Все темы. Лекция по дисциплине История и философия науки
Скачать 1.24 Mb.
|
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.Английское слова «science» (наука) происходит от латинского слов «scientia» (знание). В философии науки имеет место точка зрения, согласно которой, в современном значении слово наука было впервые использовано британским теологом и естествоиспытателем У. Хьюэллом (Уэвеллом) в 40-е годы 19 века. Он же ввел в оборот слово «scientist» («ученый»). Иногда пальму первенства в деле «изобретения» слова наука (разумеется, в современном смысле) отдают О. Конту. До 30-40-х годов 19 века, слово «наука» нередко использовалось как синоним слова «учение» (или «знание»). До середины 19 века для именования той отрасли знаний и формы общественного сознания, которую и до сегодняшнего дня именуют «наукой» («science») использовался термин «натурфилософия». Современная наука начала складываться в XVII-XVIII веках. С XVII в. возникают национальные научные организации («Академия опыта» во Флоренции (1657), Английское королевское общество (1660), Парижская Академия наук (1666), Берлинская Академия (1672), Российская Академия наук и художеств (1725) в Петербурге и др.). С середины XIX века наука становится самостоятельной сферой общественной жизни. К этому времени возникают научные лаборатории при университетах, на предприятиях, создаются государственные и частные научные центры. Наука становится социальным институтом, появляется потребность в осмыслении ее истории, закономерностей, форм организации, развитии методологии научных исследований, т.е. появляется философия науки. Основные отличительные признаки науки в ее современной интер- претации: 1) установка на исследование законов преобразования объек- тов и реализующая эту установку предметность и объективность научного знания; 2) выход науки за рамки предметных структур произ- водства и обыденного опыта и изучение ею объектов относительно неза- висимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения. Наука имеет несколько аспектов – институциональный, органи- зационный, эпистемологический, психологический, экономический, этический и т. д. Что же такое наука? Варианты ответов различны уже на уровне поиска родового понятия: Наука – абстрактно-логическая система знаний и законов мира. Наука – результат познавательной деятельности. «Наука» – собирательное понятие для всего комплекса наук. Наука – деятельность по производству знаний. Наука – «локомотив» прогресса. Наука – массив специализированного знания. Наука – форма социальной памяти. Наука – форма общественного сознания. Наука – форма индивидуальной памяти. Наука – система законов мира, Наука – теоретическое моделирование действительности и возможных миров. Наука – особая сфера культуры. Теперь определения конкретных мыслителей. «Наука – это поэтическое вопрошание природы; поэт выступает одно- временно и как созидатель, активно вмешивающийся в природу и исследующий ее» (И. Пригожин). «Наука – созданное нами концептуальное средство, служащее для связи одного сенсорного возбуждения с другим» (У. Куайн). «Наука является знанием, она ищет общие законы, связывающие большое количество частных фактов» (Б. Рассел). «Наука – это исследование истины в том смысле, что она формулирует и обосновывает истинные суждения относительно мира, природы или природного бытия» (М. Вартофский). «Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, упорядоченных и обоснованных знаний о мире» (В. С. Степин). «Науки – это когнитивные инициативы по моделированию отдельных характеристик мира (и нас самих). Такие системы локальны и частичны. Они идеализированы множеством способов и последние могут выступать принци- пиальными барьерами на пути их целостной интеграции в некую единую аксиоматическую систему» (С. Хорст). Деятельностное бытие науки внешне выражается в становлении соответствующих ей научных отношений и научных институтов. Так складывается научная сфера общества, которая включает: Научные потребности. Научные способности. Научную деятельность. Научные отношения. Научные институты. В историческом становлении любой науки прослеживаются следующие направления ее самоопределения: Предметология – определение и обоснование своего предмета. Терминология – разработка своего категориального аппарата. Методология – определение специфических методов исследования. Логика научного исследования, т. е. следование его законам, прин- ципам, операциям абстрактного мышления. Номология – выявление законов своей предметной области. Праксиология – определение своей практической значимости. Можно выделить три уровня научного познания. На эмпирическом уровне совершается процесс получения знания в результате взаимодействия человека (субъекта) с природной или социальной средой (объектом) посредством органов чувств. Исследователь получает конкретную информацию о единичных явлениях. На этом уровне познания применимы наблюдение, эксперимент и измерение. Теоретический уровень включает систематизированное выражение сущности изучаемого явления в форме понятия, суждения и умозаключения. Философский уровень дает возможность установить место предмета науки в системе мира как целого и связать его с мировоззрением. Непростым является вопрос о критерии классификации наук. Это не удивительно. В настоящее время насчитывается около 900 сложившихся наук. Еще 700 претендуют на подобный статус. Тем не менее, по предмету науку (науки) классифицируют на естественно-математические, социально- гуманитарные и технические. По целевому назначению – на фунда- ментальные и прикладные. По методу – на теоретические и эмпирические. По институтам – на академическую, отраслевую, вузовскую и общественную науку. Выше речь шла о мировоззрении. Нередко в качестве синонима слова «мировоззрение» используют понятие «картина мира». Поскольку существуют различные уровни систематизации знания в научной картине мира, выделяют три основных ее типа. Соответственно можно указать на три основных значения, в которых применяется понятие «научная картина мира» при характеристике процессов структуры и динамики науки. Во- первых, оно обозначает особый горизонт систематизации знаний, полученных в различных науках. В этом значении говорят об общей науч- ной картине мира, которая выступает как целостный образ мира, включающий представления и о природе, и об обществе. Во-вторых, термин «научная картина мира» применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза достиже- ний естественнонаучных дисциплин. Аналогичным образом это понятие может обозначать совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках. В-третьих, им обозначается горизонт систе- матизации знаний в отдельной науке, фиксируя целостное видение предмета данной науки, которое складывается на определенном этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому. |