Все темы. Лекция по дисциплине История и философия науки
Скачать 1.24 Mb.
|
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра философии В.В.Волошин ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ВВЕДЕНИЕ Лекция подисциплине«Историяифилософиянауки» Донецк, 2022 СОДЕРЖАНИЕ Объект, предмет, структура, цель изучения и понятийно- категориальный аппарат дисциплины 3 Определение философии. Философия и мировоззрение 9 Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений 11 Функции науки 14 Выводы 16 Объект, предмет, структура, цель изучения и понятийно- категориальный аппарат дисциплиныОбъектом изучаемой дисциплины История и философия науки (ИФН) является наука. ИФН – междисциплинарный массив знаний, имеющий несколько предметных областей. Это: природа, основания, структура, функции, типология науки; онтологические основания науки; логико-методологический арсенал науки; трансформация форм научного познания в потоке исторического времени и эволюция научного знания; проблема роста научного знания; наука как социокультурный феномен; взаимодействие науки с другими формами общественного сознания; нравственное измерение науки; наука в контексте смены мировоззренческих парадигм и типов рацио- нальности. Сведя к минимуму количество знаков, можно сказать, что предметом нашей дисциплины является историко-философское измерение науки. Автором термина «философия науки» является Е. Дюринг (1878 г.) Имеет место множество определений философии науки. Вот некоторые из них. Философия науки исследует закономерности и тенденции научного познания. Философии науки изучает структуру и развитие научного знания. Философия науки постигает природу науки, ее структурные элементы в их взаимосвязи и взаимодействии. Философия науки исследует проблемы возникновения и роста науч- ного знания на разных стадиях общественного развития. Изучая общие зако- номерности развития науки, она рассматривает рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания. Философия науки – область философии, имеющая своим предметом природу и историю научного знания, формы и методы его построения и развития. - «Философия науки занимается преимущественно изучением методов и принципов, на основе которых ученые истолковывают факты, формулируют законы и выдвигают гипотезы, а также исследует процесс развития самой науки. Иначе говоря, философия науки рассматривает внутреннее, логи- ческое функционирование научного механизма» (Мэл Томпсон). История – социально-гуманитарная отрасль знаний, постигающая собы- тийное прошлое человечества в формате хронотопа (пространственно-вре- менного контекста). История науки изучает процесс зарождения и развития научных идей, методов, теорий, институтов, коллективов и сообществ. Цель изучения данной дисциплины состоит в философском осмыслении науки, постижении фактического и мировоззренческого содержания этапов ее генезиса, с дальнейшим использованием полученных знаний и навыков в теоретической и практической профессиональной деятельности. Предпо- лагается решение следующих задач: 1) изучить предметную, структурную, функциональную конфигурацию дисциплины, усвоить ее концептуальный каркас; 2) интерпретируя науку как систему знаний, освоить проблемные сегменты эпистемологии (теории познания) с выходом на онтологические вопросы; 3) в историко-философском ракурсе рассмотреть развитие науки, сформулировав и обнаружив варианты решения проблемы роста научного знания; 4) исследовать архитектонику науки, теоретические и прикладные составляющие ее логико-методологического арсенала; 5) раскрыть антроп- ный и социально-культурный аспект науки, специфику ее отношений с дру- гими формами духовной жизни. Изучаемая дисциплина включает три относительно автономные рубрики (содержательные модули): «Наука в историческом и философском изме- рении» (темы 1-5), «Наука в логико-методологическом измерении (темы 6-8), «Наука в социально-культурном измерении» (темы 9-10). Философия науки, как самостоятельная область знания, начала складываться в середине XIX в. У истоков современной философии науки стояли такие мыслители как Уильям, Уэвелл, Джон Стюарт Милль, Огюст Конт. Можно смело сказать, что без таких мыслителей классической эпохи как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм и, конечно, И. Кант, генезис философии науки был бы весьма проблематичным. История и философии науки тесно связана с естествознанием, прежде всего, физикой, а также математикой, логикой, семантикой и т. д. Естествознание – массив наук о природе, ее структурных элементах в их взаимосвязи и взаимодействии. Структурные элементы природы фиксируются с помощью таких понятий как «система» «сфера», «процесс», «вещь», «объект», «организм» и т. д. Формальная логика – наука, изучающая общезначимые формы, законы, принципы и операции абстрактного мышления. Семантика, в свою очередь, изучает отношение между знаками и тем, что они обозначают, а также сами эти отношения. Междисциплинарность обусловливает многоуровневую структуру поня- тийно-категориального аппарата. Понятие представляет собой тот материал, которым мы оперируем во всякой мыслительной деятельности, в том числе в рассуждениях. Любой универсум рассуждений базируется на системе понятий и категорий. Они репрезентируют различные миры, в том числе, выступая в качестве их семантических маркеров. Понятие является строгой и однозначной формой мышления, т. к. в ней, в отличие от суждения, фиксируется целостность существенных имеющихся признаков, как отдельных предметов (свойств, отношений), так и соответствующих классов. Наличие такого коллективного интеллектуального инструмента как понятие гарантирует стабильность индивидуального мышления и возможность понимания. Поэтому вполне закономерно, что наука начинается с констатации и уточнения понятийно- категориального аппарата. В нашей дисциплине такой аппарат включает общефилософские, частнофилософские, общенаучные и частнонаучные категории, термины и понятия. Структуру ИФН уместно рассматривать, как минимум, в программе трех подходов, в основе которых – определенный критерия, который берется в качестве базиса фиксации отдельных элементов. Такое структурирование напоминает типологию. Первый подход – дисциплинарный. В зависимости от того, какая наука является предметом рефлексии, выделяют философию физики, философию математики, философию биологии (эти три дисциплины оправдано пре- тендуют на статус центральных), философию химии, философию медицины, философию истории, философия психологии и т. д. «Первой среди равных», является философия физики. Эта дисциплина имеет насыщенную историю, богатейшее содержание и эвристические импликации. Кроме того, естествознание супервентно на физике, или, говоря простым языком, «зависимо», производно от нее. Философия физики – эталон философии естествознания. Она сложилась на рубеже XIX – XX вв. Идеи ее основателей – Г. Гельмгольца, Э. Маха, П. Дюгема, А. Пуанкаре – оказали влияние на А. Эйнштейна, Н. Бора, В. Гейзенберга, В. Паули, Э. Шредингера, которые были не только учеными, но и авторами работ по философии физики. В середине прошлого века сложились ее предметно- проблемные области. Это: природа и структура языка физики, строение физической теории (и заложенных в нее симметрий), адекватность гипо- тетико-дедуктивного, структуралистского, операционистского методологи- ческих подходов, понятия пространства и времени, вероятность и причин- ность, сведение естественных наук к физике, проблема математического мо- делирования, интерпретации квантовой механики и теории относительности. Из множества вопросов философии физики, формулируемых М. Бунге, ключевыми являются: «Равнозначна ли относительность системы отсчета зависимости от наблюдателя и, следовательно, субъективности? Действи- тельно ли квантовые события нельзя осмыслить без введения наблюдателя? Существуют ли в физических теориях строго наблюдательные понятия? Какова цель физической теории: систематизация данных, вычисление предсказаний, направление дальнейших исследований и (или) объяснение фактов? Можно ли экспериментировать, не прибегая к помощи теории, и собирать, таким образом, данные, целиком свободные от теории? В чем состоит физическое значение символа?»1. Ответы на эти и другие вопросы давали, как философы (Р. Карнап, Г. Рейхенбах, К. Гемпель, Э. Нагель, 1 Бунге М. Философия физики. М., 1975. С. 31–32. А. Грюнбаум, Ф. Франк), так и профессиональные физики – П. Бриджмен, Л. Д. Ландау, Д. Бом, М. Борн, Р. Фейнман. Современная проблематика связана с реализацией деятельностного подхода к познанию, анализом конкретных познавательных ситуаций, складывающихся в физике, установ- лением связи физики и техники, обсуждением культуры эксперимен- тирования. Большое внимание уделяется философской рефлексии над Стандартной моделью физики элементарных частиц2. Существуют отрасли знаний, которые имеют право оспаривать уникальность и «лидерство» физики. Одна из таких отраслей – математика. И. А. Карпенко пишет: «Современные физические теории имеют полностью адекватное представление только в математическом виде. Это значит, что невозможно предельно корректно говорить о квантовой физике на естествен- ном языке, а не на языке математики, потому что в первом не существует эквивалентных понятий для выражения тех математических абстракций, которые необходимы для точного описания физических явлений. Это приводит и к более серьезной проблеме: как в таком случае возможна философия современной физики (и шире – естественных наук)? Возможна ли она вообще? Быть может, философия должна быть математической (т. е. оперировать языком математики)? Но будет ли это философия?»3. Трудно сказать. Математика и философия отличаются от экспериментального ес- тествознания, их роднит наличие концептуальных истин и «эзотеричность». Но, если математика отличается точностью, то философия – критичностью и плюрализмом. Если естествознание прогрессирует, то философия – изме- няется. Философские утверждения, в отличие от научных, опытно непро- веряемые и неразрешимые (их истинность или ложность не может быть установлена эмпирически и/или математически). Философия математики изучает сущность математических объектов и способы доказательств, решает фундаментальную проблему обоснования математики. Абстрактный характер этих объектов, сила и принудительность математической аргументации, привлекли внимание еще античных мыслителей. Влияние на философию математики одного из них – Платона – огромно. Именно он обосновал идею о том, что идеальные сущности не просто реальны, но обладают высшим онтологическим статусом. «Согласно платонистам, которые не образуют самостоятельного направления и могут принадлежать к разным школам, математика имеет дело с объектами особого рода, реальность существования которых совершенно не зависит от при- родной действительности или по крайней мере не ниже уровня реальности 2 Значительный вклад в философию и историю физики рубежа XX – XXI вв. внесли отечественные (И. С. Алексеев, В. П. Визгин, А. А. Печенкин, В. С. Степин, Н. Ф. Овчин- ников и др.) и зарубежные мыслители (С. Вайнберг, Ф. Вильчек, П. Галисон, Ли Смолин, Л. Стюарт, Р. Пенроуз, Я. Хакинг и др.). 3 Карпенко И. А. Проблема связи квантовой механики и реальности: в поисках реше- ния // Эпистемология и философия науки. 2014. № 2. С. С. 111–112. природных объектов»4. Философия математики является ровесницей философии физики. Возникновение этой дисциплины связывают с парадок- сами в теории бесконечных множеств Г. Кантора, кризисом математической методологии, актуализацией дихотомии априоризма и апостериоризма математического знания. Еще Г. Галилей, утверждал, что «книга природы» написана на языке математики. Пользуясь современной терминологией, математика – метаязык для физической реальности. Но, с помощью чего описывается сама математическая реальности и как она существует? В ХХ в. сформировалось четыре программы обоснования математики: 1) логицизм (основания – в логике, математика есть создание логически очевидных конструкций); 2) формализм (основания – в представлении математики в виде исчисления, она есть создание формально непроти- воречивых конструкций), 3) интуиционизм (основания – в априорной интуиции времени, математика не нуждается в каких-либо внешних гарантиях и есть создание интуитивно очевидных конструкций), 4) конструк- тивизм (основания – в точном предписании – алгоритме, математика – есть создание потенциально доказуемых конструкций), Первую программу представляют Г. Фреге, Б. Рассел, А. Н. Уайтхед. Вторую – Д. Гильберт, В. Аккерман, Дж. фон Нейман. Третью – Л. Э. Я. Брауэр, Г. Вейль, А. Гей- тинг. Четвертую – А. Пуанкаре, А. А. Марков, Э. Бишоп. Большое влияние на развитие философии математики оказал К. Гедель со своей знаменитой теоремой о неполноте. Следует выделить группу французских математиков, писавших под общим псевдонимом Н. Бурбаки. Они внесли значительный вклад в изучение истории математики и ее связи с философией. Бурбаки обосновано указывают на существенную проблему, предопределившую элитарность описываемой дисциплины: «Математики, обладающие основательной философской культурой, встречаются так же редко, как и философы, имеющие обширные познания в математике»5. Значительный вклад в историю математики внес профессор Донецкого государственного университета А. И. Бородин. Уникальным является его собрание биографических данных о математиках всех эпох и регионов (соавтор – А. С. Бугай)6. Философия биологии 1) анализирует и объясняет процессы формиро- вания наук о живом; 2) исследует специфику и структуру знаний об орга- нической природе и пути его формирования; 3) определяет место биологии среди других наук. Базис биофилософии составляют труды классиков – К. Линнея, Ж. Кювье, Ж. Б. Ламарка, Э. Жоффруа Сент-Илера, К. Бэра, Ч. Дарвина. Биология дает богатый эмпирический материал для адекватного решения философских проблем устойчивости и развития, холизма и элемен- 4 Светлов В. А. Философия математики. Основные программы обоснования матема- тики ХХ столетия. М., 2006. С.6. 5 Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М., 1963. С. 21. 6 Бородин А. И., Бугай А. С. Биографический словарь деятелей в области математики. Киев, 1979. таризма, постоянства и скачков. Уже у Линнея и Ламарка присутствуют идеи эволюционизма, хотя вплоть до середины ХIХ в. креационизм, трансформизм (идея превращения одних видов в другие) и теория катастроф были сильны в биологии. Ч. Дарвину удалось раскрыть движущий фактор и причины эво- люции, доказать, что естественный отбор меняет жизнь и формирует новые виды. «Везде, где имеются три основных условия, сформулированных Дарвиным, – размножение, изменчивость и репродуктивные преимущества через конкуренцию, – можно почувствовать действие естественного отбо- ра»7. Развенчание ламаркизма, как учения о наследовании признаков, было продолжено Ф. Вайсманом – основателем неодарвинизма. В середине прош- лого века осуществлен синтез классического дарвинизма и генетики. Это способствовало победе популяционного стиля мышления, положило начало синтетической теории эволюции. Развитие во второй половине ХХ в. молекулярной и физико-химической биологии привело к созданию новой парадигмы – биоинженерной. На новый уровень вышла конкуренция между подходами к исследованию живого – эволюционного, функционального, организационного. Появились оригинальные трактовки эволюции. Например, Р. Доккинз трактует эволюцию как «внешнее и видимое проявление дифференциального выживания альтернативных репликаторов». «Эгоистич- ные» гены как раз и являются репликаторами (лат. replicatio – возобновле- ние), с которых делаются «копии». Организмы же являются лишь «транспортными средства» для генов. «Отбор репликаторов – это процесс выживания одних репликаторов за счет других. Отбор транспортных средств – это процесс, в котором одни транспортные средства обеспечивают выживание своих репликаторов успешнее, чем другие»8. За последние сто лет были созданы и другие оригинальные концепции в области био- философии (В. И. Вернадский, К. Лоренц, Л. фон Берталанфи, Р. Левонтин, У. Матурана, Ф. Варела, М. Рьюз). Возвращаемся к структуре ИФН. Основания для второго подхода – предметно-проблемного – обнаруживаются в очерченных выше рубриках масштабной темы «наука в историко-философском измерении». Осталось только дать наименования дисциплинам. Это: эпистемология, онтологиянауки, история науки, логика и методологиянауки, социология науки,этиканауки. Этот список может быть, как сокращен, так и расширен. Содержание, цели, задачи, концептуальные каркасы этих дисциплин будут подробно рассмотрены ниже. Наконец, третий подход связан со спецификой постижения философских проблем науки в рамках того или иного течения или направления. Есть неокантианская философия науки, позитивизм, постпозитивизм, исто- рическаяэпистемология,марксистскаяфилософиянауки,инструмен- 7 Циммер К. Эволюция: Триумф идеи. М., 2018. С. 162. 8 Доккинз Р. Расширенный фенотип: длинная рука гена. М., 2017. С. 149. тализм,операционализм,ит. д.Относительно самостоятельные школы можно обнаружить и внутри этих направлений. Наш краткий обзор междисциплинарных связей и структуры ИФН будет неполным, если не сказать о философиитехники– почти ровеснице философии науки. Термин «философия техники» ввел в оборот Эрнст Капп. Существенную роль в формировании этой дисциплины сыграли Ф. Бон, Э. Гартинг, Ф. Дессауэр, Х. Фрайер, Ф. Энгельмайер, А. Эспинас. Фило- софскому осмыслению феномена техники – преимущественно критическому – посвящены работы мыслителей, не представляющих сциентистский лагерь. Это Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, Ж. Эллюль, К. Ясперс. Влиятельные представители современной философии техники – В. Г. Горохов, Х. Ленк, Р. Маккей, К. Митчем, Х. Позер, В. М. Розин. В фокусе внимания данной дисциплины два объекта – техника и технологии. Основные задачи: определение феномена артефакта; уяснение сущности техники; природа и функции технического знания; роль техники и тех- нологий в жизни современной цивилизации, перспективы их развития и изменения. «Философия техники позволяет развернуть все основные пробле- мы современной философии в систематическом аспекте – от онтологии и антропологии (онтологический статус технических артефактов; положение человека в мире), гносеологии (статус ноу-хау внутри знания) и эписте- мологии (предмет и методы технических (инженерных) наук) до философии культуры (проектирование в системе культуры, теория культурных типов) и этики и аксиологии (проблема «технического зла», социальная оценка техники)»9. Стремительное развитие техники и технологий в последние десятилетия позволяет утверждать: рефлексия над ними вышла за рамки философии, требует расширения дисциплинарного пространства. И помощь в этом деле призваны оказать молодые ученые, специалисты из различных областей знания. Но для этого им необходимо освоить смысловое пространство фило- софии, те когнитивные схемы, которые были созданы в течение недолгой, но очень насыщенной истории философии науки. Теперь, от конкретики част- ных наук необходимо подняться до уровня понимания науки как сложной и многофункциональной сущности, законно претендующей на статус одной из универсалий культуры. |