теоретизирования. Религиозно-метафизические концепты вытесняются на периферию интеллектуальной жизни, в том числе, благодаря открытиям в геологии и палеонтологии. Новый импульс дан развитию научной методо- логии. Особую роль в этом сыграли представители немецкой классической философии и их последователи, а также эволюционизм Ч. Дарвина. В XIX век смело можно назвать веком научных законов. Далеко вперед шагнула техническая, инженерная мысль. Огромный функциональный потен- циал науки уже невозможно было поставить под сомнение. Результаты научных открытий входят в каждый дом, они – не только генератор промышленной революции, но и неотъемлемая составляющая социальной жизни. Научная теория утверждается в качестве важнейшего элемента культуры, а сама наука – маркера новейшей истории. ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра философии |