Главная страница

Все темы. Лекция по дисциплине История и философия науки


Скачать 1.24 Mb.
НазваниеЛекция по дисциплине История и философия науки
Дата27.01.2023
Размер1.24 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВсе темы.docx
ТипЛекция
#908092
страница4 из 50
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Функции науки



С помощью понятия «функции науки» фиксируются ее внешние про- явления, роли которые она играет в жизни человека и общества, направления, способы, формы реализации общекультурного потенциала науки. Раскрывая функции науки (по большому счету, все они являются социальными), мы отвечаем на вопросы: где наука применяется, в чем ее польза, имеет ли она ценность? Функциональное поле науки очень широкое и достаточно хорошо исследованное. На этом поле есть несколько регионов, или смысловых миров. Занимаемая ими территория исторически изменчива, границы условны.

Прежде всего, наука производит значительный объем осмысленной информации, активно участвуя еще с эпохи Античности в созидании, того, что К. Поппер называл «третьим» миром» объективного знания, репрезен- тируемого научными концептами, гипотезами, теориями. Этот обширный регион назовем эпистемологическим. Здесь создаются идеальные объекты, наука реализует себя в производстве инновационных знаковых систем, приращении теоретического знания с помощью дескрипций и объяснений, формулировке предсказаний. Эти процессы связаны с созданием моделей реальности и конструированием ее альтернатив – возможных миров. Бла- годаря науке со второй половины прошлого века радикально изменяются

информационно-коммуникационный пейзаж и когнитивный климат, появ- ляются новые типы знания, методы его получения, адаптации, трансляции.

Второй регион – культурно-мировоззренческий. Наука это не только достоверное знание, но и стиль мышления, форма бытия человека. Начиная с классической эпохи, наука (наряду с религией, философией, искусством) формирует мировоззрение человека, картину мира социума, участвует в создании ценностей – специфического типа идеальных объектов, наличие которых – гарантия выживания человечества. Порождая новые смыслы и идеалы, наука, посредством сциентистского образа мироздания, расширяет и трансформирует культурное пространство. Культура, в узком смысле, это набор возобновляемых идей, благодаря которым люди видят мир примерно одинаково и ведут себя похожим образом. Наука, отмечает Э. Агацци, есть мощный межкультурный дискурс, доступный для понимания и проверки людьми, принадлежащими к разным культурам. «Это возможно потому, что фундаментальной характеристикой науки является интерсубъективность, существующая не только между отдельными учеными, но и между сверхиндивидуальными сущими, какими являются общества и культуры»10 Наука модератор ясного, строгого, когерентного мышления. Она предохраняет от иллюзий, релятивизма, эклектики, способствует рациональнойсаморепликации идей, включая и поддерживая механизмы критического и аналитического мышления. С XIX века на языке науки пи- шутся программы жизнедеятельности общества, разрабатываются алгоритмы преодоления кризисных явлений. Наукоемкие производства и технологии меняют уклад жизни, параметры, способы существования человека, формы восприятия мира и его атрибутов на уровне обыденного сознания (экзистенциальная функция). Одновременно наука испытывает влияние других структур духовной культуры, например, религии. Благодаря науке изменяются представления о месте и роли человека во Вселенной. Познавая ее величие, простоту и сложность, мы избавляемся от гордыни и солипсизма.

«Величайший дар, который может дать нам наука, это позволить преодолеть потребность всегда быть центром существования»11.

На границе первых двух регионов наука активно участвует в образо- вании и воспитании, выполняя и другие социальные функции. Среди них, И. Т. Касавин называет три основные: генерирование природной и со- циальной картин мира; экспертиза техносоциальных проектов; эпистеми- ческое обеспечение технологического развития. «Баланс этих функций почти недостижимое искусство научной политики. Пренебрежение одной из них в пользу другой превращает науку в глобальную и неразрешимую



10 Агацци Э. Научная объективность и ее контексты. М., 2017. С. 597.

11 Краусс Л. Почему мы существуем? М., 2019. С. 412.

социальную проблему со всей совокупностью непредсказуемых и драмати- ческих последствий»12.

Третий функциональный регион назовем инструментально-эконо-мическим. Опираясь на науку, человек приспосабливается к миру (с целью элементарного выживания) и преобразовывает его. Наука порождает не только идеальные сущности, но и материальные блага. С их помощью мы удовлетворяем свои биологические потребности. С конца эпохи модерна она играет роль ведущей производительной силы, активно трансформирует ландшафт общественного бытия. Наука меняет не только архитектуру эко- номики, но и наделяет ее динамикой, увеличивает результативность. Инно- вационная техника и передовые технологии гаранты экономического прогресса. Комфортными стали условия бытия человека; благодаря науке одержана победа над многими опасными заболеваниями, улучшилось ка- чество жизни, увеличилась ее продолжительность.

Нельзя не заметить, что материальная польза от науки-инструмента затмила культурную ценность науки, генерирующей смыслы и идеалы, нивелировала значимость ее гуманитарной миссии. Это проявляется в ума- лении авторитета естествознания, идеологической нагруженности науки, передаче инициатив в решении научных проблем политикам и «гретам тунберг», дискредитации критического и аналитического стиля мышления с помощью СМИ и социальных сетей. Философия и другие социально- гуманитарные дисциплины изгоняются из образовательного процесса по причине их, якобы, низкого прикладного значения. «Высока вероятность того, что инструментальное использование науки и далее будет вытеснять на периферию ее мировоззренческую функцию – способность быть источником рациональности для общества и личности. И здесь многое зависит от способности философии науки противодействовать этому, оставаясь школой философского и теоретического мышления. Задача, которую она могла бы решать, это обоснование единства рациональности и гуманитарных ценностей»13.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


написать администратору сайта