Главная страница

Все темы. Лекция по дисциплине История и философия науки


Скачать 1.24 Mb.
НазваниеЛекция по дисциплине История и философия науки
Дата27.01.2023
Размер1.24 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВсе темы.docx
ТипЛекция
#908092
страница20 из 50
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   50

Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)



Термин «Возрождение», видимо, ввел в оборот итальянский историк и искусствовед Дж. Вазари в середине XVI в. Для именования периода в истории западной цивилизации, продолжавшегося около двух столетий, кон- цепт «эпоха Возрождения» используется с XIX века. Он превратился в мета- фору культурного расцвета и гуманизма. Хорошо известны черты Ренессанса

– возвращение к ценностям и смыслам античности, антропоцентризм, эсте- тизм, натурализм. В XV– XVI вв. Европа, как утверждают историки, совер- шает переход от феодализма к капитализму, от Средневековья к Новому времени. Меняется способ производства, разрушается традиционное иерар- хичное общество, появляется буржуазия, складываются абсолютные монар- хии, трансформируются образ жизни и картина мира. Событийными марке- рами Ренессанса являются открытие Мыса Доброй Надежды (1488), Америки (1492), изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом (середина XIV в.), начало Реформации (1517), первое кругосветное путешествие (1521). В 1453 г. пал Константинополь, и на латинский Запад хлынул поток гречес- ких ученых и рукописей.

У истоков Ренессанса стояли мастера слова – итальянские поэты, про- заики, полемисты XIV – XV вв. Свой вклад внесли философы (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола), религиозные и поли- тические деятели. Многих из них относят к числу так называемых «ренес- сансных гуманистов». Основой градации Возрождения на Раннее, Высокое, Позднее, Северное служат, прежде всего, стилевые отличия в архитектуре, живописи, скульптуре.

Формирование нового мира происходило территориально неравномерно и не одновременно, медленно и незаметно для людей, живших в то время. Революционные преобразования затронули лишь столицы, экономически значимые и университетские города, исторические культурные центры (прежде всего, в Италии). Носителей оригинальных идей, легших в основу ренессансной мировоззренческой парадигмы, было совсем немного, их влия- ние на общество – минимально. Ученых, в современном понимании, среди интеллектуалов XIV – первой половины XVI вв. практически не было.

До середины XVI в. наука еще «спала». Уже была открыта перспектива в живописи, основанная на математических закономерностях. В Европу пришли из Персии десятичные дроби, И. Мюллер (Региомонтан) развил тригонометрию, превратив ее в самостоятельную науку; опубликовал «Эфе- мериды» (таблицы координат Солнца, Луны, планет и звезд). Лука Пачоли написал трактаты по арифметике, геометрии и бухгалтерии, К. Рудольф издал учебник алгебры (1525). Леонардо да Винчи предложил идею парашю- та и вертолета, П. Хенляйн изобрел карманные часы (1510), Н. Тарталья нашел решение кубического уравнения. Молодая натурфилософия, впитала в себя пантеизм и мистицизм, аристотелизм и неоплатонизм, астрологию и алхимию. Проснулся интерес к гуманитарному образованию (история, фило-

логия, искусствоведение, педагогика). Свои гениальные труды написали Л. Валла, Н. Макиавелли, Эразм Роттердамский. Естествоиспытатель и сто- ронник практического знания Парацельс удивлял Европу своими познаниями в медицине и фармакологии. Но это все эпизоды. Старая картина мира продолжала господствовать. Отсчет современной науки начинают позже, когда происходят более важные события.

Историки часто оперируют оценочными суждениями. Приписывание тому или иному событию предикатов «значимый», «важный», «значитель- ный», «исходный» – результат селекции, гласных и негласных соглашений. Одна из таких конвенций гласит: дата «рождения» классической науки 1543 г., когда вышло две книги – «Об обращении небесных сфер» Николая Коперника и «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия. Первый поставил под сомнение авторитет Птолемея (а, следовательно, и Аристотеля), второй заставил критически посмотреть на наследие Галена. Первый был польским математиком, оптиком и астрономом, второй – фламандским ана- томом и врачом.

На первый взгляд, Коперник лишь продемонстрировал частичную эмпи- рическую несостоятельность геоцентризма и указал на ошибки допущенные Птолемеем в расчетах. В дальнейшем, как сторонники, так и противники Ко- перника, пытались представить его учение просто как новую математи- ческую модель Вселенной, гипотезу, дающую верные предсказания. Научно- философский смысл системы польского ученого был намного глубже: Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Следовательно, наша планета, и ее обитатели, включая человека, лишаются особого статуса, зафиксирован- ного в Библии. Под большим вопросом оказывается и дуализм «подлунного» и «надлунного». Напрашивался еще один вывод, который пришелся бы по вкусу Платону: истинный механизм явлений лежит глубже видимых прояв- лений действительности. Наши органы чувств – а это они нам говорят о неподвижности Земли и вращении небесных тел вокруг нее не дают достоверного представления о мире. Коперник предвосхитил И. Кеплера, предположив, что чем больше орбита планеты, тем медленнее она обра- щается вокруг Солнца. Учение польского астронома получило наименование

«гелиоцентризм». Как отмечал Кеплер, это учение было скорее гелиоста- тичным. Неподвижное Солнце у Коперника смещено относительно центра, образуемого орбитой Земли, а фиксированной точкой, по которой коорди- нировалось движения планет, было не Солнце, а воображаемая точка.

Нельзя не учитывать, то, что учение Коперника почти сто лет было известно лишь ограниченному числу специалистов (самые известные из его популяризаторов и последователей Т. Диггес, Дж. Бенедетти, Дж. Бруно, Д. Гильберт, И. Кеплер, Г. Галилей). Гелиоцентризм был принят в качестве адекватной теории только в середине XVII в. Имели место и попытки при- мерить Коперника и Птолемея. Величайший датский астроном второй половины XVI в. Тихо Браге продолжал считать Землю центром мира, вокруг которого движется Солнце; но планеты у него вращались вокруг Солнца.

Везалий прекрасно воспользовался достижениями в книгопечатании и открытиями в изобразительном искусстве. Его работа изобилует прекрас- ными иллюстрациями. Человек представлен таким, каким он есть на самом деле, с дефектами и недостатками (такой подход затем нашел применение в ботанике и зоологи). «О строении…» дало мощный толчок развитию анато- мии. Этот труд свидетельствует: наглядность важнее текстов Галена, налич- ное знание содержит ошибки, оно фальсифицируемо, а значит познание – это процесс. Своего великого предшественника в области медицины Везалий смело критиковал, например, он отверг идею о печени как центре крове- носной системы. Важно то, что открытыми для опровержения являлись и выводы самого Везалия.

Именно после публикации анатомии Везалия и космологии Коперника, отмечает Д. Вуттон, постепенно появляется набор ценностей, связанных с по- знавательной деятельностью, которую именуют наукой. Это оригинальность, приоритет, публикация, способность выдерживать критику. Сформировался новый тип интеллектуальной культуры инновационный, конкурентный, агрессивный, одержимый точностью. «Нет никаких априорныхоснований считать это правильным способом интеллектуальной деятельности. Просто он практичен и эффективен, если ваша цель – получение новых знаний»1.

У 1543 г. есть «конкурент». Ряд историков считают переломным 1572 г., когда Т. Браге обнаружил на ночном небе ярчайший объект в созвездии Кас- сиопеи. Это была вспышка сверхновой – достаточно редкое явление, когда звезда резко увеличивает свою яркость. Но аристотелевская космология кон- статировала: небеса неизменны. В Дании, где тогда работал Тихо, победила Реформация, и протестанты не верили в чудеса. Сама чувственно воспри- нимаемая природа подталкивала человека к пересмотру старых концепций. Коперника читали единицы, сверхновую звезду мог наблюдать каждый. Браге известен тем, что оборудовал обсерваторию Ураниборг и в течение многих лет проводил высокоточные астрономические наблюдения. Их ре- зультатами впоследствии воспользовался И. Кеплер.

Вторая половина XVI в. богата на события. Под редакцией Ф. Комман- дино выходят малоизвестные в Европе трактаты Архимеда «О равновесии плоских фигур» и «О плавающих телах». Публикуются работы Плиния Стар- шего, который в отличие о теоретика Аристотеля, предлагал практическую версию философии природы. М. Штифель подошел к идее логарифмов (они были изобретены в начале XVII в.). Г. Ретик написал биографию Коперника и систематизировал знания по тригонометрии. Л. Феррари решил уравнение четвертой степени. Дж. Кардано опубликовал фундаментальный труд по математике «Великое искусство» и сформулировал правило построения часо- вых механизмов. Дж. Бенедетти применил алгебраические методы к реше- нию задач по геометрии. К. Геснер издал «Историю животных» (1551). Р. Бомбелли описал простейшие действия с мнимыми числами.




1 Вуттон Д. Изобретение науки С. 102.

Г. Убальди публикует «Книгу о механике» (1577), содержащую учение о статике. Г. Меркатор разрабатывает, используемую до сих пор, картографи- ческую проекцию (1569), вычисляет координаты магнитного полюса Земли. У. Гильберт издает трактат, посвященный магнетизму и электричеству, вы- двигает гипотезу о Земле – гигантском магните (1600). Дж. Бруно возрождает атомизм Демокрита. Позже его дело продолжат П. Гассенди, Х. Гюйгенс, Р. Бойль, Р. Гук в учении о корпускулах как первокирпичиках материи.

В конце XVI в. Х. Клавиус разрабатывает методику сложения и вычи- тания дробей, С. Стевин закладывает основы современной статики и гидро- статики, усовершенствует десятичную систему, Ф. Виет радикально преобра- зовывает алгебру, модифицирует методы в геометрии, вводит символические обозначения для коэффициентов уравнений, вычисляет точное выражение для π в виде бесконечного произведения.

С 90-х гг. XVI в. Г. Галилей строит фундамент динамики, как раздела механики, начинает процесс математизации «подлунного» мира, вводит в теорию идеализированные объекты (например, «идеально гладкая поверх- ность»). Его интересует количественная, измеряемая сторона движения материальных объектов. Он считает, что знание обнаруживается не только в книгах, но в самих вещах, выступает сторонником эксперимента, в том чис- ле, мысленного. Галилей доказывает, что ни одно учение в физике не есть догма. Оно – результат наблюдений и математически просчитанных доводов. Такой подход, «дедушкой» которого был Архимед, впоследствии разделяли Д. Гильберт и И. Ньютон, Р. Декарт и Б. Паскаль. Исследования Галилеем свободного падения тел, падения по наклонной плоскости, движение тел, брошенных под углом к горизонту, демонстрировали несостоятельность аристотелевской физики. Закон падения тел был открыт им в 1604 г. (доказан опытным путем после изобретения воздушного насоса), обоснование прин- ципа относительности закончено в 1636 г. В последние годы жизни Галилей закожил основы учения о сопротивлении материалов.

Однако не стоит утверждать: физика Аристотеля «плохая», а Галилея

«хорошая», ведь их разделяет 2000 лет. С точки зрения П. Фейерабенда, ди- намика Аристотеля апеллировала к здравому смыслу, была общей теорией изменения, охватывающей перемещение, качественные трансформации, за- рождение и разложение. Галилей произвольно изменил «сенсорное ядро повседневного опыта» введя в него спекулятивные элементы. Дабы доказать правоту Коперника он, опираясь на «иллюстративную метафизику», обосно- вывал «фальшивые» природные связи, свел динамику исключительно к пере- мещениям, другие виды движения им игнорировались1.

В XVI в. публикуются труды по баллистике, фортификационному и гор- ному делу, металлургии. Теоретическая натурфилософия начинает контакти-



1 Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания. М., 2007.

С. 161–162.

ровать с ремесленно-технической мыслью. Например, в Венеции открывается артиллерийская школа (1505). Появляется вид деятельности, именуемой в настоящее время инженерной. Синонимом «инженерного дела» является

«техника». Понятие «техника» также имеет своим референтом совокупность механизмов, устройств, измерительных приборов. Механические часы, дом- крат и примитивный кран были известны еще в средние века. Рождение клас- сической науки сопровождалось важными изобретениями. Это: карандаш (К. Геснер, 1565), микроскоп (вероятно, З. Янсен, ок. 1590), термометр (Г. Га- лилей, 1593), телескоп (Х. Липперсгей, 1608), логарифмическая линейка (Дж. Непер, 1617), арифметическая машина (Б. Паскаль, 1642), барометр (Э. Торричелли, 1643), вакуумный насос (О. фон Герике, 1650), маятниковые часы (Х. Гюйгенс, 1657), арифмометр (Г. Лейбниц, 1673), паровой двигатель (Д. Папен, 1690). Важнейшие технико-эпистемологические ноу-хау усложня- лись на протяжении всего XVII в., микроскоп А. Левенгуком, телескоп Г. Галилеем и И. Ньютоном, вакуумный насос Р. Бойлем. Изобретение те- лескопа дало толчок развитию астрономии, микроскопа анатомии, бота- ники, зоологии; барометра, гигрометра, флюгера, дождемера – метеорологии. Первая половина XVII в. ознаменовалась прорывом в математике и астрономии. Галилей усовершенствовал телескоп (как писал А. Койре, Лип- персгей соорудил вещь, а Галилей сделал из нее инструмент) и с его помо- щью обнаружил у Юпитера четыре «луны» и открыл фазы Венеры (1610), чем еще раз опроверг тезис об уникальности Земли, имеющий спутник, и подтвердил правоту Коперника. В «Диалоге о двух главнейших системах мира птолемеевой и коперниковой» (1632) Галилей выступает в качестве прекрасного теоретика и приводит неопровержимые доводы в пользу гелио- центризма. Млечный Путь определен им как скопление звезд, зафиксированы пятна на Солнце, изменяющие свое положение. Это свидетельствовало о вращении Солнца вокруг своей оси еще один удар по неизменности

«надлунного» мира. Гелиоцентризм подрывал физику Аристотеля: если Земля не находится в центре мира, то падение тел нельзя объяснять их стремлением достичь конечной цели «центра мира».

В 1609 – 1619 гг. И. Кеплер формулирует три эмпирических закона движения планет, дискредитирующих старую физику и космологию. Первый закон констатирует, что планеты обращаются вокруг Солнца не по «идеаль- ным» круговым орбитам (Кеплер заменил сферы орбитами), а по эллипти- ческим. Это был смелый отказ от эстетически-мистического уклона, которым страдала астрономия со времен Пифагора. Кеплер, рассуждая о небесных те- лах, различал математическую модель и действительное движения планет, стремился заменить абстрактную геометрию фактуальной физикой. В тоже время, как и Галилей, он не сомневался в математическом устройстве Уни- версума. Второй закон фиксирует изменение скорости движения, в зависи- мости от расстояния между планетой и Солнцем. В третьем законе говорится: чем дальше планета от Солнца, тем ее движение по орбите занимает больше времени. Впоследствии эти законы были использованы для обоснования

закона всемирного тяготения. Ньютон указал на необходимость учитывать массы небесных тел и доказал, что законы Кеплера – универсальны, они при- менимы к любой системе планет. Ньютон, опираясь на своих предшествен- ников, объединил небесную механику, земную механику и математику в согласованную теорию, которая стала серьезным аргументом в пользу тезиса о единстве мира и его познаваемости.

Коперником, Браге, Галилеем, Кеплером астрономия XVI – XVII вв. не исчерпывается. Заметный вклад в развитие этой науки внесли Я. Гевелий (составил первую подробную карту Луны), Х. Гюйгенс (открыл Титан и кольца Сатурна), Дж. Кассини (специалист по Юпитеру и Сатурну; доказал их осевое вращение), О. Ремер (первым измерил скорость света), Э. Галлей (знаток звезд Южного полушария). В 70-е гг. XVII в. построены и оснащены точными приборами обсерватории в Париже и Гринвиче.

В первой половине XVII в. П. Ферма плодотворно занимается теорией чисел, П. Гульдин комбинаторикой, Ж. Дезарг начертательной и про- ективной геометрией. Ф. Б. Кавальери, Ж. Роберваль, Э. Торричелли работа- ют над методом неделимых одним из источников анализа бесконечно малых. Р. Декарт разрабатывает теорию алгебраических уравнений, вносит основополагающий вклад в создание аналитической геометрии. Б. Паскаль успешно занимается теорией вероятности и проективной геометрией, откры- вает метод полной математической индукции.

Развиваются науки о «подлунном мире» – механика, оптика, гидравлика, гидростатика, баллистика. Ученые все чаще делают акцент не на описании природы, а на возможности делать предсказания на основе объяснений. Причем, последние должны конкурировать. Параллельно Ф. Бэкон критикует силлогистику Аристотеля, обосновывает социальное значение науки, импле- ментирует экспериментальный метод в естествознание (попутно он отрицает правоту Коперника, отвергает гипотезу, как форму познания). Становится очевидным, что человек может «владеть» научной идеей, но эта идея есть достояние всех ученых, главное упомянуть того, кто был первым. Появляют- ся термины plagiarize (заниматься плагиатом) и plagiarist (плагиатор).

В. Снеллиус выводит закон преломления и отражения света, первым применяет метод триангуляции в геодезии. Б. Кастелли дает геометрическое доказательство правил измерений потоков воды. Э. Торричелли плодотворно занимается динамикой и кинематикой, продолжая дело Галилея исследует движение по инерции, разрабатывает кинематический метод построения ка- сательной к кривой в данной точке, формулирует принцип движения центров тяжести и закон о скорости вытекания жидкости, опираясь на эксперимент, создает теорию атмосферного давления (побочным эффектом опыта Торри- челли было создание вакуума).

Б. Паскаль устанавливает закон распределения давления в жидкостях, указывает на общность законов равновесия жидкостей и газов, объясняет принцип работы гидравлического пресса. Широкую известность получил инициированный им в 1648 г. решающий эксперимент на вершине потухшего

вулкана Пюи-де-Дом, подтвердивший существование атмосферного давле- ния. Это событие положило начало традиции разрешать натурфилософские споры с помощью эксперимента, апеллируя к установленным фактам. Имен- но Б. Паскаль и Р. Бойль «зародили сомнения в правомерности ссылок на субстанции, существование которых удобно с точки зрения теории, но не может быть продемонстрировано экспериментально»1

В 1645 г. И. Буйо был сформулирован закон всемирного тяготения как закон обратных квадратов. Интуиции на предмет обратных квадратов обна- руживались ранее у Кеплера. Впоследствии этот закон определяется Р. Гу- ком, Дж. А. Борелли, И. Ньютоном как фундаментальный в контексте теории тяготения (гравитации).

Р. Декарт – основоположник модерного рационализма – рассматривает законы природы как основу наших знаний о ней. Он вводит моду на понятия

«гипотеза» и «эфир», отстаивает тезис: наличие сомнения важнейший атрибут познания. Опыту им отводится подчиненная роль по отношению к интеллектуальной интуиции и дедукции. Декарт считает протяженность сущностью тел, редуцирует все природные процессы к пространственному перемещению, создает оригинальную, пусть и ошибочную, теорию вихревого движения; формулирует принцип сохранения количества движения (1644). Отрицая наличие атомов и пустоты, он допускает существование корпускул различной формы. Декарт – механицист, даже физиологические процессы сводятся им к механическому движению. Он критикует телеологию Аристо- теля, заявляя, что «весь род тех причин, которые обыкновенно устанавли- вают через указание цели, неприменим к физическим и естественным вещам; ибо мне кажется безрассудным исследовать и стараться разгадать неиспове- димые цели Бога»2. Наряду со своим оппонентом – Ф. Бэконом, отстаивав- шем эмпиризм, Декарт – знаковая фигура научной методологии эпохи мо- дерна. Его рационализм подвергается пересмотру и оригинальным дополне- ниям в трудах Х. Гюйгенса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

Есть основания считать, что новая эра в истории Европы начинается не с Ренессанса, но немного позже, когда изменился внутренний мир мыслителя, структура знания, способ его получения, обработки, адаптации. «Нет такого итальянца эпохи Возрождения, которого не поняли бы Платон или Аристо- тель; Лютер привел бы в ужас Фому Аквинского, но последнему было бы нетрудно понять его. С XVII веком дело обстоит иначе: Платон и Аристо- тель, Фома Аквинский и Оккам не смогли бы понять Ньютона»3.

Заметим, что ученому XXI в. не так просто понять Ньютона или Кепле- ра. Их стиль мышления и способ подачи материала далек от современных стандартов. Ньютон, например, не только был страстным любителем алхи- мии и экзегетики, но и всерьез пытался определить дату конца света. Кеплер



1 Вуттон Д. Изобретение науки. С. 311.

2 Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 374.

3 Рассел Б. История западной философии. Т. 2. С. 44.

в работах по астрономии апеллирует к мнению своей жены, которая высту- пает в качестве свидетеля его наблюдений за небесными телами, реалистично описывает, что подается ему на ужин, и в какой посуде. Бойль на протяжении всей своей научной деятельности активно занимался миссионерством, считая, как и многие его современники, что идеальные математические кон- струкции существуют в уме Бога. Он, как и Ньютон, верил в существование философского камня, был убежден в реальности алхимической трансмутации одного вещества в другое.

Несомненно, наиболее яркая фигура рассматриваемого периода – Исаак Ньютон – основоположник современной механики и автор ее понятийно- категориального аппарата, создатель математики непрерывных процессов. Им внесен весомый вклад в формирование классической научной картины мира (речь о ней пойдет ниже). Ньютон родился в год смерти Галилея (1642) и прожил 84 года. Он не просто открыл закон всемирного тяготения (1666), а разработал его математическую модель в труде «Математические начала на- туральной философии» (1687). Там же, с помощью геометрического метода и ввода идеализированных объектов, он создал единую систему земной и не- бесной механики, сформулировал три ее закона – инерции, пропорциональ- ности количества движения и силы, равенства действия и противодействия. Главные «персонажи» этой работы движение и сила. Одна из особенностей

«Математических начал», отличающая их от «Начал философии» Декарта, – это то, что Ньютон не считал, что для передачи действия требуется не- посредственное соприкосновение тел. Ньютон говорит о «силах», которые с самого начала понимаются как дискретные импульсы, воздействующие на тело таким образом, что могут изменить его скорость»1.

Ньютон формулирует четыре «правила умозаключений в физике»: не следует искать в мире причин, сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснений; нужно учитывать каузальную универсальность, а также то, что свойства всех тел определяются опытным путем. Наконец, индуктивно полу- ченные выводы, несмотря на возможность контраргументов, «должны быть почитаемы за верные или в точности, или приближенно, пока не обнаружатся такие явления, которыми они (выводы – В. В.) еще более уточнятся или же окажутся подверженными исключениям»2. Одновременно с Г. Лейбницем, Ньютон разработал и применил метод флюксий и флюент (дифференциаль- ное и интегральное исчисление).

Ньютон отвергал те теории, которые нельзя вывести из эксперимента математически. Дискутируя заочно с Декартом, экспериментально доказал ошибочность его концепции первичности белого цвета (разложение белого цвета призмой было осуществлено Ньютоном в 1666 г.). В работе «Оптика»

1 Деар П. Событие революции в науке. Европейское знание и его притязания (1500– 1700). С. 273.

(1704) отстаивал корпускулярную теорию света. Не считал цвет объективной физической величиной.

В противовес Ньютону, голландец Х. Гюйгенс был сторонником волно- вой теории света, критически относился к принципу дальнодействия. В отли- чие от Декарта он отождествлял тело с атомами, пространство – с пустотой. Его атомизм также идет в русле безальтернативного механицизма, ибо «при- чины всех естественных явлений постигают при помощи соображений меха- нического характера»1.

Наряду с оптикой, Гюйгенс занимался механикой (вывел законы сво- бодного падения тел, падения по наклонной плоскости, по циклоиде; закон движения маятника), астрономией, математическим анализом. Ему принадле- жит одна из первых работ по теории вероятностей. Им установлены констан- ты термометра – точки таяния льда и кипения воды. Одновременно с ним эту операцию проделал Р. Гук – еще один английский ученый и изобретатель, прекрасный архитектор. Он отстаивал декартовскую концепцию сохранения вещества и движения, был противником корпускулярной теории. Разработал теорию капиллярности и поверхностного натяжения жидкости, сформулиро- вал закон упругости.

Р. Гук был ассистентом Р. Бойля механициста (природа у него

«часовой механизм») и радикального сторонника эмпиризма Ф. Бэкона. Открыв опытным путем закон сжатия газов, Бойль пренебрег его осмысле- нием в рамках теории. Не всегда удовлетворяли современников его каузаль- ные объяснения фиксируемых явлений. Т. Гоббс, например, видел в экспери- ментировании лишь усложненную процедуру инвентаризации феноменов, обнаружения новых или даже мнимых вещей. Он вслед за Аристотелем считал философию знанием о причинах; эксперимент же действительных причин не открывает и дает мало пищи разуму. Гоббс обвинял Бойля в бездоказательном постулировании корпускул и вакуума.

Разумеется, как и любой другой ученый, Бойль заблуждался. Но у него были и гениальные прозрения. В работе «Скептический химик» (1661) он выдвигает гипотезу, которую не мог подтвердить: элементы – неразложимые сущности, состоящие из однородных корпускул, состав вещества определяет его качества. Целью химии (ее основателем нередко называют Бойля), яв- ляется изучение этого состава. Бойль констатирует: законы природы непод- властны нашему контролю, но информация о них может быть получена искусственным путем. Для него, пишет Б. Латур, лабораторные эксперимен- ты обладают максимальным авторитетом. Благодаря Бойлю и его последо- вателям, в науку вторгаются «немые сущности», «нечеловеки» (термины Латура). Они – совокупность элементов и результатов опыта. «Нечеловеки» формируют факты, наделяются смыслом, семиотической властью, способ-





1 Гюйгенс Х. Трактат о свете. М., Л., 1935. С. 12.

ностью свидетельствовать, оставлять знаки на лабораторном оборудовании; именно об их «поведении» ведут дискуссии ученые1.

Нельзя обойти вниманием немецкого мыслителя-универсала Г. Лейб- ница, который заложил фундамент математического анализа, стоял у истоков математической логики, дал определение закону достаточного основания, начал разработку символического исчисления, изобрел счетную машину. Лейбниц ввел в механику понятие живой силы и принцип наименьшего действия. В отличие от Ньютона утверждал относительность пространства и времени. Создал оригинальное учение о монадах, сформулировал теорию возможных миров. Он реабилитировал метафизику в деле познания мира.

«Не математика, а именно метафизика должна, по Лейбницу, раскрыть существенные измерения природного бытия»2. Однако немецкий философ демаркирует целевые причины метафизики и действующие причины, кото- рым подчиняются физические законы движения тел.

Эволюционируют науки об органическом мире. В 1543 г. в Пизе (Ита- лия) создан первый ботанический сад нового типа (этому способствовал наплыв новых растений из Америки). Чуть позже У. Альдрованди заложил ботанический сад в Болонье, издал 17 томов зарисовок минералов, растений и животных. У. Гарвей формулирует и экспериментально подтверждает тео- рию кровообращения (1628), нанося удар по авторитету античной медицины. М. Мальпиги обнаруживает капилляры, проводит исчерпывающее микро- скопическое исследование растений. Объекты живой природы изучают с помощью микроскопа Р. Гук и А. ван Левенгук – первооткрыватель бакте- рий. Таксономией растений и животных плодотворно занимаются Дж. Рей и Дж. Питтон де Турнефор.

В рассматриваемый период появляются первые труды по демографии (Дж. Граунт, Э. Галлей), развивается социально-гуманитарное знание. Возни- кают радикально новые концепции государства и права, свобод личности, сущности политической деятельности и образования. В статусе классических впоследствии утверждаются «Метод легкого изучения истории» (1566) Ж. Бодена, «Три книги о праве войны и мира» (1625) Г. Гроция, «Левиафан» (1651) Т. Гоббса, «Два трактата о правлении» (1689) и «Мысли о воспита- нии» (1691) Дж. Локка. «Богословско-политический трактат» (1670) пантеис- та Б. Спинозы считается первым трудом в области религиоведения. А. Арно и К. Лансло, анализируя древние и современные языки, дают их граммати- ческое описание, основанное на признании всеобщности лингвистических категорий. Врача и статистика У. Петти можно считать родоначальником классической политэкономии; им разработана трудовая теория стоимости.

В начале эпохи модерна появляются первые научные сообщества и научные издания. У. Гильберт включает в труд «О магните» (1600) первый в



1 Латур Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб., 2006.

С. 86–87.

2 Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII XVIII вв.). М., 1987. С. 329.

истории науки систематической обзор литературы по теме исследования и выражает благодарность другим ученым. Тем самым он констатирует нали- чие круга специалистов, по сути, работающих сообща над проблемами. Коммуникация, публикация и оценка результатов исследований критиками утверждаются в качестве необходимых условий научной жизни.

Талантливым медиатором научной жизни Европы первой половины XVII в. был французский ученый и богослов М. Мерсенн. В Италии (Тоска- на) интеллектуалы объединяются в сообщества (Академиа деи Линчей, Ака- демиа дель Чименто), занимающиеся книгоиздательством и популяризацией экспериментальной философии. В 1667 г. вышли «Записки об экспериментах над природой, произведенных в Академии дель Чименто». В 1660 г. основано Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе. С 1665 г. оно издает «Философские труды Королевского общества» один из ста- рейших в мире научных журналов. Членами Королевского общества были Р. Бойль, Р. Гук, У. Петти, И. Ньютон, Э. Галлей. Первым иностранным чле- ном стал Х. Гюйгенс. В 1666 г. Людовиком XIV основана Французская академия наук, в 1700 – Прусская академия (Берлин), в 1724 – Петербургская. Активную организационную работу проводил член иезуитского Коллегио Романо Афанасий Кирхер натуралист (установил, что в вакууме звук не распространяется), географ (составил первую карту океанических течений), лингвист, египтолог. Несмотря на непростые отношения между учеными и Церковью и наличие «Индекса запрещенных книг», ряд като- лических священнослужителей (вплоть до кардиналов и пап), протестантских религиозных деятелей сыграли позитивную роль в развитии естественно- научных знаний и финансировании научных проектов. Сожжение Дж. Бруно, который, по словам А. Койре, был «не очень крупный философ и слабый ученый»1, или суд над Галилеем эпизоды, которые, разумеется, никак нельзя отнести в актив Церкви. Не стоит забывать, что ученый-атеист в те времена нонсенс. Коперник, Кеплер и многие другие мыслители заявляли в своих трудах, что их цель постижение Божьего замысла и приближение к Творцу. Но имела место и другая тенденция четко проводить границу между религиозными убеждениями и научными изысканиями (Ф. Бэкон,

Б. Паскаль).

  1. 1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   50


написать администратору сайта